Россия еще раз потеряла Украину. Почему провалились переговоры о торговле?
К концу года Москва, Брюссель и Киев рассчитывали договориться о технических моментах работы зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. В связи с этим Россия хотела решить для себя наиболее чувствительные вопросы. Что обсуждали стороны и почему они так и не нашли взаимопонимания?
Между мифотворчеством и имитацией
Украина не отпускала Владимира Путина до последних дней 2015 года. Или он все еще ее не отпускал. Соглашение о торговой ассоциации страны с Евросоюзом, которое бывший украинский президент Виктор Янукович должен был подписать в конце 2013 года, но роковым образом решил повременить, договорившись о кредите на 15 млрд долларов с Москвой, оказалось в буквальном смысле революционным. Правда, не для украинской торговли: новые власти в 2014 году приняли политическую часть документа, а вступление в силу экономической отложили до 1 января 2016 года. В том числе по настоятельному требованию Москвы Брюссель пошел на рутинные – от месяца к месяцу – переговоры по сближению позиций.
Кремль делегировал обсуждение технических деталей Министерству экономического развития. Проблема, как ее видели в Москве, заключалась в следующем: зона свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Евросоюзом не может быть совместимой с беспошлинным торговым режимом, который действует между Россией и Украиной в рамках СНГ. В частности, Киев перейдет на европейские правила таможенного и технического регулирования, а также внесет существенные изменения в работу фитосанитарного и ветеринарного контроля.
С российской точки зрения нахождение страны в двух зонах свободной торговли не вызывает нареканий, но мешает этому то, что в Евросоюзе и СНГ совершенно разные системы регулирования. Это грозит реэкспортом европейских – лучших по качеству – товаров под видом украинских на российский рынок, а российские товары, в свою очередь, окажутся неконкурентоспособными на украинском рынке, выражали опасение в Москве. В чем явно прослеживалось недоверие к украинским контролирующим органам.
В декабре доводы перевели на язык цифр: как сообщал первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, на сохранении льгот и преференций для Украины после начала работы ЗСТ Россия потеряет более 3,5 млрд долларов только из-за тарифной либерализации. Лихачев подчеркивал, что расчеты проводились с помощью международно-признанной модели Global Trade Analysis.
Компромисс, предложенный Москвой, состоял в том, чтобы наладить параллельную сертификацию товаров украинских производителей – европейскую и соответствующую стандартам СНГ. В случае согласия, Россия настаивала на юридически обязывающем документе. Однако Брюссель, тоже не особо доверяющий украинским органам, смотрел на переговоры иначе: они должны были завершиться политической декларацией, которой Москва, по сути, благословила бы европейский выбор Киева и смирилась с положением дел.
Президента России подобный сценарий явно не устраивал. Брюссельские чиновники не раз становились объектами для нападок российского лидера. Когда 21 декабря главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву пришлось вернуться из Брюсселя ни с чем, Путин заострил критику на них. «Наши партнеры занимались лишь имитацией переговоров», – выступил с заявлением на следующий день МИД. «В Брюсселе и Киеве видели итогом переговорного процесса, по сути, лишь разъяснение России "беспочвенности" ее опасений и ни в чем не собирались идти нам навстречу», – резюмировало внешнеполитическое ведомства. В Брюсселе же, по словам источника РБК, посчитали, что у Москвы изначально отсутствовала добрая воля и российские власти занимались «мифотворчеством».
Кто же сорвал переговоры?
Еще до финальной трехсторонней встречи, на которой решалось будущее торговли с Украиной Евросоюза и России, Москва намерилась с 1 января 2016 года ввести продовольственное эмбарго и отказаться от режима наибольшего благоприятствования в торговле, то есть отменить нулевые таможенные пошлины. Несмотря на заверения президента, что ни о каких санкциях речь не идет, украинская сторона, по словам Улюкаева, «эмоционально» восприняла «однозначно неприемлемые» требования и однозначные угрозы. Собственно, поэтому глава МИД Украины Павел Климкин посчитал формат последних переговоров «сюрреалистическим». По большому счету, они, заранее обреченные на неудачу, были жестом дипломатической вежливости.
После неудачной попытки договориться Евросоюз снял с себя вину за провал переговоров, выпустив обстоятельный пресс-релиз с разоблачением российской неуступчивости. В нем он развенчал «мифотворчество» России и выверено ударил по позициям Москвы. Во-первых, Россия нарушила правила свободной торговли на пространстве СНГ, в одностороннем порядке ограничив ее с Молдавией, а теперь и с Украиной. Брюссель подчеркивает: таможенные пошлины Москва может ввести лишь в том случае, если докажет, что украинский импорт нанесет вред производству внутри Таможенного союза. С этим принципиально не согласна российская сторона, предпочитающая – что довольно редко бывает – действовать на опережение.
Во-вторых, Путин, доказывая, что не Россия, а Евросоюз выдвигает «неприемлемые» требования, говорил о невозможности быстро изменить таможенные правила внутри СНГ в угоду торговой ассоциации Украины и ЕС. «Прямо прописано, что Россия берет на себя обязательства. С какой стати-то? Может быть, мы и за, но это требует времени. Поймите же вы, в конце концов, это требует времени и капиталовложений. Речь идет о десятках, сотнях миллиардов долларов. И время нужно», – говорил президент России.
Брюссель опроверг это, отметив, что Еврокомиссия лишь намекнула: Москва «может при желании инициировать такие изменения», чтобы защитить свой рынок. Отверг Брюссель и приписываемое ему российскими коллегами требование изменить фитосанитарные стандарты России на принятые в ЕС. В-третьих, Еврокомиссия считает, что российские производители не потеряют украинский рынок. Так, например, на Украине уже введена часть новых регламентов, а доля российских товаров по затрагиваемым ими категориям с 2012 по 2014 год выросла на 3,5%.
Game over
В тот же день Россия поставила перед свершившимся фактом ближайших партнеров – Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию. «Мы счастливы, что смогли условиться по всем вопросам, особенно по экономическим», – сказал в конце итогового в этом году саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) президент Белоруссии Александр Лукашенко. В промежутках между совещаниями он же признавал: «Какой-то непростой день получается. Первое заседание вышло напряженным, вот и сейчас». Лукашенко подтверждал общее беспокойство лидеров ЕАЭС по поводу ЗСТ Украины и Евросоюза. Не в последнюю очередь оно было обострено единоличным решением России, которая объявила об отмене нулевых пошлин без консультаций с «союзниками». В который раз они стали заложниками внешней политики и торговых войн, которые ведет Москва.
«Они (ЕС) на каникулы уходят, а мы вслед за ними, поэтому может сложиться ситуация, когда товар с Украины будет замещен товаром ЕС. А потом их товар хлынет на нашу территорию», – говорил Лукашенко, разделяя озабоченность Москвы. Но в итоге, по словам первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, российские власти объяснили партнерам, как будут действовать, а Лукашенко лишь подтвердил, что другие страны ЕАЭС не спешат присоединяться к жесткой линии Кремля и собираются в течение полугода изучать ситуацию с возможным реэкспортом товаров из Украины и ЕС. По сути, союзники России последовали рекомендации ЕС: решать вопросы по мере их поступления. Принимать ответные меры или воздержаться – каждый оставил право за собой.
Но и на следующий день, 22 декабря, украинская тема не отпускала президента Путина. Наиболее эмоциональный комментарий на форуме «Интернет-экономика» российский лидер дал не о темпах роста интернет-отрасли, а в отношении переговоров о торговле с Украиной. «Когда наши переговорщики поставили вопрос принципиально, глава делегации ЕС сказала: Game is over, встала и ушла. А пресс-релиз сегодня выпустили, что российская делегация сорвала переговоры. Это не очень по-европейски, совсем не толерантно», – сказал президент.
Через два дня, в четверг, Путин посветил Украине часть закрытой встречи с крупнейшими российскими бизнесменами. «Он также предупредил, что сейчас в связи с ухудшением торгово-экономических отношений с Украиной возникает опасность транзита украинских товаров через Белоруссию и Казахстан. Посоветовал быть с этим осторожнее», – рассказал источник РБК.
Тем временем Верховная рада Украины приняла закон, позволяющий ввести продовольственное эмбарго против России, а украинские фермеры, недовольные бюджетом на следующий год, который был принят в установленных МВФ параметрах с повышением НДС для сельхозпроизводителей, принесли к парламенту свинью, чтобы там ее похоронить. Но эту свинью украинским властям подложил совсем не Путин (хотя он должен был оценить ход). К чему приведет страну следование требованиям Евросоюза и МВФ, покажет ближайшая перспектива. Но этот успех или провал Россия с Украиной уже точно не разделит.
Написать комментарий