Астрономы обнаружили в «пустыне нептунов» обнаженное ядро планеты-гиганта

02.07.2020 22:33

Астрономам представилась редкая возможность заглянуть в самое сердце чужого мира.

Впервые исследователи обнаружили обнаженное ядро гигантской планеты.

Экзопланета которой дали название TOI-849b, немного меньше по размеру, чем Нептун, но в три раза массивнее, что делает ее самой плотной планетой размером с Нептун, когда-либо обнаруженных астрономами, в соответствии с исследованием, опубликованном в журнале Nature.

TOI-849b была обнаружена телескопом Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) еще в 2018 году, но только сейчас исследователи начали понимать ее «причудливые свойства», которые никогда ранее не наблюдались.

«Удивительно, что мы можем сделать такие открытия, и тем более теперь мы можем сообщить людям об этом», - рассказал Дэвид Армстронг, исследователь экзопланет из Университета Уорика (Великобритания) и ведущий автор исследования.

TOI-849b, расположенная примерно в 730 световых лет от нашей планеты, вращается чрезвычайно близко к своей солнцеподобной звезде и совершает оборот вокруг светила всего за 18 часов. Из-за того, что планета расположена на небольшом расстоянии от звезды температура на ее поверхности должна быть примерно 1500°C (2700°F).

TESS обнаружил TOI-849b, зафиксировав небольшое падение света ее звезды, когда планета проходила перед ней. Данное открытие быстро привлекло внимание исследователей, поскольку TOI-849b - это планета размером с Нептун, располагающаяся в «Нептуновой пустыни».

Наблюдения показали, что TOI-849b была намного массивнее, чем можно было бы ожидать для планеты такого размера.

Существует два возможных объяснения этой странной находки: либо планета является обнаженным ядром того, что когда-то было газовым гигантом масштаба Юпитера, либо это «неудавшийся газовый гигант».

Ядра таких планет, как Земля, обычно погребены под сотнями миль земной коры и мантии, но ядра газовых гигантов размером с Юпитер - это водовороты плотных тяжелых элементов, окруженные десятками тысяч миль газа.

Если TOI-849b когда-то была «горячим Юпитером», она могла быть лишена своей атмосферы подойдя слишком близко к своей звезде.

«Горячие Юпитеры медленно мигрируют к своим звездам-хозяевам», - объяснил Армстронг.

Когда они пересекают определенное расстояние, известное как предел Роша, приливные силы между светилом и планетой становятся настолько велики, что планета разрывается на части, что называется приливным разрушением.

Подобное разрушение могло лишить TOI-849b любой зарождающейся атмосферы, которая у нее когда-то была. Также допустимо, что планета потеряла свой статус газового гиганта из-за «событий термализации», согласно исследованию.

События термализации происходят, когда планета находится на очень эллиптической орбите, отмечают астрономы. Взаимодействие TOI-849b как со звездой, так и с планетами может объяснить отсутствие ее атмосферной оболочки.

Но ученые допустили, что возможно этот странный мир всегда был открытым ядром. Если планета сформировалась в области звездной системы, где было мало газа и пыли, или если она родилась позже в течение жизни системы, когда большая часть газа уже была собрана другими планетами, она могла не эволюционировать в газовый гигант.

Дальнейшие наблюдения за данной системой могут помочь раскрыть тайну происхождения планеты, пишет Vice.com.

Справка:

Пустыня Нептунов – данный термин относится к зоне, расположенной вблизи звезд, где планеты размером с Нептун или больше крайне редки. Данная область получает сильное излучение от звезды вследствие чего планеты не сохраняют свою газообразную атмосферу, поскольку она испаряется, оставляя только скалистое ядро.

#наука #космос #экзопланета #ядро #горячий юпитер #газовый гигант