Борьба с «серой экономикой». Зачем властям контролировать расходы населения и выкуривать людей из гаражей
Последние предложения президента и правительства – выманить людей из «гаражной экономики» и ввести контроль за расходами – укладываются в одну линию: государство ищет способы использовать население как ресурс для решения бюджетных проблем. Почему такой подход не продуктивен и ведет к сжатию экономики и обострению социальных противоречий?
Как известно со слов премьер-министра Дмитрия Медведева, у правительства денег нет. Но оно не прекращает мозговой штурм в поисках идей, которые позволят решить острую политическую задачу – пополнить федеральный бюджет. В первом полугодии дефицит федеральной казны превысил 4% ВВП, тогда как президент требовал по итогам 2016 года свести его к 3%. И это без индексации пенсий и зарплат бюджетников, попавшей под негласный мораторий. Очевидна беспомощность правительства в том, чтобы привести структуру бюджета к новым реалиям – затянувшейся рецессии в экономике – и повысить эффективность каждого вложенного рубля. Вместо этого государство смотрит, где и что еще можно обложить налогом и перераспределить.
Таких последствий избавления от нефтяной зависимости граждане вряд ли ожидали. Нефтегазовые доходы, как выражается президент, «припали» и государство уже смотрит на население как на ресурс наличности. С одной стороны, Минфин в качестве главного бухгалтера и Федеральная налоговая служба, которая располагает ценной информацией о доходах и расходах населения, предложили вернуться к практике контроля за расходами граждан. В ФНС уже давно собирают данные о крупных покупках россиян – автомобилях и квартирах. Они поступают напрямую из ГИБДД и Росреестра. При этом их можно сопоставить с отчислениями НДФЛ, а разницу между задекларированным доходом и не соответствующими ему расходами облагать налогом или штрафами. Предполагается, что подобная система мониторинга за расходами поможет в извечной борьбе правительства с ветряными мельницами – серыми зарплатами, которые получают как минимум 27,9% работающих россиян.
С другой стороны, президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам призвал «людей в очках» найти способ, как простимулировать 30 млн человек «выйти из гаража». То, что власти вспомнили и ввели в употребление термин «гаражная экономика», ничего хорошего о государственных финансах и экономической политике, конечно же, не говорит. Относительно числа занятых в так называемом неформальном секторе экономики, которым в России считается все, кроме производств, в экспертном сообществе ведутся споры. Но если взять за основу, что 70-72 млн человек составляют экономически активное население страны, то 30 млн работающих «в гаражах» это 40,3% всех трудящихся и примерно 25% ВВП. По словам участников закрытой части заседания, Путин назвал действия «полицейских, прокуроров и налоги» причиной ухода в теневую экономику. Парадоксально, что тут же он предложил вывести людей из гаражей в легальную зону и обложить налогами. Так в свое время повышение финансовой нагрузки на индивидуальных предпринимателей со стороны государства привело к тому, что 600 тыс. из них формально прекратили свою работу.
Обе идеи – и Минфина, и президента – дают представление о том, как власти сверху смотрят на экономику, расположившуюся где-то внизу: она им не совсем понятна, вся сплошь и рядом находится в тени и, само собой, представляет существенный ресурс для решения бюджетных проблем. Нет никакого откровения в том, что призывы отнять и поделить последнее у граждан – совершенно непопулярны в любое время, тем более в кризис. Поэтому на официальном уровне, публично, все отрицается – тема неудобная, особенно перед выборами в Госдуму. Что примечательно, дискуссии идут на закрытых совещаниях, а известно о них становится от анонимных источников, которыми являются федеральные чиновники.
Естественно, ничего личного – власти заботятся исключительно о доходах бюджета. Ответ на простой вопрос, а зачем это делать, выглядит так: чтобы поддержать бюджетников и пенсионеров, которым, к примеру, ничего в этом году не индексируют, таким образом, облагая их «инфляционным налогом». Однако именно подход, что «денег нет, но вы держитесь», показывает, насколько государство надежный хозяйственник. Доверять такому больше своих налогов на перераспределение население не очень-то стремится. Ведь вместо того, чтобы урезать бюджет на оборону и безопасность и по другим статьям, под ножом у правительства всегда социальная сфера. Когда же Минфин пытается взять больше с нефтяников, национального достояния «Газпрома», «слонов» экономики, они всегда прибегают к «доступу к телу» президента или на худой конец пользуются политическим представительством, которое отбивает от них цепкие руки казначейства. Поэтому и дивиденды в бюджет выплачиваются в меньшем количестве, и налоги оптимизируются в пользу системных отраслей. У граждан никакого представительства, к сожалению, нет.
В разговоре о том, о чем думают власти, не менее важно и то, о чем они не думают. Так, весь ход государственной мысли направлен не на то, как стимулировать предпринимательскую деятельность, чтобы увеличить налоговую базу, а как расширить налоговую базу за счет почти мифических серых доходов и «гаражной экономики». Получается, как всегда, идеи властей вредят экономике, подрывают ее рост и потенциал, да еще и политически выглядят сомнительно, поскольку население отвечает на это ожидаемым «начните с себя, господа, в высоких кабинетах».
Возникают два принципиальных момента: во-первых, где социальная справедливость? Где сколько-нибудь работающий механизм контроля за расходами чиновников? Почему правительство отказывается от введения прогрессивной шкалы налогообложения, считая ее неэффективной, но рассматривает возможности контроля за расходами всех граждан, который точно будет эффективен? По данным Credit Suisse, 111 человек в России владеют 19% всего богатства страны, а коррупция среди чиновников стоит стране 30 млрд долларов ежегодно, признавали в самом Кремле. Если государство приходит в гараж или пытается вычислить, на белые ли доходы куплена машина, то очевидно, оно уже расписалось в бессилии изменить что-то на более высоком уровне. Почему – другой вопрос.
Во-вторых, обеление расходов и попытка выяснить, не зарабатывает ли гражданин лишнего, это гигантская административно-бюрократическая машина по составлению и обработке миллионов деклараций, выявляющая, кто что приобрел, есть ли несовпадения и кому сколько следует доначислить. На контроль будут потрачены колоссальные средства, а удастся ли собирать достаточно – неизвестно, ведь население тоже довольно изобретательно в способах ухода из-под наблюдения со стороны «большого брата»: появятся изощренные схемы, оправдания доходам, подкупы и т.д. Не говоря уже о том, что рост различных платежей и отчислений даже при большом желании не дает работать вбелую и получать или платить белую зарплату.
Повышение административного бремени в период рецессии и излишнее давление ни в коем случае не будут способствовать скорейшему выходу экономики на траекторию роста. Интересно, что опрос РАНХиГС, с которым мог ознакомиться президент, читая материалы о «гаражной экономике», выявил: текущая ситуация, помимо прочего, усугубляет отчуждение граждан от государства и общенациональных интересов. Очевидно, до тех пор, пока власти будут считать нормальным, что геополитика и идеология сверхдержавы важнее состояния экономики, развития страны и борьбы с коррупцией, население будет полагать своим законным правом скрывать часть доходов и не выходить из гаража.
Написать комментарий
Какое государство такова и экономика. Наше государство антинародное империалистическое недоразвитое в экономическом плане. А овец стричь надо регулярно иначе шерстью обрастут. Как говориться - выбор был в 91-ом - получите результат. А скоро будет жестче.