21 ЯНВ, 13:50 МСК
USD (ЦБ)    101.9579
EUR (ЦБ)    105.0457
Владелец умной колонки? Попросите Алису прочитать новости «Капитала Страны»


Байденомике не хватает планирования! О попытках США вернуться к плановым механизмам для глобальной конкуренции с Китаем

26 Ноября 2021 9699 0 Исследования
Байденомике не хватает планирования! О попытках США вернуться к плановым механизмам для глобальной конкуренции с Китаем

Многотриллионный предвыборный план Байдена по поддержке американской промышленности, включающий в себя огромные новые инвестиции в инфраструктуру, обучение рабочей силы и зеленые технологии; реформу правил международной торговли; налоговые льготы для повторного трудоустройства в обрабатывающей промышленности с трудом продвигается в дебрях Конгресса, и подвергается широкому обсуждению, в котором вскрываются его недостатки системного характера, связанные с отсутствием плановых механизмов целеполагания и управления.

В предыдущей статье мы писали о сохранении тренда на реиндустриализацию американской экономики в экономической политике нового президента Дж. Байдена. Однако, разумеется, проблемы, встающие перед США, носят более глубокий и комплексный характер, вскрывающий как глубочайший кризис в системе международного разделения труда и глобальных цепочек стоимости, так и перезревшую актуальность использования действенных механизмов планирования экономики, прекрасно зарекомендовавших себя в Китае.

Многотриллионный предвыборный план Байдена по поддержке американской промышленности, включающий в себя огромные новые инвестиции в инфраструктуру, обучение рабочей силы и зеленые технологии; реформу правил международной торговли; налоговые льготы для повторного трудоустройства в обрабатывающей промышленности с трудом продвигается в дебрях Конгресса, и подвергается широкому обсуждению, в котором вскрываются его недостатки системного характера, связанные с отсутствием плановых механизмов целеполагания и управления. Именно в сфере такой сложной системы как обрабатывающая промышленность планирование наиболее продуктивно выполняет свои функции.

Между тем в  США растет социально-политическое влияние организаций, занимающихся медийной и гражданской поддержкой обрабатывающей промышленности. Один из рупоров такого влияния, учрежденный не так давно День работника обрабатывающей промышленности (Manufacturing Day) уже перерос в соответствующую Неделю (Manufacturing Week). 28 сентября - 2 октября 2020 года в рамках такой Недели Инициатива по промышленной политике Университета Индианы и Институт Хадсона организовали серию виртуальных политических дискуссий с участием представителей кандидатов в Президенты. Первая из этих виртуальных дискуссий «Восстановление промышленного достояния» была посвящена проблеме преодоления негативных последствий аутсорсинга. Соединенные Штаты потеряли значительные производственные мощности с начала века. Как политики могут обратить вспять эту тенденцию? Вторая панельная дискуссия «Стимулирование инноваций» посвящена проблеме вялого роста производительности, с середины 1990-х годов. Какая политика лучше всего повысит производительность и повысит конкурентоспособность США? Повышение устойчивости глобальных цепочек поставок в США находилось в центре внимания третьей и заключительной панельной дискуссии. Пандемия COVID-19 выявила хрупкость глобальных цепочек создания стоимости. Какую роль может сыграть правительство США, чтобы свести к минимуму будущие сбои в цепочке поставок? Является ли решоринг ответом на эти вызовы? Таким образом, в настоящее время для всех американских политиков, независимо от политической окраски, тема промышленности становится доминирующей в повестке дня.

Весь мир является свидетелем возгорающейся полномасштабной торгово-экономической войны США и Китая. О том, что администрация Байдена намерена следовать во внешнеторговых отношениях жестким курсом свидетельствует назначение Байденом Кэтрин Тай на пост торгового представителя США (USTR). Тай. Будучи юристом в области международной торговли, понимает необходимость промышленной политики в период восстановления после COVID. Она также понимает, что международные торговые соглашения не должны препятствовать необходимым внутренним экономическим программам. Тай в администрации Обамы занимала место в первом ряду во время прошлых попыток использовать процессы ВТО и двусторонний диалог для достижения глобальных целей предыдущего демократического президента. В то время общепринятым мнением было то, что Китаю просто нужно некоторое «убеждение», чтобы поддаться неизбежному и стать более похожим на западные капиталистические демократии. Гарвардский профессор Марк Ву, назначенный старшим советником USTR, также очень скептически относится к тому, что ВТО будет полезна для американо-китайских отношений в ближайшее время.

Тай, безусловно, признает, что стандартные инструменты торговой политики часто бессильны перед лицом систематического несоответствия валют. Повышение тарифов президентом Трампом были чрезвычайно важно для многих отраслей, но тарифы не смогли преодолеть сильный доллар, который сделал американские товары, услуги и рабочую силу более дорогими во всем мире. Команда президента Байдена показала, что понимает эту проблему, назначив Брэда Сетсера — валютного эксперта и бывшего чиновника Казначейства — старшим советником торгового представителя США.

Вырабатывая меры реагирования на глобальные угрозы со стороны Китая, Национальная ассоциация производителей (NAM) направила Президенту Трампу письмо с предложением проводить новую глобальную стратегию поддержки обрабатывающей промышленности, направленную на сохранение американского доминирования. В мировой обрабатывающей промышленности «Китай уже давно является центром несправедливых промышленных субсидий и избыточных производственных мощностей в таких областях, как сталь и алюминий, которые искажают мировые рынки. Китай продолжает поощрять дискриминационную промышленную политику, принудительную передачу технологий и кражу интеллектуальной собственности, которые наносят ущерб производителям и работникам в Соединенных Штатах».

NAM считает, что новая стратегия США «должна включать в себя все доступные инструменты, включая целенаправленное двустороннее взаимодействие, напористое лидерство США в глобальных институтах и тесное, скоординированное взаимодействие с союзниками и партнерами».

Перечень направлений реализации стратегии включает следующие элементы:

  • Инклюзивная политика в отношении инвестиций, направленных на укрепление внутренней американской системы цепочек поставок, развитие американской производственной рабочей силы, улучшение инфраструктуры, продвижение инноваций;
  •  Напористое глобальное лидерство для обеспечения того, чтобы Соединенные Штаты, а не Китай, писали правила для постпандемической глобальной экономики и торговли; США должны возглавить усилия по модернизации Всемирной торговой организации и присоединиться к всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве;
  • Четкое, последовательное давление — непосредственно и с союзниками — на Китай, чтобы он полностью выполнил торгово-экономические обязательства, которые он взял на себя перед Соединенными Штатами, в том числе те, которые были приняты в процессе вступления в ВТО;
  • Стратегическое использование внутренних и многосторонних инструментов обеспечения соблюдения торговых связей, которые могут эффективно решать проблемные проблемы торгового поведения Китая целенаправленным образом, в сочетании с быстрым обзором инструментов обеспечения соблюдения торговых правил, широкое использование которых нанесло прямой ущерб и значительную неопределенность производителям и работникам в США;
  • Стратегически своевременное возобновление переговоров по надежному, всеобъемлющему и полностью осуществимому торговому соглашению с Китаем, которое учитывает широкий спектр нерешенных торговых барьеров и проблемного поведения Китая;
  • Активные переговоры с надежными торговыми партнерами, особенно в Северной и Южной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, по инновационным соглашениям и программам, ориентированным на диверсификацию и безопасность цепочек поставок;
  • Модернизация нормативно-правовой базы национальной безопасности в области инвестиционной безопасности и экспортного контроля, посредством тщательно разработанных, целенаправленных подходов непосредственно и с союзниками.

 

А с другой стороны в США нарастает озабоченность отставанием страны от Китая в области стратегического планирования экономики.

Майкл Коллинз,  президент консалтинговой компании MPC Management, автор книги «Спасая американское производство» (2006) и множества статей в популярной прессе, с досадой отмечает: «США не только не имеют торговой политики; у страны нет плана. Китай, напротив, имеет четко определенный 10-летний план того, как стать страной № 1». Выполняемый в настоящее время План «Сделано в Китае 2025» использует комбинацию государственных субсидий, государственных предприятий и стремления к накоплению интеллектуальной собственности, для того чтобы догнать и в конечном итоге обогнать другие страны в 10 ключевых секторах, от ИТ и телекоммуникаций до передовой робототехники и искусственного интеллекта. Мы также выявляли как Китай использовал политику импортозамещения в высокотехнологичных отраслях, для того чтобы увеличить свой научно-технологический потенциал.

Предлагаемые М.Коллинзом меры по созданию механизма  плановой экономики в США отличаются смелостью и подчинением финансовых параметров общеэкономическим задачам возрождения реального сектора экономики:

Цель 1: В плане нужно указывать, сколько рабочих мест в год в течение следующих 4 лет будет создаваться, чтобы добиться прироста 5 миллионов новых рабочих мест в обрабатывающей промышленности.

Цель 2: Валютные манипуляции. В плане должно быть указано, когда валютные манипуляции будут остановлены по странам и годам. В нем также необходимо описать применяемое наказание, такое как плата за доступ к рынку.

Цель 3: Стоимость доллара. Основной причиной торгового дефицита является переоцененный на 20-30% доллар. В Конгрессе есть законопроект, который вводит плату за доступ к рынкам, чтобы начать процесс балансировки нашей торговли. Министерство финансов должно сформулировать измеримую цель о том, как и когда они могут снизить стоимость доллара в год.

Цель 4: Дефицит торгового баланса. США движутся к торговому дефициту в 1 триллион долларов. В плане необходимо указать ежегодную сумму сокращения дефицита, и в каком году можно рассчитывать на выравнивание торгового баланса.

Цель 5: Приоритезация важнейших отраслей. В базе данных Бюро труда перечислены 38 отраслей, которые сокращаются по числу компаний и рабочих мест, поэтому в плане должно быть указано, какую из этих отраслей мы готовы сохранить. В нем также должно быть сказано, какие отрасли передовых технологий должны быть защищена.

Цель 6: Рост ВВП за счет обрабатывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность составляла 21% ВВП в 1975 году, но медленно разрушалось в течение многих лет. Сейчас ее доля 11%. В плане должна быть указана цель, каким должен быть ВВП % через 4 года. Если мы сможем добиться достижения большинства из этих целей, разумной целью будет 16% ВВП.

Цель 7: Экспорт. Увеличение экспорта является критическим фактором для балансировки торгового баланса. Оно не должно быть общей целью, подобной цели Обамы 2010 года по удвоению экспорта. Нам нужна измеримая цель, которую можно измерить из года в год с точки зрения увеличения экспорта в процентах.

Цель 8: Импорт. Тесно связанное с экспортом сокращение импорта также поможет достичь цели сокращения торгового дефицита и может измеряться из года в год с точки зрения снижения %.

Таким образом, на фоне нарастающего кризиса уходящей глобальной системы американского лидерства, сопровождающейся развалом системы международных поставок (глобальных цепочек стоимости) США с возрастающим пониманием осознают необходимость использования китайских механизмов планирования экономики, для того чтобы сохранить шансы к сопротивлению новому индустриальному гиганту. В зависимости от способности правящей администрации США к усвоению уроков и адаптации чужих управленческих механизмов  разворачивающаяся драма глобального соперничества подарит нам новые захватывающие эпизоды.

Статья выполнена по гранту РФФИ-БрФФИ, проект  20-510-00026  «Оценка макроэкономической эффективности интеграции отраслей обрабатывающей промышленности России и Республики Беларусь в глобальные цепочки стоимости»

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more