Геннадий Дрожжин: Народно-художественные промыслы – культурный код страны
На вопросы продюсера, управляющего проектами в области культуры и интеллектуальной собственности Марии Самсоновой отвечает председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.
- Прежде всего, народные художественные промыслы (НХП) – это важная составляющая российской культуры и один из способов изучения и сохранения традиций государства, а потом уже значимый сектор в экономике. Прежде всего, этот симбиоз традиций с инновационными технологиями рождает интересную и высококачественную продукцию.
Мировая практика говорит об огромном интересе потребителей к декоративно-прикладному искусству и о том, что этностиль никогда не выйдет из моды. Если говорить об экономической составляющей, то у нас много проблем сейчас, и хотелось бы иметь больше поддержки, чтобы стать этой самой «новой ремесленной экономикой».
Но, подчеркиваю, что, прежде всего, НХП – это наши национальные ценности. Многие говорят, что это и душа народа, это скрепы, это наш многовековой и многонациональный фундамент российской государственности, это культурный код и самобытность нашего многонационального народа.
- Согласна с вами полностью. Учитывая величину производства, многообразие промыслов, я думаю, что можно говорить об НХП, как о визитной карточке нашей многонациональной страны или региона, которую еще можно рассматривать как вход в «воронку» туристического потока. Особенно сильные и яркие представители по праву могут считаться брендами территорий, и даже настоящими национальными символами. Было бы интересно услышать от вас, какие вы выделяете территории в этой связи?
- Да, правда, география организаций отрасли – от Уэлена на востоке до Калининграда на западе и от Северодвинска на севере до Кубачей на юге. Самое большое количество промыслов в Нижегородской и Московской областях. В них же находится и самое большое количество всемирно известных промыслов, наших национальных символов.
- Исконно и привычно, у всех, конечно, на слуху хохломская и городецкая роспись по дереву, прекрасный гжельский фарфор, замечательная богородская и беломорская резьба по дереву, знаменитая ростовская финифть, уникальное вологодское и елецкое кружево, прославленные кубачинские ювелирные украшения, уникальная скопинская и псковская керамика, холмогорская и тобольская резная кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, любимое Пушкиным торжокское золотное шитье, знаменитый на всю страну кисловодский фарфор, отмеченное в боях украшенное оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивка различных регионов. Как сейчас они себя чувствуют? Изменилось ли их положение? Что нового?
- Чувствуют по-разному. Лет 20 лет назад у нас было более 100 тысяч мастеров и художников, которые работали в организациях НХП. Сегодня, если провести опрос, среди молодежи, да и людей среднего возраста, я уверен, немногие смогут перечислить хотя бы 5 ранее всемирно известных промыслов. Вы спросите почему? Потому что ни телевидение, ни СМИ более четверти века не говорят об этой стороне культуры. Самое удивительное то, что мы вспоминаем о промыслах только тогда, когда глава нашего государства дарит своим зарубежным коллегам подарки, произведенные мастерами и художниками народных промыслов. Если так дальше будет продолжаться, то молодое поколение просто не будет знать нашу национальную культуру.
Единственное, что пока удалось нам сделать, это оттянуть утрату промыслов, а принимаемые меры не позволяют надеяться на улучшение данной ситуации.
Особенно тревожит то, что прерывается преемственность художественного мастерства поколений передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым народным мастерам, так как молодежь не идет работать на промыслы, даже получая профильное образование. Промыслы стремительно стареют, средний возраст работающих – более 50 лет.
В промыслах максимальный процент ручного труда, который во всем мире очень дорого ценится и дорого стоит, уникальные изделия сегодня стали не доступны для большого количества народа. Все, что я сказал выше, относится и к национальным танцам, песням, музыке.
- Предлагаю подробнее разобрать причины проблем НХП. Да, понятно, что на сегодняшний момент там очень много сложностей и проблем. Старение кадров, что приводит к регрессу рабочей силы, устаревшая материально-техническая база, резкий рост стоимости натурального сырья из-за мирового кризиса и санкций, огромное количество дешевых подделок с похожим (для неискушенного потребителя) дизайнерским решением.
Мировые лидеры по объемам производства ремесленных товаров и экспорта – это, прежде всего, Китай, Индия и Иран. Также Китай – главный поставщик на международные рынки и в РФ, в том числе, огромного количества дешевых контрафактных товаров. Виной всему большой спрос на дешевые товары, где пересекался бы этностиль и современный дизайн. Поэтому пока узкая ниша качественного и уникального ручного ремесленного искусства сильно проигрывает, но имеет возможность для выживания.
- Да, Это все так. А еще на данный момент мы все не защищены.
Если говорить о защите интеллектуальной собственности, то надеемся, что нам удастся внести статью «Незаконные действия в сфере народных художественных промыслов» в проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах», представленный Минпромторгом России. Это даст возможность применять данный закон в качестве средства противодействия распространению контрафакта и другим незаконным действиям, наносящим вред сохранению и развитию НХП.
Так же по совокупному мировому ущербу ремесленного сектора от COVID-19, эксперты едины во мнении, речь идет как минимум о 50%-ных потерях.
Выживают за счет объединения и создания центров НХП такие регионы как Дагестан, Карелия, Рязанская область и другие.
А иногда ничего и никого не надо объединять, а необходимо оказать точечную помощь коллективам организаций НХП в местах их традиционного обетования.
По опыту подготовки крупнейшей в стране выставки НХП «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка-2022», например знаменитая «Хохломская роспись» – флагманское предприятие не только Нижегородской области, но и всей России не может приехать на выставку отдельным стендом из-за финансовых трудностей. И тут объединение с кем-то не поможет.
- Да, это очень печальная информация. Помню, что по итогам 2019 года, по данным Ассоциации «Народные художественные промыслы России», более 60% предприятий НХП были убыточными или низкорентабельными. В связи с понятными мировыми событиями в 2020 году объем производства продукции НХП значительно сократился. Самая понятная причина – снижение реальных доходов населения и сокращение турпотоков, связанная с COVID-19. Интересно, что 80% НХП изделий производятся на предприятиях всего 5-ти субъектов РФ: Московская, Тверская, Вологодская, Владимирская области, Республика Дагестан. Хочется вспомнить АО «Хохломская роспись» и ПАО «Павловский завод им. Кирова», ОАО «Елочка». Но это только производители, а не частные мастера, которые ждут инвесторов. А инвесторы не торопятся вкладывать свои средства в НХП, как не торопились и до ковида.
- Да, инвестиции крайне необходимы сектору! Инвестиции и государственная поддержка, программы развития и национальные целевые программы.
- Но ведь насколько я знаю, есть и законодательные инициативы, и целевые программы, например, «Развитие предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продушин в Чувашской Республике на 2010-2020 гг.», государственная программа «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 гг.», государственная программа Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2013-2020 годы» и другие.
- Мы много говорим о законодательстве, но у нас есть свой федеральный закон, принятый 1999 году. Закон есть, но воз и ныне там. В тоже время огромное количество отраслей работает без закона, но работает очень успешно.
Программы принимаются, но необходимого результата пока они не приносят, так как они очень разрозненные, а нужен общий сильный объединяющий государственный вектор!
- То есть можно преодолеть трудности только благодаря государственной заинтересованности?! Я вот помню прекрасную инициативу Министерства культуры РФ в 2013 году, когда был предложен проект «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года», в которой одной из предпосылок развития является разработка системы мер по развитию традиционных ремесел и промыслов народов России.
И это позволяет рассмотреть более широкое использование поддержки, не только как налаживание производства, но и как раскручивание потока для туристических достопримечательностей, а возможно и организацию этнографических туров. Людей во все времена привлекала самобытная культура народов мира и познание с культурой шло через погружение в быт, традиции, изучение производства и технологий.
Таким образом, можно сделать широкий охват народных промыслов и устроить знакомство с ними не только по «Нижегородскому Золотому кольцу народных промыслов и ремесел» но и включить в этот список вообще всю Россию.
- Ассоциация НХП России совместно с Российским Государственным Университетом Туризма и Сервиса разрабатывает точечную программу развития туризма на предприятиях НХП, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в федеральную программу по развитию туристической деятельности по РФ.
- Это прекрасная новость! Хочется углубиться и в инструменты, которые помогают объединить НХП и туризм. Один из самых востребованных видов туристического досуга, который может объединяться с НХП – мастер-классы и творческие квесты с практическими заданиями, именно там может происходить «перекрестное опыление».
Сейчас очень необходимы доработки законодательной базы на федеральном и региональном уровнях, создание новых федеральных программ поддержки, а так же образовательных программ для школьников с обязательной программой посещения музеев, где представлены образцы НХП, которые в конце просветительских и образовательных программ можно попробовать сделать самостоятельно. Это даст возможность перевести НХП для молодежи из архаичного в современное и живое искусство и вдохнуть в них жизнь, узнаваемость и ценность. Данные программы существуют на базе крупных музеев, таких как Эрмитаж, музей Востока и т.д. Там разработаны целые методические комплексы с видеозанятиями и рекомендациями для популяризации народных промыслов среди школьников и молодежи.
- Мы давно над этим работаем, можно зайти на сайт НХП и познакомиться с проектом Ассоциации «Азбука народной культуры ». Это уникальный интерактивный проект, который объединяет знания разных мастеров и позволяет быстро и без особых усилий подружиться с НХП маленьким и взрослым.
- Здорово! Это прекрасный пример объединения традиций промыслов и подключения к ним современных технологий. Возвращаясь к началу нашего разговора и, к сожалению, завершая его, хочется поинтересоваться Вашим экспертным мнением. Вот многие мировые эксперты говорят о том, что сейчас мы стоим перед развилкой трех возможностей развития событий.
Первый вариант – оставить НХП в прошлом и перейти полностью на промышленное производство без культурно-исторических особенностей. Конечно, не хотелось бы этого, но пока мы несемся именно в эту сторону. Второй – историко-культурный, когда убивается экономическая составляющая на корню, скорее всего полностью за счет господдержки Третий – комплексный подход, который позволяет сохранить традиции и при этом генерировать прибыль. Как вы считаете, какое направление оптимально для поддержки и выживания НХП в России?
- Я полностью поддерживаю Патриарха Кирилла, который сказал, что сейчас культуру и нравственность пытаются перевести в товар. Мне лично близки второе и третье направление. И чтобы НХП оставались на плаву и развивались, необходимо объединить наши усилия по привлечению туристического потока в места бытования промыслов и по развитию народных ремесел.
Ждем всех на наших выставках и ярмарках. Уже скоро, в декабре, будем проводить «ЛАДЬЮ» с мастер-классами и уникальными подарками к Новому году. Благодарю за интервью, ждем всех с идеями и готовы к интересным партнерствам!
21 Ноя: | |
19 Ноя: | |
19 Ноя: |
14 Ноя: | |
13 Ноя: | |
11 Ноя: |
21 Ноя: | |
18 Ноя: | |
16 Ноя: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий