22 НОЯ, 08:12 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Россия отказалась от Египта. Что это значит для российского туризма?

9 Ноября 2015 9660 0 Интервью и комментарии
Россия отказалась от Египта. Что это значит для российского туризма?

С 6 ноября Россия приостановила авиасообщение с Египтом в связи с падением аэробуса А321 31 октября. Указ о временном запрете на перелеты с 8 ноября подписал президент Владимир Путин. Станет ли это решение «черным лебедем» для российской туриндустрии? В какие страны россияне поедут за летом зимой? И какие шансы переманить туристов есть у Крыма?

Павел Сигал, первый Вице-президент Опоры России Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Дмитрий Чугунов, первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Маргарита Горшенева, директор по развитию компании QB Finance Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари

 

Павел Сигал, первый Вице-президент Опоры России: Полагаю, что прекращение авиасообщения с Египтом носит все-таки временный характер, оно продлится максимум месяц-полтора. В туристическом бизнесе достаточно высокая рентабельность, чтобы наиболее эффективные компании могли полностью автономно, без единой продажи прожить 2-3 месяца. Те, у кого нет такой финансовой подушки, покинут рынок, я думаю, это коснется 5% операторов. Сильнее всего это ударит не по маленьким или большим компаниям, а по тем, кто агрессивно вкладывался в рекламу и продвижение, не оставляя финансовых резервов. Мне кажется, Турция с легкостью примет всех тех, кто не может улететь в Египет, цена на отдых там сопоставимая, а исторические и культурные ценности сосредоточены в большей доступности друг от друга, чем в Египте. Таиланд – слишком дорогое направление сейчас, цены по сравнению с докризисными выросли в пересчете на рубли в два раза, Таиланд стал премиум-направлением для россиян.

Турпоток – это очень гибкое явление, есть масса бюджетных направлений, которые россиянам предстоит открыть. Они оставались незамеченными потому, что был доступен и дешев Египет, а теперь Болгария, Черногория, а также Лаос, Бирма, получат «второе дыхание». Как только полеты в Египет возобновятся, поток уже не будет прежним, цены уже не будут прежними – они будут ниже, потому что появятся новые конкурентные и такие же дешевые направления.

 

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, прекращение авиасообщения с Египтом (самое «горячее» для РФ направление) однозначно приведет к уходу с рынка небольших игроков и банкротству ряда средних и крупных чрезмерно закредитованных туроператоров, которые не смогут покрыть внезапно возникшие кассовые разрывы. Напомню, что, по некоторым оценкам, на курортах Египта ежемесячно отдыхало от 200-250 тыс. туристов, а до Нового года было продано около 70 тыс. путевок, что грозит отечественной туристической отрасли убытками около 3,6 млрд руб.

Я не думаю, что Крым или Турция смогут полностью заместить такое направление как Египет, даже с учетом наличия свободного номерного фонда. Так, Крым находится в другой климатической зоне и в зимний период местный климат не подходит для полноценного отдыха. Турция в целом более дорогое направление и многие потенциальные туристы из РФ будут вынуждены отказаться от поездки из-за невозможности совершить доплату. Также турецкое направление имеет иное позиционирование. По нему меньше бюджетных туров «все включено», что ограничит возможности по замещению египетского направления.

Я не думаю, что сама по себе трагедия аэробуса А321 повлияет на привлекательность египетского направления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Как показывает практика, после инцидентов с нападением акул и египетской революцией, туристический поток из РФ восстанавливался в течение нескольких лет.

 

Дмитрий Чугунов, первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации: По разным прогноза, из-за отмены авиасообщения с Египтом наши туриндустрии потеряет от 3,6 до 4,7 миллиардов руб. Миллиардом больше или меньше, потери в любом случае будут внушительные. Пострадают в первую очередь средние и небольшие туркомпании, кому-то придется уйти с рынка навсегда.

Что касается Крыма, то, во-первых, он находится в другой климатической зоне, привычный пляжный отдых здесь затухает уже к середине осени. В Египте, наоборот, в ноябре стоит прекрасная погода, можно полноценно наслаждаться морем. В Евпатории сейчас, например, +11 градусов, вода +10, не покупаешься. А в Шарм-эль-Шейхе +26 и больше градусов, вода +25. Кроме того, египетские курорты предоставляют развитую инфраструктуру, как для семейного, так и для активного отдыха. Крым пока не может похвастаться подобным, для многих Крым до сих пор – это бюджетный отдых «дикарем». В Крыму необходимо возвести конкурентоспособную инфраструктуру, как в Турции и Египте, провести массированную рекламную кампанию новых курортов, и тогда он станет по-настоящему привлекательным для наших туристов. Касательно турпотоков в данный момент – перераспределение будет по большей части в Турцию, на острова в Средиземном море, Марокко, Таиланд. Частично поток, безусловно, пострадает, некоторые предпочтут остаться дома.

Новостной фон (катастрофа А321 – КС) и сейчас играет не однозначную роль. Отзывы людей о прекращении авиасообщения с Египтом спорные. Одни благодарны за отмену, другие возмущаются и все равно хотят лететь, несмотря на предостережения. Сама же репутация курортов глобально вряд ли кардинально пострадает, мало кто глубоко задумывается о происходящем, даже садясь в самолет. Людям привычнее гнать от себя плохие мысли, предпочитая грезить об отдыхе. Тем более, многие ездят в Египет не первый год и противятся мысли, что любимое место отдыха может представлять опасность. Для тех, кто не был в Египте, это вообще «где-то далеко», и когда полеты возобновят, определенный спад в спросе будет, но не длительный. Кроме того, туроператоры и власти Египта сделают максимум для восстановления репутации отдыха в этой стране.

 

Маргарита Горшенева, директор по развитию компании QB Finance: На самом деле сейчас не стоит сгущать краски вокруг закрытия египетского направления. Во-первых, ограничения носят временный характер и продиктованы мерами безопасности: скорее всего, после завершения расследования трагедии и устранения прорех в системе обеспечения безопасности авиасообщения египетской стороной полеты возобновятся. На мой взгляд, это может быть сделано уже до начала новогодних каникул, когда традиционно пассажиропоток из России в Египет возрастал по отношению к предыдущим месяцам в 2-3 раза. В противном случае, для российского туристического бизнеса это стает настоящей катастрофой с учетом общего снижения спроса на путевки.

Действительно, Египет являлся наиболее популярным бюджетным направлением, во многом именно он обеспечил плавучесть туриндустрии после резкой девальвации рубля в конце прошлого года. Для большинства туроператоров продажи египетского направления обеспечивали до 35-40% всех продаж. Альтернатив по большому счету нет – Турция, хотя и остается вторым по популярности направлением бюджетного туризма, находится в другой климатической зоне и в зимнее время не пользуется спросом, в России и вовсе нет курортов, способных предоставить услуги пляжного отдыха зимой. Учитывая рост стоимости перелетов в рублевом эквиваленте, Юго-Восточная Азия сейчас не сможет предложить хоть сколько-нибудь выгодные для россиян условия.

Проще говоря, вероятность срыва туристического сезона в бюджетном сегменте в связи с временными ограничениями в авиасообщении между Россией и Египтом могут стать огромной проблемой для туристического бизнеса и авиаперевозчиков. Государство уже заявило о мерах поддержки, но вряд ли этой поддержки хватит на покрытие всех убытков отрасли. Не исключено, что в случае сохранения запрета до января мы увидим новую череду банкротств туроператоров. Впрочем, в перспективе как минимум полугода даже в случае снятия ограничений, спрос на Египет вряд ли восстановится даже до уровней месячной давности.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Фатальным решение о прекращении авиасообщения может быть для туристических компаний, которые работают исключительно с Египтом. Для крупных компаний, работающих по разным направлениям, это будит сильный, но не смертельный удар.

Турпоток в целом не пострадает, просто переориентируется. Основной поток не попавших в Египет туристов распределится между Турцией и Крымом. К достоинствам Крыма относится его российскость – не связанность с сирийским вопросом, а значит уверенность в защищенности. К недостаткам – широта, на которой находится Крым: там зимой будет очень мягкая, но зима, а туристы стремятся в лето. В Крым полетят те, кто хочет погулять у моря, а не искупаться. В Турции зима теплее, чем в Крыму, и цены хоть и выше чем в Египте, но пока незначительно. Сюда полетит основная часть охотников за летом. Таиланд, конечно, это «зимнее» лето, но там очевидно дороже. Туда смогут улететь не все.

Конечно, события вокруг А321 снизят привлекательность египетских курортов, жить-то хочется. Но если (когда) авиасообщение восстановится, то при условии, что в Египте не возникнет новых опасностей, начнет восстанавливаться и турпоток из России. Тем более что лето зимой так дешево россиянин не сможет купить больше нигде.

 

Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари: Прекращение авиасообщения с Египтом станет серьезным испытанием для российской туриндустрии. Не исключены банкротства компаний, специализирующихся на этом направлении, с последующем укрупнением игроков на этом рынке.

Египет считается «направлением номер один» для зимнего отдыха россиян. В этом смысле альтернативы нет, поскольку в Турции и Крыму значительно холоднее, а более жаркий Таиланд находится существенно дальше.

Нынешняя ситуация с полетами в Египет снизит привлекательность египетских курортов в глазах россиян, когда полеты будут вновь разрешены, однако на текущий момент, пока не выяснены причины катастрофы, делать однозначные выводы рано. По сути, катастрофа может произойти на любом направлении, так что если причиной падения самолета послужили технические проблемы на борту, то недоверие отдыхающих скорее будет сосредоточено на авиакомпании, а не на туристическом направлении.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more