Инновации по-российски: комиссии и госкорпорации вместо науки и технологий
Кризис привел к сжатию затрат на науку. Правильно ли это? А как делают развитые западные страны? И почему российское правительство идет в разрез всем принятым нормам и подходам? И можно ли списать нехватку финансов на кризис?
1. Расходы на науку продолжают значительно сокращаться. Предложения по очередной "антикризисной оптимизации" российского бюджета заставляют усомниться в реальности планов по переводу российской экономики на инновационный путь развития. Правительство парадоксальным образом собирается добиться технологического прорыва, значительно сокращая при этом расходы на науку и образование.
Так, в 2009 году на образование было выделено 384 млрд. рублей, на фундаментальную науку - 76 млрд., а на прикладные исследования - 92 млрд. По оценкам экспертов, это примерно на 30% меньше, чем было запланировано в докризисном варианте бюджета 2009 года. И в дальнейшем, предупреждает В.В.Путин, ученым предстоит подготовиться к дальнейшему сокращению господдержки. Конечно, в кризис сокращение бюджетных расходов - вещь неизбежная, однако при этом правительство почему-то нашло возможным увеличить ассигнования на телевидение и радиовещание (на 47%), на обеспечение деятельности правительства (на 40%), на нацбезопасность и правоохранительные органы (на 22%), на содержание Госдумы и Совета федераций (на 21%) и деятельность Минобороны (на 15%).
В 2010 году, по предварительным расчетам Минфина, госпрограммы, нацеленные на развитие науки и технологий, будут сокращены на 5-55%. Всего планируется реализовать девять федеральных целевых программ: "Глобальная навигационная система", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.", "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.», "Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007-2010 гг.)" и "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг. Предусмотрены также ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 гг. и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.".
Сильнее всего - на 55% от объемов 2009 года - уменьшится бюджет "Электронной России". На ее реализацию, вместо 3,2 млрд. рублей, запланированных по паспорту программы на 2010 год, будет выделено всего 1,2 млрд. рублей. На 40% сократится финансирование ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг." (вместо 22,9 млрд. рублей по паспорту планируется выделить всего 7,4 млрд. руб.). На 31% сократится бюджет ФЦП "Национальная технологическая база" (вместо 6,3 млрд. рублей по паспорту планируется выделить всего 3,1 млрд. руб.). ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг." будет сокращена на 5,6% (вместо 7,5 млрд. рублей по паспорту будет выделено 5 млрд. рублей). ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 гг. в 2010 году урежут на 7% (вместо 7,4 млрд. рублей по паспорту будет выделено 5,4 млрд. рублей).
2. Уменьшается число приоритетных направлений в науке. Помимо урезания расходов на уже запущенные программы сокращается и спектр научных разработок, которые могут рассчитывать на господдержку. Список приоритетных направлений развития науки, утвержденный в 2002 году в документе "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", по признанию В. В. Путина, и с самого начала был "кратким" - в него вошли всего девять направлений. Тем не менее, в 2004 году, еще задолго до кризиса, число приоритетных направлений сократили до семи, а количество критических технологий - с 52 до 33. Теперь Минобрнауки намерено еще подсократить этот список.
При этом принципы, по которым отбираются приоритетные направления, приводят в недоумение не только ученых, но и любого, кто попытается разобраться в логике чиновников. Так, с 2004 года перестали быть приоритетными такие направления науки, как развитие космических и авиационных технологий и новые транспортные технологии. Сейчас "кандидатом на вылет" стали информационно-комммуникационные технологии, электроника и робототехника. Исключение их из списка приоритетных мотивируют тем, что Россия по этим направлениям отстает от Запада. Тем не менее, отрасли эти в России развиваются, однако вместо того, чтобы поддержать их и ликвидировать отставание, им фактически выносят смертный приговор.
Напомним, что ранее президент России Дмитрий Медведев назвал приоритетными следующие направления экономики: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в области медицины, а также стратегические компьютерные технологии и разработка программного обеспечения.
Сокращая число приоритетных направлений в науке, правительство фактически лишает Россию перспектив, ведь в наше время будущее экономики напрямую связано с поиском и развитием новых технологий. При этом невозможно точно предсказать, разработки какого именно направления приведут к технологическому прорыву.
Помимо этого, упадок в одной из отраслей науки неизбежно влечет за собой и отставание в тех, которые с ней связаны. Яркий пример - космическая медицина. Пока еще это направление считается приоритетным. Любому понятно, что развивать его без создания новой космической техники невозможно. Между тем, хотя программа российских космических исследований, сверстанная до 2020-го года, предусматривает разработку и запуск и новых носителей, и новых биоспутников, и новых сегментов космической станции, и кораблей-спасателей, но при отсутствии господдержки это просто немыслимо. Исключая развитие космической техники из числа приоритетных направлений, Минобрнауки фактически убивает и все связанные с космосом отрасли. Мало того, угасание этих направлений неизбежно отразится и на уровне остальной науки.
Возможно, господам чиновникам неизвестно, что многие результаты, полученные при исследованиях в космосе, находят вполне реальное применение на Земле. Так, например, специальные костюмы для космонавтов, разработанные в институте медико-биологических проблем, используют как для детей, страдающих ДЦП (детским церебральным параличом), так и для восстановления взрослых людей, перенесших инфаркт или инсульт. Ученый секретарь института медико-биологических проблем доктор медицинских наук Людмила Буракова приводит и еще несколько примеров. "Мы исследуем влияние гравитации на стволовые клетки взрослого человека. На первый взгляд, кажется, что это очень далеко от клинических исследований. А на самом деле это впрямую связано с проблемами остеопороза, который может развиться у космонавтов и которым на Земле страдают десятки тысяч людей.
Еще одно исследование, которое мы проводим, - это поведение эндотелия (слоя клеток, выстилающего внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов) в условиях космического полета. Но вместе с тем эти работы помогают понять причины дисфункции сосудов, причины ортостатической неустойчивости обычных людей, у которых нарушена работа вестибулярного аппарата, которые испытывают головокружения".
Разработки космических биологов важны не только для земной медицины, но и для экологии. Так, например, изучив особенности в поведении бактерий и микроорганизмов в космосе, ученые пытаются использовать их для разложения нефти на поверхности водоемов, если случаются аварийные выбросы нефти, крушения танкеров.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что "в науке очень сложно предсказать, как будет использован тот или иной результат, но любые фундаментальные исследования рано или поздно приводят к чему-то, что потом человечество использует для своих нужд", - подчеркивает Людмила Буракова. Поэтому подписывать смертный приговор любой из научных отраслей - это просто преступно, и удивительно, что с подобной инициативой выступает именно Минобрнауки, задача которого - не убивать, а развивать науку и образование. По замыслу чиновников, сокращение приоритетов позволит сконцентрировать средства на наиболее важных направлениях, однако пример с космической медициной наглядно показывает всю абсурдность подобного подхода.
3. Поддержка науки в кризис - не роскошь, а безусловная необходимость. Все это так. Но, к сожалению, не в России.
Намерение российского правительства сэкономить на науке и образовании в кризис резко контрастирует с политикой в этой сфере западных стран и Китая. "Тот же самый кризис побудил Барака Обаму увеличить вложения в научные исследования до 3% ВВП. В России этот показатель составляет примерно 1%. Но если учесть разницу ВВП двух стран, то в абсолютных цифрах российская наука получает примерно в 30 раз меньше средств, чем американская", - отмечает Радио "Свобода". Президент США Барак Обама также обещал удвоить финансирование важнейших научных учреждений страны, включая те, которые проводят фундаментальные исследования, не обещающие быстрой экономической отдачи. В своем апрельском выступлении в Национальной академии наук Обама заметил: "Некоторые считают, что в такое трудное время мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка научных исследований - это роскошь в те моменты, когда всё определяется необходимостью. Я категорически не согласен. Наше процветание, безопасность, здоровье, экология и качество жизни сейчас более чем когда-либо зависят от науки".
"Мне кажется странным, что наука и образование вышли из списка принципиальных направлений, по которым правительство не намерено сокращать расходы, - заявил в интервью Радио «Свобода» академик-секретарь математического отделения РАН, директор Международного математического института им. Л.Эйлера Людвиг Фаддеев. - Потому что именно в период кризиса особенно важны инновации, новые идеи, которые дает только наука. И, как мы видим, и в Европе, и в Америке эта мысль осознана. Поэтому странно, что реакция на Западе в данной ситуации одна, а в России - совершенно другая. Видимо, это отражает некомпетентность советников по науке премьер-министра".
По мнению ученого, отрицательно повлияет на развитие науки и решение Путина усилить роль Минобрнауки в координации расходов на науку и технологии. Как пояснил премьер-министр, это должно увеличить отдачу от ассигнований, устранить неоправданное дублирование, ненужный параллелизм и избавить от распыления средств, поскольку сейчас около 50% федеральных средств на науку расходуются профильным министерством, остальные деньги распределяются уже в других ведомствах. Однако Людвиг Фаддеев указывает на то, что министерство зачастую "отдает колоссальные деньги лотам для организаций, которых мы совершенно не знаем и которые не имеют к Академии наук никакого отношения. И потом эти организации принимают совершенно непрофессиональные решения в научной сфере. Поэтому я полагаю, что министерство сейчас не может полностью осуществлять компетентное управление финансами на науку", - подчеркивает ученый.
По мнению академика, "сегодняшние предложения российского правительства о сокращении средств на науку и образование противоречат провозглашаемой политике инноваций. Интеллектуальное развитие страны по-прежнему воспринимается государством как роскошь, от которой можно легко отказаться в трудные времена".
Так, в 2009 году на образование было выделено 384 млрд. рублей, на фундаментальную науку - 76 млрд., а на прикладные исследования - 92 млрд. По оценкам экспертов, это примерно на 30% меньше, чем было запланировано в докризисном варианте бюджета 2009 года. И в дальнейшем, предупреждает В.В.Путин, ученым предстоит подготовиться к дальнейшему сокращению господдержки. Конечно, в кризис сокращение бюджетных расходов - вещь неизбежная, однако при этом правительство почему-то нашло возможным увеличить ассигнования на телевидение и радиовещание (на 47%), на обеспечение деятельности правительства (на 40%), на нацбезопасность и правоохранительные органы (на 22%), на содержание Госдумы и Совета федераций (на 21%) и деятельность Минобороны (на 15%).
В 2010 году, по предварительным расчетам Минфина, госпрограммы, нацеленные на развитие науки и технологий, будут сокращены на 5-55%. Всего планируется реализовать девять федеральных целевых программ: "Глобальная навигационная система", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.", "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.», "Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.", "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007-2010 гг.)" и "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг. Предусмотрены также ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 гг. и "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.".
Сильнее всего - на 55% от объемов 2009 года - уменьшится бюджет "Электронной России". На ее реализацию, вместо 3,2 млрд. рублей, запланированных по паспорту программы на 2010 год, будет выделено всего 1,2 млрд. рублей. На 40% сократится финансирование ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг." (вместо 22,9 млрд. рублей по паспорту планируется выделить всего 7,4 млрд. руб.). На 31% сократится бюджет ФЦП "Национальная технологическая база" (вместо 6,3 млрд. рублей по паспорту планируется выделить всего 3,1 млрд. руб.). ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг." будет сокращена на 5,6% (вместо 7,5 млрд. рублей по паспорту будет выделено 5 млрд. рублей). ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 гг. в 2010 году урежут на 7% (вместо 7,4 млрд. рублей по паспорту будет выделено 5,4 млрд. рублей).
2. Уменьшается число приоритетных направлений в науке. Помимо урезания расходов на уже запущенные программы сокращается и спектр научных разработок, которые могут рассчитывать на господдержку. Список приоритетных направлений развития науки, утвержденный в 2002 году в документе "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", по признанию В. В. Путина, и с самого начала был "кратким" - в него вошли всего девять направлений. Тем не менее, в 2004 году, еще задолго до кризиса, число приоритетных направлений сократили до семи, а количество критических технологий - с 52 до 33. Теперь Минобрнауки намерено еще подсократить этот список.
При этом принципы, по которым отбираются приоритетные направления, приводят в недоумение не только ученых, но и любого, кто попытается разобраться в логике чиновников. Так, с 2004 года перестали быть приоритетными такие направления науки, как развитие космических и авиационных технологий и новые транспортные технологии. Сейчас "кандидатом на вылет" стали информационно-комммуникационные технологии, электроника и робототехника. Исключение их из списка приоритетных мотивируют тем, что Россия по этим направлениям отстает от Запада. Тем не менее, отрасли эти в России развиваются, однако вместо того, чтобы поддержать их и ликвидировать отставание, им фактически выносят смертный приговор.
Напомним, что ранее президент России Дмитрий Медведев назвал приоритетными следующие направления экономики: энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в области медицины, а также стратегические компьютерные технологии и разработка программного обеспечения.
Сокращая число приоритетных направлений в науке, правительство фактически лишает Россию перспектив, ведь в наше время будущее экономики напрямую связано с поиском и развитием новых технологий. При этом невозможно точно предсказать, разработки какого именно направления приведут к технологическому прорыву.
Помимо этого, упадок в одной из отраслей науки неизбежно влечет за собой и отставание в тех, которые с ней связаны. Яркий пример - космическая медицина. Пока еще это направление считается приоритетным. Любому понятно, что развивать его без создания новой космической техники невозможно. Между тем, хотя программа российских космических исследований, сверстанная до 2020-го года, предусматривает разработку и запуск и новых носителей, и новых биоспутников, и новых сегментов космической станции, и кораблей-спасателей, но при отсутствии господдержки это просто немыслимо. Исключая развитие космической техники из числа приоритетных направлений, Минобрнауки фактически убивает и все связанные с космосом отрасли. Мало того, угасание этих направлений неизбежно отразится и на уровне остальной науки.
Возможно, господам чиновникам неизвестно, что многие результаты, полученные при исследованиях в космосе, находят вполне реальное применение на Земле. Так, например, специальные костюмы для космонавтов, разработанные в институте медико-биологических проблем, используют как для детей, страдающих ДЦП (детским церебральным параличом), так и для восстановления взрослых людей, перенесших инфаркт или инсульт. Ученый секретарь института медико-биологических проблем доктор медицинских наук Людмила Буракова приводит и еще несколько примеров. "Мы исследуем влияние гравитации на стволовые клетки взрослого человека. На первый взгляд, кажется, что это очень далеко от клинических исследований. А на самом деле это впрямую связано с проблемами остеопороза, который может развиться у космонавтов и которым на Земле страдают десятки тысяч людей.
Еще одно исследование, которое мы проводим, - это поведение эндотелия (слоя клеток, выстилающего внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов) в условиях космического полета. Но вместе с тем эти работы помогают понять причины дисфункции сосудов, причины ортостатической неустойчивости обычных людей, у которых нарушена работа вестибулярного аппарата, которые испытывают головокружения".
Разработки космических биологов важны не только для земной медицины, но и для экологии. Так, например, изучив особенности в поведении бактерий и микроорганизмов в космосе, ученые пытаются использовать их для разложения нефти на поверхности водоемов, если случаются аварийные выбросы нефти, крушения танкеров.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что "в науке очень сложно предсказать, как будет использован тот или иной результат, но любые фундаментальные исследования рано или поздно приводят к чему-то, что потом человечество использует для своих нужд", - подчеркивает Людмила Буракова. Поэтому подписывать смертный приговор любой из научных отраслей - это просто преступно, и удивительно, что с подобной инициативой выступает именно Минобрнауки, задача которого - не убивать, а развивать науку и образование. По замыслу чиновников, сокращение приоритетов позволит сконцентрировать средства на наиболее важных направлениях, однако пример с космической медициной наглядно показывает всю абсурдность подобного подхода.
3. Поддержка науки в кризис - не роскошь, а безусловная необходимость. Все это так. Но, к сожалению, не в России.
Намерение российского правительства сэкономить на науке и образовании в кризис резко контрастирует с политикой в этой сфере западных стран и Китая. "Тот же самый кризис побудил Барака Обаму увеличить вложения в научные исследования до 3% ВВП. В России этот показатель составляет примерно 1%. Но если учесть разницу ВВП двух стран, то в абсолютных цифрах российская наука получает примерно в 30 раз меньше средств, чем американская", - отмечает Радио "Свобода". Президент США Барак Обама также обещал удвоить финансирование важнейших научных учреждений страны, включая те, которые проводят фундаментальные исследования, не обещающие быстрой экономической отдачи. В своем апрельском выступлении в Национальной академии наук Обама заметил: "Некоторые считают, что в такое трудное время мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка научных исследований - это роскошь в те моменты, когда всё определяется необходимостью. Я категорически не согласен. Наше процветание, безопасность, здоровье, экология и качество жизни сейчас более чем когда-либо зависят от науки".
"Мне кажется странным, что наука и образование вышли из списка принципиальных направлений, по которым правительство не намерено сокращать расходы, - заявил в интервью Радио «Свобода» академик-секретарь математического отделения РАН, директор Международного математического института им. Л.Эйлера Людвиг Фаддеев. - Потому что именно в период кризиса особенно важны инновации, новые идеи, которые дает только наука. И, как мы видим, и в Европе, и в Америке эта мысль осознана. Поэтому странно, что реакция на Западе в данной ситуации одна, а в России - совершенно другая. Видимо, это отражает некомпетентность советников по науке премьер-министра".
По мнению ученого, отрицательно повлияет на развитие науки и решение Путина усилить роль Минобрнауки в координации расходов на науку и технологии. Как пояснил премьер-министр, это должно увеличить отдачу от ассигнований, устранить неоправданное дублирование, ненужный параллелизм и избавить от распыления средств, поскольку сейчас около 50% федеральных средств на науку расходуются профильным министерством, остальные деньги распределяются уже в других ведомствах. Однако Людвиг Фаддеев указывает на то, что министерство зачастую "отдает колоссальные деньги лотам для организаций, которых мы совершенно не знаем и которые не имеют к Академии наук никакого отношения. И потом эти организации принимают совершенно непрофессиональные решения в научной сфере. Поэтому я полагаю, что министерство сейчас не может полностью осуществлять компетентное управление финансами на науку", - подчеркивает ученый.
По мнению академика, "сегодняшние предложения российского правительства о сокращении средств на науку и образование противоречат провозглашаемой политике инноваций. Интеллектуальное развитие страны по-прежнему воспринимается государством как роскошь, от которой можно легко отказаться в трудные времена".
Написать комментарий