Право на ошибку – как относиться к своим и чужим неудачам
Начало осени неотвратимо напоминает нам о школе. Уже очень скоро детские дневники запестрят оценками, и далеко не всегда это будут одни пятёрки. Как же реагировать на детские двойки и другие ошибки, чтобы не запугать ребёнка, а помочь ему учиться на своих промахах? И как нам самим относиться к собственным ошибкам, чтобы не бояться действовать, смело идти дальше по жизни?
Практически все мы, взрослые и дети, привычно боимся совершить ошибку – выглядеть глупо, смешно, непрофессионально в своих и чужих глазах, подвергнуться осуждению и критике. Так, в большинстве своём, мы воспитаны – со школьных времён ошибка несёт нам «двойку» – осуждение и наказание. А те, кто ошибается раз за разом, в нашем обществе быстро объявляются «неудачниками». Но это – совершенно неправильное отношение к ошибкам, которые в жизни абсолютно естественны. Ошибки учат нас новому, помогают совершенствоваться, расширяют наш кругозор и дарят опыт. Чтобы научиться ходить – придётся снова и снова падать, чтобы прекрасно рисовать – сначала нужно испортить кипу бумаги. Ребёнок, которому внушили, что он никогда не должен совершать ошибок, рискует вырасти запуганным и безынициативным, глубоко разочарованным в себе и мире.
Причиной ошибок может быть стечение обстоятельств, невнимательность, неопытность и незнание, стресс, неумение общаться и выстраивать отношения, и т.д. В любом случае, реагируя на ошибку другого человека, например, ребёнка или подчинённого, старайтесь сделать критику конструктивной, то есть – помощью, а не помехой в исправлении ошибки и совершенствовании. Для этого:
Скажем, ребёнок использовал вашу дорогую косметику, чтобы нарисовать ваш портрет. И если накричать на него: «Совсем головой не думаешь! Чем мне теперь пользоваться?! Останешься без мультиков на неделю!» – новых шедевров живописи вы, скорее всего, не увидите. Но можно поступить и иначе: «Спасибо, милый, очень интересная идея – передать сходство с помощью косметики. Но она гораздо дороже фломастеров и была мне очень нужна. Давай вместе выберем в магазине, что тебе пригодится для рисования. Я рада, что с тобой можно поговорить, и ты всё понимаешь». Наше искреннее желание помочь побудит человека исправляться и стараться гораздо эффективнее, чем любые оскорбления, угрозы, крики или подколки.
Чтобы «научиться правильно ошибаться», поддержать себя и других после совершения ошибки, стоит помнить несколько простых истин:
– Ошибки в жизни совершенно неизбежны – это наш способ учиться и расти
Дайте понять детям и напоминайте себе, что все мы – люди – несовершенны. Ошибки, неудачи и разочарования – это нормальная часть жизни, следствие наших решений и поступков. Важно анализировать этот негативный опыт, делать из него выводы и извлекать уроки, а не поддаваться страху и самоосуждению. Ошибка не перечеркивает вложенные нами усилия – всё, чему мы научились, пригодится нам при следующей попытке.
– Ошибка говорит о неверных действиях человека, а не о его несостоятельности
Не отождествляйте себя со своими ошибками и научите этому ребёнка. Получивший двойку не «дурак и двоечник», а тот, кто пока не разбирается в какой-то теме. Так же и вы не «растяпа» или «идиотка», а всего лишь человек, который живёт, действует и иногда неизбежно ошибается, а где-то должен приложить больше стараний.
– Нужно не стыдливо прятать ошибки, а принимать их и делать выводы
Нам трудно, стыдно признавать, что мы совершили ошибку – мы даже себе готовы внушить, что «вышло не так уж и плохо» или «у меня и не могло получится, не стоило даже пытаться». Но такая негибкость мешает нам учиться и расти. Вместо того чтобы «заметать ошибку под ковёр» стоит как следует её рассмотреть. Спросите себя: в чём именно заключалась ошибка, какие действия или неверные решения к ней привели, что можно сделать, чтобы не допустить её повторения? Но помните: вы ищите причины ошибок, а не оправдание им – второе совершенствованию никак не поможет.
И не прокручивайте в голове свои старые ошибки снова и снова – это может лишить уверенности в себе, парализовать любую активность. Признав ошибку, её нужно отпустить, извлекая из памяти лишь в схожих обстоятельствах, в качестве образца и урока. Старайтесь смотреть на проблемы шире – в любой ситуации есть множество способов действия, моделей поведения, которые можно использовать.
– Наша цель – становиться лучше, а не быть идеальными
Не завышайте планку, не обещайте себе после ошибки в следующий раз справиться идеально – просто старайтесь сделать лучше. И дайте себе время. После той же двойки сложно сразу получить пятёрку, но можно получить тройку, затем – четвёрку и наконец – пятёрку. И ценность пути совершенствования будет куда больше ценности отметки.
Помните, что идеал недостижим – перфекционизм лишь подпитывает нашу тревожность, неудовольствие, депрессивные состояния. Не фокусируйтесь на своих слабостях и неудачах – у любого человека есть слабые и сильные стороны.
– Оценивая результат своих действий, стоит учитывать конкретику момента и своего состояния
Не требуйте от себя, скажем, приготовления одинаково шикарного ужина в выходной или вечером трудного рабочего дня. Старайтесь понимать и принимать себя, поощрять в стремлении стать лучше, но не ешьте себя поедом за любую ошибку. Скажите себе: «Это лучшее, что было возможно сделать в тех обстоятельствах. С учётом этого опыта, в следующий раз у меня получится лучше».
– В жизни, как и в науке, важны эксперименты
Позвольте себе экспериментировать. Далеко не любой эксперимент, научный, кулинарный или жизненный, оканчивается безоговорочной удачей. Но это не делает их менее ценными. Практикуйтесь, ошибайтесь снова и снова, используя полученный опыт и совершенствуя свои навыки. Отнеситесь к неудачам как к вызову, находя в них мотивацию к росту.
– То, что мы считаем ошибкой, не всегда ей является
В случае с детскими задачками, как правило, всё однозначно – есть верный и неверный ответ. Но то, что считаем ошибками и неудачами мы – взрослые, далеко не всегда заслуживает такого ярлыка. Скажем, являются ли ошибкой отношения, в итоге окончившиеся расставанием, но в процессе принёсшие нам много радости и важного опыта? Неудача ли развод с изменившим партнёром?
– Многие ошибки можно и нужно исправлять
Недаром говорят: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её – совершил ещё одну ошибку». И, кстати, всегда стоит помнить, что ошибкой может быть не только действие, но и бездействие. Исправляя ошибку, не зазорно и попросить помощи у близких людей или специалиста в какой-то области, ведь, как говорится: «Эксперт – это человек, который уже совершил все возможные ошибки в своей специальности».
– Не стоит придавать мелким ошибкам излишнюю значимость
Не стоит драматизировать – очень немногие ошибки имеют крайне серьёзные или трагические последствия. А если кто-то вас покритиковал – спросите себя, конструктивная ли это критика, поможет ли она вам? И если нет – не обращайте на неё внимания. Почаще напоминайте себе, что все ваши кумиры, все успешные люди совершали в жизни ошибки, что не помешало им достичь сегодняшних высот.
Преодолеть внутренний дискомфорт и страх от совершения ошибки непросто. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Позвольте себе совершать ошибки, учитесь признавать их, извиняться за них и исправлять, старайтесь не «халявить», а выполнять любое дело как можно лучше.
Важность работы над собой – это пример, который мы должны показывать нашим детям. Объясняйте им, в чём они ошибаются, поддерживайте, помогайте извлекать уроки, менять подходы, исправлять ошибки и двигаться дальше по жизни, осуществляя свои цели и мечты.
Написать комментарий
Конечно, все мы люди и ошибки в жизни делаем регулярно. Но их можно свести к минимуму, если научиться превращать свои просчеты в полезный опыт. Вместо того, чтобы искать оправдания или копоть себя, лучше рассматривать свои неудачи, как возможность развить необходимые качества. А ещё обращать внимание на ошибки других и извлекать из них урок, чтобы не наступать на те же грабли. «Все, что с ним случилось, служит предостерегающим примером…» - Библия.