|
Деловая программа XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» открылась деловым завтраком Сбербанка. В рамках сессии «Мегапроекты: инвестиции или…? Где граница?», модератором которой выступил Герман Греф, в частности предлагалось ответить на вопрос, как просчитать экономическую эффективность крупных проектов на десятилетия вперед?
|
Российская экономика, если не проводить реформы, не менять институциональную среду, не развивать конкуренцию, малый и средний бизнес, скатится к нулевым темпам экономического роста. Этому вопросу в газете «Ведомости» премьер-министр Дмитрий Медведев посвятил сегодня статью «Время простых решений прошло». В ней премьер говорит о наиболее вероятном сценарии краткосрочного ускорения экономического роста за счет бюджетных вливаний в экономику, в том числе в крупные инфраструктурные проекты.
Решение заливать экономику бюджетными средствами в целях повышения темпов роста ВВП принял президент Владимир Путин по предложению Минэкономразвития, которое в апреле впервые заговорило о подступающей рецессии. Об инвестировании 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния в развитие Транссиба, БАМа и строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань и Кольцевой автодороги в Московской области Владимир Путин объявил в июне этого года на Петербургском экономическом форуме. Правительству было поручено рассмотреть такую возможность, что подразумевает разработать механизмы вложений.
Путин особо подчеркнул – средства в ФНБ должны вернуться. Однако руководство РЖД, лоббировавшее ВСМ Москва-Казань, уже подсчитало, что триллионный проект может не окупиться в течение 40 лет, а из ФНБ на его реализацию потребуется 150 млрд руб. плюс 300 млрд руб. в виде субсидий из бюджета и 139 млрд руб. из Пенсионного фонда. «Проект Москва-Казань еще не начал реализовываться, а уже подорожал на 140 млрд рублей, а в процессе реализации, думаю, еще подорожает», – заявил на деловом завтраке в Сочи министр финансов Антон Силуанов, проводящий бюджетный маневр по оптимизации расходов федерального бюджета.
Вице-премьер Аркадий Дворкович согласился с этим, но предложил иначе посмотреть на смысл государственных инвестиций. «Любой из этих проектов – это серьезный риск, деньги могут не вернуться, особенно в бюджет, особенно в Фонд национального благосостояния. Но для страны в целом, с моей точки зрения, в 15-20-летней перспективе это проекты, которые принесут отдачу», – сказал вице-премьер. Об этом же говорил в защиту проекта Александр Мишарин, вице-президент РЖД: «Магистраль Москва-Казань является крайне важным проектом и направлена на развитие регионов и на объединение страны».
По словам Дворковича, крупные инфраструктурные проекты свяжут Россию сильнее, чем региональные проекты. Правительство считает их обоснованными и необходимыми для развития страны в целом. Дворкович напомнил и про личную ответственность тех, кто будет получать государственные средства. «Есть личная персональная ответственность за каждое из этих решений. Если при оценке, при строительстве будут допущены серьезные ошибки, если будет перерасход средств, то люди будут требовать крови и головы полетят», – говорит Дворкович.
Таким образом, правительство фактически признало, что предложение Минэкономразвития не даст долгосрочного роста экономики. На то чтобы начать проводить реформы время есть до 2016 года. Поэтому в отсутствие положительного опыта оценки эффективности инвестиций в отечественные инфраструктурные проекты ответом на вопрос, заданный в названии делового завтрака Сбербанка, может быть следующий. Мегапроекты в России имеют мало общего с инвестициями, это, скорее, попытка развить страну и дать больше возможностей малому и среднему бизнесу за счет государственных накоплений и бюджета. Однако бизнесу сегодня больше нужно другое качество институтов, а не инфраструктуры. Объем инвестиций в российскую экономику и отток капитала только подтверждают это.
|
2797
|
Написать свой комментарий к этой статье...
|