Здесь был Детройт
Затянувшийся долговой кризис в Детройте давно поместил город на первое место в списке самых опасных, неблагополучных и бедных городов США. Городские власти сообща с правительством штата пошли на банкротство. Можно ли перезапустить экономику Детройта?
Заявление о финансовой несостоятельности города Детройт поступило на рассмотрение Суда по банкротствам США в Восточном округе штата Мичиган 18 июля. Решение получить защиту от кредиторов и признать частичный дефолт принял Кевин Орр, 25 марта 2013 года назначенный чрезвычайным управляющим бедствующего города. Специалист по банкротствам, в 2013 году он был назван изданием «Chambers and Partners» одним из ведущих юристов в этой области. После объявления о назначении на должность антикризисного менеджера с безграничным контролем над финансовыми вопросами Орр выразил желание войти в историю Детройта, избежав банкротства к лету 2014 года. Губернатор штата Мичиган, республиканец Рик Снайдер, нанял квалифицированного юриста, не понаслышке знакомого с ситуацией в Детройте, сроком на 18 месяцев. Но с задачей вписать свое имя в историю он справился всего за четыре. Фактически Орр инициировал крупнейшее муниципальное банкротство в истории США.
Детройт уже объявлял себя банкротом в 2009 году, в момент, когда финансовый кризис сказался на титанах американской промышленности – Ford Motor Company, General Motors и Chrysler. Тогда федеральное правительство оказало существенную помощь промышленной столице США и автопроизводителям. В это время Кевин Орр занимался банкротством компании Chrysler, которое обошлось Вашингтону в 1,3 млрд долларов. За работу в суде и последовавшую реструктуризацию с закрытием 789 дилерских центров и восьми производственных линий Орру платили 700 долларов в час. В последующем банкротство признали успешным, а Chrysler сохранил репутацию «смелого и инновационного» производителя. В 2011 году компания купила часть завода Fiat в Италии – присутствие за пределами США приравнивается к международному влиянию. Но прописалась налоговым резидентом в пригороде Детройта Оберн-Хилл. Орру же было суждено вернуться в штат Мичиган и проводить «стрижку» долга города Детройт при жесткой нехватке поступлений в бюджет.
После небольших прений городской совет Детройта предоставил внешнему управляющему право рекомендовать процедуру банкротства губернатору Рику Снайдеру. В апреле 2012 года мэр Детройта Дэйв Бинг договорился со Снайдером, что штат Мичиган поможет залатать дыры в городском бюджете в обмен на повышение финансового контроля со стороны штата. К ноябрю губернатор подготовил законопроект об антикризисном управлении. Совет отклонил первую редакцию, но после внесения поправок к январю документ был подписан. На роль управленца Снайдер выбрал преуспевающего сотрудника Департамента юстиции США, специализирующегося на банкротствах. С 1937 года в США насчитывается более 600 банкротств целых штатов, муниципалитетов, городов и населенных пунктов. Так что банкротство давно стало привычным делом и перспективным профилем для юриста.
В мае за полтора месяца работы Кевин Орр представил финансовый отчет. Вывод был неутешительный: Детройт признавался неплатежеспособным. Согласно расчетам, доходы до окончания фискального года, который заканчивается в США 30 сентября, могут составить 162 млн долларов, а дефицит бюджета только за несколько летних месяцев должен был вырасти до 316 млн. В соответствии со своей миссией Орр гарантировал пересмотр контрактов с кредиторами и ликвидацию плохих активов. Он нашел возможности с июня месяца не обеспечивать незастрахованные долги и пенсионные облигации. По оценке Снайдера, долговых обязательств у Детройта накопилось на сумму 18 млрд долларов, тогда как на выплаты пенсий муниципальным работникам уходит треть от всего бюджета. Чтобы не запускать, по определению аналитиков агентства Moody’s, «беспрецедентный сценарий судебной тяжбы», Орр предложил кредиторам выплату 10% от существующего долга. Это могло спасти Детройт от банкротства, которое грозило негативными последствиями для городских служб, социальных сервисов и иностранных банков. Среди 100 тыс. кредиторов Детройта есть швейцарский банк UBS, который в 2005 году предоставил городу кредит на сумму 1 млрд долларов, ирландский Depfa Bank, купивший 200 млн долларов долга, и франко-бельгийский банк Dexia.
Предложенные антикризисным менеджером условия не понравились основным кредиторам. Орр прибегнул к оптимизации расходов городской казны и заговорил о пересмотре контрактов муниципалитета с городскими службами. За день до подачи заявления о банкротстве в суд два муниципальных пенсионных фонда подали иски с целью ограничить действия Орра по сокращению бюджетного дефицита: управляющий начал резать по живому – пенсионной системе. Еще в 2009 году Детройт мог привлекать кредиты, указывая на источник дохода в виде трех казино, которые должны были давать до 180 млн долларов в год. Но этого финансового обеспечения стало не хватать, когда процентные ставки по застрахованным кредитам снизились, что потребовало от Детройта выплаты дополнительных средств держателям долговых обязательств в рамках установленных договоренностей. Сумма страховых выплат на июнь месяц достигла 297 млн долларов. В тяжелом положении оказались и должник и кредитор.
Поэтому Орр запросил суд признать Детройт банкротом по 9 статье американского закона о банкротстве и предоставить защиту от кредиторов. По его словам, это позволит перенести тяжелые переговоры с банками ровно на год, к моменту истечения контракта с Орром. Пока же чрезвычайному управляющему придется пересматривать коллективные соглашения, которые город заключил с профсоюзами, и изыскивать средства для покрытия внутренних нужд Детройта. Первым делом нужно заплатить пожарным, полицейским и перечислить деньги в пенсионные фонды. Для этого предполагается провести дефолт по кредитам на 2,5 млрд долларов. И хотя 9 статья закона о банкротстве ограничивает возможность профсоюзов оспаривать одностороннее прекращение контрактов, представители трудящихся называют подачу заявки о банкротстве преждевременной, но обещают продолжать работать и нести службу до принятия конкретного решения. Тем не менее, городские жители жалуются на рост преступности и работу полицейских участков строго с 8 до 17 часов. Несмотря на повальные сокращения городские власти должны порядка 100 млн долларов представителям правопорядка и другим службам по контрактам.
В стадию агонии Детройт перешел в 2000-х. С 1950 года центр американской автопромышленности переживал отток экономически активного населения в пригороды. Население города за 60 лет упало с 1,8 млн горожан до 700 тыс. Вступая в должность, Кевин Орр понимал масштабы политических, экономических, но главное – этнических проблем Детройта. Отец Орра Аллен Юджин Орр в 60-70-е годы прошлого века поддерживал движение чернокожих в Филадельфии. Детройт в это время был наиболее привлекателен для чернокожих рабочих, мигрировавших из южных штатов. С отъездом белого населения из Детройта город превратился в сплошное гетто чернокожей бедноты и арабских мигрантов, белых осталось всего 7%. Поэтому можно сказать, что Орр борется сегодня с последствиями либерализации в правовом поле 60-х методами экономического либерализма. В городе жизнь поддерживается исключительно в центре, который окружают 33,5 тыс. полуразрушенных и брошенных домов, 30% от всей дорожной инфраструктуры пришли в негодность и пустуют. Детройт это город пустырей, пустых зданий и неосвещенных улиц.
Президент Барак Обама передал через пресс-секретаря Белого дома, что федеральные власти не планируют помогать губернатору Снайдеру выйти из сложившейся ситуации. Но губернатор Мичигана и не ждал поддержки Вашингтона, назвав банкротство Детройта не вопросом получения большого количества денег. «Это самая низкая точка в истории Детройта, но это фундамент для будущего города, шанс на свежий старт без долгов, которые Детройт не может заплатить», – прокомментировал Снайдер подачу Орром заявления в суд. Отстаивать свою позицию губернатору и антикризисному менеджеру еще предстоит: уже на следующий день после обращения в судебную инстанцию судья попросила отозвать бумагу о банкротстве, а рассмотрение заявки по закону занимает три месяца. За это время будут упраздняться контракты с городскими службами, Кевин Орр выставит на продажу городской зоопарк, Детройтский институт искусств, ряд исторических зданий и автопортрет Ван Гога.
Компания General Motors, не закрывшая штаб-квартиру в Детройте, выступила с заявлением. В нем она отметила гордость за Детройт и выразила надежду, что «сегодняшний день позволит городу начать с чистого листа». Видимо, для этого придется расстаться со всеми старыми ценностями, которые город нажил в качестве крупнейшего индустриального центра. По словам критиков власти, глобальный капитализм не оставил для Детройта места в будущем.
Написать комментарий
И что вы думаете Алькаеда упустит случай превратить детройт в Грозный?
отлично- 650 000 негров в городе без власти и полиции.. представляю сколько наркотиков и оружия они там будут производить