Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова: Россия может обеспечить прорыв в агроэкспорте

Российский агроэкспорт, достигший в 2024 году 44,5 млрд. долларов с ростом на 5% по сравнению с предыдущим годом, демонстрирует устойчивую положительную динамику, однако за этими цифрами скрываются серьезные структурные проблемы, требующие незамедлительного решения. Об этом сообщила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова.
"Основная проблема заключается в том, что 70% нашего экспорта составляет сырье – зерно, масло, рыба, тогда как продукция глубокой переработки занимает менее 10%, что значительно ниже показателей наших конкурентов вроде Бразилии и ЕС, где этот показатель превышает 30%", – отмечает она.
Ключевыми ограничивающими факторами развития отрасли являются перегруженность черноморских портов и высокие железнодорожные тарифы, технологическая зависимость от импортных семян и техники, а также неподъемные для многих производителей кредитные ставки, которые в 2-3 раза выше, чем у зарубежных конкурентов.
Для обеспечения качественного прорыва в агроэкспорте необходимо сосредоточиться на трех основных направлениях, считает Дыбова.
"Во-первых, критически важно сделать ставку на глубокую переработку сельхозсырья, для чего требуется срочный пересмотр Перечня высокотехнологичной продукции с включением в него как минимум 40 новых позиций, предложенных Национальным союзом экспортеров", - сказала она.
Во-вторых, продолжила вице-президент ТПП РФ, необходимо развивать направление "зеленого" экспорта, включая органическую продукцию, где РФ пока значительно отстает (в реестре всего 242 производителя), и региональные бренды, из 380 зарегистрированных географических указаний и наименований мест происхождения товаров активно продвигаются лишь единицы. Здесь стоит перенять опыт Франции, где на поддержку географических указаний выделяются сотни миллионов евро, и создать аналогичную программу с участием Российского экспортного центра, считает эксперт.
В-третьих, по ее словам, требуется кардинальное улучшение логистической инфраструктуры через развитие коридора Север-Юг, Дальневосточного кластера, увеличение пропускной способности Северного морского пути и увеличения субсидий на транспортные издержки.
"Для реализации этих направлений необходимо принять комплекс мер поддержки, включая финансовые (снижение кредитных ставок для переработчиков до 5-7% и расширение практики расчетов в рублях и юанях), инфраструктурные (модернизация 30-40% зернохранилищ и строительство новых портовых мощностей) и регуляторные (упрощение сертификации для азиатских и ближневосточных рынков и создание "зеленого коридора" для экспортеров)", - перечислила Дыбова.
При сохранении текущей динамики, существует возможность выхода к 2030 году на объем экспорта в 60 млрд. долларов. Но для этого необходимо увеличить долю переработанной продукции до 25%, освоить 5-7 новых рынков в Африке и Южной Азии, а также снизить логистические издержки на 15-20%, иначе есть риск остаться в роли сырьевого придатка, несмотря на все текущие успехи.
"ТПП РФ во главе с ее президентом Сергеем Катыриным участвует в подготовке комплексных предложений по решению этих стратегических задач. Эти инициативы представляют собой не просто рекомендации, а подготовку конкретной дорожной карты, которая позволит России не только сохранить, но и укрепить свои лидерские позиции на глобальном агропродовольственном рынке в условиях усиливающейся международной конкуренции и санкционного давления", – добавила Дыбова.
1 Июл: | |
1 Июл: | |
1 Июл: |
30 Июн: | |
27 Июн: | |
27 Июн: |
27 Июн: | |
27 Июн: | |
24 Июн: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий
В условиях острой необходимости достижения ответа на существующие угрозы продовольственной безопасности и вызовов в сфере обеспечения технологического суверенитета/лидерства на основе управления развитием социально-экономических систем (в т.ч. в сельскохозяйственной отрасли и развитию сельских территорий) путем полученных фундаментальных и практикоориентированых результатов считаем необходимым учесть опыт «САЛЮС» по созданию таких систем на условиях системного синтеза государства, бизнеса, науки и общества. В ходе реализации пилотного проекта нами были отработаны модели: 1. Администрирование и управление бизнес-процессами; 2. Консолидация встречных товарно-денежных потоков; 3. Проектное сопровождение, проектное управление (ГЧП, Концессии, частные проекты); 4. Реализация программ «Комплексного развития территорий» и «Инновационных территорий» (в том числе национальные проекты); 5. Подготовка документов для проведение биржевых торгов, клиринговых расчётов в национальных валютах стран ЕАЭС, БРИКС и тд.; 6. Продвижение законодательных инициатив, создание «регуляторных песочниц»; 7. Формирование кадрового резерва; 8. Консолидация, управление, внедрение научно-технологических разработок, имеющих опытные образцы для устойчивого развития человечества. По результатам внедрена модель международной корпорации развития со стратегией 2063 с выходом на 10% мирового ВВП. Разработанные организационно-правовые и функциональные модели возможно использовать в рамках задач, указов Президента и поручений Правительства по развитию сельскохозяйственной отрасли и развитию сельских территорий. Ценность предложения обусловлена практическим опытом при реализации задач государственного уровня и действий в состоянии неопределенности. Все отработанные модели проекта «САЛЮС» были внедрены на государственном уровне, но с низкой эффективностью из-за распределения функций (децентрализацией) и отсутствия единого центра оперативного управления. По результатам проверок деятельности проекта Салюс можно сделать вывод о эффективности 97%, где 3% потерь для экспериментальной модели является арифметической погрешностью. Все тенденции говорят о переходе к планово-хозяйственным моделям (симбиоз государственных монополий с моделями рыночной экономики), а реализация таких моделей возможна только в экспериментальных режимах, то есть в режиме НИОКР. Данные модели можно использовать для диверсификации рисков банкротств производственных, перерабатывающих и прочих предприятий. В последнем поручении Президента тема продовольственной безопасности сформулирована как международная проблема и реализация данной задачи под силу единой системе, в децентрализованной модели данную задачу не реализовать. Председатель экспертного совета по креативной экономике, Президент ГК САЛЮС, Егор Александрович Иванков