Заработки топ-менеджеров в госкорпорациях: разбазаривание бюджетных средств или поощрение хороших работников?
Громкое дело Генпрокуратуры России о сверхдоходах сотрудников «Фонда содействия реформированию ЖКХ» в очередной раз высветило злоупотребления в сфере государственных корпораций? Или это дилетантское мнение праздных обывателей?
1. Астрономические заработки. На фоне повсеместной антикризисной оптимизации расходов доходы крупных российских чиновников и менеджеров госкомпаний выглядят все более вызывающе. Не случайно российские власти призывают данную категорию граждан к самоограничению. В соответствии с этими пожеланиями наблюдательный совет «Фонда содействия реформированию ЖКХ» решил существенно сократить зарплаты членов правления фонда. Правда, решение это было принято лишь после того, как Генпрокуратура России, проверив деятельность Фонда, являющегося одной из государственных корпораций, выявила факты расточительного расходования бюджетных средств и настоятельно рекомендовала сократить расходы на административно-хозяйственную деятельность.
В ходе проверки выяснилось, что административно-хозяйственные расходы государственной корпорации, в которой работает 97 человек, в 2008 году превысили 340 млн. руб. Только на зарплату сотрудников фонда, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 миллиона рублей, что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых. В 2009 году расходы на собственные нужды, запланированные Фондом ЖКХ, выросли еще почти на 100 миллионов рублей.
По данным Генпрокуратуры, за 2008 год общая сумма вознаграждений членам правления Фонда, состоящего из генерального директора, его заместителей и директора юридического департамента, составила 55 миллионов рублей. Для сравнения: примерно столько же Еврейской автономной областью потрачено на капитальный ремонт 48 многоквартирных домов общей площадью 56,15 тыс. кв. м., а Томской областью - на ремонт 77 многоквартирных домов общей площадью 121,5 тыс. кв. м. В частности, заместитель генерального директора Фонда Татьяна Попова, не проработавшая и месяца в должности члена правления, получила вознаграждение в размере 1,1 миллиона рублей. Председателю правления Фонда ЖКХ Константину Цицину в качестве годового вознаграждения было выплачено 16,5 млн. рублей - это в несколько раз больше доходов президента и премьера России.
Проверка обнаружила также, что значительные суммы Фонд потратил на оплату билетов категории бизнес-класса и «СВ», а также на наем жилых помещений повышенной комфортности командированным сотрудникам. Только на приобретение авиабилетов за 2008 г. было потрачено более 3 млн. руб. Оплата найма жилых помещений командированным сотрудникам Фонда, нередко в номерах повышенной категории комфортности, зачастую осуществлялась по стоимости, превышающей установленные лимиты. Кроме того, госкорпорация возмещала сотрудникам расходы на услуги химчисток, такси и баров. Свыше 200 тыс. руб. Фонд выплатил за услуги ВИП-залов.
В Генпрокуратуре отмечают, что случаи расточительного расходования фондом денег, перечисленных ему из федерального бюджета, противоречат требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса об эффективном расходовании бюджетных средств "и являются недопустимыми в условиях мирового финансового кризиса и сокращения бюджетных расходов". Однако, обнаружив такие вопиющие нарушения, Генпрокуратура, тем не менее, не может применить никаких санкций против нарушителей, поскольку правовой статус госкорпораций чрезвычайно благоприятствует бесконтрольному расходованию бюджетных средств. Имущество и финансовые средства, которые государство вносит в качестве имущественного взноса, ему более не принадлежат и становятся собственностью госкорпорации, которая при этом не обязана за них отчитываться. Конкретных целей перед госкорпорациями тоже не ставится, и оценить, насколько успешно они работают, весьма затруднительно.
Фонд содействия развитию ЖКХ был создан в 2007 году для того, чтобы на долевой основе с регионами финансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из жилфонда, признанного аварийным и подлежащего сносу. В уставный капитал фонда государство внесло 240 миллиардов рублей. Фонд имеет право размещать временно свободные средства на банковских депозитах.
2. Все по закону. Претензии Генпрокуратуры в госкорпорации считают необоснованными. Названные 240 млрд. рублей по закону являются собственностью госкорпорации, и она может тратить их по своему усмотрению и в соответствии с федеральным законом о фонде. К тому же, как отмечают в госкорпорации, средства на административные расходы, зарплаты и премии тратились не из имущественного взноса государства. Это деньги, которые фонд заработал на размещении части взноса на банковских депозитах, а также на вложениях в ценные бумаги. Доходы от этого в 2008 году составили около 11 млрд. рублей. Что же до основной деятельности фонда, ради которой он и был создан, то к настоящему моменту фонд перечислил 79 российским регионам более 75 миллиардов рублей. В течение ближайших трех лет госкорпорация планирует выделить регионам в качестве финансовой поддержки еще около 200 миллиардов рублей. В начале апреля Фонд ЖКХ остановил предоставление финансовой поддержки 21 субъекту РФ. В сообщении фонда пояснялось, что данные регионы в недостаточном объеме финансировали программы капремонта и расселения. Часть неизрасходованных средств фонд вернет в бюджет и сможет вновь рассчитывать на них после 2010 года.
При всей трудности оценки работы фонда многие политики и экономисты все же считают эту госкорпорацию весьма эффективной. "Мое впечатление от фонда - на редкость эффективная структура", - признается глава комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев. Фонд ЖКХ, в отличие от многих других финансовых команд, государственные деньги не потерял, а наоборот преумножил, и потому имеет право на определенное вознаграждение, считает зампредседателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Починок. "На сегодняшний день фонд является одной из наиболее эффективно работающих государственных корпораций. Мне представляется, что опыт корпорации надо пропагандировать", - уверен член наблюдательного совета фонда депутат Госдумы Андрей Исаев. По его мнению, столь высокие зарплаты необходимы для привлечения в корпорацию лучших специалистов, а также для того, чтобы они были заинтересованы в работе, дорожили своим местом и не брали взяток.
Однако зарплаты сотрудников госкорпораций все же не должны быть выше, чем у министров, уверен депутат Госдумы и председатель Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев. "Сейчас в Германии менеджер любой корпорации, имеющей господдержку, не может получать свыше 160 тыс. евро. А у нас некоторые члены совета директоров получали 20 млн. долл. в год, а их подчиненные - по 11-12 млн. долл. Если учесть, что все институты в этой отрасли получили меньшую суммарную зарплату, то это, конечно, удивляет", - говорит он. Все госкорпорации "по существу, сидят на госдотациях, то есть средства им идут из кармана государства, а точнее, из нашего с вами. Стало быть, налогоплательщик платит, а руководство госструктур делит, кому и сколько. Но никакого четкого закона о том, кому и сколько положено, к сожалению, нет. Пока это скорее вопрос нравственного порядка, касающегося людей, выписывающих бонусы", - замечает президент Всероссийского фонда прогресса, защиты прав человека и милосердия, бывший старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР Тельман Гдлян.
Генпрокуратура регулярно проверяет и другие госкорпорации, однако результаты этих проверок пока не обнародовались. Впрочем, целью таких проверок является скорее не пресечение злоупотреблений, а желание вызвать общественный резонанс. До тех пор, пока не будут четко обозначены конкретные задачи, поставленные перед каждой из госкорпораций, оценить эффективность работы этих структур невозможно. Также невозможно и призвать их к ответу за растрачивание бюджетных средств. Остается надеяться, что исправить положение поможет изменение правового статуса государственных корпораций. Проект соответствующих изменений законодательства будет представлен президенту России к 1 июня.
Однако настораживает, что в разгар кампании, критикующей деятельность этих структур, Госдума приняла закон о создании очередной госкорпорации - государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Цели перед очередной госкорпорацией вновь ставятся не конкретные (например, строительство дорог), а весьма расплывчатые - "совершенствование порядка управления дорожным хозяйством". При этом корпорация наделяется столь широкими полномочиями, что становится и органом власти, и хозяйствующим субъектом и превращается в абсолютного монополиста. Сумма, которая изымается из госбюджета для создания госкорпорации, теперь не обнародуется. Однако, судя по штату, который предусматривается для автодора, расходы превзойдут аппетиты прежних корпоративных образований.
В ходе проверки выяснилось, что административно-хозяйственные расходы государственной корпорации, в которой работает 97 человек, в 2008 году превысили 340 млн. руб. Только на зарплату сотрудников фонда, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 миллиона рублей, что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых. В 2009 году расходы на собственные нужды, запланированные Фондом ЖКХ, выросли еще почти на 100 миллионов рублей.
По данным Генпрокуратуры, за 2008 год общая сумма вознаграждений членам правления Фонда, состоящего из генерального директора, его заместителей и директора юридического департамента, составила 55 миллионов рублей. Для сравнения: примерно столько же Еврейской автономной областью потрачено на капитальный ремонт 48 многоквартирных домов общей площадью 56,15 тыс. кв. м., а Томской областью - на ремонт 77 многоквартирных домов общей площадью 121,5 тыс. кв. м. В частности, заместитель генерального директора Фонда Татьяна Попова, не проработавшая и месяца в должности члена правления, получила вознаграждение в размере 1,1 миллиона рублей. Председателю правления Фонда ЖКХ Константину Цицину в качестве годового вознаграждения было выплачено 16,5 млн. рублей - это в несколько раз больше доходов президента и премьера России.
Проверка обнаружила также, что значительные суммы Фонд потратил на оплату билетов категории бизнес-класса и «СВ», а также на наем жилых помещений повышенной комфортности командированным сотрудникам. Только на приобретение авиабилетов за 2008 г. было потрачено более 3 млн. руб. Оплата найма жилых помещений командированным сотрудникам Фонда, нередко в номерах повышенной категории комфортности, зачастую осуществлялась по стоимости, превышающей установленные лимиты. Кроме того, госкорпорация возмещала сотрудникам расходы на услуги химчисток, такси и баров. Свыше 200 тыс. руб. Фонд выплатил за услуги ВИП-залов.
В Генпрокуратуре отмечают, что случаи расточительного расходования фондом денег, перечисленных ему из федерального бюджета, противоречат требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса об эффективном расходовании бюджетных средств "и являются недопустимыми в условиях мирового финансового кризиса и сокращения бюджетных расходов". Однако, обнаружив такие вопиющие нарушения, Генпрокуратура, тем не менее, не может применить никаких санкций против нарушителей, поскольку правовой статус госкорпораций чрезвычайно благоприятствует бесконтрольному расходованию бюджетных средств. Имущество и финансовые средства, которые государство вносит в качестве имущественного взноса, ему более не принадлежат и становятся собственностью госкорпорации, которая при этом не обязана за них отчитываться. Конкретных целей перед госкорпорациями тоже не ставится, и оценить, насколько успешно они работают, весьма затруднительно.
Фонд содействия развитию ЖКХ был создан в 2007 году для того, чтобы на долевой основе с регионами финансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из жилфонда, признанного аварийным и подлежащего сносу. В уставный капитал фонда государство внесло 240 миллиардов рублей. Фонд имеет право размещать временно свободные средства на банковских депозитах.
2. Все по закону. Претензии Генпрокуратуры в госкорпорации считают необоснованными. Названные 240 млрд. рублей по закону являются собственностью госкорпорации, и она может тратить их по своему усмотрению и в соответствии с федеральным законом о фонде. К тому же, как отмечают в госкорпорации, средства на административные расходы, зарплаты и премии тратились не из имущественного взноса государства. Это деньги, которые фонд заработал на размещении части взноса на банковских депозитах, а также на вложениях в ценные бумаги. Доходы от этого в 2008 году составили около 11 млрд. рублей. Что же до основной деятельности фонда, ради которой он и был создан, то к настоящему моменту фонд перечислил 79 российским регионам более 75 миллиардов рублей. В течение ближайших трех лет госкорпорация планирует выделить регионам в качестве финансовой поддержки еще около 200 миллиардов рублей. В начале апреля Фонд ЖКХ остановил предоставление финансовой поддержки 21 субъекту РФ. В сообщении фонда пояснялось, что данные регионы в недостаточном объеме финансировали программы капремонта и расселения. Часть неизрасходованных средств фонд вернет в бюджет и сможет вновь рассчитывать на них после 2010 года.
При всей трудности оценки работы фонда многие политики и экономисты все же считают эту госкорпорацию весьма эффективной. "Мое впечатление от фонда - на редкость эффективная структура", - признается глава комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев. Фонд ЖКХ, в отличие от многих других финансовых команд, государственные деньги не потерял, а наоборот преумножил, и потому имеет право на определенное вознаграждение, считает зампредседателя Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Починок. "На сегодняшний день фонд является одной из наиболее эффективно работающих государственных корпораций. Мне представляется, что опыт корпорации надо пропагандировать", - уверен член наблюдательного совета фонда депутат Госдумы Андрей Исаев. По его мнению, столь высокие зарплаты необходимы для привлечения в корпорацию лучших специалистов, а также для того, чтобы они были заинтересованы в работе, дорожили своим местом и не брали взяток.
Однако зарплаты сотрудников госкорпораций все же не должны быть выше, чем у министров, уверен депутат Госдумы и председатель Общероссийского общественного политического движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев. "Сейчас в Германии менеджер любой корпорации, имеющей господдержку, не может получать свыше 160 тыс. евро. А у нас некоторые члены совета директоров получали 20 млн. долл. в год, а их подчиненные - по 11-12 млн. долл. Если учесть, что все институты в этой отрасли получили меньшую суммарную зарплату, то это, конечно, удивляет", - говорит он. Все госкорпорации "по существу, сидят на госдотациях, то есть средства им идут из кармана государства, а точнее, из нашего с вами. Стало быть, налогоплательщик платит, а руководство госструктур делит, кому и сколько. Но никакого четкого закона о том, кому и сколько положено, к сожалению, нет. Пока это скорее вопрос нравственного порядка, касающегося людей, выписывающих бонусы", - замечает президент Всероссийского фонда прогресса, защиты прав человека и милосердия, бывший старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР Тельман Гдлян.
Генпрокуратура регулярно проверяет и другие госкорпорации, однако результаты этих проверок пока не обнародовались. Впрочем, целью таких проверок является скорее не пресечение злоупотреблений, а желание вызвать общественный резонанс. До тех пор, пока не будут четко обозначены конкретные задачи, поставленные перед каждой из госкорпораций, оценить эффективность работы этих структур невозможно. Также невозможно и призвать их к ответу за растрачивание бюджетных средств. Остается надеяться, что исправить положение поможет изменение правового статуса государственных корпораций. Проект соответствующих изменений законодательства будет представлен президенту России к 1 июня.
Однако настораживает, что в разгар кампании, критикующей деятельность этих структур, Госдума приняла закон о создании очередной госкорпорации - государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"). Цели перед очередной госкорпорацией вновь ставятся не конкретные (например, строительство дорог), а весьма расплывчатые - "совершенствование порядка управления дорожным хозяйством". При этом корпорация наделяется столь широкими полномочиями, что становится и органом власти, и хозяйствующим субъектом и превращается в абсолютного монополиста. Сумма, которая изымается из госбюджета для создания госкорпорации, теперь не обнародуется. Однако, судя по штату, который предусматривается для автодора, расходы превзойдут аппетиты прежних корпоративных образований.
Написать комментарий