Россия в ВТО: другой экономики у нас не будет
До ратификации соглашения о вступлении России в ВТО осталось меньше трех месяцев. В преддверии эпохального шага страна сотрясается от полемики. Почему вступление России в ВТО поставит на кон предприятия, не связанные с экспортом сырья? Будет ли возможна модернизация при членстве в ВТО? И появится ли в России перерабатывающая промышленность?
Настоящее обсуждение последствий вступления России в ВТО началось только после того как на сайте Минэкономразвития в феврале были вывешены окончательные условия, на которых Россия в июне этого года войдет в организацию. До этого момента предприниматели находились в неведении и не могли оценить возможный ущерб для своих отраслей, тем более что расчет убытков и анализ рынка в условиях ВТО – предприятие затратное и трудоемкое. Отведенного времени для анализа и оценки последствий перед ратификацией оказалось недостаточно, чтобы по каждой отрасли и сегменту сделать заключение и направить данные в Минэкономразвития.
Однако директор по развитию и внешним связям Российского зернового Союза Михаил Крихели говорит, что чем дальше Россия будет откладывать, тем хуже будут условия. «Однозначно, сегодня мы вступаем на условиях худших, чем в 2006 году и на условиях лучших, чем наши коллеги из других стран, – говорит он. – Ситуация неоднозначная, поэтому мы бы относились к вступлению в ВТО как некой данности».
Но отраслевые лоббисты развернули крупную кампанию против вступления в ВТО и засыпают СМИ катастрофическими цифрами потерь от открытия российского рынка для импорта. Министерская позиция столь же категорична, хотя директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков утверждает, что они «сознательно поощряют работу оппонентов». В министерстве убеждены, бизнес согласен с условиями ВТО. Полярную точку зрения занимают лоббисты, по мнению которых, условия абсолютно не соответствуют интересам и ожиданиям бизнеса и в особенности представителям несырьевого сектора экономики.
«ВТО это экономическая организация, а мы сегодня вступаем туда исключительно по политическим соображениям», – говорит член рабочей группы по технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения при правительстве России Евгений Корчевой. С точки зрения экономики, вступление России в ВТО в первую очередь не оправдано по причине неравных условий ведения бизнеса в России и в странах остальных членов организации. В России гораздо дороже энергоресурсы: электричество в полтора раза дороже, чем в США и Канаде и в три раза дороже, чем в Киргизии. Газ через пять лет будет стоить также как в Европе, если рост тарифов продолжится сегодняшними темпами. Бензин уже дороже, чем в США на 20% и в разы дороже, чем в нефтедобывающих странах.
Ко всему прочему в России очень тяжелая и неудобная налоговая система. «Модернизация обходится нам в полтора-два раза дороже, чем в развитых странах, – говорит Евгений Корчевой. – С точки зрения налогов и по уровню рейтинга налоговой системы Россия находится только на 134 месте. То есть 130 стран имеют более лояльную налоговую систему, а это давит на бизнес. Соответственно, у нас высокая коррупция, бешено дорогая логистика, холодный климат и самое главное это стоимость кредитов». Необходимые бизнесу кредиты в России выдаются со средней ставкой в 12-14,% в то время как в развивающихся странах, в том числе в Китае – 2-5%.
«Если говорить про финансовую систему, то она, во-первых, не позволяет экономике иметь много дешевых заемных ресурсов, а во-вторых, менее эффективна, чем в других странах», – говорит исследователь проблемы вступления России в ВТО Артем Кузнецов.
Действительно многие страны выиграли от вступления в ВТО. В качестве примера всегда приводят Китай, вступивший в организацию в 2001 году. Но достаточно сравнить условия, чтобы стали заметны три радикальных отличия России от Китая, которые определяют конкурентоспособность страны перед импортом. «В первую очередь это курс национальной валюты, который у России на 60% ниже, чем у Китая и при этом основной ресурс стоит гораздо дороже, – говорит Артем Кузнецов. – Речь идет о стоимости заемных средств, то есть капитала, который в России в два раза дороже. Какие-либо основания для того, чтобы российские товары выиграли от вступления в ВТО – отсутствуют».
Объективные условия закрывают вопрос о равной конкуренции – российские предприятия не смогут быть конкурентоспособными и, скорее всего, перестанут производить. Ущерб будет нанесен экономике в целом. Уже сейчас в Минфин поступают удручающие прогнозы по тому, сколько казна недополучит из-за более дешевой продукции конкурентов. Экономисты оценивают совокупные потери к 2020 году в размере 6,6 трлн рублей. Часть от этих потерь рассчитывается в виде недополученных средств и отсутствия роста в ряде отраслей, например, в перерабатывающей промышленности. «Ущерб наносится целым отраслям, и мы здесь абсолютно не согласны с теми, кто говорит, что пострадают только отдельные неконкурентоспособные предприятия», – говорит Евгений Корчевой.
Помимо незащищенности российских производителей существует ряд институциональных факторов, который резко ограничивает выгоду для России. Не малую роль в этом отношении играет структура экономики экспорта, где доминирует сырьевой сектор, что делает либерализацию рынка и торговлю для активных российских экспортеров не столь интересной. Сырьевые компании давно и успешно экспортируют и даже доминируют своими сырьевыми ресурсами на мировом рынке. Поэтому если Россия будем выполнять то, что записано в соглашении о вступлении в ВТО, то это приведет ее к усилению сырьевой зависимости. «Мы прогнозируем, что при снижении цен до $50 за баррель, о чем уже сейчас говорит Саудовская Аравия, для России это будет просто катастрофа, – говорит Евгений Корчевой. – Потому что другой экономики, кроме как газа и нефти у нас нет, а со вступлением в ВТО и не будет».
ВТО-информ. Последствия присоединения России к ВТО |
Написать комментарий
К великому сожалению, не доходит до некоторых идиотов из числа разношерстных мосек и лаек, придется продолжать психолечение, такая уж обязанность санитаров совести и души, как мне представляется, по всей видимости, в США, хоть и много, но не хватает на всех личных психоаналитиков - тут уж и в прям беда для американца, особенно, выходца из СССР и России - лечим: Свыше 30 автомобилей перекрыли сегодня утром автостраду номер 270 под Вашингтоном из-за того, что дорога в буквальном смысле оказалась засыпана долларовыми купюрами и монетами. Мешки с деньгами случайно вывалились из инкассаторской бронемашины близ города Хайаттстаун, примерно в 56 км от столицы, в утренние часы-пик. Заметившие это водители других машин отреагировали мгновенно. Затормозив, они бросились собирать банкноты. Примчавшимся с некоторым опозданием к месту происшествия полицейским оставалось только оцепить его. Блюстители порядка обратились через местные СМИ к водителям с требованием вернуть не принадлежащие им деньги. Какая сумма находилась в вывалившихся мешках и сколько пропало, пока не сообщается.
Господин Сайфуллаев? О чём Вы это? В стиле: "Шли двое, один в шляпе, другой в институт"? Ваш комментарий не имеет отношения к статье. И Ваше "лечение", скорее, показатель того, что Вы полностью утратили способность рассуждать логически. Верно: догадаться о чём-то в Ваших комментариях невозможео, ни моське, ни слону. Торговля с арабким Востоком слишком мизерна в рамках обего импорта-экспорта России, т.е. не делает никаой погоды. Кроме того, Россия и Восток - нефтяные конкуренты, и ни Россия, ни Востон не могут купить то необходимое им, что покупают у других стран. Ни мяса, ни другого продовольствия России у Востоока не купить - у них и самих нет продовольственной безопасности. Точно так и то современное, что производят развитые страны. Ну и россйскую нефть и и газ Восток покупать не будет. Так о чём Вы талдычите? Недержание слов при полном отсутствии мысли. А ВТО - совсем другое: Мельников объяснил это чётко (для тех, кто умеет читать). Я дополнил. Вы, то ли по неграмотности, то ли проблемам интеллекта, не поняли, и разродились большим комментарием, не имеющим никакого смысла. И даже не смогли чётко сформулировать то, что, возможно, хотели сказать. Ну а Ваши болезненные нападки неизвестно на кого, возможно, и на Ваше собственное отражение, просто говорят о неадекватности. И не надо в России говорить о "лечении": СССР и Россия на века запятнали себя такими методами "лечения" мыслящих людей, что это никогда не забудется. Возможно, и Вы в качестве специалиста по марксизму и психологии неплохо в этом замазаны. Оксанов.
Итак, пока, как видно, не помогает, а потому необходимо всё же продолжить наш курс психотерапии: Как известно, в 2009 году товарооборот между арабскими странами и Россией составил 8 млрд. долларов. В 2010 наблюдалась небольшая положительная динамика, объем увеличился на 2 млрд. и составил 10 млрд. долларов. Но потенциал роста далеко не исчерпан. По экспертным оценкам он может достигнуть 25 млрд. долларов, что не так много. К сравнению между Китаем и арабскими странами товарооборот достигает 700 млрд. долларов. При положительной динамике в торговле в инвестиционной сфере установились несбалансированные интересы. Россия проявляет большую заинтересованность в арабском мире. Об этом говорят инвестиции и проекты российских компаний. Возможно, это свидетельство активности российского капитала и инертности арабского. Улучшение инвестиционного климата в России, в том числе для арабских инвесторов, предполагается провести за счет основания фонда прямых инвестиций (РФПИ). По словам генерального директора фонда, Кирилла Дмитриева, фонд позволит быть спокойными инвесторам, разделяя с ними риски по вложениям. Базовые возможности фонда измеряются 500 млн. за одну транзакцию. Общий размер фонда 10 млрд., и этой суммы достаточно, чтобы привлекать 50 млрд. долларов инвестиций ежегодно. Настоящей проблемой на пути к успешному сотрудничеству России и арабского мира встает информационный вакуум, на который ссылаются арабские партнеры. Малое количество информации друг о друге подчеркивает, что точечные сделки российских компаний лишь исключения из правил. Для обратных вложений в будущем российская сторона будет предоставлять гарантии арабским инвесторам, и стимулировать экспорт. На сегодня страны персидского залива инвестируют в российскую экономику всего от 200 до 300 млн. долларов в год. Не расторможенному сотрудничеству многое мешает. Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК "Система", говорит, что последние пять лет были потрачены на достижение взаимопонимания и доверия. "Мы - сказал он - идентифицировали друг друга и продолжим работу после форума". Официальный представитель Кабинета министров Ирана, Али ал-Даббаг, напротив, считает, что российские компании колеблются и опасаются по поводу безопасности. Также развернуться в полную силу препятствует советский взгляд России на Ирак и прочие арабские страны. "Компании должны конкурировать с другими компаниями на нашем рынке" - сказал Али ал-Даббаг. Но, добавил он, "мы не хотим, чтобы наша страна превратилась в рынок сбыта. Мы хотим получать технологии и не ограничиваться потреблением". Нацеленность на стратегический характер партнерства диктуют потребности развивающихся арабских стран. Али ал-Даббаг заявил, что страна нуждается в железных дорогах, электроэнергии и других долгосрочных проектах. Причем, заметил он, в области строительства пока нет никакой конкуренции, конкуренция сильна в нефтяном секторе. Создание Российско-арабского банка могло бы способствовать более глубокому сотрудничеству между нашими странами. Но пока Россия не удовлетворена неопределенностью с арабской стороны. В ответ на это Хассан Сентисси, президент Российско-марокканского делового совета, сделал предложение создать в городе Касабланка Российско-марокканский или Российско-арабский банк. "У меня сорокалетний опыт в банковской сфере, - сказал он. - Я готов быть одним из инициаторов и инвестором. Я уверен, что путь, ведущий из России в нашу страну, становится все более благоустроенным". И в то же время, вполне очевидно, что уже и я абсолютно уверен, что подобное моё лечение пойдет на пользу всем моськам и лайкам, чтобы у них вдруг не начался, как это было ранее, водоплясь в их розовых штанишках, когда их будут замочить не обязательно в сортирах, или, может, они сами вдруг замочатся соответствующим образом в своих всё тех же сортирах от чрезмерной ненависти и удушающей зависти ко всем нам – истинным россиянам, живущим у себя на Родине. Ведь мы ранее и не таких многих мосек с лайками лечили и ведь излечивали, причем это всё ещё даже не цветочки, а тем более всё это не ягодки, которые, вполне могут быть далее, но всё в свою лишь очередь – клин ведь, как известно, клином вышибают, а вот дурь с ненавистью - колом! Наш российский кол – это всего лишь цветочки! Могу поспорить, что ни одна моська с лайкой в паре никогда ведь не поймут, а тем более, не догадаются, что в таком случае – ягодки!
Если бы в России власть была заинтересована в национальных интересах страны, вступлению в ВТО прешествовало бы "ослабление" рубля, т.е девальвация. "Крепкий рубль", предмет гордости и лжи власти, на самом деле приносит громадный ущерб экономике страны. Китай не стесняется держать юань "слабым", несмотря на мировое давление: "слабая внутренняя денежная единица" препятствует конкуренции импорта внутри страны и укрепляет позиции своих производителй и экспорта своей продукции. Российские власти заинтересованы в другом: им очень выгодно воровать российские рубли в российской экономике и переводить их по курсу 30 рублей за доллар в зарубежные страны. Если бы курс был экономически реальным - примерно 45 рублей за доллар - доходы путиных и компании сразу упали бы в полтора раза - они на такое не пойдут никогда. Сравните российские цены на импортное с мировыми ценами - они в долларовом исчислении в 1,5 и даже более раза выше, чем в странах-экспортёрах. Экспортёрам, в том числе и российским посредникам, очень выгодно приобретать товары за рубежом по низким долларовым ценам, продавать в России за рубли, а потом обменивать полученные рубли на доллары. Таможенные пошлины в России обращают громадную часть экспорта в государственный доход, который "пилят" чиновники. Мясо птицы Россия приобретает дешевле доллара за килограмм, в магазинах оно вдвое дороже - вот и вся российская валютная политика. Это же парадокс: Россия ввозит в страну сырьё для производства алюминия, "вливает" в него дешёвую российскую электроэнергию, везёт полученный алюминий через всю страну - и получает громадную прибыль. За счёт чего: в том числе, и за счёт "крепкого рубля". А в самой России электроэнергия дорожает, а бензин уже дороже, чем в США, хотя США импортирует почти половину потребляемой нефти, а Россия экспортирует нефть. Нет сомнений в том, что ВТО окажется провальным для российского производства, но будет выгодным для экспорта ресурсов: там Россия получает реальные доллары, а не "крепкие рубли", которые она платит своему населению. ВТО должно убить российское сельское хозяйство, которое точно неконкурентно по сравнению с мировым, окажется губительным для российского ширпотреба и многих отраслей промышленности. Но ВТО увеличит прибыли российского чиновничества - в этом причина того, почему это протолкнули до девальвации рубля. Девальвация неизбежна - но пока власть "не отпадёт" от кормущшки, она будет держать рубль "крепким". Это ей выгодно во многих отношениях, в том числе и как способ снижения покупательной способности населения. Ведь Россия даже с импортом не в состоянии обеспечить удовлетворение рационального спроса. Потребляние мяса в 60 кг на душу населения в год, вместо медицинской нормы в 80 кг, а для "холодной" России и больше - и при этом спрос на мясо ниже уровня поставок - это искуственное ограничение спроса за счёт дороговизны. В СССР такое же потребление сопровождалось жутким дефицитом - именно потому, что покупрательная способность населения была выше. Россия решила "советскую проблему" не за счёт увеличения продаж, а за счёт уменьшения количества денег у населения. И при этом резко увеличила неравенство доходов (децильное расслоение изменилось с 1:4 до 1:16). Это означает, что на громадную часть населения обрущшилась бедность - не товарная, а продовольственная. Вот оно - звериное мурло построенного "либералами" и чекистами российского марксовского капитализма. Оксанов.