29 МАР, 18:27 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Инновации в России: back to the USSR

29 Ноября 2012 9828 0 События и факты
Инновации в России: back to the USSR

Может ли единая региональная политика привести к инновационному росту и развитию российских регионов? Что мешает переходу региональных экономик от сырьевой и дотационной модели к инновационной? И чего не отражают рейтинги инновационного потенциала регионов? Что общего между инновационной моделью сегодняшней России и бывшего СССР?

Сложившаяся с начала 2000-х тенденция к централизации власти и увеличению сырьевой зависимости российской экономики не оставляет регионам выбора: на сегодняшний день 45 субъектов федерации остаются дотационными, а финансовые интервенции из государственного бюджета на выравнивание экономического положения регионов не способствуют улучшению инвестиционной и бизнес среды. Естественно, возникает множество вопросов касательно регионального управления. Вплоть до государственного устройства: унитарное оно, по сути, или же все-таки федерация это единство свободных экономических, политических и правовых субъектов?

В контексте кризиса установившейся за последние десять лет системы управления проходят обсуждения единой региональной политики в субъектах федерации. Понятно, что таковой не может быть даже по федеральным округам, которые не учитывают специфику отдельных регионов в своем составе. Но и стратегии регионального развития при действующей модели государственного управления вряд ли будут эффективными. Два года назад в «Стратегии-2020» отсутствовало понятие субъекта, делится Сергей Валентей, заведующий Центром исследований федеративных отношеий ИЭ РАН. Но в последующей концепции развития инноваций вопрос ставится уже иначе.
_814 _819 _826
Инновационное развитие России не возможно без работы на региональном и муниципальном уровне, понимает центральная власть. Вместе с тем меняется и взгляд на региональное управление, теперь ему придается большее значение. Становится очевидным, что инновационный тип экономики может быть заложен только на уровне регионов. Мешает этому, во-первых, централизация, а во-вторых - то, что ряд субъектов не может обеспечить свой статус за счет собственных средств, как формулирует это Сергей Валентей.

Существует серьезная проблема, утверждают исследователи инновационного развития, что в России без изменения системы управления будет воспроизведена система инноваций Советского союза. Будут города и регионы инновационного развития, а дальше инновационная пустыня. «Стратегическая ошибка сегодня - правительство начинает заказывать инновационные продукты, не определившись, а есть ли на эти инновационные продукты реальный спрос», - говорит Сергей Валентей.

В Советском союзе не было рынка инноваций, поэтому основным потребителем инновационной продукции оставалось государство. Из-за этого были сформированы излишки инновационного производства в хозяйствующих субъектах. Сегодня допускается та же ошибка - делается госзаказ на инновации, которые не востребованы рынком. Тем не менее, уже сейчас доступны рейтинги «инновационности» регионов, которые ничего не говорят о реальном положении вещей.

_846 _864 _831

Сергей Валентей называет три основных проблемы оценки инновационного развития регионов:

1. Неопределенность понятийного аппарата. Что такое инновации и инновационная деятельность? И как финансировать инновационный процесс, если инновации производят компании, занимающиеся инновационной деятельностью?

2. Инновационное развитие имеет отраслевой характер и различия: легкая промышленность - это одна сумма вложений на душу населения, авиапромышленность - совершенно другая. Поэтому нельзя оценивать эффективность регионов по вложениям в инновации на душу населения.

3. Различие базовых условий экономики. Например, профессиональные кадры распределяются по территории страны таким образом, что все они сосредоточены в 5 точках. При этом инновационное развитие не возможно без кадров и при рейтинговании этот фактор нужно учитывать.

Исследователи выявили, что показатели инновационного развития ни о чем не говорят, тогда как корреляция между инвестиционными показателями и социальным благополучием наблюдается довольно четко. В свою очередь инновационный потенциал заключается, прежде всего, в социальном потенциале регионов. Вывод: инновации зависят от инвестиций, а инвестиции основываются на рынке. Инвестиции могут стать финансовой базой инноваций. Соответственно, экономика инноваций - это система неких экономических отношений, которые перешли в развитые страны, большую роль в которых играет человеческий капитал, говорит Сергей Валентей.

Но в большинстве российских регионов инновационный рост за последние десять лет равен статистической погрешности. Проблема не в технологической базе, уверены эксперты, а в управлении, не использующем человеческий капитал. При таких условиях региональное развитие всегда будет малорезультативным вектором развития государственной политики. Практика доказала, что финансовое выравнивание неэффективно так же, как стимулирование. Накачка деньгами ничего не решает, что можно видеть на примере нескольких высокодотационных регионов.

Вывести регионы на одну ступень можно, только поменяв экономику сырьевого типа на экономику инновационного. Но пока одни развиваются, другие все еще декларируют свои намерения. Тем не менее, эксперты убеждены, вопрос в формах и этапах, а не в том, способен ли отдельный регион включиться в инновационную активность.

Тренды инновационного развития РФ обсуждались Плехановским дискуссионным клубом 21 ноября


фото автора
Наталия Толокнова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more