Рынок, трансакционные издержки и спекуляции
Как это ни парадоксально, но роль спекулянтов в экономике до сих пор рассмотрена не слишком подробно. Между тем роль этих рыночных посредников поистине огромна. Именно их действиями с соответствующим созданием трансакционных издержек объясняются многие процессы в бывшем СССР. Какова же теория их функционирования?
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рынок – одна из важнейших экономических категорий, выражающая наиболее существенные связи и отношения в экономической системе, которые определяют распределение и обмен. Но, кроме этого, рынок является важнейшим институтом современной экономики, сводом прав, правил, норм, принятых и подразумеваемых соглашений, а также механизмов их реализации.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объяснялось это тем, что появился он еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, осуществляемого в определенном месте и в заданное время. С развитием ремесел и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений [1].
Зачем нужен рынок?
Экономические отношения между субъектами в процессе хозяйственной деятельности происходят в последовательности, определяемой экономическим циклом, как это показано на рис.1.
Рис.1. Фазы экономического цикла.
Первая фаза цикла – производство, включает операции по созданию товара (новой стоимости). Далее происходит распределение произведенной продукции в экономической системе – вторая фаза цикла. На третьей фазе производится обмен товара. И на четвертой – осуществляется потребление произведенной продукции (стоимости товара), что обеспечивает мотивацию для последующего экономического цикла – воспроизводства [2, с.13]. Как видно из приведенной схемы, в системе постоянно присутствуют две экономические среды: планирование и конкуренция, охватывающие определенные фазы цикла. Развитие производительных сил привело к необходимости разделения труда, что вызвало дополнительные (коммуникативные) экономические операции между субъектами хозяйственной деятельности. При этом в экономическом цикле прямая связь между простым производством и потреблением дополнена фазами распределения и обмена на основе взаимодействия спроса и предложения, происходящих в условиях конкуренции.
Рыночная конкуренция. Процесс обмена товаров предусматривает экономические взаимоотношения двух и более сторон, интересы которых, как правило, противоположны. Это порождает соответствующие действия по получению преимуществ обмена, которые принято называть конкурентными. Конкуренция (состязательность) имеет много видов, в зависимости от статуса и числа участников рыночного обмена, однако, важнейшим ее свойством является получение преимуществ одних субъектов экономической деятельности за счет других. В результате, взаимодействие спроса и предложения при рыночном обмене всегда является противоречием.
Субъекты рынка. В качестве субъектов рынка приняты: продавец, покупатель и спекулянт (посредник), который не производит и не потребляет товары, а только покупает и перепродает их. Такое определение субъектов рынка позволяет отделить товаропроизводителя от продавца, а потребителя от покупателя. Необходимость в спекулянте и спекуляциях вызвана объективными причинами:
- несовпадением во времени процессов производства и потребления в системе;
- задачей распределения продукции перед ее обменом, что является нетипичными (избыточными) функциями для производителя и потребителя;
- требованиями концентрации в одном месте, удобном для потребителя, наиболее широкого ассортимента товаров первой необходимости;
- выполнения объективной оценки обмениваемых товаров.
Термин спекулянт имеет свое происхождение от лат. speculatio — выслеживание, высматривание, исследование, умозрение [3], что свойственно при проведении рыночных операций. Именно благодаря спекулянту современный рынок из простого обмена превратился в производственную деятельность. При этом спекулянт на системном уровне осуществляет:
- привязку производителя к определенному месту и времени сбыта своей продукции, расширяя круг потребителей его продукции;
- привязку потребителя к выбранному им производителю;
- формирование цен и рыночной конъюнктуры;
- формирование финансовых потоков экономической системы.
Такое влияние посредничества и спекуляций на экономику ведет к искажению нормальных рыночных отношений (фритредерства) и подчинению их исключительно процессу получения спекулятивной прибыли – коммерциализации рыночного института. В результате современный рынок немыслим без спекулянта, который и является главным действующим лицом в экономической системе, основанной на рыночных отношениях. Мнение о том, что современный рынок создали спекулянты, недалеко от истины.
Трансакционные издержки. Впервые понятие трансакционных издержек ввел Р.Коуз в 30-е годы в своей статье “Природа фирмы” [4]. Оно было использовано для объяснения существования противоположных рынку иерархических структур, таких как фирма. Под трансакционными издержками традиционно понимаются операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок [5].
Следует отметить, что данное понятие трансакционных издержек не точное, оно не включает затраты обращения, на оплату торговых посредников – спекулянтов. Действительно, непонятно, почему ведение переговоров, заключение контрактов, поиск поставщиков и другие издержки относится к трансакционным и учитывается как затраты фирмы, которые ложатся на стоимость товара, а наценки спекулянта на тот же товар в процессе обращения остаются без внимания? Это методологически неверно, так как по определению трансакционные издержки спекуляции – есть не что иное, как средства, передаваемые от одной институциональной единицы к другой за выполнение услуг по осуществлению рыночной деятельности, что тождественно другим сопутствующим трансакционным затратам. Поэтому в данном исследовании предлагается ввести в состав трансакционных издержек услуги спекулянта, оказываемые им при продвижении товара от производителя к потребителю и организации рыночного обмена.
Проблема исследования может быть сформулирована как теоретическое обоснование института рынка в части производителя трансакционных издержек и спекулянта как потребителя трансакционных издержек распределения и обмена товаров и финансов в экономической системе. По результатам обоснования института рынка станет возможным создать новое теоретическое покрытие экономической системы и усовершенствовать национальное счетоводство путем введения в экономическую систему спекулянта как субъекта хозяйственной деятельности и экономических потоков трансакционных издержек, обслуживающих системные спекуляции.
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ГИПОТЕЗЫ
Данная проблема требует теоретического переосмысления роли спекулянта и трансакционных издержек в рыночных условиях. Проведенный обзор теоретических положений и практических результатов функционирования рынка показал, что на системном уровне спекулянт выступает как творец рынка, а это в современной экономике делает его главным экономическим субъектом (хозяином) в системе. Постоянно повторяющиеся кризисы в мировой экономике могут быть объяснены несогласованностью действий и конкуренцией именно спекулянтов в рыночных условиях. Возникает вопрос, что первично в экономической системе – рынок или спекулянт? Дать однозначный ответ на него не представляется возможным, так как рынок и спекулянт друг от друга практически неотделимы. Более того, рационально допустить, что экономическая система в условиях развитого разделения труда для своего функционирования сама формирует спекулянтов и рыночную инфраструктуру. Примером может служить организация биржевой торговли.
Следует отметить, что в современном статистическом учете этот вопрос освещен недостаточно. Система национального счетоводства (СНС) не рассматривает спекулянта как самостоятельный институциональный сектор, трансакционные издержки рыночного обмена не идентифицированы в категориях затраты – выпуск, налоги – трансферты и не учитываются как источник доходов от торговой деятельности.
На основе анализа проблемы исследования, недостатков существующего теоретического покрытия рыночных отношений в экономической системе, несовершенства системы национального счетоводства как стандарта экономических сопоставлений, неопределенности факторов системных взаимодействий институциональных секторов, предлагается научная гипотеза о спекуляциях со следующей формулировкой.
Имеет место свойство экономических субъектов в системе, сгруппированных в институциональные сектора, связанные экономическими потоками, состоящее в том, что для осуществления функций рыночного распределения и обмена в системе экономические субъекты самостоятельно формируют новый, дополнительный институциональный сектор – торговые корпорации (спекуляции), который выполняет указанные функции за счет трансакционных издержек остальных институциональных секторов.
К институциональному сектору торговых корпораций по предлагаемой гипотезе следует отнести: товарные биржи, предприятия оптовой торговли, предприятия розничной торговли, торговые предприятия аутсорсинга, нефинансовые посреднические структуры и др.
Предлагаемая формулировка наиболее релевантно отражает экономические рыночные отношения, конкретизирует роль и значение трансакционных издержек в системе, определяет суть рыночных процессов и функции нового институционального сектора – торговых корпораций, осуществляющего процессы системных спекуляций.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Рассмотрим модель экономической системы, построенную на основе классификаций СНС [6, с.126] (рис.2).
Модель включает: институциональные сектора – нефинансовых корпораций (НФК), финансовых корпораций (ФК), общегосударственного управления (ОГУ), домашних хозяйств (ДХ), некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО), остальной мир (ОМ); потоки – затраты, выпуск, экспорт, импорт; системный распределитель – рынок. Институциональные сектора данной экономической системы соединены между собой через рынок потоками затрат и выпуска, сектор ОМ (внесистемный, внешний) – потоками экспорта и импорта.
Рис.2. Институциональная модель экономической системы.
Согласно существующим теоретическим положениям, зафиксированным в СНС, институциональные сектора производят взаимные распределение и обмен через рынок самостоятельно, без участия сторонних субъектов, на чем основана рыночная экономическая теория. При этом каждая институциональная единица соответствующего сектора осуществляет экономические операции на основе взаимодействия спроса и предложения.
Однако в реальной действительности это не совсем так. Рыночная система самопроизвольно формирует новый институциональный агрегат, обслуживающий распределительные и обменные операции в рыночных условиях – спекулятивный сектор или институциональный сектор торговых корпораций. Указанный сектор выполняет функции продвижения товара от производителя к потребителю, создает трансакционные издержки, является их потребителем, предоставляя взамен рыночные услуги. Можно утверждать, что такой институциональный сектор в рыночной экономике был всегда, но идентификация его и введение в научное обращение осуществлено только в предлагаемой гипотезе.
Следуя избранному подходу в экономической системе и классификации СНС целесообразно институциональный сектор нефинансовых корпораций НФК разделить на два: сектор производственных корпораций ПК и сектор торговых корпораций ТК, как это показано на рис.2. В результате появляется возможность на системном уровне отделить реальное производство продукции, от ее распределения и обмена. Действительно, торговые корпорации не изменяют и не создают новых свойств товара, они лишь обеспечивают его сохранность в течение определенного времени, продвижение к потребителю и обмен.
Введение нового институционального сектора ТК в экономическую систему и организация статистического учета по данному сектору обеспечивает полезную научную новизну по следующим признакам:
- в структуре экономической системы и СНС определен институциональный сектор, обслуживающий рынок – торговые корпорации;
- рыночное распределение и обмен представлены в системе как производственный процесс, реализуемый торговыми корпорациями. При этом выпуском торговых корпораций являются услуги распределения и обмена, а затратами – трансакционные издержки;
- рыночные отношения институциональных единиц формируются преимущественно не свободным спросом и предложением, а трансакционными издержками сектора торговых корпораций. На это указывает американский экономист Дж.Гэлбрейт, рассматривая роль монополий в экономической системе капитализма [7, с.265]. Само понятие монополии претерпевает изменения, это уже не производитель продукции, а, скорее, ее распределитель – спекулянт;
- появилась возможность представить трансакционные издержки торговых корпораций как индикатор рыночной конъюнктуры в экономической системе. Следовательно, можно использовать систему аукционов как механизм регулирования экономики. На этом основана Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 года) Л.Гурвица, Р.Мейерсона и Э.Маскина [8];
- показано, что нерациональное управление трансакционными издержками может ухудшить общее экономическое состояние системы и даже приводить к кризисам. Это положение детально проработано в теории сигналов рыночной системы. Исследование рыночных сигналов выполнено в серии работ по анализу рынков с асимметричной информацией (Нобелевская премия по экономике за 2001 год) Дж.Акерлофа, М.Спенса и Дж.Стиглица [9];
- конкретизированы условия возникновения и поддержания оппортунистического поведения субъектов в рыночных условиях, теоретически обоснованного О.Уильямсоном в его работах [10] (Нобелевская премия по экономике за 2009 год).
Необходимо отметить, что свойство спекулировать на системном уровне присуще практически всем институциональным секторам: в ФК – биржевая и финансовая спекуляция, в ОГУ – коррупция как разновидность спекуляции, в ДХ – значительная часть некорпоративного обмена, в НФК – процедуры лоббирования. Однако в секторах ОГУ, ДХ, НФК указанная деятельность является побочной и не составляет предмет выпуска. Для сектора ФК спекуляции представляют выпуск, который нельзя отождествлять с торговлей, так как финансовые и товарные спекуляции относятся к противоположно направленным экономическим потокам и поэтому не могут быть обобщены. Следовательно, идентификация спекуляций в экономической системе в качестве отдельного институционального сектора торговых корпораций ТК является наиболее целесообразной и релевантной.
Предложенный в гипотезе подход отличается от существующих теоретических представлений об экономической системе тем, что снимает противоречия формирования конъюнктуры рынка и обеспечивает объективное отражение рыночной деятельности как процесса производства и потребления трансакционных издержек.
Рассмотрим более детально экономические потоки с использованием предложенной модели кругооборота. Для этого принимаем соответствующую методологическую базу и систему классификаций.
Как было указано выше, методология системы национальных счетов (СНС) представляет собой международный стандарт учета экономических потоков (операций), связывающих институциональные сектора в экономической системе, является релевантной средой для осуществления моделирования, в том числе рыночного обмена. Построение экономико-математических моделей с использованием категорий СНС позволяет повысить адекватность моделирования и, что самое важное, осуществлять декомпозицию макромодели до любого заданного уровня. Для подтверждения предложенной гипотезы целесообразно рассматривать конкурентные отношения хозяйствующих субъектов, что дает возможность математического описания рыночных взаимодействий. Это еще раз доказывает преимущества моделирования в категориях национального счетоводства.
Модель рыночных взаимодействий в экономической системе представлена на рис.3.
Рис.3. Модель рыночных взаимодействий.
Модель включает:
- рынок;
- институциональный сектор "национальная экономика", в том числе: институциональные единицы – покупатель (потребитель), продавец (производитель) и спекулянт (покупатель-продавец в одном лице, логистика) данной страны – резиденты – индекс Р;
- институциональный сектор "остальной мир", в том числе, покупатель, продавец, спекулянт нерезиденты – индекс Н;
- внешние рыночные экономические потоки, в том числе:
- выпуск продавца (В1);
- выпуск спекулянта (В2);
- импорт (И);
- затраты покупателя (З1);
- затраты спекулянта (З2);
- экспорт (Э);
- внутренние рыночные экономические потоки (трансакции), в том числе:
- затраты спекулянта (Р):Т11; Т12; Т13 (узел "1");
- затраты покупателя (Р):Т21; Т22; Т23 (узел "2");
- экспорт:Т31; Т32; Т33 (узел "3");
- выпуск продавца (Р):Т12; Т22; Т32 (узел "4");
- выпуск спекулянта (Р):Т11; Т21; Т31 (узел "5");
- импорт:Т13; Т23; Т33 (узел "6").
Составим систему уравнений рынка из условия равновесия узлов 1-6, что приводит к общему уравнению экономических потоков рыночного обмена:
Закон сохранения для внешних потоков рыночного обмена описывается уравнением:
Трансакционные издержки в системе (доход спекулянта) определяются из уравнения:
Следует отметить, что количественное описание рассмотренных экономических потоков в рыночной системе может быть выполнено в любой из известных математических схем. Например, функции, связанные с планированием в рыночной системе, целесообразно описывать математикой балансовых соотношений. Для моделирования процессов конкуренции следует использовать математику уравнений Лотки-Вольтерра, а также математику теории катастроф. То есть в настоящее время существует наработанная методологическая база и приемы количественного расчета элементов предложенной модели. Можно утверждать, что в составе предлагаемой гипотезы нами получена расчетная схема формирования трансакционных издержек, по которой целесообразно производить практические расчеты рынка, трансакционных издержек и параметров институционального сектора торговых корпораций, а также всей экономической системы.
На основании рассмотренных схем (рис.2-3), идентифицированных экономических потоков, связывающих институциональные сектора, определяется общая модель функционирования экономической системы, где следует выделить особое место спекулянта. При этом в соответствии с законами сохранения, трансакционная прибыль спекулянта приводит к соответствующим трансакционным убыткам остальных институциональных единиц (секторов).
Влияние спекулянта на экономическую систему в рыночных условиях выражается в следующем.
1) Нарушение естественной конъюнктуры рынка, ограничение состязательности на основе взаимодействия спроса и предложения. Это приводит к "негативному планированию" для получения сверхприбылей ТК в виде отягощающих экономическую систему трансакционных издержек. Например, рассматривая хозяйственное право США можно прийти к выводу о постоянно предпринимаемых безуспешных попытках законодателей и правительства ограничивать, но сохранить спекулянтов. В этом процессе если и есть достижения, то они, как правило, касаются вытеснения американских спекулянтов в мировую глобальную экономику, за пределы США, что сохраняет проблему, но в еще большем масштабе.
2) Изъятие из рыночной системы финансовых средств в виде трансакционных издержек, которые способны разрушить ее функционирование. Анализируя норму прибыли, получаемой в секторе ПК, и торговые наценки и прибыли сектора ТК, нетрудно заметить, что торговля оказывается в разы эффективнее производства. Более того, высокая мобильность торговых операций позволяет переключать деятельность ТК исключительно в избранные категории товаров и услуг, что практически разрывает рыночные процессы и способствует возникновению кризисов. Не спасает даже деятельность государства (кейнсианская рекомендация) по ликвидации провалов рынка.
3) Установление барьеров входа на рынок и получение на этом дополнительных трансакционных издержек. Сектор ТК в целях получения гарантированной прибыли (нормы трансакционных издержек) способен создавать искусственный дефицит товаров и услуг на рынке путем недопущения товаропроизводителей или скупки их продукции по заниженным ценам. При этом происходит неконтролируемое увеличение рыночных цен, что вынуждает государство вмешиваться в ситуацию и производить интервенции товаров на рынок из резерва.
4) Торможение научно-технического прогресса и развития производительных сил общества. Известно, что торговые корпорации способны накапливать значительные объемы продукции для последующей реализации на рынке. При этом появление новых конкурентоспособных товаров может приводить к невозможности реализации устаревшей запасенной продукции. Торговые корпорации стремятся получить максимальную прибыль со своих запасов, не пропуская на рынок новые товары сторонних организаций.
5) Развитие наиболее ликвидных видов деятельности, что не совпадает с задачами социального развития общества. В случае, когда у торговых корпораций отсутствуют запасы на складе и обязательства перед товаропроизводителями, они имеют свободный выбор и обслуживают максимально ликвидную продукцию или виды деятельности. При этом происходит разбалансировка рыночной системы. Дорогих и высоколиквидных товаров становится на рынке много, а простых дешевых не хватает, что ведет к созданию системного дефицита. Как правило, и в этом случае государство и экономика госсектора являются своеобразной "подушкой безопасности", заполняющей рынок товарами казенного производства.
6) Формирование общественной морали праздности и паразитизма в классовой структуре общества. Сверхприбыли сектора ТК порождают в обществе новый, высокодоходный класс, не связанный с производством реальной продукции, который изменяет традиционные устои общества и общественной морали. Т.Веблен [11] называл это праздным классом и праздным потреблением, при котором деформируется система общественных ценностей, растет имущественная сегрегация в обществе и уровень нищеты.
Каковы достижения эффективности функционирования рыночной системы на основе институциональной гипотезы о рынке и трансакционных издержках?
В предложенной гипотезе и общей модели в качестве основного института принят рынок, поэтому и меры по улучшению функционирования экономической системы должны носить институциональный характер. В качестве таких мер можно предложить:
- введение в систему и классификацию СНС нового институционального сектора – торговых корпораций ТК, обеспечение статистического учета экономических операций данного сектора;
- идентификацию на системном уровне и в классификациях СНС потоков трансакционных издержек, составление балансов потоков, определение в рамках рыночного института основных пропорций рыночных трансакций;
- обеспечение фискального регулирования сектора ТК со стороны государства ОГУ, при котором сверхнормативные доходы от рыночных трансакций должны возвращаться в систему в форме налогов санкций, штрафов и т.д.;
- нормирование и регулирование трансакционных издержек сектора ФК, конкретизация роли финансовых спекулянтов в процессах рыночного обмена. Спекуляции производятся не только в секторе НФК, но и в секторе ФК, причем характер трансакционных издержек в них аналогичен. Исследуя мировой экономический кризис 2008 г., необходимо отметить, что в его создании приняли участие не только торговые, но и финансовые спекулянты, причем их экономические операции оказались тесно связанными и представляли собой единое целое. Целесообразно разделять экономические потоки ФК и ТК с целью последующего "точечного" регулирования экономической системы со стороны государства;
- определение симбиотических факторов взаимодействия секторов ТК и ФК. Необходимо отметить функциональную близость и совместимость институциональных секторов ТК и ФК: оба сектора оказывают посреднические услуги, главным действующим лицом в них является спекулянт. Экономические и финансовые операции зачастую носят связанный характер. Отличие составляют только экономические потоки, направленные в противоположные стороны и обслуживаемые спекулянтами. Это вызывает необходимость разработки правил (создания институтов), ограничивающих получение совместных (циклических) трансакционных сверхприбылей, что может быть квалифицировано как системное управление рыночными отношениями.
В результате нами теоретически доказано гипотетическое свойство экономических субъектов в рыночной системе формировать спекулятивные процессы и соответствующие институциональные сектора, а также возможности управления указанным свойством.
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Предложенная гипотеза позволяет объяснить многие негативные следствия и кризисные явления, вызванные нерациональным поведением институционального сектора ТК.
Рассмотрим реформирование хозяйственных систем стран с переходной экономикой (страны бывшего СССР). Во главу угла была поставлена задача внедрения рыночных отношений и создания частной собственности. Для этого было разрешено создание частных предприятий аутсорсинга, работающих с государственными предприятиями. Как правило, эти частные предприятия выполняли спекулятивные функции и со значительными трансакционными издержками осуществляли материально-техническое снабжение основного производства и сбыт готовой продукции. В результате прибыль основного (государственного) предприятия отсутствовала (наблюдались убытки), в то время как у предприятия-аутсорсера она доходила до 400-500%. При этом достигаются две цели: создается новый богатый класс населения (институциональный сектор ДХ), занятый в аутсорсинге; государственное предприятие доводится до состояния банкротства – наиболее желаемого для приватизации объекта богатым классом. В качестве одного из многочисленных примеров можно привести создание Б.Березовским в начале 90-х годов посреднического предприятия "ЛогоВАЗ" при государственном АвтоВАЗе (Россия). Для довершения цикла обращения трансакционных издержек был дополнительно организован ЛогоВАЗ-банк. В результате за счет спекуляций стоимость автомобиля выросла в среднем в два раза, завод стал затовариваться, автомобили складировались повсюду на заводской территории, что даже стало помехой для внутризаводского транспорта, сбыт продукции на некоторое время был приостановлен.
Таким образом, предложенная теоретическая гипотеза находит практическое подтверждение. Выходом из создавшегося положения могли бы быть практические рекомендации о раздельном учете трансакционных издержек по производственным и торговым операциям и государственном контроле над ними по соответствующим институциональным единицам.
В качестве второго примера следует привести толлинговые сделки или производство продукции из давальческого сырья. В этом случае схема наращивания трансакционных издержек и получения спекулятивной прибыли усложняется, так как в действие вступает институциональный сектор «остальной мир» ОМ. Однако суть процесса остается без изменения – перераспределение прибыли от производства к спекуляциям. В качестве примера может послужить работа сырьевых предприятий и предприятий первичной переработки России и Украины (производство алюминия, минеральных удобрений, добыча полезных ископаемых, металлургия и др.).
Гипотеза подтверждается. Решением данной задачи также является ведение раздельного учета по институциональным секторам и регулирование трансакционных издержек, но уже на межгосударственном уровне. Такие рекомендации практически могут быть осуществлены. Например, во время мирового экономического кризиса 2008 г. швейцарские банки под давлением правительства США вынуждены были давать информацию о вкладах американских граждан. То есть задача, в принципе, решаемая.
Следующим примером является возможность аккумулировать значительные суммы трансакционных издержек в финансово-промышленных группах (ФПГ). Именно финансовая составляющая группы – банки – имеют возможность производить спекуляции, которые поглощаются в общем бухгалтерском учете, в результате чего прибыли отдельных участников группы во много раз превосходят среднюю по ФПГ.
В данном случае следует применять более тонкие механизмы регулирования, так как трансакционные издержки ФПГ частично идут на создание системы трансфертного ценообразования внутри группы. Учитывая, что ФПГ являются стратегически важными структурами для любого государства, учет по институциональным секторам следует вести предельно внимательно и осторожно. Вместе с тем принцип, заявленный в гипотезе, и в этом случае находит полное практическое подтверждение.
Особое внимание следует уделить такой операции, как тендерные торги. Несмотря на стремление создать полную прозрачность сделки, все равно имеет место оппортунизм организаторов и участников тендера. Это и недопущение нежелательных конкурентов, и участие фиктивных юридических лиц – "мертвых душ", и пересмотр принятых договоренностей по поводу торгуемой продукции, и прямая коррупция при осуществлении сделок. В общем, мотивы все те же – формирование дополнительных трансакционных издержек в рыночной системе с последующей конвертацией их в доходы частных лиц. При этом указанные изъятия ложатся бременем на всю экономическую систему, что не допускает полноценного экономического роста.
И в данном случае предложенная гипотеза находит практическое подтверждение. Методы регулирования ситуации – все те же, раздельный учет экономических операций и потоков институциональных секторов, в том числе по сектору домашних хозяйств ДХ и недопущение сверхнормативных трансакционных издержек в секторе ТК.
На основании рассмотренных случаев из экономической практики можно сделать вывод о полном подтверждении выдвинутой гипотезы и о необходимости ее использования как в экономической теории, так и в практических приложениях.
- Основы экономической теории: учебник/ Чухно А., Ещенко П., Климко Г. и др.; под ред. Чухно А. – К. – Высшая школа. – 2001. – 606 с.
- Борисов Е. Экономическая теория: учебник. – М. – Юрайт-Издат. – 2005. – 399 с.
- Спекуляция/ Википедия - свободная энциклопедия. – Электронный источник. – Режим доступа. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5%EA%F3%EB%FF%F6%E8%FF
- Коуз Р. Фирма, рынок и право/ перевод с англ. – М. – Новое издательство. – 2007. – 224 с.
- Трансакционные издержки/ Современный экономический словарь. – Электронный источник. – Режим доступа. – http://slovari.yandex.ru/
- Кулагина Г. Макроэкономическая статистика: учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М. – МЭСИ. – 1998. – 212 с.
- Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. - М. - ООО Издательство АСТ. - 2004. - 605 с.
- Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть №1). – Электронный источник. – Режим доступа. - http://institutiones.com/theories/259--2007-1.html.
- Моисеев С. Асимметричная премия Нобеля. – Электронный источник. – Режим доступа. – http://www.forextimes.ru/article/a21008p.htm.
- Уильямсон О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. – СПб. – Лениздат, СЕУ Пресс. – 1996. – 697 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса/ пер. с англ.: общая редакция Мотылева В. – М. – Прогресс. – 1984. – 367 с.
Написать комментарий