Конец бизнесу на штрафах? Прокуратура России проверит законность эксплуатации частных радаров
Генеральная прокуратура России в ближайшее время проведет проверку законности установки частных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Как сообщают «Известия», если нарушения будут обнаружены, то частникам придется «выйти из кустов» и покинуть свой «бизнес на штрафах». По данным экспертов, речь идет об ошибочных штрафах, большую часть которых водители получают из-за камер, которые были неправильно установлены.
Проверки на дорогах
На майских праздниках в России несколько сотен тысяч водителей отправились на отдых за город, а через несколько часов, по данным «Известий», многие их них получили так называемые «письма счастья», где были указаны штрафы за превышение скорости. Как отмечает издание, на обочинах дорог «в укрытиях, словно подснежники, снова объявились гражданские автомобили неких коммерческих фирм», заключившие с властями регионального и муниципального уровня «концессионные контракты на фиксацию нарушений скоростного режима».
Деятельность таких предпринимателей давно вызвала интерес у правительства. Так, в конце прошлого месяца вице-премьер Максим Акимов дал поручение Генеральной прокуратуре: провести проверку, насколько законно были установлены частные камеры фиксации нарушений ПДД. Похоже, правительство собирается кардинально пересмотреть поход к этой работе и, вероятно, отстранить от нее частный бизнес.
Благими намерениями…
Изначально, когда регионы решают привлекать к фотофиксации нарушений ПДД частные компании, соответствующие тендеры имеют только одну цель – снизить аварийность на дорогах. Но по факту во многих случаях цель оказывается совсем другой. Сама методика установки таких камер свидетельствует, что частники руководствуются вовсе не соображениями безопасности. В итоге камеры устанавливаются не там, где может произойти ДТП (перекресток, зебра и так далее). Устройства размещаются там, где автовладельцы чаще всего нарушают скоростной режим, например, на пустынных перегонах, перед табличкой выезда из населенного пункта, а также около временных дорожных знаков, которые дорожники якобы случайно «забыли». Плюс ко всему, как отмечает собеседник «Известий» из Федерации автовладельцев России (ФАР), адекватность показаний такой аппаратуры этих частников вызывает много вопросов.
Правозащитники ФАР периодически проводят инспекции на дорогах, на которых устанавливаются частные камеры. Сообщается, что в одном весеннем рейде, который проходил в Иваново, выявили, что один из фоторадарных комплексов «КРИС-П» установили на бетонных блоках (вместо треноги), еще один — просто на земле. Кроме невыполнения технических требований к установке оборудования было совершено еще одно нарушение: прибор, который могут эксплуатировать только сотрудники ДПС, в Иваново караулили двое гражданских лиц на частных автомобилях.
Ошибочка вышла!
Чтобы получить как можно больше прибыли, псевдоинспекторы выдумывают все больше ухищрений, что в итоге приводит к ошибкам в работе комплексов и, как следствие, необоснованным штрафам для владельцев авто, рассказывает президент ФАР Дмитрий Клевцов. По его словам, таких «трюков» становится все больше. Эксперт привел несколько показательных примеров грубейших нарушений требований эксплуатации приборов и ГОСТов, согласно которым радары должны быть установлены в трех метрах от дороги и не должны быть перекрыты столбами, деревьями или другими предметами.
Так, в Татарстане во время рейда было выявлено, что «дорожные коммерсанты» установили комплекс фотофиксации в салоне собственного автомобиля под лобовое стекло. Еще были случаи, когда камера стояла на бампере машины, или же на как попало сложенных кирпичах и ящиках. Показательный случай произошел четыре года назад в Краснодарском крае. Тогда сразу нескольким сотням автомобилистов пришли необоснованные штрафы за якобы превышение скорости. В итоге несколько человек решили обратиться в суды, требуя отменить постановления. Решение в их пользу было принято после того, как на их сторону встала прокуратура.
Но практика установки частной техники в нарушение всех требований, с тех пор не только не прекратилась, но и получила распространение. С такими «лжеинспекторами» автомобилисты сталкиваются во всех регионах России.
По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, дело доходит до того, что фиксацией нарушений ПДД занимаются торговцы на придорожных рынках. Совершенно неквалифицированные люди эксплуатируют комплексы фотофиксации, установленные рядом с овощными прилавками.
Недремлющее око
Привлекать негосударственные организации к фиксированию правонарушений на дорогах начали в 2016 году. Эксперимент с Подмосковья быстро распространился в другие регионы Потенциальные доходы от штрафов, выписанных на основании записей камер, сегодня даже учитываются в формировании бюджета субъектов РФ.
По данным Минтранса России, в 2018 году на российских дорогах было установлено свыше 9 тыс. комплексов фотовидеофиксации, к концу 2019 года их должно стать больше на 11%, а к концу 2024 года - вдвое превысить уровень прошлого года.
Написать комментарий