Бензин по талонам. Что происходит с топливом в России
В конце прошлой недели в центральных СМИ появилось множество сообщений о росте розничных цен на дизтопливо и бензин. На этом фоне сообщения о продаже бензина по талонам в Магадане и «нефтяные» споры с Белоруссией выглядят особенно мрачно. Что же на самом деле происходит на заправках страны и каковы причины роста цен на моторное топливо?
Насколько подорожало топливо
Как сообщает пресса, за первые три недели января этого года цены на заправках Москвы выросли на 6–7 копеек на бензины марок АИ–92,95, а на дизтопливо – на 21 копейку. Согласно публикуемой Росстатом еженедельной оценке индекса потребительских цен, за минувшую неделю в среднем по стране цены на бензин выросли на 0,3%, а на дизтопливо – на 0,5%. Кстати, следует сразу заметить, что потребительский индекс цен с начала месяца вырос на 0,5%, то есть цены на моторное топливо растут примерно такими же темпами, как и на все товары и услуги, по которым этот индекс составляется, так что ничего экстраординарного на этом рынке не произошло.
Ситуация по стране с ценами на топливо неравномерна. Например, в Костроме дизтопливо вздорожало в этом году сразу на 50 копеек, а в Ярославле и Иваново повышения не произошло. Есть регионы, в которых за первую неделю января топливо даже подешевело, например, в Грозном, Элисте и Челябинске стоимость бензина на заправках снизилась на 0,1–0,3%.
Почему дорожает топливо
Рост цен на заправках страны в этом году – явление вполне ожидаемое. Об этом говорили чиновники, нефтяники и эксперты в прошлом году. Связывают это с тем, что в ближайшие три года повышаются акцизы на бензин класса «Евро-5» и дизтопливо. За счет этой меры Минфин планирует получить дополнительно 115 млрд руб. в этом году, 150 млрд руб. – в следующем году и 180 млрд руб. – в 2019 году.
Второй причиной подорожания бензина называют рост оптовых цен на топливо. В конце прошлого года не произошло традиционного снижения биржевых цен на бензин, которое обычно происходят в ноябре–декабре, и сегодня в рознице реализуется топливо, закупленное по высоким ценам в конце прошлого года.
Кстати, биржевые цены на бензин формируются всего несколькими игроками нефтяного рынка, и конкуренция здесь является всего лишь некоей условностью. Для мелких розничных компаний это означает, что они вынуждены покупать бензин по той цене, которую им диктуют нефтяные гиганты, а реализовывать на АЗС по такой цене, которая не вызовет репрессий со стороны ФАС. Многие мелкие розничные компании по этой причине работают на грани своей рентабельности. Проще говоря, происходит вымывание мелких компаний с рынка нефтепродуктов.
По сообщению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, рост цен в стране происходит целиком и полностью благодаря налоговой политике государства: в стоимости бензина на заправках 75% – это налоги. Что же касается самих нефтекомпаний, то они понимают, что достигли ценового потолка, который определяется платежеспособностью населения.
Есть и еще одна причина роста цен на топливо. После обвала рубля в 2014 году цены на внутреннем рынке на бензин стали самыми низкими в Европе и импорт топлива в Россию прекратился. Производимого в стране бензина хватает «впритык» на обеспечение внутреннего рынка без учета обеспечения госпрограмм.
После того как будет завершена реконструкция российских НПЗ, избыток бензина на внутреннем рынке ожидается до 20 млн тонн. А пока что из всего производимого в стране бензина 10% уходит на экспорт, невзирая на его нехватку на внутреннем рынке. Причина этого явления весьма прозаична – налогообложение нефтянки устроено таким образом, что экспортировать бензин гораздо выгоднее, чем торговать им внутри страны. Недостающие объемы традиционно «затыкают» поставками топлива из Белоруссии, которая по контракту обязана весь бензин, получаемый из российской нефти отправлять в Россию. Но белорусам гораздо выгоднее продавать этот бензин в Европу, из-за чего столь же традиционно возникают скандалы между нашими странами по этому поводу. И еще проблема недостатка топлива на внутреннем рынке решается с помощью так называемого «бадяжного» бензина. Делают его на нефтебазах смешения из различных компонентов. Бензин этот отличается от заводского, качество его ниже, но работа таких нефтебаз вполне официальна, и государство продает соответствующие лицензии на эту деятельность.
Перспективы
Прогнозы по росту цен на бензин в нашей стране озвучиваются самые разные. Глава ФАС Игорь Артемьев обещает, что цены на топливо в России не будут расти выше инфляции (4% по версии ЦБ) ближайшие 10 лет. А глава «Лукойла» Вагит Алекперов прогнозирует рост цен в 2–3 раза больше: на 8–12% только в этом году. Подтверждением слов Алекперова может служить продолжившийся в январе рост оптовых цен. А весной к этому добавится сезонное повышение цен на топливо.
Иными словами, никаких факторов, ограничивающих удорожание бензина на заправках, кроме платежеспособного спроса населения и грозных предостережений ФАС, нет. Налоговая политика государства в нефтяной отрасли такова, что из всей добываемой в стране нефти только четверть идет на внутренний рынок, включая энергетику, автозаправки и химпром. А если чего не хватает, то решается эта проблема с помощью «бадяги» и скандалов с белорусами. Экспортировать нефть и нефтепродукты правительство считает гораздо более привлекательным, чем развивать собственную экономику, используя такое естественное преимущество как собственное сырье. Во-первых, это не «рыночно», а во вторых, «голландская болезнь» чего доброго приключиться может. И спасенье тут только одно – поскорее отдать это «добро» каким-нибудь «партнерам». Пусть лучше они мучаются.
Кстати, в такой системе налогообложения нефтянки кроется и ответ на часто задаваемый в СМИ вопрос – отчего растет стоимость бензина в России при падающих мировых ценах на нефть. В цене бензина на АЗС стоимость нефти составляет менее 10%. Остальное – налоги, производственные и транспортные издержки и прибыль нефтяных компаний.
Игорь Артемьев такой подход объясняет следующим образом: «Эти акцизы идут в дорожные фонды, и из этих средств ремонтируются российские дороги». Можно лишь добавить, что не только российские. Минфин продолжает настойчиво биться за новое бюджетное правило, согласно которому доходы от нефтянки свыше 40 долларов за бочку будут отправляться в суверенные фонды. То есть, на поддержку дорожного и прочего хозяйства наших «партнеров». Глава Минфина Силуанов очень рассчитывает, что это правило начнет действовать с 2020 года, хотя и признает, что для его введения понадобится широкая общественная поддержка.
Написать комментарий