22 ДЕК, 04:41 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


«Проблемные» коллеги: взаимодействуем без конфликтов

11 Ноября 2021 9714 1 Бизнес и психология
«Проблемные» коллеги: взаимодействуем без конфликтов

Любой, даже самый бесконфликтный человек может оказаться вынужден взаимодействовать с коллегой, который чем-то раздражает его, мешает работать, а иногда и откровенно вредит, присваивая чужие заслуги или срывая сроки. Как же выстроить конструктивные рабочие отношения с коллегой, который действует на нервы?

У каждого из нас свой уникальный характер. Для того чтобы нам было проще понимать движущие мотивы друг друга и строить отношения, психологи предлагают способы классификации типов личностей. Например, так называемый метод «Большой пятёрки» определяет степень экстраверсии человека, его доброжелательности и открытости новому, добросовестности и невротизма. Очевидно, что людям с резко контрастирующими характерами бывает непросто сработаться друг с другом. Но, как правило, возникшую неприязнь вполне можно держать в узде, если осознать причину своих эмоций и понять чужую мотивацию.

Недружелюбные коллеги

Иногда человек просто не стремится понравиться окружающим и со стороны может показаться эгоистичным или недружелюбным. Но если по рабочим вопросам он нормально сотрудничает с другими, готов к компромиссам и не проявляет токсичного поведения – стоит признать за ним право не сближаться с окружающими, и общаться не как друзьям, а лишь как коллегам. Это не значит, что вы или он – плохой человек – просто у вас разные предпочтения и потребности в общении. Все вокруг вовсе не обязаны быть друзьями.

«Странные» коллеги

Если ваша неприязнь к коллеге субъективна – «не так» ходит, смотрит, одевается, смеётся и т.д. – убедитесь, что причина столь острой реакции не в вашем собственном негативном опыте или установках. Иногда, чтобы принять особенности поведения человека, достаточно узнать, что их вызывает. Если раздражение не утихнет – просто почаще напоминайте себе об общей цели, объединяющей вас, поговорите с коллегой о том, что может сделать вашу совместную работу более комфортной и эффективной. И не забывайте, что каждый из нас – чей-нибудь «странный коллега с работы» – наверняка и у вас найдутся черты, которые не всем просто выносить.

Встречаются и типы личностей, для конструктивного взаимодействия с которыми придётся приложить куда большие усилия.

Нарциссы и манипуляторы

Люди нарциссического склада просто неспособны признавать чужие идеи и любят щеголять ложным авторитетом, а если они к тому же склонны к манипулированию окружающими, то могут прибегнуть к любым козням, чтобы получить желаемое, – например, присвоить себе чужие заслуги. Не поддавайтесь на попытки подольститься, эмоциональный шантаж чувством вины, наезды и перевод стрелок, вроде: «да вы просто забыли», «ты слишком остро реагируешь!» Отследите любимые стратегии манипулятора и предотвращайте их, не позволяя переступить через себя: чётко обозначайте своё мнение по всем рабочим вопросам, держите других коллег и начальство в курсе хода своих проектов. Проявите нетерпимость к действиям манипулятора, лишая его оружия, а если такой человек работает под вашим началом – укажите на необходимость изменить поведение, пригрозив увольнением ради блага коллектива.

Конфликтеры: агрессоры, критиканы и жалобщики

Как говорится: «хороший коллектив – это когда прибить друг друга иногда хочется, а расстаться – нет» – рабочие конфликты нередки в любом деле. А вот межличностные трения куда опаснее – они склонны разрастаться, разрушать отношения в коллективе и вредить работе. Людям, находящимся в состоянии личного конфликта, нужно очень хорошо помнить, что успех команды зависит от вклада каждого, и найти пути к сосуществованию, а лучше бы и вовсе не работать над одним проектом.

Нередко конфликты возникают, если кто-то из сотрудников слишком авторитарен, склонен навязывать своё мнение и безжалостно критиковать других. В этом случае стоит объединиться с теми коллегами, кто поддерживает конструктивный обмен идеями, и стараться решать спорные вопросы в формате «круглого стола». Причём у авторитарных коллег, нередко, есть и достоинства: они ориентированы на результат, ценят конкретику и честность.

Встречаются среди конфликтеров и пассивно-агрессивные критиканы и жалобщики, сыплющие фразами, вроде: «как можно такого не знать!» или «могли бы и догадаться!» Эти люди, как правило, стремятся не к открытому противостоянию, а к тому, чтобы донести до других своё недовольство. Таких коллег стоит вызвать на прямой разговор и обезоружить конкретными примерами их неприемлемого поведения. Покажите, что вы готовы совместно искать решение общих проблем, но не станете мириться с пассивной агрессией.

Несознательные коллеги

          На шкале добросовестности ответственным людям противостоят те, кто не видит ничего страшного в сорванных сроках и невыполненных обещаниях. Рабочие нормативы и указания начальства не оказывают на таких людей внутреннего давления. Если под вашим началом оказался такой сотрудник – отдельно укажите ему на важность соблюдения сроков и запланируйте периодические проверки хода его работы. Если же «несознательный» – коллега, от которого зависит результат и ваших усилий, – откровенно выскажите ему свои опасения. Только не обвиняйте собеседника, постарайтесь сделать так, чтобы он распознал проблему самостоятельно: «что могло бы ускорить работу?», а не «надо работать быстрее!» Иногда, чтобы не накалять отношения, лучше использовать пряник, а не кнут, юмор вместо упрёков.

И прочие

Нередко создают проблемы в коллективе и занудные сверхпедантичные «кайфоломы», и люди со сложным характером, надменные и саркастичные, и родственники начальства, «пристроенные» на место, для которого совершенно не подходят, и интриганы, склонные к конкуренции, и преследователи, привыкшие унижать женщин, и люди, завидующие положению или зарплате коллег, невзирая на их заслуги. Навязчивые инфантилы ищут тех, кто будет подчищать за ними «косяки», «короли драмы» создают на рабочем месте вечную атмосферу напряжения, болтуны сплетничают, «герои труда» необоснованно завышают требования для всего коллектива, злые шутники унижают других и т.д.

Не позволяйте плохо обращаться с собой. Мириться с некоторыми вещами, вроде преследования любого рода, ни в коем случае нельзя – если не получилось донести свою позицию, необходимо подключить к разрешению конфликта коллег и начальство, а то и обратиться в правоохранительные органы. Но часто даже с самым неприятным вам коллегой возможны продуктивные рабочие отношения – просто старайтесь эмоционально не вовлекаться в общение с раздражающим человеком. Не скрывайте свои чувства, но и не позволяйте выводить вас из себя – не реагируйте на провокации, не отвечайте ударом на удар.

Не отравляйте свой организм лишним негативом – ядовитые отрицательные эмоции словно разъедают нас изнутри, способствуя выделению гормонов стресса и даже вызывая воспалительные реакции. Относитесь к неприятному коллеге как к плохой погоде, с которой приходится мириться без особых переживаний. Просто создайте себе максимально комфортную обстановку – защитите себя, как защитились бы зонтом от дождя. И не накручивайте себя лишний раз, ведь иногда, скажем, резкое рабочее замечание – это лишь неудачная по форме попытка помочь.

В любой ситуации помните – все мы разные и, как правило, вовсе не обязаны быть удобными и приятными друг для друга. Общение с теми, с кем непросто поладить, помогает отрабатывать полезные навыки конструктивного разрешения проблем, которые ещё обязательно пригодятся вам в жизни.

Наталия Красовская

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
29.11.2023 1 0
Игорь Белогруд:

Весьма полезная статья! Подход к взаимодействию с разными людьми действительно важен для личного и профессионального роста. В процессе общения с теми, кто может вызывать трудности, мы учимся терпимости, эмпатии и навыкам конструктивного разрешения конфликтов. Эти навыки, безусловно, могут быть полезными в различных сферах жизни. Разнообразие взглядов, характеров и подходов к жизни — это нормальное явление. Вместо того чтобы избегать людей, с которыми сложно найти общий язык, мы можем использовать такие ситуации для своего личного роста. Умение находить компромиссы, выстраивать диалог и решать разногласия — важные навыки, которые способствуют успешной адаптации в обществе. Важно также уметь определить границы и понимать, когда необходимо сохранять свое эмоциональное и психологическое благополучие. Не всегда возможно наладить положительное взаимодействие с каждым человеком, и в таких случаях важно уметь выбирать, на что стоит тратить свою энергию и время. Белогруд И.Н. преподаватель Финуниверситета.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more