Мальчики-стратеги. Зачем Путину молодые авторы «национальных инициатив»?
Агентство стратегических инициатив 11 августа 2015 года отметило свой 4-й день рождения. Раньше таким временным интервалом исчислялся срок полномочий президента России, и это обстоятельство позволяет подвести некоторые предварительные итоги работы АСИ. Однако серьезных оснований для юбилейного торжества нет.
Как это задумывалось
АСИ вполне можно считать управленческой инновацией, а не только предвыборным проектом начала 2010-х годов. Миссия Агентства состоит в том, чтобы регулярно взбадривать закостеневшую государственную машину новым видением старых проблем с предложением нетрадиционных, но эффективных решений, а также свежими идеями и проектами по достижению светлого будущего. При этом АСИ имеет весомые конкурентные преимущества перед федеральными органами исполнительной власти. Во-первых, оно намного ближе к президенту РФ, во-вторых, имеет потенциал неограниченных горизонтальных административных коммуникаций; в-третьих, не увязает в текучке и потому имеет время обстоятельно и непредвзято подумать над государственной повесткой.
Программа максимум для АСИ – проводить собственные революционные идеи по стимулированию качественных изменений в вверенных им зонах ответственности: «новый бизнес», «молодые профессионалы», «социальные инициативы». Одновременно с этим ключевой функцией АСИ является артикуляция и продавливание крупных конструктивных предложений, которые уже выношены неравнодушными людьми внутри государственной машины, но в силу комплекса причин не могут пройти по традиционным официальным каналам.
Доклады АСИ и содержащиеся в них конструктивные предложения в идеале должны наводить ужас на аморфное консервативное крыло государственной машины и окологосударственную мафию, заинтересованную в сохранении status quo. На основе информационных выходов АСИ президент России выдает такие поручения, исполнение которых приводит к реально ощутимым позитивным переменам в экономике и общественной жизни, а не «бумажным» сдвигам и вербальным подвигам на публичных мероприятиях.
Что в результате получилось
За 4-х летний период своей работы Агентство наплодило множество концептуально-инициативных бумаг и сделало массу телодвижений. Информация обо всем этом представлена на официальном сайте АСИ. Тем не менее, обилие сведений не дает ответ на простой и главный вопрос: «Чем реально занимается АСИ и какими может похвастаться достижениями?». Чтобы получить ответ, оценим ряд инициатив Агентства.
Прежде всего, надо отметить, что формат работы Агентства весьма неоднозначен. Наиболее понятна схема работы по направлению «новый бизнес» – Агентство излагает свои соображения в «национальных инициативах», которые распадаются на ряд «дорожных карт» профильных проектов. Организация работы по остальным двум направлениям не укладывается в эту схему и хаотична.
Хронологически первой стала «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации». Разработанная в ее рамках дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» (2012 год) обладала большим пафосом, однако не учла одной простой вещи, лежащей как всегда на поверхности. Как было установлено учеными РАН, объем импорта и экспорта, регистрируемого ФТС России, почти на 50% меньше аналогичных оценок по данным ВТО и ООН. При таких колоссальных объемах серого импорта-экспорта насколько адекватно вообще говорить о сокращении количества документов и сроках их прохождения на таможне? Очевидно, что полезность таможенной «дорожной карты» АСИ близка к нулю.
Рассмотрим пример, характеризующий серьезное восприятие обществом несерьезных предложений. Под крылом той же предпринимательской инициативы разрабатывалась дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций». Главным общественным раздражителем стало предложение указывать в дипломе не только оценки выпускника, но и его место в общем рейтинге выпускников вуза. Интересно, какой, как принято говорить, сигнал эта информация дает работодателю? Ответ один: никакой. Работодатели всегда воспринимают диплом как формальность, и причин для изменения такого отношения к документам об образовании объективно не существует. Человек проявит себя в работе.
Флагман деятельности АСИ – «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». При более детальном рассмотрении этого инструмента выясняется, что его начинка, сырая и слишком спорная, обесценивает, бесспорно, конструктивную идею рейтинга и накладывает вето на его применение в государственной региональной политике.
Объединяющим элементом трех направлений деятельности АСИ стало мероприятие «Поддержка проектов», которое фактически свелось к сбору и бесцельной экспертизе малых и средних затей из регионов. При этом никакого финансирования отобранным «инициативам» АСИ не предлагает, а соответственно и проекты не контролирует. Тогда возникает закономерный вопрос, зачем АСИ исполняет этот «танец», если в стране работают фонды поддержки инновационной деятельности?
В прессе широко разрекламирована роль АСИ в проведении национальных чемпионатов рабочих профессий. Безусловно, это дело полезное, но сама идея и ее реализация Агентству никак не принадлежат.
В настоящее время перед Агентством поставили несколько проектов: «Национальная технологическая инициатива», «Инвестиционный лифт для средних компаний» и «Кадровое обеспечение промышленного роста». Первый проект сильно напоминает многолетнюю работу НИУ ВШЭ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. «Инвестиционный лифт» представляет собой мизерный проект по поддержке экспортоориентированного среднего бизнеса, который сам является штучным товаром. Странно, что такая работа начата в условиях контролируемого государством банковско-кредитного сектора, а также внешних экономических санкций, когда на повестке дня стоит ускоренное импортозамещение, обеспечивающее банальное технологическое выживание.
Следует подчеркнуть, что потенциал АСИ далеко не исчерпан. Например, должны быть инициативы в проблемной медицинской сфере. Как насчет механизма компенсации лечения тяжелобольных детей, в том числе за рубежом, вместо унижающих государство и общество публичных акций по сбору подаяний? Нужны нетривиальные предложения по пенсионной системе, на реформе которой забуксовало федеральное правительство. Вместе с тем, инициативы должны доводиться до создания новых институтов, в том числе организационных, до нормативно-правовой базы и ее применения. Эффект этих действий нужно оценивать. Пусть таких проектов будет немного, но они станут предметом гордости.
Действительно, в 2014 году был создан Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Однако в информационном размахе этой акции угадывается популизм. В каком еще обществе инвалидов попечительский совет возглавляет сам президент, а его членами выступает федеральная элита?
Можно сказать, что в 2014 году в деятельности Агентства произошел перелом. Оно исчерпало, а затем тихо утратило собственную инициативу и стало в режиме госаппарата отрабатывать поручения президента – совместно с федеральными органами исполнительной власти на правах внешнего консультанта. Надежды на то, что идеологом поручений главы государства выступает само АСИ, выглядят наивными, поскольку с Администрацией Президента соперничать невозможно.
Итак, государственный аппарат поглотил АСИ и даже не потому, что очень хотел это сделать (АСИ безобидно), а потому, что команда Агентства не смогла сработать по-другому, не сумела выдержать подаренное уникальное качество в системе госуправления. Еще немного, и большую часть АСИ можно будет присоединить, например, к Минэкономразвития России.
Интересно, сохранится ли АСИ в таком формате до нового предвыборного периода 2017-2018 годов? В плане инициатив Народный фронт имеет все шансы выиграть у Агентства конкуренцию.
Миллионеры из АСИ
В соответствии с постановлением Правительства РФ руководство АСИ обязано раскрывать на своем официальном сайте информацию о доходах. Так, в 2013 году генеральный директор АСИ заработал 46 млн руб., его заместитель – 5,15 млн руб., главный бухгалтер – 7,2 млн руб. Добровольно отчитавшийся директор направления «Молодые профессионалы» указал 9,2 млн руб. Годом спустя финансовые показатели остались на высоте: 21,6 млн руб., 7,9 млн руб. и 8,0 млн руб. соответственно (на этот раз директор направления добровольно решил не отчитываться).
В эпоху открытости доходов государственных служащих становится ясно, что заработная плата руководства Агентства находится на уровне федеральных министров, генералов силовых структур, губернаторов. При этом уровень решаемых задач и ответственности за государственную политику в отраслях не сопоставим с деятельностью и вкладом руководства АСИ в общее дело. Рекордные доходы для отрасли, в которой работает АСИ, вызывают только два вопроса: «Откуда?» и «За какие достижения?». Смягчающим обстоятельством служит то, что источником многомиллионных заработных плат не являются бюджетные средства.
Так что же, в итоге, с многообещающей идеей Агентства стратегических инициатив? Выходит, что она утонула, а в таких случаях с днем рождения не поздравляют.
Автор – независимый аналитик.
Написать комментарий
Хотели как лучше , а получилось как всегда . Для создания такого органа нет кадро которые пришли не только с идеей но и предъявили механизмы реализации . По примеру открытой площадки . Создали АСИ а людей набрали по какому принципу ? По блату? Наверно на прежнем месте работы как- то себя показали , а тут надо с 0 начинать креативить обсуждать ? Кроми фонда " Со- единение" , там хоть что- то идет : перепись уже хорошо. Стыд и срам не было статистики. А разве знаем по другим нозоологиям? Статистика где" оцените их работу. гора родила мышь !
Вот в такие "отмывочные структуры" и уходят бюджетные деньги.
Не вижу иного, кроме как распустить и привлечь к ответственности. В т.ч. и тех, кто финансирует. Чем отличаются от фирмы "Рога и копыта"?