Политика модернизации в условиях глобального финансового кризиса
О причинах глобального финансового кризиса и роли США в его развитии рассуждает известный экономист и политолог Михаил Делягин. Что ждет Россию во время кризиса и после него? Что необходимо делать в сложившихся условиях? Как проводить модернизацию российской экономики?
После победы над нами в «холодной войне» развитые страны перекроили мир в интересах своих глобальных корпораций слишком эгоистично, лишив свыше половины человечества возможности нормального развития. Это не только вызвало глобальную напряженность, терроризм и миграцию, но и ограничило сбыт самих развитых стран, на всех парах «влетевших» в кризис перепроизводства (усугубленный злоупотреблением монопольным положением со стороны глобальных корпораций).
Стимулирование сбыта кредитованием неразвитого мира стало лишь временным подспорьем и вызвало в 1997-1999 годах кризис долгов, эхом которого стал крах «новой экономики» США в 2000 году. США вытащили себя (и всю мировую экономику, стержнем которой они являются) из начинавшейся в 2001 году депрессии с помощью двух стратегий.
Первая – «экспорт нестабильности», подрывающей конкурентов и вынуждающей их капиталы и интеллект бежать в «тихую гавань» - в США. Рост нестабильности в мире оправдывает рост военных расходов в самих США, взамен рынка стимулирующих экономику и технологии («военное кейнсианство», эффективно применявшееся Рейганом).
Реализованная в 1999 году в Югославии против еврозоны, эта стратегия исчерпала себя уже в Ираке. События же в Пакистане свидетельствуют о ее вырождении в контрпродуктивный для экономического развития США «экспорт хаоса»: США даже не пытаются контролировать дестабилизируемые ими территории, став катализатором глобального военно-политического кризиса.
Второй стратегией поддержки экономики США была «накачка» рынка безвозвратных ипотечных кредитов (бывшая и формой социальной помощи). Созданный ею финансовый пузырь пополз по швам еще летом 2006 года, но многоуровневость финансовой инфраструктуры США привела не к мгновенному краху, а к длительной агонии, перешедшей в открытую форму только сейчас.
Таким образом, сейчас проблема не столько в нехватке ликвидности и не в кризисе долгов, сколько в отсутствии источника экономического роста США, а с ними – и всей мировой экономики (так как зависимость Китая от экспорта в США остается критической, несмотря на все усилия по развитию внутреннего рынка).
Даже оздоровление финансов США еще не решит проблему, так как не смягчит кризис перепроизводства продукции глобальных монополий, усугубляемый экспансией дешевой продукции Китая, и не создаст качественно новый экономический двигатель взамен разрушившихся.
Это означает, что из сегодняшнего кризиса мировая экономика выйдет (когда это произойдет) не в восстановление, но в депрессию, длительную и достаточно тяжелую.
Хотя Китай принял принципиальное решение о поддержке доллара (для сохранения своего экспорта в США), меры американского правительства по спасению финансовой системы США могут привести к росту бюджетного дефицита в 2009 году до 700 млрд. долл. (в 2008 финансовом году, закончившемся 30 сентября, он составил 454,8 млрд. долл. или 3,2% ВВП; в 2007 году он составлял 162 млрд.; прошлый рекорд – 413 млрд. долл. – поставлен в 2004).
Существенно усугубляет ситуацию и кардинальное изменение положения США. На протяжении всего времени после уничтожения Советского Союза они сохраняли свое положение сверхдержавы – страны, осуществляющей военно-политическую защиту своих союзников и за это получающей не только выгоды технологического лидерства (так как военные расходы – наиболее эффективный способ стимулирования технологического прогресса), но и существенные коммерческие уступки со стороны своих союзников.
Главной из этих уступок было согласие на выполнение США функций глобального регулятора (среди прочего с этим было неразрывно связано и перекачивание в них ресурсов всего мира при помощи практически неограниченной эмиссии доллара, выполняющего функции мировой резервной валюты). Хотя после исчезновения сдерживающей силы в лице Советского Союза противоречие между интересами США как регулятора наиболее значимых глобальных рынков и их же интересами как ключевого участника этих рынков вышло на поверхность и приобрело совершенно неприемлемую для нормального развития мира остроту, США сохраняли свое положение. Сначала это происходило благодаря инерции, а с конца 90-х годов, когда эта инерция иссякла, за счет конструирования ими различных глобальных врагов, от которых они якобы защищали «мировое сообщество», то есть Запад.
Однако, как говорили А.Линкольн и Ф.Д.Рузвельт, «можно все время обманывать некоторых и некоторое время – всех, но обманывать все время и всех невозможно».
С одной стороны, искусственность новых внешних врагов Запада, назначение которых производилось почти исключительно для оправдания сохранения американского лидерства, в конце концов, стала явной даже для союзников США (что выразилось, в частности, в неприятии Евросоюзом их агрессивных устремлений в отношении Ирана и отсутствии единодушной поддержки этих устремлений в отношении КНДР). С другой стороны, вся мировая экономика подточена разрушительным эгоизмом – причем не столько Запада как ее основного выгодоприобретателя, сколько в первую очередь США как ее непосредственного организатора и регулятора.
В результате США утратили основу всякого лидерства - моральный авторитет. Эгоистическая неспособность реструктуризации созданной ими системы (ибо это неминуемо ограничило бы их интересы ради общего блага) привела к утрате и интеллектуального лидерства.
В ситуации, когда либерализованный рынок исчерпал себя, США упрямо держались за либеральные догмы, забыв слова величайшего из своих президентов – Ф.Д.Рузвельта – о том, что капитализм – исключительно устойчивая система, разрушить которую может только свобода действий самих капиталистов. Эта бесспорная истина была сначала забыта, а потом и отвергнута США не столько из-за религиозной индоктринированности их элиты, сколько из-за коммерческой выгодности для них самых безумных догм либерального фундаментализма.
В результате стратегическая инициатива перехвачена Евросоюзом (весьма кстати возглавляемым наиболее независимым от США его членом – Францией), и именно президент родины «дирижизма» (доктрины тщательного государственного регулирования) – Франции – провозгласил конец эпохи «свободного рынка» и исчерпанность самой этой идеи.
Если победа над Бушем Саркози, сумевшего создать себе ореол европейца, впервые после Второй Мировой войны урегулировавшего серьезный конфликт (России и Грузии) без всякого участия США, еще могла восприниматься как случайность, то лидерство Евросоюза в указании на необходимость создания нового глобального финансового порядка уже совершенно явно выражает качественное ослабление США, утративших способность к инициированию необходимых стратегических изменений.
И причина этого – не столько естественная в предвыборный период дезорганизация управления, сколько органическая неспособность США поступиться даже малой частью текущих интересов ради урегулирования своих же собственных стратегических проблем. Этот поистине самоубийственный эгоизм буквально выталкивает на авансцену мирового развития новых участников – Евросоюз, Китай и, если у нашего руководства хватит интеллекта, Россию, и кладет конец PaxAmericana.
Понятно, что создать «с чистого листа» качественно новую экономическую систему, совсем новый аналог Бреттон-Вудских соглашений «для XXI века», не удастся, но наиболее насущные изменения, сформулированные еще в ходе кризиса 1997-1999 годов, скорее всего, будут реализованы, что будет означать слом всего мирового порядка, сложившегося еще во второй половине 40-х годов. В частности, вполне реализуемо:
· обеспечение прозрачности движения спекулятивных капиталов (в перспективе – и всех глобальных корпораций с созданием глобального наблюдательного, а в перспективе и регулирующего органа);
· превращение «налога Тобина» (налога на спекулятивный капитал, на практике – запретительно высокое 15-процентное налогообложение капитала, выводимого из страны менее чем через год после его ввода) из экстремальной меры (в кризисе 1997-1999 года именно его применение спасло экономики Чили и Малайзии) в нормальный, признанный мировым сообществом инструмент экономического регулирования, применяемый национальными правительствами при определенных, заранее известных условиях;
· приведение влияния различных стран на политику глобальных финансовых институтов (в первую очередь МВФ и Мирового банка) в соответствие их удельному весу в мировой экономике (что означает, в частности, резкое снижение влияния США и рост влияния Китая);
· реализация «плана Миядзавы» (японский Министр финансов во время кризиса 1997-1999 годов) в части обеспечения прозрачности работы МВФ и Мирового банка, вплоть до открытой публикации и обсуждения их методических материалов (в том числе на стадии разработки);
· превращение «большой восьмерки» в орган глобального регулирования, что требует включения в нее всех стран мира, ВВП которых не ниже минимального в нынешней «большой восьмерке» ВВП Канады (это означает превращение G8 в G11 за счет принятия в нее Китая, Бразилии и Испании; при снижении порогового уровня ВВП с 1,6 до 1,0 трлн. долл. G8 превращается в G14 за счет Индии, Мексики и Австралии; возможно дальнейшее расширение за счет Южной Кореи, ВВП которой в 2008 году ожидается на уровне 0,95 трлн. долл., и Нидерландов с ВВП 0,91 трлн.), атакже выработки процедуры принятия обязательных для всех его членов решений.
* * *
Финансовый кризис – лишь выражение грандиозного, комплексного перелома всего мироустройства, сопоставимого по своим масштабам с Реформацией (в ходе которой сформировалась современная система организации общества, основанная на государстве).
Относительное равновесие будет достигнуто (и то, скорее всего, временно) восстановлением биполярной системы (США будет играть роль сходящего со сцены СССР, а Китай – крепнущих, несмотря на внутренние кризисы, США) в политике и поливалютной – в экономике (каждая валютная зона будет иметь свою резервную валюту). Последнее накладывает на Россию прямую обязанность форсированного перехода к экспорту сырья и вооружений за рубли и создания «рублевой зоны».
Но путь к этому равновесию лежит через хаос в политике и депрессию в экономике – может быть, и не Великую, но длительную и болезненную (не стоит забывать, что США преодолели Великую депрессию лишь благодаря Второй мировой войне).
2. Последствия для России: депрессия уже началась. Принципиально важным отличием нынешнего кризиса от 1998 года является его длительность. 1998 год можно сравнить с мгновенным ударом, уже через месяц после которого началось сначала медленное, но все же восстановление экономики, а нынешний – с длительным удушением, более напоминающим процессы начала 90-х годов.
Причина в отсутствии источников роста – и в России, и в мире. Исчерпанность «моторов» развития США означает сваливание мировой экономики в депрессию. Поэтому и российская экономика, лишь нарастившая за годы реформ и особенно за 2000-е годы зависимость от экспорта сырья, выйдет из наиболее острых кризисных шоков (вроде 18 сентября, когда страна стояла в 24 часах от штурма банков вкладчиками) не в рост, но в изнуряющую депрессию. Последняя будет недолгой: она вызовет «детонацию» наших внутренних проблем (незащищенность собственности, тотальный произвол монополий, формирование в регионах разных хозяйственных и общественных моделей, массовая бедность, утрата трудовой мотивации, деградация инфраструктуры, человеческого капитала и государства) и сваливание страны в системный кризис – дестабилизацию всех значимых сфер общественной жизни.
Сжатие мирового спроса сокращает производства и резко уменьшает спрос на сырье, снижая не только цены на товары российского экспорта, но и потребность в них. Это означает сокращение практически всех производств, кроме удовлетворяющих первичные потребности (вроде основных и при этом простых в изготовлении видов продовольствия) и связанных с бережливостью (вроде ремонта одежды).
Российская экономика пройдет через несколько волн сокращений производства, которые будут последовательно прокатываться по основной части отраслей. Первая волна, идущая сейчас, вызвана сжатием спекулятивных операций, удорожанием кредитов и отказом от планов наращивания производства: замораживаются даже почти готовые стройки, увольняется персонал, нанятый под новые проекты. Сокращение доходов населения сокращает производство, ориентированное на продолжение роста этих доходов: от автомобилестроения до некоммерческих проектов, осуществлявшихся богатыми людьми «для души» (от ресторанов, где никто не обедал, магазинов, где никто не покупал, и журналов, которые никто не читал, до общественных движений).
Поднимается вторая волна – из-за сокращения экспортных доходов и отказа экспортеров сырья от новых инвестиций и непрофильных проектов.
На очереди третья волна – связанная с сокращением бюджетных доходов, ощутимым уже в сентябре 2008 года.
Каждое сокращение производства означает дополнительное – и неравномерное по отраслям и регионам – сжатие спроса и новые банкротства, каждое из которых способствует новому сокращению производств.
Ситуация будет усугублена политикой Кудрина–Игнатьева, создавшей в стране искусственный дефицит денег за счет вывода государственных активов в банковские системы Запада, в которых был вынужден кредитоваться наш бизнес. Из-за глобального финансового кризиса западные банки перестали давать нам в кредит наши же деньги, выведенные из страны Кудриным и Игнатьевым, и это многократно усугубило сжатие спроса, вызванное вползанием мировой экономики в депрессию.
Нынешние усилия государства носят характер пресловутого «ситуативного реагирования» и потому не только неэффективны и расточительны, но и осуществляются с опозданием, делающим их бессмысленными, а то и контрпродуктивными.
Отсутствие понимания стратегической перспективы, отказ от модернизации делает принципиально невозможной даже стабилизацию. Сегодня государство пытается не повысить конкурентоспособность России, но просто запихнуть ее обратно в уже уходящие навсегда 2000-е годы, когда она, как и в 90-е, представляла собой брошенное «трофейное пространство», под истерические завывания о «величии» и «подымании с колен» отданное на растерзание новым мародерам, как иностранным, так и (в основном) собственным. Предпринимаемая сейчас попытка стабилизировать принципиально не способную к саморазвитию и потому саморазрушающуюся колониальную систему, созданную в России в 90-е годы и лишь укрепленную в 2000-е, представляется заведомо обреченной на провал.
Экономика уже начала, как в водоворот, затягиваться в спираль деградации, в которой вызванное сжатием спроса сокращение производства обуславливает новое сжатие спроса – и новый производственный спад. Именно так развивалась в США Великая Депрессия.
Единственный выход из нее, нащупанный Рузвельтом и обоснованный Кейнсом, – поддержание необходимого экономике уровня спроса за счет наращивания государственных расходов и рефинансирования экономики Центральным банком. Однако отсутствие финансового контроля (который политически невозможен, так как поневоле ограничит коррупцию – основу клептократического государственного строя, созданного в России в 2000-е годы) направит расходы государства не на поддержку экономики, а на спекулятивные рынки, в первую очередь валютный. Результат – ослабление рубля, которое ускорит инфляцию (а следовательно, и сжатие реального спроса) и усилит дезорганизацию экономики.
Ситуация будет усугублена энергичными действиями различных клептократических группировок, использующих кризис для захвата чужой собственности. Алчность и безграмотность не дадут им понять, что сегодняшние активы России не имеют ясной перспективы: захваченный завод не будет давать прибыль за счет наращивания производства в ходе импортозамещения, как в 1999 и начале 2000-х годов, но столкнется с огромными трудностями со сбытом, как в начале 90-х. В результате передел собственности дезорганизует экономику не только сам по себе, но и в силу того, что значительная часть активов будет захватываться у менеджеров, приобретших за последние годы навыки управления, коррумпированными чиновниками, даже не задумывающимися о необходимости управлять собственностью и способными лишь разворовывать ее, как «красные директора» в середине 90-х.
Важный фактор кризиса – психологическая неустойчивость относительно молодой (до 35 лет) части современных работников, не имеющей опыта падения в кризис либо забывшей его (так как молодежь легче переносит кризис и после него первой находит работу). «Непадавшее поколение», не имея опыта выживания во внезапно ухудшившихся и кажущихся беспросветными условиях, будет впадать в отчаяние, цепенеть и спиваться так же, как 40-50-летние мужчины – в начале 90-х годов.
Обострятся сепаратистские тенденции, причем не только в национальных республиках (Северного Кавказа, в Татарии, Башкирии, Якутии и Тыве), но и в Западной Сибири.
3. Что должна делать наша страна. Кратко структурируем требуемые России мероприятия.
3.1. Объективные задачи:
1. Сохранить функционирующую систему расчетов.
2. Не допустить девальвации рубля.
3. Обеспечить доступный кредит для работы реального сектора.
4. Не допустить социальных катастроф (преступности гастарбайтеров, вымирания депрессивных районов).
5. Поддержать массовый спрос на российскую продукцию.
6. Ограничить коррупцию.
7. Реструктурировать экономику, начав реиндустриализацию и создав кластеры инновационного роста, в том числе за счет подавления спекулятивного сектора.
3.2. Почему это возможно
Российское государство переплюнуло В.И.Ленина: тот мечтал когда-то о временах, когда каждая кухарка сможет управлять государством, а мы живем в ситуации, когда почти каждая кухарка управляла бы государством намного лучше нашего нынешнего руководства.
Но российский кризис будет еще длительнее мирового, так как без срочных мер весной 2010, а то и осенью 2009 года под его ударами «сдетонируют» наши внутренние проблемы (незащищенность собственности, произвол монополий, клептократия, бедность, разрушение инфраструктуры, деградация человека и государства до полной утраты управляемости).
Именно длительность кризиса дает государству и обществу время осознать его глубину. Если государство испугается быстро, оно сможет осуществить необходимые меры «прямо сейчас» (объявили же войну клептократии признанием Абхазии и Южной Осетии!). Продолжение гниения обрушит страну в системный кризис (дестабилизацию всех ключевых сфер жизни общества), а испытывать страх и делать выводы из него будет уже следующее поколение руководства, сейчас занимающее позиции во втором-третьем эшелонах бюрократии.
3.3. Обеспечить минимальную вменяемость госаппарата
Без ограничения коррупции никакие антикризисные меры не возможны, так как приведут лишь к росту воровства и спекуляций, а в случае острой нехватки ликвидности и, соответственно, масштабной помощи банкам, - к срыву в гиперинфляцию. Однако ее ограничение можно осуществить лишь в ходе решения конкретных проблем.
1. Провести «для острастки» госаппарата серию показательных антикоррупционных процессов в отношении наиболее откровенных коррупционеров (если, конечно, общественное мнение окажется соответствующим действительности), начиная с Зурабова.
2. Установить законодательно и ввести в практику правоприменения, что взяткодатель при условии сотрудничества со следствием освобождается от ответственности (так как «правила игры» устанавливает взяткополучатель – чиновник).
3. Провести аналог американской операции «Шейх»: массированное предложение агентами спецслужб взяток сотрудникам госаппарата и руководителям госпредприятий с увольнением поддавшихся на провокацию (с пожизненным лишением права работать на госслужбе и заниматься юридической деятельностью).
4. Создать аналог ФБР, занимающийся борьбой с оргпреступностью и коррупцией, в полной мере использовав потенциал разогнанных управлений МВД по борьбе с оргпреступностью. Привлечь к работе специалистов (пример - бывший глава ЧОП «Атолл» С.Соколов, прекративший сотрудничество с Березовским еще в 2000 году, то есть, как можно понять, до Путина: http://www.profile.ru/items/?item=27206).
3.4. Сохранить систему расчетов
1. Повысить сумму вкладов населения, гарантируемую на 100% (с процентами, равными ставке рефинансирования Банка России), до 1 млн. руб. в рублях. Не повышать гарантируемую сумму в иностранной валюте по действующим вкладам, в отношении новых валютных вкладов отменить гарантию. Увеличение гарантируемой суммы осуществлять за счет Банка России, а не системы страхования вкладов (то есть самих банков), так как лицензии по привлечению вкладов физических лиц выдает именно Банк России, который должен сам отвечать за свои действия.
2. Провести опережающую кризис санацию банковской системы: прикрываясь им, закрыть банки-«помойки».
3. Жестко структурировать банковскую систему на основе формализованных критериев: выделить до 15 банков, спасаемых любой ценой, и еще 120-140, получающих необходимую поддержку. Остальным банкам финансовой поддержки в кризисе не оказывать.
4. Все виды финансовой поддержки банкам должны оказываться координировано, из единого центра – специальной структуры, созданной в Банке России с откомандированным в нее заместителем Министра финансов (так как одним из видов поддержки является размещение бюджетных средств на депозитах в банках).
5. Идея поддержки государством фондового рынка как такового порочна идейнои преступна по сути. Фондовый рынок утратил свои экономические функции (определение стоимости компаний для привлечения ими средств): поскольку из-за глобального кризиса ликвидности средства не привлекаются, он бесполезен и превратился не более чем в генератор плохих новостей. При новом существенном падении котировок фондового рынка могут быть объявлены «фондовые каникулы» на месяц.
6. Активы государства, размещенные за рубежом (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, существенная часть международных резервов Банка России), должны быть возвращены в страну и направлены на поддержание системы расчетов, поддержание кредита, рефинансирование реального сектора и социальную помощь населению.
Размещение активов государства на условиях, исключающих их быстрый возврат, если оно имеет место, должно получить оценку с точки зрения Уголовного кодекса (возможно, как «преступная халатность»).
3.5. Не допустить девальвации рубля
Предоставление банку финансовой поддержки должно сопровождаться введением Банком России жесткого контроля за его деятельностью и полным запретом (лучше, конечно, добровольным отказом банка) всех видов спекулятивных операций, их кредитования и обеспечения в иной форме (включая операции на валютном рынке не для обеспечения нужд внешней торговли и операции на фондовом рынке).
Контроль за этим процессом должен осуществляться независимо со стороны Банка России (через финансовый контроль за банком-реципиентом), бирж (в первую очередь ММВБ) и надзорных органов (в том числе ФСФР).
Без этого финансовая поддержка банков приведет не к стабилизации расчетов, а к активизации спекуляций (как после дефолта 1998 года) и растрате международных резервов, основная часть которых и так находится в недостаточно ликвидной форме (только с 1 по 3 октября они сократились на 10 млрд. долл., с 3 по 10 октября – еще на 15,5 млрд. долл., до 530,6 млрд., а только за 16 октября – еще на 4 млрд. долл., при том, что достигнутый 8 августа максимум составлял 597,5 млрд. долл.).
Результатом может стать девальвация рубля на 13-15% (то есть примерно до уровня 30 руб/долл) уже к концу 2008 года, что дополнительно подстегнет инфляцию, дестабилизирует экономику и все общество.
3.6. Не допустить социальную катастрофу в строительстве
Из примерно 12 млн. гастарбайтеров (в том числе 1 млн. легализованных) около 6,5 млн. заняты в строительстве. С учетом строек, которые будут продолжены («спецстрой», имиджевые проекты, экспортная инфраструктура), возможностей нахождения другой работы и возвращения на родину на улицы крупных городов России без хлеба и ночлега может быть выброшено до 4 млн. гастарбайтеров. Им это грозит гибелью от голода и холода, горожанам – всплеском жестокой преступности, которая быстро станет организованной. Необходимо:
1. Отменить приказ, запрещающий сотрудникам МВД доступ на стройки, провести перепись гастарбайтеров, установить контроль за местами их проживания и личную ответственность владельцев строительных компаний за прекращение выплат гастарбайтерам зарплат и тем более их увольнения без предварительного уведомления МВД и ФМС.
2. Если застройщик не имеет средств для завершения строительства высокой степени готовности, государство должно предоставлять ему средства для завершения строительства, исходя из нормативной низкой рентабельности (например, 6%) при ожидаемом снижении стоимости объектов на 30%, при жестком финансовом и строительном контроле за работами в обмен на право собственности на эти объекты.
Если долги застройщика чрезмерны, он должен банкротиться, а стройка по оценке, исходящей из 30%-го падения цен, передаваться государству, которое и должно завершать ее, осуществив расчет с кредиторами в пределах оценочной стоимости готового объекта строительства.
По завершении строительства жилье должно использоваться в качестве социального для смягчения остроты жилищной проблемы (ибо и до перехода кризиса в открытую фазу доступность жилья в России означала его бесплатность или почти бесплатность).
3. Не допускать господдержки застройщиков, за исключением завершения строительства высокой степени готовности или стратегически значимого строительства. Государство должно поддерживать строительство как таковое, но не сверхприбыли монополистов.
4. Высвобождающиеся гастарбайтеры должны либо организованно переводиться на другие работы (в том числе, при необходимости, в другие регионы), либо, при отсутствии спроса на них (или при их нежелании работать), депортироваться на родину транспортной авиацией.
5. Показательно карать виновных в жестоком обращении с гастарбайтерами сотрудников органов государственной власти и строительных организаций.
6. Временно прекратить въезд гастарбайтеров до стабилизации положения. Отменить повышенную (с 1,8 до 3,2 млн. чел.) квоту на 2008 год и обнулить квоту на 2009 год (только что увеличена до 3,9 млн. чел.), отменить право получения гражданства России людьми, не владеющими русским языком и не имеющими в России законных источников существования.
3.7. Провести реиндустриализацию
1. Вернуться к Кейнсу. Установить минимальный уровень государственных расходов по отношению к ВВП, поддерживаемый при необходимости за счет дефицита бюджета, для выполнения неотъемлемых обязательств государства и поддержания минимально необходимого уровня монетизации экономики (так как в условиях депрессии главной проблемой станет отсутствие платежеспособного спроса в экономике из-за сжатия денежной массы).
2. В реальном секторе выделить стратегически и социально значимые предприятия: в отношении первых нельзя допустить перехода под контроль иностранного капитала или закрытия (пример – ВПК), в отношении вторых - закрытия (пример – градообразующие предприятия).
При их неспособности покрывать «кассовые разрывы» предоставлять им краткосрочные кредиты под залог контрольных пакетов акций, в случае госсобственности – под личную ответственность директора.
При невозможности погашения этих кредитов или серьезных финансовых проблемах оказывать финансовую поддержку в обмен на жесткий финансовый контроль и переход контрольного пакета акций в собственность государства (в случае госсобственности должна проводиться тщательная многосторонняя проверка деятельности предприятия и введение жесткого внешнего финансового контроля).
Стимулировать переход остальных предприятий в случае их неплатежеспособности в собственность кредиторов за долги.
3. Создать Агентство экономической реконструкции, концентрирующее в своих руках всю помощь нефинансовому сектору и управление всем госимуществом (включая госкорпорации) для реализации стратегических задач развития страны, в первую очередь:
· модернизации инфраструктуры;
· реиндустриализации (восстановления производства критически значимой продукции, не производимой в мире в должных количествах как минимум тремя независимыми производителями);
· сохранения, а при необходимости создания спроса на продукцию высокотехнологичных предприятий и на новые разработки, способные стать основой кластеров инновационного роста.
Временно свободные средства госкорпораций должны отчуждаться Агентством экономической реконструкции и направляться на решение задач реиндустриализации и модернизации экономики.
4. Восстановить систему рефинансирования государством (в основном через Агентство экономической реконструкции) значимых инвестиционных проектов, необходимых для развития страны, но непосильных для частного бизнеса.
5. Проанализировать все меры по либерализации внешнеэкономических связей и отменить подрывающие конкурентоспособность российской экономики, имея в виду, что кризисные условия создают объективную потребность в усилении протекционизма, а задача присоединения к ВТО утратила свою актуальность.
6. Установить, что поддержка частного бизнеса в любой форме (включая протекционистские меры) должна сопровождаться его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции по определенным ценам. Невыполнение этих обязательств должно вести к образованию задолженности соответствующих предприятий перед государством в размере стоимости непроизведенной (или произведенной, но не того качества или ценового диапазона) продукции.
7. Необходимо полностью запретить импорт за государственные средства продукции, производимой в России.
8. Рассчитать для предприятий, полученных по залоговым аукционам, компенсационный налог в размере разницы между рыночной стоимостью предприятий в момент проведения залоговых аукционов и суммами, уплаченными за них в бюджеты. Взыскать сумму компенсационных налогов с нынешних владельцев этих предприятий пакетами их акций (кроме «ЮКОСа», компенсационный налог по которому считать уплаченным в натуральной форме). В случае выкупа государством данных предприятий предъявить соответствующие денежные требования их бывшим владельцам, у которых был произведен выкуп.
3.8. Обеспечить социальную стабилизацию
1. Заморозить на 2009 год тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ЖКХ, городского транспорта.
2. Гарантировать прожиточный минимум каждому гражданину (как экономическое выражение права на жизнь) с его региональной дифференциацией и соответствующей переориентацией межбюджетной политики. Заменить «материнский капитал» увеличением детских пособий.
3. Для сдерживания инфляции бороться с ее причиной – начать обуздание произвола монополий. Дать Антимонопольной службе право контролировать тарифы естественных монополий и повысить штрафы за злоупотребление монопольным положением. Компании, доминирующие на рынках или заподозренные в злоупотреблении монопольным положением, должны раскрывать перед ФАС структуру своих цен, а при необходимости – и финансово-экономическое положение полностью.
ФАС должна получить право при резких колебаниях цен сначала возвращать их на прежний уровень, а потом уже проводить расследование (оно может занять годы, за которые экономике будет нанесен невосполнимый ущерб).
4. Отказаться от непроработанных планов повышения с 1 января 2010 года социального налогообложения, увеличения минимального трудового стажа с 5 до 30 лет, введения предела пенсии на уровне сегодняшних 15 тыс. руб. и урезания нако
Написать комментарий
Совет по быстрой продаже бизнеса : Выставляя сразу максимальный ценник на свой бизнес, начинающий продавец ограничивает число покупателей. Позиция «возможен торг» изначально не правильная. Если Вы хотя бы раз публично снизите цену, то логика «значит с бизнесом что-то не то» позволит претендовать покупателю на нижнюю планку. Цена бизнеса находится где-то между «стоимостью покупателя» и «стоимостью продавца». Ищите «золотую середину»!
Материнский капитал очень помогает молодым мамам особенно к кризис. Я написала подробную статью о том, как его получить. http://www.finansy.asia/node/357