Российское образование для Африки
В конце года в Госдуме состоялось заседание экспертного совета по вопросам развития и поддержки всестороннего партнерства со странами Африки, одной из важнейших тем обсуждения стала подготовка кадров. Руководитель Центра народной дипломатии Наталия Красовская, рассказала о перспективах экспорта российского образования в страны Африки и о том, почему эта тема так важна сегодня для государства.
- Центр народной дипломатии работает в странах Западной Африки больше года – срок достаточный, чтобы подвести некие итоги. Наверное, начать стоит с того, что мы изначально делали ставку на продвижение российского образования в странах Африки. Так как я также являюсь вице-спикером Законодательного собрания Новосибирской области, а главой попечительского совета нашего Центра является депутат Госдумы от Новосибирской области Дмитрий Савельев, и наш регион по праву считается одним из ведущих научных и образовательных центров России, то очевидно, что именно Новосибирская область стала осью деятельности Центра народной дипломатии. И именно взаимодействие на региональном уровне дало наибольший эффект. В начале нашей деятельности Центр провел несколько мероприятий в Москве, куда были приглашены заинтересованные в развитии сотрудничества общественные и государственные деятели из Африки и России. В частности, мы, например, провели конференцию ректоров западно-африканских и российских вузов. А также организовали встречи министров и замминистров образования из нескольких стран Западной Африки с представителями профильных комитетов в Госдуме и с МИДом. Безусловно, все это было полезно, как минимум, мы определились с тем, что мы хотим друг от друга. Но когда мы привезли африканские делегации в Новосибирск, показали наши вузы – это дало просто 200% эффекта.
- Речь идет о визите послов из трех африканских стран, который состоялся в июле 2024 года?
- Первая из приглашенных нами в Новосибирск делегаций действительно была посольская. Тут нужно сказать, что в Африке очень мало знают о России. Даже послы африканских государств, которые долгое время находятся в Москве, плохо представляют размеры нашей страны и то, что, как говорится, жизнь есть и за МКАДом. Когда мы летом привезли африканских послов из Москвы в Новосибирск, они на полном серьезе готовились к поездке в вечную мерзлоту. И очень удивились тому, что, цитирую «у вас в Сибири климат лучше, чем у нас в Африке». А после знакомства с Академпарком, они начали сравнивать регион с Силиконовой долиной.
Но это был такой подготовительный визит, затем мы организовали участие африканской делегации в Технопроме-2024. Более того, в рамках Форума было проведено две специальных российско-африканских сессии – по вопросам подготовки кадров и экономическому взаимодействию. Также мы приглашали к участию в работе образовательной сессии все заинтересованные в этом вузы. Именно на полях Технопрома-2024 в результате был организован Консорциум российских образовательных организаций для работы со странами Западной Африки. На полях Технопрома-2024 состоялась и встреча Ижевского государственного технического университета с африканскими коллегами. А недавно я ездила с визитом в Удмуртию, где мы обсудили вопросы межрегионального сотрудничества по африканскому направлению с председателем Государственного совета Удмуртской Республики Владимиром Петровичем Невоструевым и конкретные совместные проекты по линии Консорциума с ведущими удмуртскими вузами. В частности, Ижевский ГТУ на базе нашего Русского дома в Гвинее, который откроется весной 2025 года, запускает свой подфак для IT-специальностей.
- А какие проекты вузов Консорциума реализуются в настоящее время в Африке?
- На текущий момент у нас есть два партнерских Русских дома, открытых по соглашению с Россотрудничеством – в Буркина-Фасо и в Нигере. Практически сразу после открытия на их базе стартовали курсы русского языка. Приоритет при приеме отдается потенциальным абитуриентам российских вузов, так как это не только позволяет им больше узнать о России и укрепиться в своем желании получить образование у нас, но и дает фору в год. Как известно, первый год студенты, приезжающие поступать к нам по квотам, учат русский язык, это добавляет год к обучению. В нашем случае, студенты этот год экономят, проживая его у себя дома. Часть групп ведется специалистами наших русских домов, часть – педагогами наших партнеров – российских вузов. Кроме того, мы порекомендовали нашим вузам-партнерам в Мали отправить своих десять педагогов на онлайн-курсы повышения квалификации по преподаванию русского языка как иностранного к нашим же партнерам по Консорциуму.
Осенью мы также запустили в Африке несколько подготовительных факультетов наших вузов. Первый проект – совместно с НГТУ – это курсы подготовки для абитуриентов по русскому, математике и физике запущен в ноябре в Уагадугу и Ниамей. Курс по химии и биологии – совместный с НГУ – пока набран только в Нигере, но в январе должен стартовать и в Буркина-Фасо. Также на начало следующего года запланировано открытие подфака Приволжского исследовательского медицинского университета в Буркина-Фасо.
Еще один проект, который будет при поддержке Центра народной дипломатии, реализован в 2025 году членом Консорциума, Новосибирским ГАУ, в Нигере – это программа по подготовке кадров в области аграрного сектора в рамках соглашений НГАУ с университетом Ниамея и университетом Агадеса. Программа включает в себя блоки подготовки рабочих кадров для сельского хозяйства – для абитуриентов начального уровня образования, подготовки кадров со средне-профессиональным образованием, с последующим обучением на программах высшего образования (бакалавриат и специалитет), а также блока повышения квалификации для преподавателей африканских вузов. Часть из этой программы будет реализована в рамках квот Россотрудничества. Часть – в рамках соглашений с нигерскими вузами.
- Инженерное и естественно-научное направления – это запрос африканской стороны или специфика входящих в Консорциум вузов?
- Когда Центр народной дипломатии и Новосибирский государственный университет выступили с инициативой создания Консорциума, нашей главной целью было сократить существующий информационный дефицит о России в Африке, показать, что у нас есть чему поучиться и за пределами Москвы или Санкт-Петербурга. Сейчас в Консорциум входят более 20 российских вузов. Недавно к его деятельности проявили интерес вузы Удмуртской республики. На текущий момент между российскими и африканскими вузами под эгидой ЦНД было подписано 13 соглашений о прямом взаимодействии. В Буркина-Фасо, где наш Русский дом открылся в январе 2024 года, ведется очень активная работа НГУ и университета Томаса Санкары, которые приступили к подготовке запуска совместных программ, одной из которых должно стать внедрение системы двойных дипломов. В декабре мы запустили проект онлайн-встреч африканских абитуриентов с представителями российских вузов. То есть деятельность Консорциума идет в разных направлениях и вузы в него входят всех имеющихся специализаций. Тем не менее упор на эти две сферы подготовки сделан вполне намеренно. Причина, которая лежит на поверхности – слабая подготовка африканских абитуриентов по этим дисциплинам…
- Кстати да, плюс еще и языковая проблема. Насколько сложно студентам из франкофонной Африки включится в образовательный процесс?
- Так как основные языки преподавания у нас – это русский и, кое-где, английский, языки, то франкофонам у нас непросто. Но если говорить про Западную Африку, то очень наглядно ситуация представляет рейтинг агентства Data Panda, которое проанализировало уровень образования в 177 странах мира. В своей оценке эксперты отталкивались от грамотности населения и количества лет обучения. Нигер, в котором мы открыли наш второй Русский дом, занимает в этом рейтинге 175 место. Мали, с которым мы плотно работаем и где планируем открыть Русский дом в 2025 году, - на 177-м. С Буркина-Фасо чуть «получше» - 171-е место. В общем, последняя десятка рейтинга – это как раз наша Западная Африка.
У африканских студентов, обучающихся в российских вузах, возникают серьезные сложности с освоением образовательных программ, особенно, если речь идет о точных и естественных науках. Как следствие – высокий процент отчисления студентов. Несправившиеся и отчисленные из вуза африканцы испытывают разочарование как в своей специальности, так и в российском образовании в целом. Недавно я общалась с директором африканской ассоциации старт-аппов из Мали, который базовое высшее образование получил в России в советское время, а затем работал во Франции. И он с восторгом отметил, что ему, чтобы во Франции получить такую же квалификацию, как после российского вуза, нужно было окончить три факультета. То есть получить образование во Франции, особенно с учетом того, что западно-африканскому абитуриенту не нужно изучать еще один иностранный – в бывших французских колониях французский язык используется на уровне государственного – гораздо проще, чем в России. Да, оно там в три раза хуже, но документ о высшем образовании, который позволит строить карьеру, дает. А мы в итоге вместо друга России, получим друга Франции, негативно настроенного к России.
- То есть предвузовская подготовка африканских абитуриентов дает более лояльно настроенных к России и более мотивированных на получение российского образования студентов?
- Безусловно. Но есть и еще один важный аспект. Российское образование предполагает не только появление лояльных России людей в важнейших для государства направлениях, но и помощь России в достижении этими африканскими странами технологического суверенитета. Во время обучения в российском вузе африканские студенты практикуются на оборудовании и изучают технологии, которые им становятся знакомы. По возвращении домой при необходимости принять решения о развитии в стране той или иной технологии, оно будет приниматься в пользу той технологии, которая уже этому человеку знакома.
В целом, программы трансфера знаний и компетенций – это необходимое дополнение к международному экономическому и технологическому сотрудничеству. Формат «обмена знаниями» позволяет перейти от попыток продажи или внедрения отдельных технологий и решений к формированию и улучшению условий для долгосрочного сотрудничества через управление потребностями, включая такие инструменты, как разработка и сопровождение реформ, новых стандартов и практик нормативно-правового регулирования и т.п.
16 Янв: | |
15 Янв: | |
15 Янв: |
15 Янв: | |
15 Янв: | |
14 Янв: |
13 Янв: | |
7 Янв: | |
25 Дек: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий