06 НОЯ, 03:14 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Стратегия модернизации: заимствовать и взаимодействовать

22 Мая 2012 9748 1 Политика
Стратегия модернизации: заимствовать и взаимодействовать

Проблема выбора стратегии модернизации встает все более остро. Как разрешить споры по этому вопросу? Что говорит теория и практика? Чему можно поучиться у стран, успешно преодолевших этап догоняющего развития? Свое мнение по этому вопросу на прошедшем 14 мая 2012 года II Московском Деловом Форуме высказал академик РАН Виктор Полтерович.

1. Чему учит зарубежный опыт?

1. Не надо ждать демократии. Решить задачу догоняющего развития для России жизненно важно, и для этого, прежде всего, необходимо повысить производительность труда. В нашей стране она в среднем примерно в 3 раза ниже, чем в США и в 2-2,5 раза ниже, чем у европейских стран. Такие ситуации бывали и с другими странами – с Японией, с Кореей, с Тайванем, позднее – с Испанией и Португалией. В течение 20-30 лет успешные страны сумели решить эту задачу догоняющего развития. Какая же должна быть стратегия?

Опыт этих стран и теория говорят о том, что не следует ждать, пока наступит полная демократия в стране или совершенно исчезнет коррупция, что в принципе есть возможность стимулировать рост, и если попытки стимулирования роста удаются, то тогда уже гораздо легче получать эффективные институты и совершенствовать демократию.

2.Необходимо взаимодействие бизнеса и власти. Ни рынок сам по себе, ни государство само по себе не могут реализовать успешную стратегию. Необходимо взаимодействие между бизнесом, государством, научным сообществом и гражданским обществом.

3. Проиоритетные отрасли и регионы нельзя задать сверху. Если мы априори выбираем приоритеты, то успех здесь совсем не гарантирован. Сами приоритеты и направления вложений – я имею в виду и отрасли, и регионы – должны выбираться в процессе взаимодействия.

4. Надо уметь заимствовать. Мы не можем рассчитывать на то, что мы сейчас придумаем какие-то необычные технологии и методы хозяйствования, которые позволят нам сделать колоссальный прыжок и за короткое время догнать развитые страны. На самом деле, надо уметь и учиться заимствовать наиболее передовые технологии.

2. Готовы ли мы к такой стратегии?

Возникает вопрос: а готовы ли мы к тому, чтобы двигаться по пути реализации такой стратегии? Надо сказать, что здесь очень многое сделано, и есть понимание уже на правительственном уровне – в частности, в таком документе как "Инновационная Россия 2020", это проект Минэкономразвития – и того, что нам действительно нужно делать ставку на заимствования, и того, что для нас необходимо организовывать взаимодействие между бизнесом и государством.

Вообще в последние лет семь в России фактически идет формирование системы планирования, введены элементы материального планирования, разрабатываются многочисленные стратегические планы, создано Агентство стратегических инициатив, в отдельных регионах в законодательном порядке введено индикативное планирование. Однако вся вместе эта система не работает и никак не взаимодействует с многочисленными институтами развития. У нас создано колоссальное количество технопарков, специальных экономических зон, венчурных компаний – все это достаточно разрозненно. Возникает вопрос: каким образом это организовать для того, чтобы действительно создать условия для быстрого роста.

3. Нужны региональные институты-посредники

Не надо пытаться организовать систему планирования сверху – федеральных институтов. Вместо этого надо создать институты-посредники на региональном уровне, которые обеспечили бы взаимодействие между региональными администрациями, бизнесом, наукой и гражданским обществом. На региональном уровне такими посредниками могут стать региональные агентства экономического развития и бизнес-ассоциации. В мире региональные агентства очень распространены, при этом особенно они развивались в последние 15-20 лет. В одной только Европе таких агентств порядка 150. Имеется сильная система агентств развития в Канаде, в Казахстане, во многих других странах.

В чем идея, почему важны региональные агентства? В отличие от частно-государственного партнерства или технологической платформы, эти агентства не привязаны к конкретному проекту или к выполнению узкой задачи. Их главная функция как раз и состоит в том, чтобы повысить доверие основных агентов друг к другу и на этой основе выявить предпочтение и отбирать наиболее эффективные пути повышения отечественного благосостояния. Это не институты, задачи которых извлекать прибыль. В управлении такими агентствами обычно принимают участие разные общественные страты. Такое агентство не имеет карательных или фискальных функций, не устанавливает запретительных правил, и это способствует формированию доверия к нему.

4. Задачи региональных агентств развития

Агентства регионального развития созданы в очень многих российских регионах, правда, значительная часть их работает на бумаге. Но есть и работающие агентства. На сайте Калужской области, например, перечислены целых 50 инвестиционных проектов, которыми занимается это агентство. Действуют агентства в Тамбовской области, в Калининградской. Но диапазон деятельности этих агентств должен быть расширен – все-таки широкомасштабные проекты должны быть во главе угла, и при этом такое агентство не просто должно воспринимать предложения бизнес-сообщества, а пытаться инициировать вместе с бизнес-сообществом широкомасштабные проекты. Должны быть введены элементы планирования и налажено взаимодействие с инновационной системой.

Таким образом, задача регионального агентства – стать площадкой взаимодействия правительства, ассоциаций бизнеса, финансовых структур, науки и общества для инициации и отбора крупных проектов. Здесь важно организовать открытое обсуждение самих проектов и результатов их мониторинга. Это центр институционального экспериментирования, который осуществляет апробацию и отработку новых идей. Это информационный центр для бизнеса, региональных властей и федерального правительства, консультационный центр и центр обучения для менеджеров, центр регионального прогнозирования и ячейка будущей общероссийской системы индикативного планирования. Это координатор институтов развития в регионе.

5. С чего начать?

Первые шаги по развертыванию регионального агентства развития могли бы состоять в создании ассамблеи региональных ассоциаций бизнеса, потому что агентства должны взаимодействовать именно с бизнес-ассоциациями. Если будет собрана ассамблея, сформирован исполком ассамблеи, экспертные советы с комиссиями по наиболее важным направлениям модернизации, то есть надежда на то, что появятся широкомасштабные проекты, которые могут существенным образом ускорить рост экономики в регионах. И в результате, если это получится, будет сформирована целая сеть региональных агентств развития, которая вместе с федеральным агентством должна стать основой для системы интерактивного планирования.

6. Ассоциации бизнеса

В чем здесь роль ассоциаций бизнеса? Ассоциации бизнеса очень распространены и на Западе, и у нас их сейчас тоже довольно много. Это важный институт: с одной стороны, он представляет интересы бизнеса, а с другой – является элементом системы управления. Задача этой ассоциации – согласование интересов фирм, некоторое уменьшение издержек конкуренции. Кооперация вместо конкуренции – до некоторой степени. Это и разработка нормативов, это и центр информации и обучения для своих членов. На Западе ассоциации бизнеса ведут переговоры с профсоюзами, конечно, лоббируют интересы бизнеса в правительствах и парламентах и осуществляют консультации для правительства, участвуют в разработке планов и экономической политики. И таким образом создается атмосфера доверия во взаимодействиях между фирмами – отчасти конкурентами – и между бизнесом и правительственными органами.

В России есть 4 крупнейших ассоциации бизнеса, но, кроме того, есть несколько сотен отраслевых или региональных объединений. Сделанные недавно исследования выявляют растущую роль ассоциаций бизнеса. У нас они играют ту же роль, что и на Западе, но, кроме того, как показывают опросы, создают у фирм большую уверенность в защищенности от неправового поведения коллег и правительственных органов. Кое-где эти ассоциации включены в систему управления. Например, Минсельхоз законодательно зафиксировал права аграрных союзов на участие в выработке государственной сельскохозяйственной политики. И, по оценке экспертов, такая политика стала одним из факторов успешного развития отрасли. В одном только Краснодарском крае 45 ассоциаций, из них 15 – сельскохозяйственных. Именно ассоциации бизнеса могут стать постоянно действующим каналом связи между региональными агентствами, администрациями и непосредственно фирмами.

7. Интерактивное управление

Что же должны делать региональные ассоциации в такой системе интерактивного управления? Должна быть разработана единая методология расчета эффективности проектов и организованы открытые обсуждения таких проектов, конкурс лучших проектов очень важен. Как раз для модернизационных проектов такое возможно, для инновационных – сделать это труднее. Должно быть организовано сотрудничество фирм. Примеры такого эффективного сотрудничества на Западе уже имеются.

В качестве отечественного примера можно привести наш опыт создания регионального агентства в Краснодарском крае и взаимодействия с ним. Уже примерно семь месяцев в этом регионе работает ипотечная система – "Ипотечные сберегательные счета" – основанная на принципе стройсберкасс. В ней участвуют уже около 3 тысяч человек – люди уже открыли счета в сбербанке вот такого типа. Параллельно с этим разворачивается строительство относительно дешевого жилья. В создании системы относительно дешевого жилья и взаимодействии со схемой стройсберкасс принимает участие и, собственно, ответственно за это Агентство развития Краснодарского края. Найдены способы удешевления жилья – в результате те вкладчики, которые заканчивают накопления (первые такие вкладчики появятся осенью этого года) получат жилье примерно на 20% ниже рыночной цены. Наше взаимодействие показывает, что региональные агентства действительно могут играть важную роль, и подключение ассоциаций бизнеса вполне перспективно, и такой союз – администрация, региональное агентство, ассоциации бизнеса – может послужить важнейшим звеном, которое позволит очень существенно ускорить экономический рост в регионах.

8. Не все решает Москва

Многие задают вопрос: Можно создать бессчетное количество региональных ассоциаций, но когда все решения принимаются в Москве, какова роль этих ассоциаций? По опыту могу утверждать: далеко не все решения принимаются в Москве. Если точнее, то да, когда вы придумываете по-настоящему что-то новое, то какое-то одобрение сверху необходимо, но этого можно добиться. Чтобы сделать внедренческий шаг в случае с ипотечной системой в Краснодарском крае, потребовалось 10 лет. Первая идея была озвучена и написана в 2001 г., дальше была уйма всяких шагов. Потребовалось некое одобрение сверху, но вся инициатива и организация шла снизу, центр не слишком сильно в этом задействован. Очень многие вещи могут быть сделаны все-таки на региональном уровне.

9. Нужны очень масштабные проекты

Большое заблуждение состоит в том, что широкомасштабные проекты могут идти от массы малых отраслевых предприятий – скажем, от предприятий сельскохозяйственных. От небольших предприятий могут идти небольшие проекты. А Россия заинтересована в широкомасштабных проектах. Поэтому нельзя отдавать инициативу только бизнесу и нельзя ее отдавать только государству. Это всегда взаимодействие.

Есть ситуации, когда бизнес не пойдет на проекты. В качестве примера можно привести Лукойл, который пришел в правительство с предложением по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Правительство похвалило: "Молодцы, действуйте", но компания новые заводы строить и не собирается, сведя модернизацию к минимуму.

Здесь правительство допустило большой промах. Следовало бы сказать: "Молодцы, вы разработали проект, давайте подумаем, как еще можно его использовать для ряда других фирм, и давайте создадим модернизационный пул", потому что все нефтеперерабатывающие заводы страдают одним и тем же: низкой глубиной переработки сырья и недостаточно высоким качеством продукции. Можно играть на эффекте масштаба: если объединить и сделать большой проект, то издержки для каждого предприятия будут уже меньше. Если бы это было сделано раньше, то сейчас бы не пришлось заставлять нефтедобывающие компании модернизировать свои предприятия.

Сейчас Ростехнодзор призывает наказывать те предприятия, которые не выполняют план по модернизации. Это полное безумие: план должен быть составлен таким образом, чтобы он был выгоден, и чтобы все стремились его выполнить. Вот пример того, когда ни инициатива снизу, ни инициатива сверху не дают эффекта – необходимо только взаимодействие.



Статьи по теме:

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
26.05.2012 0 0
А. А. Зимин:

«Решить задачу догоняющего развития для России…» Догоняющего кого? Дряхлый паровозик Пиндостана? Вечную монархию Мелкобритании? Недоделанный Das Dritte Reich, у которого то челюсть выпадет, то кардиостимулятор остановится? Ан нет, оказывается, «Такие ситуации бывали и с другими странами — с Японией, с Кореей, с Тайванем, позднее — с Испанией и Португалией. В течение 20-30 лет успешные страны сумели решить эту задачу догоняющего развития». Ну, если очевидный упадок престарелых монархий — образец для подражания, то остаётся только снять шляпу и лыжи перед непомерной премудростью г-на академика! «Сами приоритеты и направления вложений — я имею в виду и отрасли, и регионы — должны выбираться в процессе взаимодействия». Да-да, колебаться вместе с генеральной линией партии и правительства — самый академичный способ действий из всех возможных. «…есть понимание уже на правительственном уровне — в частности, в таком документе как “Инновационная Россия 2020”, это проект Минэкономразвития — и того, что нам действительно нужно делать ставку на заимствования…». Со времён царя Ивана делаем ставки, всё время на чёрное, и всё время продуваемся в дым. Не пора ли что-то менять в консерватории? «…надо создать институты-посредники… В мире региональные агентства очень распространены, при этом особенно они развивались в последние 15-20 лет. В одной только Европе таких агентств порядка 150». Курьеры, курьеры, десять тысяч одних агентств… Г-н академик, не пора ли уже уяснить, что Россия нуждается не в посредниках, а в сотрудниках! «На Западе ассоциации бизнеса ведут переговоры с профсоюзами, конечно, лоббируют интересы бизнеса в правительствах и парламентах и осуществляют консультации для правительства, участвуют в разработке планов и экономической политики. И таким образом создается атмосфера доверия…» В россиянии малиновые пиджаки с золотыми цепями вокруг выи в три обхвата не смогли создать атмосферу доверия, куда уж тщедушным мальчонкам-клеркам на побегушках… Можно подумать, без них «толкачей» мало… «Должна быть разработана единая методология расчета эффективности проектов…» Вспомнила бабка, как девкой была. Была такая методика в СССР времён заката, и что? Ergo, создание очередного образчика комитета по поимке тигра мало способствует делу поимки тигра!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more