21 ДЕК, 18:01 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Право на ошибку – как относиться к своим и чужим неудачам

4 Сентября 2022 9788 1 Бизнес и психология
Право на ошибку – как относиться к своим и чужим неудачам

Начало осени неотвратимо напоминает нам о школе. Уже очень скоро детские дневники запестрят оценками, и далеко не всегда это будут одни пятёрки. Как же реагировать на детские двойки и другие ошибки, чтобы не запугать ребёнка, а помочь ему учиться на своих промахах? И как нам самим относиться к собственным ошибкам, чтобы не бояться действовать, смело идти дальше по жизни?

Практически все мы, взрослые и дети, привычно боимся совершить ошибку – выглядеть глупо, смешно, непрофессионально в своих и чужих глазах, подвергнуться осуждению и критике. Так, в большинстве своём, мы воспитаны – со школьных времён ошибка несёт нам «двойку» – осуждение и наказание. А те, кто ошибается раз за разом, в нашем обществе быстро объявляются «неудачниками». Но это – совершенно неправильное отношение к ошибкам, которые в жизни абсолютно естественны. Ошибки учат нас новому, помогают совершенствоваться, расширяют наш кругозор и дарят опыт. Чтобы научиться ходить – придётся снова и снова падать, чтобы прекрасно рисовать – сначала нужно испортить кипу бумаги. Ребёнок, которому внушили, что он никогда не должен совершать ошибок, рискует вырасти запуганным и безынициативным, глубоко разочарованным в себе и мире.

Причиной ошибок может быть стечение обстоятельств, невнимательность, неопытность и незнание, стресс, неумение общаться и выстраивать отношения, и т.д. В любом случае, реагируя на ошибку другого человека, например, ребёнка или подчинённого, старайтесь сделать критику конструктивной, то есть – помощью, а не помехой в исправлении ошибки и совершенствовании. Для этого:

– Не начинайте разговор, если вы злитесь, раздражены и хотите лишь уязвить человека, а не помочь ему.
– Отметьте, если намерение человека было позитивным, если что-то у него поучилось хорошо.
– Укажите, что конкретно ему не удалось и совместно разберитесь, почему.
– Вместе составьте план «работы над ошибками».
– При необходимости – предложите свою помощь или нужные ресурсы.
– Поблагодарите визави за внимание и сотрудничество.
– Подавайте хороший пример: не скрывайте собственных промахов, делайте их уроками.

Скажем, ребёнок использовал вашу дорогую косметику, чтобы нарисовать ваш портрет. И если накричать на него: «Совсем головой не думаешь! Чем мне теперь пользоваться?! Останешься без мультиков на неделю!» – новых шедевров живописи вы, скорее всего, не увидите. Но можно поступить и иначе: «Спасибо, милый, очень интересная идея – передать сходство с помощью косметики. Но она гораздо дороже фломастеров и была мне очень нужна. Давай вместе выберем в магазине, что тебе пригодится для рисования. Я рада, что с тобой можно поговорить, и ты всё понимаешь». Наше искреннее желание помочь побудит человека исправляться и стараться гораздо эффективнее, чем любые оскорбления, угрозы, крики или подколки.

Чтобы «научиться правильно ошибаться», поддержать себя и других после совершения ошибки, стоит помнить несколько простых истин:

– Ошибки в жизни совершенно неизбежны – это наш способ учиться и расти

Дайте понять детям и напоминайте себе, что все мы – люди – несовершенны. Ошибки, неудачи и разочарования – это нормальная часть жизни, следствие наших решений и поступков. Важно анализировать этот негативный опыт, делать из него выводы и извлекать уроки, а не поддаваться страху и самоосуждению. Ошибка не перечеркивает вложенные нами усилия – всё, чему мы научились, пригодится нам при следующей попытке.

– Ошибка говорит о неверных действиях человека, а не о его несостоятельности

Не отождествляйте себя со своими ошибками и научите этому ребёнка. Получивший двойку не «дурак и двоечник», а тот, кто пока не разбирается в какой-то теме. Так же и вы не «растяпа» или «идиотка», а всего лишь человек, который живёт, действует и иногда неизбежно ошибается, а где-то должен приложить больше стараний.

– Нужно не стыдливо прятать ошибки, а принимать их и делать выводы

Нам трудно, стыдно признавать, что мы совершили ошибку – мы даже себе готовы внушить, что «вышло не так уж и плохо» или «у меня и не могло получится, не стоило даже пытаться». Но такая негибкость мешает нам учиться и расти. Вместо того чтобы «заметать ошибку под ковёр» стоит как следует её рассмотреть. Спросите себя: в чём именно заключалась ошибка, какие действия или неверные решения к ней привели, что можно сделать, чтобы не допустить её повторения? Но помните: вы ищите причины ошибок, а не оправдание им – второе совершенствованию никак не поможет.

И не прокручивайте в голове свои старые ошибки снова и снова – это может лишить уверенности в себе, парализовать любую активность. Признав ошибку, её нужно отпустить, извлекая из памяти лишь в схожих обстоятельствах, в качестве образца и урока. Старайтесь смотреть на проблемы шире – в любой ситуации есть множество способов действия, моделей поведения, которые можно использовать.

– Наша цель – становиться лучше, а не быть идеальными

Не завышайте планку, не обещайте себе после ошибки в следующий раз справиться идеально – просто старайтесь сделать лучше. И дайте себе время. После той же двойки сложно сразу получить пятёрку, но можно получить тройку, затем – четвёрку и наконец – пятёрку. И ценность пути совершенствования будет куда больше ценности отметки.

Помните, что идеал недостижим – перфекционизм лишь подпитывает нашу тревожность, неудовольствие, депрессивные состояния. Не фокусируйтесь на своих слабостях и неудачах – у любого человека есть слабые и сильные стороны.

– Оценивая результат своих действий, стоит учитывать конкретику момента и своего состояния

Не требуйте от себя, скажем, приготовления одинаково шикарного ужина в выходной или вечером трудного рабочего дня. Старайтесь понимать и принимать себя, поощрять в стремлении стать лучше, но не ешьте себя поедом за любую ошибку. Скажите себе: «Это лучшее, что было возможно сделать в тех обстоятельствах. С учётом этого опыта, в следующий раз у меня получится лучше».

– В жизни, как и в науке, важны эксперименты

Позвольте себе экспериментировать. Далеко не любой эксперимент, научный, кулинарный или жизненный, оканчивается безоговорочной удачей. Но это не делает их менее ценными. Практикуйтесь, ошибайтесь снова и снова, используя полученный опыт и совершенствуя свои навыки. Отнеситесь к неудачам как к вызову, находя в них мотивацию к росту.

– То, что мы считаем ошибкой, не всегда ей является

В случае с детскими задачками, как правило, всё однозначно – есть верный и неверный ответ. Но то, что считаем ошибками и неудачами мы – взрослые, далеко не всегда заслуживает такого ярлыка. Скажем, являются ли ошибкой отношения, в итоге окончившиеся расставанием, но в процессе принёсшие нам много радости и важного опыта? Неудача ли развод с изменившим партнёром?

– Многие ошибки можно и нужно исправлять

Недаром говорят: «Тот, кто совершил ошибку и не исправил её – совершил ещё одну ошибку». И, кстати, всегда стоит помнить, что ошибкой может быть не только действие, но и бездействие. Исправляя ошибку, не зазорно и попросить помощи у близких людей или специалиста в какой-то области, ведь, как говорится: «Эксперт – это человек, который уже совершил все возможные ошибки в своей специальности».

– Не стоит придавать мелким ошибкам излишнюю значимость

Не стоит драматизировать – очень немногие ошибки имеют крайне серьёзные или трагические последствия. А если кто-то вас покритиковал – спросите себя, конструктивная ли это критика, поможет ли она вам? И если нет – не обращайте на неё внимания. Почаще напоминайте себе, что все ваши кумиры, все успешные люди совершали в жизни ошибки, что не помешало им достичь сегодняшних высот.


Преодолеть внутренний дискомфорт и страх от совершения ошибки непросто. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Позвольте себе совершать ошибки, учитесь признавать их, извиняться за них и исправлять, старайтесь не «халявить», а выполнять любое дело как можно лучше.

Важность работы над собой – это пример, который мы должны показывать нашим детям. Объясняйте им, в чём они ошибаются, поддерживайте, помогайте извлекать уроки, менять подходы, исправлять ошибки и двигаться дальше по жизни, осуществляя свои цели и мечты.

Наталия Красовская

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
A
14:42, 06.12 0 0
Anastasia :

Конечно, все мы люди и ошибки в жизни делаем регулярно. Но их можно свести к минимуму, если научиться превращать свои просчеты в полезный опыт. Вместо того, чтобы искать оправдания или копоть себя, лучше рассматривать свои неудачи, как возможность развить необходимые качества. А ещё обращать внимание на ошибки других и извлекать из них урок, чтобы не наступать на те же грабли. «Все, что с ним случилось, служит предостерегающим примером…» - Библия.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more