Транспортная реформа в Кировской области: возвращение к крепостным традициям
Совсем недавно стала доступна очень интересная книга. В ней приведены смелые высказывания нашей профессуры начала XIX века: «Народ был прежде правительства, следовательно, народ важнее правительства, и мы должны говорить о народе как важнейшем предмете». Прошло уже почти 200 лет, но народ для наших чиновников так и не стал важнейшим предметом. Почему?
Мне казалось, что объявленный администрацией Кирова переход на новую систему оплаты услуг общественного транспорта с помощью электронных транспортных карт, действующих по принципу предоплаты, переполнит чашу терпения вятчан. Я ошибся. Видимо, корни крепостничества в общественном сознании так глубоки, что еще долго придется нам, по известному выражению А.П.Чехова, «выдавливать из себя раба». Характерно, что подобные «нововведения» обосновываются красивыми словами о государственных интересах, прогрессе и удобстве контроля финансовых потоков.
Не зря еще М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Ужели литература породила эти легионы сорванцов, у которых на языке слово «государство», а в мыслях «пирог с казенной начинкой»» («Звезда», 2005, № 9, с. 206).
Транспортная реформа фактически дает возможность городским операторам брать у населения плату за пользование общественным транспортом в виде предоплаты – очевидно, для того, чтобы «прокрутить» эти немаленькие средства. Проблема такого отношения властных структур к народу, как мне кажется, в том, что у нас нет сформированного общественного мнения: возражать и протестовать некому.
Приведу еще одну замечательную цитату: «Вор всегда бывает хитрее контроля и только общественного мнения ему не перехитрить. Общественное мнение обладает нравственным чутьем и поднимает ужасный трезвон в то самое время, когда вор только что запустил руку в общественный сундук. Где слабо развито общественное мнение, там процветают самые патриархальные порядки, которые незаметно переходят в злоупотребления и беспорядки» (Приклонский С.А. Очерки самоуправления (земского, городского и сельского). СПБ, 1886, с. 289).
Очевидно, что этой реформой попираются конституционные права граждан. Каждый гражданин вправе сам решать, как ему оплачивать проезд: платить в транспорте наличными или покупать проездной билет. Транспортному оператору, конечно, выгодно, когда пассажир покупает проездной – но это не значит, что мнение пассажира не должно учитываться. Нужно как минимум стимулировать человека покупать проездной, делать эту покупку выгодной и удобной.
Во всех цивилизованных странах общественный транспорт субсидируется муниципальными властями. Наши городские власти, видимо, не только не хотят субсидировать общественный транспорт, а еще намереваются получить дополнительные выгоды от принудительной предоплаты проезда.
Мы уже просчитывали: если кировский общественный транспорт нормально субсидировать, организовать транспортную систему города на основе свободной кооперации автотранспортных предприятий, то никакого повышения тарифов не потребуется. Наоборот, может последовать снижение тарифов. Кроме прочего, такой подход позволит уменьшить количество чиновников – так как сегодня их число постоянно растет.
Такое впечатление, что нас, граждан России, до сих пор держат за крепостных. Все вопросы, связанные с конституционными правами граждан, необходимо решать посредством референдума. При этом нужно, как минимум, публиковать в местной прессе полное экономическое обоснование принимаемых мер (в случае с транспортом – повышения тарифов).
«Граждане призваны к наблюдению за деятельностью органов власти. Гражданин становится творцом права и защитником его. Титул гражданина получает он, поскольку имеет право требовать от государства содействия в своих целях. Особенное значение получает этот титул, когда гражданин принимает законное участие в управлении государством для обеспечения этих прав своих». Так писал знаменитый правовед Роберт Моль в своей «Энциклопедии государственных наук», переведенной и изданной в России еще в 1868 году.
Написать комментарий