Немного терпенья - и все пойдет хорошо
В Белых столбах завершился кинофестиваль Госфильмофонда «Белые столбы». Нашему корреспонденту удалось поговорить с Директором Госфильмофонда РФ Бородачевым Николаем Михайловичем. О чем шел разговор и какие моменты развития отечественного кинематографа были затронуты?
- Открытие фестиваля совпало с приездом Владимира Владимировича Путина. Он немного опаздывал, и потому пришлось задержать Открытие нашего фестиваля. Совпадение было с заседанием правительственного совета союза кинематографистов. Путин очень хотел присутствовать, но вынужден был улететь на мероприятие, посвященное 80-летию Ельцина. Программа фестиваля Путину понравилась. Он спросил, что нам нужно, а я ответил, что у нас все хорошо, и Путин удивился, что первый раз при возможности у него не просят денег...
- Правда ли все так уж у вас хорошо, Николай Михайлович? Где же вы берете средства?
- Конечно, нам многое нужно. Но пользоваться моментом, когда Путин прилетел на заседание, и у него другие дела, я считаю, некорректным...
- За 15 лет какие изменения произошли в рамках фестиваля?
- Во-первых, организационные моменты более понятны и стабильны, это облегчает работу по проведению фестиваля. Во - вторых, всегда шлифуется программа, учитываются и анализируются итоги, недостатки прошлых лет, мы фиксируем их и не допускаем в работу следующего года. Это очень помогает. И потому каждый раз все интересней и интересней. Стали приезжать зарубежные гости - в этом году из Великобритании, Америки. Они просили, чтобы мы пригласили их, сами оплатили билеты. Ну а здесь уж мы предоставили наши условия. Этот международный интерес возникает, по словам из интервью наших зарубежных коллег, потому что наш фестиваль дает возможность обучения, новым векторам работы с архивным кино. И это для нас важно. У нас обнаружилось 40 американских фильмов, утраченных, Россия купила их за золото, в очень напряженное для себя время, после революции. Это сокровищница мирового кино, благодаря аппарату президента и библиотеке Ельцина, мы отреставрировали фильмы. Эти фильмы были подарены библиотеке Конгресса США.
- Чем знаменателен этот год? В чем заключаются события 15 фестиваля?
- Программа интересная. События- 65-летие Победы. Мы переехали в новое здание на Таганке, укрепили производственно-техническую базу. Это все влияет на организацию проведения кинофестиваля. Важно не забыть знаменательные события, учесть творческие моменты. Все это в комплексе дает положительный выход.
- Каковы перспективы фестиваля?
- Сложно сказать так сразу, но понятно, будет больше уделяться внимания внутренним темам - событиям, идеологии, воспитанию молодежи, чтобы создать мощную альтернативу телеэкрану. Богатство, которым мы владеем, - фильмы о патриотизме, нравственности - ими мы готовы делиться. После проведения кинофестиваля мы организуем «Эхо фестиваля» в Москве, в нашем кинотеатре «Иллюзион» с возможностью посещения любому зрителю. Билеты будут стоить 50 рублей. В феврале - месяце. Затем эта программа уедет в регионы. Сначала на Северный Кавказ. Программа, ретроспектива- в фестивальном формате, в марте-апреле. Сейчас ставится вопрос перед правительством об открытии представительства в федеральных округах и закрепления за Госфильмофондом одного муниципального кинотеатра, чтобы мы могли в крупных городах устраивать такие показы. Так мы планируем продолжить нашу работу и показывать наше кино.
-Сколько вообще фильмов вмещает в себе сокровищница Госфильмофонда?
- Например, о войне у нас 752 фильма. Всего мы храним около 70 тысяч наименований. А роликов около миллиона. Условная единица хранения - ролики. По времени это лет 10-15 в режиме он-лайн показов.
- То есть, наступило время, когда вы готовы делиться этим богатством со зрителями?
- Да. Это же преступление - скрывать такие фильмы, не показывать их. Мы делаем копии с оригиналов и отдаем их в работу. Ни один фестиваль в нашей стране не обходится без Госфильмофонда. Тематические показы и ретроспективы, которые проходят за рубежом, базируются на Госфильмофонде. Работа идет полным ходом. За рубежом нас знают больше. Их интерес плюс наша отзывчивость - за рубежом обожают наши ретроспективы. По нашей инициативе, за наши средства был показан в Марселе фильм, который не укладывается в формат ТВ и кинотеатра. Он идет 3 часа. Для Европы этот фильм интересный. И мы взяли на себя инициативу. Премьера «Живых и мертвых» прошла «на ура». Первый сеанс -400 человек, а второй - зал 820 мест - полон. После фильма - дискуссии, народ не расходится.
- Может быть, сделать ежегодные ретроспективы за рубежом?
- Мы это планируем. В Европе 2-3 представительства. В Берлине - точно. На Дальнем Востоке, в Америке. Во всех значимых точках. Важно, чтобы через наши фильмы люди знали правду.
- Нужно хранить копии, доводить до ума те, что устаревают...
- Это все за счет гос бюджета. Было тяжело вначале, пока мы не объяснили, что мы храним и для чего. 2002 год - период перелома в нашу пользу. Наконец, поняли, что наши фильмы - не рухлядь, сваленная в коробки. Есть первоисточники -негативы, и позитивные копии - рабочие, со сроком эксплуатации в 500 показов, потом они просто выбрасываются. Мы храним первоисточники вечно, их нельзя трогать. Можем говорить о 100 летнем хранении. Первый фильм «Понизованная вольница» 1878 года мы сохраним, по анализу наших специалистов, еще 100 лет. Кодак дает 500 лет хранения пленки.
- Почему в нашей стране к ретроспективным фильмам интерес меньший, чем за границей?
- Могу задать контр-вопрос: почему люди, разрушающие Советский Союз, - у власти в СМИ? Это открытый вопрос.
- На ваш взгляд, как молодежь отреагирует на ретроспективные показы?
- Предполагаю хороший интерес. Среднее поколение, на мой взгляд, однозначно будет заинтересовано. Старшее - будет очень заинтересовано. После фестиваля в Кабардино- Балкарии, например, мы ездили по аулам, показывали фильма. Залы были полными, по 1000 мест. Национальность и возраст не играют роли...
- Насколько ваши проекты поддерживают СМИ?
- Ну о чем вы говорите? ТВ-каналы подводили итоги 2010 года. Было озвучено все - трагические ошибки, взрывы, достижения. Но никто не вспомнил про 65-летие Победы...
За исключением ТВ «Звезда»...
- Рассматривали ли вы идею выпуска видео-учебников для молодежи?
- Это интересно. И приемлемо. Если работать с Мин образования, почему нет? Можно внедрять в школы. Значимость кино велика. Это старая истина.
- Какое кино вы любите?
- «Тихий Дон» я обожаю, «Унесенные ветром», многими я просто восхищаюсь как произведениями искусства. «Крестный отец», например. Смотрю я кино по долгу службы. Слежу за рецензиями в прессе. Чаще смотрю отечественное современное кино, чтобы была возможность сравнить. Я знаю все тонкости производства. И заранее могу предположить успех или неудачу фильма. В последнее время производство кино стало бизнесом, исключив творчество.
-Ваши прогнозы отечественному кинематографу?
- Создание фонда и поддержка - это важно. Союз кинематографистов играет очень важную роль в отечественном кино, безусловно. Например, в Нальчике было решение создать представительство Госфильмофонда, передать нам кинотеатр для просмотров, провести кинофестиваль, охватить периферию. Мы это сделали, есть результаты.в Осетии, в Чечне, где мы делаем мероприятия. Кино показываем в школах, в тюрьмах. Есть сильный резонанс. Это большой сдвиг...
2-3 года нужно нашему кино , чтобы сдвинуться ..
- За последний год какие из отечественных фильмов вы оцениваете как удачные?
- Фильм Попогребского «Как я провел этим летом», Хотиненко, «Край» Алексея Учителя. «Край»- масштабный фильм, в творчестве, в потенциале кино есть сдвиг, это важно.
- А как насчет детского и юношеского кино?
- Есть очень хороший пример - как работает Грамматиков. В «Орленке» он проводит кинофестивали. Ездит в течение года по периферии и выискивает таланты. Потом в каждом регионе находит фильм, созданный ребенком до 12-15 лет. Я присутствовал на таких показах, - это горячие споры! Целая лаборатория. Он - новатор, делает свое дело. Для России.
Или вот мы выпускаем подарочные наборы мультфильмов, они востребованы, их ищут...
В документальном кино - кризис, нет хороших режиссеров, сценаристов. Последний совет кинематографистов показал, что нет вопросов в кино, которые бы не интересовали. Их нужно поднимать и решать. А людям давать ход реализовывать свой потенциал. И выращивать свою плеяду специалистов. Видеть людей, доверять им. Это временная проблема, на самом деле.
- Кто работает в Госфильмофонде?
- Преданные люди, которые не ставят деньги во главу угла, а берегут наше наследие, независимо от трудностей. Они любят свою профессию, свой труд. У нас практически нет текучки кадров. Готовим новое поколение на смену. Обучаем студентов. Подготовили порядка 60 человек выпускников. А общее количество наших сотрудников 600 человек..
- Пожелания нашим читателям?
- Терпения немного, и все пойдет хорошо...
- Правда ли все так уж у вас хорошо, Николай Михайлович? Где же вы берете средства?
- Конечно, нам многое нужно. Но пользоваться моментом, когда Путин прилетел на заседание, и у него другие дела, я считаю, некорректным...
- За 15 лет какие изменения произошли в рамках фестиваля?
- Во-первых, организационные моменты более понятны и стабильны, это облегчает работу по проведению фестиваля. Во - вторых, всегда шлифуется программа, учитываются и анализируются итоги, недостатки прошлых лет, мы фиксируем их и не допускаем в работу следующего года. Это очень помогает. И потому каждый раз все интересней и интересней. Стали приезжать зарубежные гости - в этом году из Великобритании, Америки. Они просили, чтобы мы пригласили их, сами оплатили билеты. Ну а здесь уж мы предоставили наши условия. Этот международный интерес возникает, по словам из интервью наших зарубежных коллег, потому что наш фестиваль дает возможность обучения, новым векторам работы с архивным кино. И это для нас важно. У нас обнаружилось 40 американских фильмов, утраченных, Россия купила их за золото, в очень напряженное для себя время, после революции. Это сокровищница мирового кино, благодаря аппарату президента и библиотеке Ельцина, мы отреставрировали фильмы. Эти фильмы были подарены библиотеке Конгресса США.
- Чем знаменателен этот год? В чем заключаются события 15 фестиваля?
- Программа интересная. События- 65-летие Победы. Мы переехали в новое здание на Таганке, укрепили производственно-техническую базу. Это все влияет на организацию проведения кинофестиваля. Важно не забыть знаменательные события, учесть творческие моменты. Все это в комплексе дает положительный выход.
- Каковы перспективы фестиваля?
- Сложно сказать так сразу, но понятно, будет больше уделяться внимания внутренним темам - событиям, идеологии, воспитанию молодежи, чтобы создать мощную альтернативу телеэкрану. Богатство, которым мы владеем, - фильмы о патриотизме, нравственности - ими мы готовы делиться. После проведения кинофестиваля мы организуем «Эхо фестиваля» в Москве, в нашем кинотеатре «Иллюзион» с возможностью посещения любому зрителю. Билеты будут стоить 50 рублей. В феврале - месяце. Затем эта программа уедет в регионы. Сначала на Северный Кавказ. Программа, ретроспектива- в фестивальном формате, в марте-апреле. Сейчас ставится вопрос перед правительством об открытии представительства в федеральных округах и закрепления за Госфильмофондом одного муниципального кинотеатра, чтобы мы могли в крупных городах устраивать такие показы. Так мы планируем продолжить нашу работу и показывать наше кино.
-Сколько вообще фильмов вмещает в себе сокровищница Госфильмофонда?
- Например, о войне у нас 752 фильма. Всего мы храним около 70 тысяч наименований. А роликов около миллиона. Условная единица хранения - ролики. По времени это лет 10-15 в режиме он-лайн показов.
- То есть, наступило время, когда вы готовы делиться этим богатством со зрителями?
- Да. Это же преступление - скрывать такие фильмы, не показывать их. Мы делаем копии с оригиналов и отдаем их в работу. Ни один фестиваль в нашей стране не обходится без Госфильмофонда. Тематические показы и ретроспективы, которые проходят за рубежом, базируются на Госфильмофонде. Работа идет полным ходом. За рубежом нас знают больше. Их интерес плюс наша отзывчивость - за рубежом обожают наши ретроспективы. По нашей инициативе, за наши средства был показан в Марселе фильм, который не укладывается в формат ТВ и кинотеатра. Он идет 3 часа. Для Европы этот фильм интересный. И мы взяли на себя инициативу. Премьера «Живых и мертвых» прошла «на ура». Первый сеанс -400 человек, а второй - зал 820 мест - полон. После фильма - дискуссии, народ не расходится.
- Может быть, сделать ежегодные ретроспективы за рубежом?
- Мы это планируем. В Европе 2-3 представительства. В Берлине - точно. На Дальнем Востоке, в Америке. Во всех значимых точках. Важно, чтобы через наши фильмы люди знали правду.
- Нужно хранить копии, доводить до ума те, что устаревают...
- Это все за счет гос бюджета. Было тяжело вначале, пока мы не объяснили, что мы храним и для чего. 2002 год - период перелома в нашу пользу. Наконец, поняли, что наши фильмы - не рухлядь, сваленная в коробки. Есть первоисточники -негативы, и позитивные копии - рабочие, со сроком эксплуатации в 500 показов, потом они просто выбрасываются. Мы храним первоисточники вечно, их нельзя трогать. Можем говорить о 100 летнем хранении. Первый фильм «Понизованная вольница» 1878 года мы сохраним, по анализу наших специалистов, еще 100 лет. Кодак дает 500 лет хранения пленки.
- Почему в нашей стране к ретроспективным фильмам интерес меньший, чем за границей?
- Могу задать контр-вопрос: почему люди, разрушающие Советский Союз, - у власти в СМИ? Это открытый вопрос.
- На ваш взгляд, как молодежь отреагирует на ретроспективные показы?
- Предполагаю хороший интерес. Среднее поколение, на мой взгляд, однозначно будет заинтересовано. Старшее - будет очень заинтересовано. После фестиваля в Кабардино- Балкарии, например, мы ездили по аулам, показывали фильма. Залы были полными, по 1000 мест. Национальность и возраст не играют роли...
- Насколько ваши проекты поддерживают СМИ?
- Ну о чем вы говорите? ТВ-каналы подводили итоги 2010 года. Было озвучено все - трагические ошибки, взрывы, достижения. Но никто не вспомнил про 65-летие Победы...
За исключением ТВ «Звезда»...
- Рассматривали ли вы идею выпуска видео-учебников для молодежи?
- Это интересно. И приемлемо. Если работать с Мин образования, почему нет? Можно внедрять в школы. Значимость кино велика. Это старая истина.
- Какое кино вы любите?
- «Тихий Дон» я обожаю, «Унесенные ветром», многими я просто восхищаюсь как произведениями искусства. «Крестный отец», например. Смотрю я кино по долгу службы. Слежу за рецензиями в прессе. Чаще смотрю отечественное современное кино, чтобы была возможность сравнить. Я знаю все тонкости производства. И заранее могу предположить успех или неудачу фильма. В последнее время производство кино стало бизнесом, исключив творчество.
-Ваши прогнозы отечественному кинематографу?
- Создание фонда и поддержка - это важно. Союз кинематографистов играет очень важную роль в отечественном кино, безусловно. Например, в Нальчике было решение создать представительство Госфильмофонда, передать нам кинотеатр для просмотров, провести кинофестиваль, охватить периферию. Мы это сделали, есть результаты.в Осетии, в Чечне, где мы делаем мероприятия. Кино показываем в школах, в тюрьмах. Есть сильный резонанс. Это большой сдвиг...
2-3 года нужно нашему кино , чтобы сдвинуться ..
- За последний год какие из отечественных фильмов вы оцениваете как удачные?
- Фильм Попогребского «Как я провел этим летом», Хотиненко, «Край» Алексея Учителя. «Край»- масштабный фильм, в творчестве, в потенциале кино есть сдвиг, это важно.
- А как насчет детского и юношеского кино?
- Есть очень хороший пример - как работает Грамматиков. В «Орленке» он проводит кинофестивали. Ездит в течение года по периферии и выискивает таланты. Потом в каждом регионе находит фильм, созданный ребенком до 12-15 лет. Я присутствовал на таких показах, - это горячие споры! Целая лаборатория. Он - новатор, делает свое дело. Для России.
Или вот мы выпускаем подарочные наборы мультфильмов, они востребованы, их ищут...
В документальном кино - кризис, нет хороших режиссеров, сценаристов. Последний совет кинематографистов показал, что нет вопросов в кино, которые бы не интересовали. Их нужно поднимать и решать. А людям давать ход реализовывать свой потенциал. И выращивать свою плеяду специалистов. Видеть людей, доверять им. Это временная проблема, на самом деле.
- Кто работает в Госфильмофонде?
- Преданные люди, которые не ставят деньги во главу угла, а берегут наше наследие, независимо от трудностей. Они любят свою профессию, свой труд. У нас практически нет текучки кадров. Готовим новое поколение на смену. Обучаем студентов. Подготовили порядка 60 человек выпускников. А общее количество наших сотрудников 600 человек..
- Пожелания нашим читателям?
- Терпения немного, и все пойдет хорошо...
Написать комментарий