«Вместе» не значит «одинаково»
Новый музыкальный шоу-проект «Мы с тобой два берега, Америка» соединяет вещи, казалось бы, несовместные: нью-орлеанский джаз и оркестр русских народных инструментов. О том, как появилась идея этого удивительного проекта «Капиталу страны» рассказали известный саксофонист, композитор и продюсер Николай Панов и заслуженная артистка России Галина Власёнок.
Новый музыкальный шоу-проект "Мы с тобой два берега, Америка" соединяет вещи, казалось бы, несовместные: нью-орлеанский джаз и оркестр русских народных инструментов. Партию банджо подхватывает виртуозная балалайка, а известная кантри, и рок-певица Кристи Бауэрли поет дуэтом с рыжеусым казаком-баритоном Василием Пьяновым. О том, как появилась идея этого удивительного проекта «Капиталу страны» рассказали известный саксофонист, композитор и продюсер Николай Панов и заслуженная артистка России Галина Власёнок.
1. Музыкальная авантюра
Мир становится все мобильнее, а границы – все условнее. Глобализм наступает на самобытность, исподволь приучая всех к золотым стандартам культуры – преимущественно, в сфере потребления. Между тем, национальная культура и традиции вовсе не являются "пережитками прошлого", которые стоит отбросить ради торжества всеобщего объединения. Ярким примером тому стал новый проект известного музыканта Николая Панова "Мы с тобой два берега, Америка".
Это яркое шоу на самом деле можно назвать музыкальной авантюрой, - считает Галина Власёнок, - поскольку все, кто в нем участвует, это, правда, настоящие первопроходцы и авантюристы. Никогда до этого оркестр русских народных инструментов не выступал вместе с певицей кантри и джаз-оркестром. Когда труба, саксофон и т.п. звучат в сопровождении балалаек и домр – это производит очень любопытное впечатление.
Авантюрным этот проект является, начиная с самой идеи и кончая ее воплощением. Трудно поверить, что совместные репетиции российских и американских исполнителей продолжались всего пару дней. До этого они, конечно, послушали записи друг друга: одни послушали американские записи в России, а другие послушали русские записи в Америке, и на этом как бы все закончилось. И лишь перед концертом два дня они видят друг друга в лицо и соединяют, казалось бы, несоединимое. А на самом деле выясняется, что все классно соединяется, и совершенно, казалось бы, разные стили, разные вариации, совершенно разные гармонии, разный язык – и все это образует настолько красивейший симбиоз, что просто можно наслаждаться этим и наслаждаться бесконечно.
Помимо прочего, все это очень интересно выглядит на сцене. Певица кантри Кристи Бауэрли, например, поет дуэтом вместе с нашим Василием Пьяновым – это такой казак с рыжими усами. А поют они знаменитую песню "Мы с тобой два берега у одной реки" Андрея Яковлевича Эшпая, который на премьере концерта находился в зрительном зале.
2. О берегах
"Музыкальный руководитель этого проекта – Николай Панов. К его жизни тоже можно применить фразу, ставшую названием программы, - рассказала Галина Власёнок. - "Мы с тобой два берега, Америка" – это все про него. Потому что он в Москве закончил институт имени Баумана, начинал в оркестре Лундстрема, у него был свой вокально-инструментальный ансамбль. Потом он уехал в Америку, сделал там потрясающую карьеру джазового музыканта, сейчас является там руководителем нескольких музыкальных проектов, работает с самыми крупными звездами джаза и других музыкальных направлений. И идея этого проекта возникла у него, когда он услышал, как похоже звучат некоторые американские и русские мелодии."
"Дело было вечером - зимним, темным, холодным, ненастным, - вспоминает Николай Панов. - Потому что так получается, что я приезжаю в Россию обычно с концертами, а концерты чаще всего происходят осенью или зимой. Поэтому таким вот зимним, темным, холодным вечером сидели мы в филармонии в кабинете Владимира Павловича Андропова, дирижера оркестра имени Н.П.Осипова – с ним, с программным директором филармонии Еленой Палаш и еще несколькими людьми – и говорили о том, о сем, о жизни. А потом вдруг возникла идея: а не сделать ли нам что-нибудь вместе? Я говорю: "А с кем это вместе?" Он отвечает: "Вот, с оркестром. Оркестр у нас очень разнообразный, он играет все. Он исполняет разную музыку, не только русскую народную". Я говорю: "Давайте". И вот с тех пор все закрутилось. Владимир Павлович Андропов – замечательный и разносторонний музыкант, очень гибкий, быстро понимающий идеи и могущий даже расширить их. Потому мы и смогли что-то сделать".
3. Американская народная
Николай Панов искал и приглашал музыкантов, которые представляют американскую часть этой музыкальной программы. "Много можно назвать жанров народной музыки Америки, но среди них, мне показалось, для первого раза, для первой попытки нужно было бы представить чисто американские. Выбор пал на два контрастных жанра: один считается традиционно "белым" – это кантри, второй, наоборот, традиционно афроамериканский, это джаз. Хотя джаз развился уже в какую-то сложную форму, тем не менее, не надо забывать, этот джаз начался с очень простых, уличных выступлений оркестров, которые выступали на парадах, которые представляли то, что сейчас у нас, может быть, ассоциируется с Новым Орлеаном. Я так и назвал эту часть – "Новоорлеанский джаз". И ансамбль, который представляет его, они гордо себя именуют Короли Нового Орлеана. Руководит ими трубач Джоуи Морант, который является очень интересной, колоритной фигурой. Некоторые критики называют его последователем дела Армстронга, потому что он занимается буквально тем же на сцене – поет, играет на трубе, и, самое главное, веселит публику. Потому что в этом была суть раннего джаза – веселить, тормошить, хотя они выступали и на похоронах, но, тем не менее, веселая струя в этой музыке преобладает.
А кантри у нас представляет Кристи Бауэрли. Это певица нового поколения кантри, потому что кантри всегда следует за поколением, которое его слушает, а сейчас поколение все же слушает большей частью рок-музыку, поэтому этот жанр называют кантри-рок".
Музыкантам удалось совершить, казалось бы, невозможное. Их искусство помогает почувствовать, что, несмотря на два океана, разделяющие наши страны, у нас гораздо больше общего, чем можно было бы предположить. Искренность, простая форма и открытая эмоциональность важнее, чем различия в языке, ритмах и гармониях. И в данном случае, лучше один раз это услышать, чем много раз прочитать.
Написать комментарий