Почему европейские инвестиционные банки не хотят уходить из России?
В начале июня агентство Bloomberg сообщило, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) могут приостановить финансирование проектов в России. Как поддерживают ЕБРР и ЕИБ нашу экономику и почему не хотят уходить из России?
ЕИБ, ЕБРР и Россия
Оба этих банка позиционируются как институты развития. Это многократно подчеркивается и в их названиях, и в официально заявляемых целях и задачах. ЕИБ – Европейский инвестиционный банк – был создан в 1958 году для развития отстающих регионов и предоставления кредитов на проекты, представляющие интерес для Европы. Акционерами его являются 28 стран ЕС, а в Совет управляющих входят министры финансов стран ЕС.
ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития – был создан в 1991 году для кредитной поддержки стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике. Акционерами банка сегодня являются 60 стран (включая все страны ЕС), а также сам ЕС и Европейский инвестиционный банк. При этом США принадлежит 10% акций, остальным странам группы G7 – по 8,5%, России – всего 4,5% акций. ЕБРР не занимается благотворительностью и участвует только в выгодных для него проектах.
Россия для этих банков является ключевым рынком, поскольку доходность проектов здесь в разы выше, чем в странах ЕС, и потому основные инвестиции банков приходятся именно на Россию. В 2007 году ЕБРР вложил в российские проекты 2,3 млрд евро, что составило 41% всех инвестиций банка. Итог 2013 года немного скромнее – 1,8 млрд евро (2,5 млрд долларов). ЕИБ в 2013 году предоставил РФ кредитов на 1,4 млрд долларов.
Куда и как инвестируют?
В сферу интересов ЕИБ входят, прежде всего, энергетика, транспорт и телекоммуникации. ЕБРР помимо уже перечисленного интересуется автомобильной отраслью, инфраструктурными проектами, развитием торговых сетей и финансовым сектором.
Большую часть вложений ЕБРР осуществляет в виде кредитов. Помимо этого он инвестирует средства в покупку акций различных компаний. На долю этого сектора в июне 2012 года по итогам всех предыдущих лет работы в России приходилось 19% совокупных инвестиций банка, а в марте 2014 года – уже 36%. Кроме того, ЕБРР предоставляет гарантии под кредиты других банков.
Кредиты ЕБРР выдает отнюдь не по низкопроцентным европейским ставкам, а по текущим рыночным, вполне российским, безо всяких льготных условий. В 2006 году, например, кредитная ставка составляла 7,4%. Помимо этого заемщик выплачивает также банку маржу – чтобы покрыть страновые и коммерческие риски проекта. Информация о размере маржи – конфиденциальная и раскрывается только клиенту. Кроме того, доходы банка от выдачи кредита пополняются и благодаря целому ряду комиссий и сборов. В этот скромный список входят:
- комиссия за экспертизу проекта (за услуги технических консультантов, внештатных юристов, оплата путевых расходов);
- разовая комиссия за открытие кредита (уплачивается вперед);
- комиссия за обязательство (уплачивается с выделенной, но еще не выданной клиенту суммы кредита);
- комиссия за конвертацию кредита (уплачивается с конвертируемой суммы в момент перевода кредита с одного вида процентной ставки или валюты на иные);
- комиссии за досрочное погашение, аннулирование кредита и пеня за просроченный платеж (выплачивается при необходимости).
При этом чтобы получить кредит, компания должна соответствовать определенным требованиям ЕБРР – добиться этого соответствия без помощи специальных консультантов банка практически невозможно. В дальнейшем аналитики ЕБРР ведут постоянный мониторинг профинансированых проектов и оценивают деятельность компании.
Войти на выгодных условиях
Что касается покупки акций, то и здесь «банки развития» заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, многие из российских компаний заявляют, что благодаря партнерству с ЕБРР перед ними открылись новые возможности. Но о цене, которую пришлось за это заплатить, упоминается далеко не всегда. Между тем, в финансовом отношении вхождение ЕБРР в капитал компаний не так уж выгодно для владельцев.
Условия покупки, как правило, оговариваются на начальной стадии партнерства – при выдаче кредита. В дальнейшем стоимость компании или банка может заметно вырасти, но ЕБРР будет требовать исполнения договоренности, в противном случае компании придется уплатить немалый штраф. И все же условия сделки оказываются порой столь невыгодными, что владельцы предпочитают отделаться штрафом.
Так, например, поступил владелец банка «Русский стандарт» (РС) Рустам Тарико. В 2002 году после предоставления РС кредита на 10 млн долларов ЕБРР получил опцион на приобретение 10,44% акций российского банка и спустя два года заявил о намерении реализовать свое право. Исходя из суммы, которую ЕБРР планировал потратить на приобретение десятой части банка, весь РС стоил бы всего 170 млн долларов. Однако к этому времени Рустам Тарико вел переговоры о покупке пакета акций с французской группой BNP Paribas, которая оценила РС гораздо дороже – в 600 млн долларов. Поэтому владелец РС решил откупиться от ЕБРР, досрочно погасил ссуду и заплатил за невыполненное обещание более 4 млн долларов неустойки. Убытки оказались тем чувствительней, что сделка с французской стороной в итоге так и не состоялась.
При этом ЕБРР никогда не ограничивается ролью пассивного акционера, а всегда тщательно анализирует деятельность компании и тем или иным способом влияет на ее политику; долгосрочные планы по развитию компании, как правило, согласуются с банком. Представитель ЕБРР входит в совет директоров и возглавляет комитет по аудиту. Входя в акционерный капитал российских банков, ЕБРР чаще всего приобретает блок-пакет.
Участие ЕБРР в акционерном капитале, как правило, способствует привлечению и других иностранных инвесторов – то есть постепенному переходу компании к иностранным владельцам. При этом доходы ЕБРР от перепродажи акций во много раз превышают первоначальные расходы на их покупку. Так, например, в начале двухтысячных ЕБРР инвестировал 25 млн евро в покупку доли в Международном московском банке (ММБ), который изначально являлся совместным предприятием Внешэкономбанка СССР, Промстройбанка СССР, Сбербанка СССР и пяти иностранных банков. В 2007 году ЕБРР продал свой пакет в ММБ итальянской банковской группе Unicredit в девять раз дороже – за 229 млн долларов. Сегодня бывший Международный московский банк на 100% принадлежит австрийской дочке итальянской Unicredit и называется ЗАО ЮниКредит Банк.
Самые лакомые кусочки
Среди российских предприятий, интересующих ЕБРР, – КамАЗ, Татэнерго и золотодобывающая компания ОАО «Высочайший», и еще много-много всего столь же интересного. Все эти кампании, способные приносить неплохую прибыль, постепенно переходят под все больший контроль иностранных инвесторов. Контрольный пакет КамАЗа давно хочет получить немецкий концерн Daimler, которому сегодня принадлежит 11% акций КамАЗа, а еще 4% акций в интересах концерна владеет ЕБРР. Проекты в сфере золотодобычи ЕБРР финансирует с 90-х годов, одним из них (восьмым, по счету) стала покупка в 2011 году 5,26% акций ОАО «Высочайший», одного из десяти крупнейших золотодобытчиков России. Строгие принципы экологической политики, провозглашаемой банком, отнюдь не помешали ему закрыть глаза на то, что добыча золота будет вестись на территории национального парка, который внесен в список всемирного природного наследия.
Развитие российской экономики и поддержка малого бизнеса
Развитие российской промышленности, о котором рапортует ЕБРР, в значительной степени заключается в предоставлении кредитов зарубежным компаниям на размещение производств на территории России. Так, ЕБРР профинансировал с привлечением средств ряда других банков создание завода «Фольксваген» в Калужской области, «Дженерал Моторс» – на АвтоВАЗе, Toyota – в Санкт-Петербурге, открытие финского целлюлозобумажного комбината в Ленинградской области и расширение и модернизацию производства европейской компании «Монди», которая производит бумагу, арендуя в качестве сырьевой базы леса в Республике Коми. В сотрудничестве с «Роснано» ЕБРР поддержал строительство двух заводов по производству энергосберегающего стекла в Ульяновской и Московской областях в рамках совместного проекта голландской компании Pilkington (контролируется японской Nippon Sheet Glass, NSG) и российской группы компаний СТиС. Среди недавних проектов, финансируемых ЕБРР, – развитие сети магазинов французской розничной группы «Auchan».
Малый бизнес в России ЕБРР поддерживает не напрямую, а предоставляя специальные кредиты российским банкам-партнерам, которые, в свою очередь, реализуют строго оговоренные специальные кредитные программы для малых предприятий, сельских жителей и т.п. Таким образом, поддержка малого бизнеса – это для ЕБРР прежде всего один из способов заработать, к тому же минимизируя риски за счет российских банков-партнеров.
Сотрудничество с регионами
ЕБРР принимает участие в развитии дорог и модернизации инфраструктуры – в основном, предоставляя кредиты на эти проекты региональным и муниципальным властям. Так, муниципальные власти Сургута получили кредит ЕБРР на реконструкцию системы водо- и теплоснабжения, власти Уфы, воспользовавшись кредитом, улучшили систему центрального отопления, модернизировали систему водоочистных сооружений и теперь намерены реконструировать трамвайные пути, чтобы открыть движение скоростного трамвая.
Конечно, все это очень нужные проекты, но стоит отметить, что занимать деньги на самое насущное регионы вынуждены из-за хронического недофинансирования. Такая политика государства помогает банкам зарабатывать на кредитах, но ведет к росту региональных долгов. При этом больше всего зарабатывают именно иностранные и международные банки, имеющие доступ к дешевым финансам и предоставляющие кредиты по ставке, лишь немного ниже общероссийской. Очевидно, что прибыль их при этом значительно выше, чем от выдачи кредитов в странах ЕС, где ставки гораздо ниже, а заполучить клиентов гораздо труднее.
ЕБРР не оставит Россию
Политика Центробанка и завышаемая им ставка рефинансирования делают невозможным предоставление российскими банками дешевых кредитов. Поэтому чуть менее дорогие кредиты западных банков останутся и для российских предпринимателей, и для российских регионов чуть ли не единственной возможностью профинансировать развитие и реализацию нужных проектов.
Для западных же банков Россия при таком положении дел останется основным источником дохода. Именно за это ценит ее ЕБРР. Россия для него «это страна, у которой самый большой инвестиционный портфель, самое высокое качество кредитов, самый большой уровень доходов, которые получает банк», подчеркивает заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин. И потому менеджмент банка и его акционеры не намерены сворачивать финансирование российских проектов.
При этом масштаб финансового участия ЕБРР в российской экономике не столь уж значителен – 2,5 млрд долларов, в 40 раз меньше прогнозируемого в этом году оттока капитала из России в размере 100 млрд долларов. Уход ЕБРР может иметь, скорее, символический характер, показывающий, что финансовый железный занавес опускается над Россией, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Впрочем, пока ЕБРР не планирует уходить из России и продолжает рассматривать новые проекты.
Написать комментарий