Инструмент новой колонизации
Протокол о вступлении в ВТО был подписан 16 декабря 2011 года. С этого момента пошли разговоры о том, что российские переговорщики, ответственные за условия присоединения, наложили на Россию 23 тысячи обязательств. Дело усугублялось отсутствием перевода официальной документации на русский язык. Почему ВТО – это форма колонизации? И к чему нам стоит готовиться?
До конца этого месяца Государственная Дума должна проголосовать по вопросу вступления в ВТО и либо поддержать инициативу Минэкономразвития, либо отказаться от нее в самый последний момент. Сделать это осмысленно сложно – перевод подписанного Протокола так и не был подготовлен для представителей законодательной власти, которым весьма трудно понять, о каких «новых возможностях» России в ВТО говорят либеральные экономисты, в числе которых председатель правительства Дмитрий Медведев и его заместитель Аркадий Дворкович.
Российская экономика и политика давно и прочно стоят на трех слонах. Прежде всего, это природные ресурсы и их экспорт в западные страны. Во-вторых, поддержание уровня внутреннего производства за счет спроса на отечественные продукты и товары путем обложения пошлинами импортной продукции. В-третьих, сохранение социального государства с механизмами перераспределения сверхдоходов от экспорта сырья между социальной и экономической сферой. Можно сказать, что из этих факторов и складывается российский тип стабильности.
Но членство в ВТО в первую очередь предполагает снятие экспортных пошлин на энергоресурсы и приведение цен на топливо к мировому уровню. Не трудно догадаться, что с такой кардинальной переменой Россия приближает конец прежнего экономического уклада. В самых резких оценках страна займет место «сырьевой провинции США и ЕС». Правда, знают об этом по результатам социологического опроса, проведенного перед подписанием Протокола, лишь 23% опрошенных граждан.
31 мая 2012 года на Международной конференции «Что ждет Россию в ВТО? Международный опыт» советник правительства Китая Лоуренс Брам резко раскритиковал Бреттон-вудскую систему и порожденную ею глобализацию, лучше всего представленную в таких институциях, как Всемирный банк и ВТО. На сегодняшний день в ВТО более 130 стран, при этом только 20 из них могут реально влиять на правила организации. «ВТО предполагает равный подход, но не все страны равны. Географические условия, условия сельскохозяйственных и природных ресурсов значительно отличаются. Нам нужна новая система, которая будет решать проблемы», – отметил Лоуренс Брам.
Другими словами, развивающиеся страны в рамках ВТО никогда не смогут стать развитыми по нескольким причинам, главная из которых в следующем – в модели мира с победившей глобализацией им отведена роль ресурсной базы для стран первого мира. Это значит, что государствам в рамках ВТО трудно создавать собственные производства из-за большого наплыва импорта. Соответственно производства с высокой степенью переработки становятся недостижимыми и нецелесообразными. Экономикам, существующим по таким правилам, трудно предлагать готовую продукцию, намного проще торговать сырьем или привлекать инвестиции дешевой рабочей силой, которая закономерно подешевеет из-за снижения внутреннего потребления, зависящего от национального производства и обеспечиваемого им уровня занятости.
«В условиях радикального снижения защиты внутреннего рынка, которая создавала стимулы для переноса иностранными инвесторами производств в страну и углубления локализации, едва ли не единственным стимулом для привлечения инвестиций станет низкая цена на рабочую силу», – говорит доцент НИУ ВШЭ и эксперт ИГСО Павел Кудюкин. Но уже понятно, что «по техническим барьерам» ВТО Россия не сможет ограничить сокращение производства, а это отразится на налоговых поступлениях в бюджет (к тому же нужно отнять все бюджетные выгоды от пошлин на импорт) и, как следствие, рано или поздно государство будет вынуждено оставить свои социальные функции. Тогда произойдет приватизация здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ и культуры. На фоне этого увеличится безработица в сельскохозяйственном и промышленном секторе (8% и 17% от общего числа занятых соответственно).
Поэтому аргументы в пользу присоединения к ВТО должны носить прагматичный характер без учета политики. Более того, ВТО отнюдь не триггер для инвестиций, как это пытаются преподнести в том же Минэкономразвития, и России в этом плане намного больше поможет отлаженная система управления. Также часто проводится параллель между вступлением России в ВТО и аналогичным опытом Китая. Но Китай шел к этому решению с 1992 года, и оно было исключительно политическим. «Вступление Китая в ВТО не объясняется его успехом. Все инвестиции Китая были сделаны благодаря либеральной политике в отношении инвестиций, а также успехи пришли потому, что правительство добровольно инвестировало в инфраструктуру», – говорит Лоуренс Брам. Тем не менее, Китай не подчиняется правилам ВТО и около половины всех споров в организации происходит именно из-за него.
Кроме этого экономика провинций в Китае перестала получать государственные дотации и перешла на самообеспечение от налоговых отчислений местных компаний. Таким образом, Китай осуществил переход к рыночной экономике, но до сих пор не может урегулировать порядок производства в провинциях, где постоянно происходят кражи западных технологий. Это происходит потому, что компаниям приходится выживать в новых условиях производства и запретить им это правительство, зависящее от их налогов, не может.
«Вступив в ВТО, мы не сможем защитить свою экономику, – говорит политолог Александра Ждановская. – Это однозначно вытекает как из самих правил ВТО, так и из опыта других стран, вошедших в ВТО. Поэтому вопрос должен стоять не о том, на каких условиях России вступать в ВТО – любые условия будут означать лишь более быстрое или медленное движение в сторону упадка. Развитие же возможно только вне ВТО. Это необходимо осознать, поняв правила ВТО и изучив международный опыт».
В качестве примера эксперты приводят опыт Греции, которая процветала в 80-е годы и отличалась стабильной экономикой. Но с 1990-го по 2008 год вместе с интеграцией в Европейский союз на ее территории в ущерб аграрному сектору – стержню греческой экономики – развивался постиндустриальный сектор. Вырубались фруктовые деревья, снижалось производство хлопка, но при этом был перманентный рост туризма. Сегодня греческая экономика находится в нервном ожидании российских туристов, так как европейский кризис не предвещает большого количества желающих отдохнуть из той же Германии. Греция может служить хорошим примером того, что протекционистская политика – вещь абсолютно необходимая для России, которая многое принесет в жертву ВТО, и, пожалуй, самое главное – стабильность.
«Если ратификация состоится, то наша совесть будет чиста, – говорит Президент Ассоциации российских производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин, – потому что мы сделали все возможное, чтобы ратификация не случилась. Мы говорим о том, что либералы могут совершить преступление. Можем ли мы повлиять своими доводами на них? У меня пока нет ответа».
Написать комментарий