22 НОЯ, 07:39 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Помочь нефтяникам. Минэнерго хочет досрочно субсидировать цены на бензин

13 Сентября 2018 9660 0 Тренды Экономика

Минэнерго выступило с предложением правительству: предоставить субсидии нефтяникам на три месяца раньше запланированного срока – с октября текущего года. Это связано с тем, что дорогая нефть и слабый рубль приносят компаниям все больше убытков. Как считают в министерстве, подобная мера поможет вернуть предприятиям порядка 100 млрд руб.

Суть предложения

Предложение министерства состоит в следующем: начать субсидию цен на бензин не с января 2019 года, как это было запланировано раньше, а с октября этого года. Как передает РБК, об этом сообщили два источника, близких к правительству и еще один собеседник из профильных министерств.

Речь идет о демпфирующей надбавке, за счет которой нефтяники смогут получить из бюджета половину дополнительной выручки. Эта та выручка, которую они могли бы заработать через экспорт бензина, а не через поставки российским потребителям по более низким ценам. В данный момент компании договорились с правительством об удержании цен на уровне конца мая 2018 года.

Поддерживая заниженные цены при нынешней конъюнктуре, нефтяники рискуют потерять 165 млрд руб. К таким подсчетам пришел главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Однако, как отмечает эксперт, если с 1 октября будет введена субсидия, и будет компенсировано 60% недополученной выручки, то компании смогут вернуть около 100 млрд руб.

Планы поменялись

Еще этой весной российское правительство планировало, что субсидия в формате демпфера будет введена только с 2019 года. Предполагалось, что она поможет сдержать рост цен на бензин (из-за увеличения акцизов и НДС). Однако за полгода макроусловия существенно поменялись. Чиновники решили все пересчитать и поняли: меры необходимо предпринимать раньше запланированного срока. По словам одного из собеседников РБК, демпфер считался исходя из 60 долларов за баррель нефти Brent и 58,5 руб. за доллар. Как уточняет федеральный чиновник, все думали, что стоимость нефти до конца года упадет.

Однако планы изменились. Нефть не только не упала в цене, но и продолжила расти. Начиная с августа, с момента, когда подписали закон о налоговом маневре в нефтяной сфере (здесь также речь идет о субсидиях для нефтяников), нефть Brent взлетела в цене почти на 10%, до 80 долларов за баррель, поясняет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. И вот здесь главным фактором давления является слабеющий рубль. Напомним, что с августа рубль потерял в цене 11%: единица американской валюты стоит 69,97 руб. за доллар.

Тем не менее, несмотря на то, что нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины) растет, нефтяники стараются сдерживать розничные цены. Об этом в беседе с РБК рассказал председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Более того, с 1 июня до 7 сентября розничная цена на тот же бензин АИ-92 в ЦФО уменьшилась на 56 коп., до уровня 41,35 руб. за литр. А экспортная альтернатива для Московского региона, напротив, увеличилась на 7%, до отметки 61,86 тыс. руб. за тонну (или 45,5 руб. за литр). Этот факт подтвердил и аналитик Reuters Максим Назаров. Однако Александр Дюков предупреждает: «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты».

Что думают эксперты

Что касается собственно демпфирующей надбавки, которую могут выдать нефтяникам на три месяца раньше, то, как считает ряд экспертов, эту идею будет трудно реализовать. Но с другой стороны она правильная и своевременная. Такого мнения придерживается и президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Комментируя ситуацию BFM, он отметил, что она уже вышла из-под контроля, поэтому, безусловно, необходимы какие-то меры.

Эксперт считает, что одной из мер действительно может стать включение этого демпфирующего инструмента в самое ближайшее время. По идее, это может хоть как-то стабилизировать ситуацию. Однако аналитик сомневается, что в целом демпфирующая система эффективна. Свою позицию он поясняет так:

«Потому что она предполагает компенсацию для переработки уже по факту работы. То есть, вряд ли без палки, без какого-то толчка эта компенсация будет переложена в рынок. Сегодня продукт купили по тем ценам, которые есть, завтра, через месяц компании получили компенсацию. Насколько вероятно, что эта компенсация дойдет до рынка? Если не будет административного давления, то вряд ли. Если будет административное давление – да, наверное, дойдет, но вопрос, в каких пропорциях. Но в любом случае это предложение выглядит весьма разумным и необходимым».

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more