Учимся противостоять чужому гневу
Каждому случалось «выпускать пар» со вспышкой гнева или самому попадать под разряд чужого раздражения – стремительная современная жизнь полна сложностей и стрессовых ситуаций. Но, пусть гнев и является естественной для людей защитной реакцией, это не означает, что кто-то имеет право срываться на вас, повышая тон, грубя и хамя, отпуская уничижительные комментарии и тем более – распуская руки. Так как же грамотно противостоять чужому раздражению и гневу?
Почему зарождается и как проявляется гнев
Гнев – очень мощный, практически аффективный вид эмоциональной реакции. Вспышка сильного гнева может быть краткосрочной, но интенсивной и бурной, на время подавляющей все остальные чувства и разумные соображения. Гнев меняет как наше психическое, так и физиологическое состояние – напрягаются мышцы, приливает к лицу кровь, учащается сердцебиение и дыхание. Подобный активный и агрессивный выброс негативной энергии некогда мог позволить нашим древним предкам разрешать конфликты силой. Но в современном цивилизованном мире чувство гнева нередко оказывается не просто бесполезным, а деструктивным, способным разрушить человеку репутацию или отношения, а то и принести проблемы с законом.
Спусковым крючком для гнева может стать множество ситуаций, но все их можно свести к нескольким основным причинам:
– кто-то ранил самолюбие человека, унизил, оскорбил и обидел его;
– кто-то попрал идеалы и ценности человека;
– кто-то нарушил его планы, помешал осуществлению целей;
– кто-то несвоевременно или неуместно предложил общение, внимание или даже заботу, вызвав инстинктивное раздражение.
Сбросив негатив, покричав, сжимая кулаки, а то и потопав ногами, человек довольно быстро успокаивается, вымотанный собственным срывом, а зачастую и стыдящийся его. А вот невольные жертвы буйства могут переживать его последствия куда дольше, обиженные и ответно раздражённые, с напрочь испорченным настроением.
Как же можно защитить себя от чужой злобы и гнева?
Первое и главное, что необходимо помнить: если кто-то избрал вас постоянной мишенью для выхода своего раздражения и гнева – вы не обязаны безропотно это терпеть. И никакие «но мы же семья», «ради детей потерплю», «он обещает измениться», «она просто очень эмоциональная» и «я тоже не подарок» – в таких ситуациях не аргументы. Подобные отношения разрушительны для вашей личности и вашей жизни, а могут стать и попросту опасны, если, воодушевлённый вседозволенностью, агрессор перейдёт к рукоприкладству.
Если близкий человек регулярно срывается на вас, то, в период «затишья», когда вы оба не находитесь под влиянием эмоций, стоит честно и прямо высказать свои чувства и пути решения проблемы. «Мне обидно и больно, когда ты срываешься на мне после тяжёлого дня на работе. Как ты смотришь на то, чтобы найти менее стрессовую работу / пройти курсы управления гневом / выпускать негативные эмоции на тренировках / вместе обратиться за семейной консультацией к специалисту?» – здесь всё зависит от конкретной ситуации.
Кроме того, случаи, когда по отношению к вам проявляют агрессию, особенно неоднократно, нельзя стыдливо замалчивать, ради вашей же безопасности. Вашей подстраховкой могут стать друзья и семья, психологи и правоохранительные органы. Иногда лучший выход из ситуации – просто прекратить всякие отношения с тем, кто постоянно ведёт себя агрессивно.
Если же вы, как большинство людей, лишь время от времени встречаете на жизненном пути кого-то раздражённого и разгневанного, то противостоять вспышкам чужой злости вам могут помочь следующие рекомендации специалистов:
– Если есть вероятность, что именно ваши слова или действия приведут кого-то в негодование – заранее продумайте, что и как будете говорить. Выберите наиболее удачный момент, корректные слова и верный тон.
– Постарайтесь не отвечать на гнев гневом, не перенимать нервное возбуждение разозлённого, говорите спокойно и медленно. Представьте, что человек в ярости охвачен огнём, а ваша задача – не подпитывать этот огонь и не позволить ему перекинуться на вас. Сосредоточьтесь на глубоком, медленном дыхании через нос, успокаивая давление и пульс.
– Избегайте опасных ситуаций. Если есть хоть какая-то вероятность, что вы можете пострадать – не постесняйтесь сослаться на срочные дела и уйти. С разгневанным человеком всё равно невозможно вести конструктивный разговор. Вы сможете обсудить то, что необходимо, когда он успокоится.
– По возможности не связывайтесь с рассерженными людьми – не вслушивайтесь в гневные речи и не пытайтесь их остановить, не вступайте в острые полемичные дискуссии. Если гнев человека не подпитывать, эмоциональный заряд иссякнет быстрее.
– Ещё можно посетовать, что вы не успеваете за мыслью собеседника, и попросить его говорить медленнее. Если человек к вам прислушается и сосредоточится на том, чтобы говорить более медленно и внятно – его гнев начнёт утихать.
– Если просто уйти – не вариант, то отвлечься, внутренне отстраниться, пережидая вспышку чужого гнева, можно, например, припоминая знакомый с детства стишок или планируя меню на ужин. В процессе лучше изображать внимание и понимающе кивать – это может обезоружить скандалиста, настроенного на конфликт. А если собеседник вам дорог, можно проявить эмпатию, искренне высказав что-нибудь вроде: «это в самом деле ужасно» или «тебе, должно быть, очень тяжело». Но слова нужно подбирать очень осторожно, даже извинения в момент эмоциональной вспышки могут лишь подлить масла в огонь.
– Про себя над брызжущим слюной агрессором можно и поиронизировать, представляя его, например, комичным тёмным властелином из старой фантастики. Но вот насмехаться впрямую не стоит, чтобы не эскалировать конфликт. Даже добрая улыбка не всегда может быть уместна, старайтесь просто оставаться нейтральной стороной.
– Можно попробовать отвлечь агрессора, осторожно сменив тему разговора. Например – задать человеку личный или не связанный с конфликтом вопрос, на который он точно знает ответ. Люди очень любят и говорить о себе, и демонстрировать свою осведомлённость.
– Ещё один вариант – предложить перевести выяснение отношений в другую форму, например, заменить телефонный разговор на повышенных тонах обстоятельной перепиской или личной встречей в другой день. Так вы избавитесь от вспышки гнева собеседника, дадите ему время остыть и покажете, что готовы к диалогу.
– Если чей-то гнев и бессильная злость проявляется слезами, как нередко бывает у женщин и детей, не стоит покровительственно говорить: «Успокойся», словно свысока осуждая «капризы». Лучше проявите сочувствие и поддержку: «Поделись со мной, давай всё обсудим».
– Не принимайте всё на свой счёт и не расстраивайтесь слишком сильно. Даже если чей-то эмоциональный взрыв спровоцировали вы, его главная причина может быть гораздо глубже и связана не с вами, а с личными проблемами человека, с накопившимся негативом и стрессом. Позже, когда человек успокоится, вы сможете поговорить с ним об этом, предложить поддержку или деликатно посоветовать обратиться за помощью.
– Если отношения с пережившим вспышку гнева вам важны, и вы готовы простить его – сделайте шаг к примирению. Помните, человек в сильном гневе – это человек в состоянии аффекта. После срыва он, возможно, испытает такой стыд, что просто не будет знать, как же теперь заговорить с вами. В этом случае – начните разговор сами, причём не с обвинений, а с проговаривания собственных чувств. И, если человеку тоже важны отношения с вами, не исключено, что в ответ вы услышите искренние извинения, полные раскаяния. Это поможет вам обоим освободиться от негатива, возобновить конструктивное общение, постепенно восстанавливая доверие и близость.
Написать комментарий