Рост тарифов естественных монополий и национальная безопасность
Рост тарифов естественных монополий делает неконкурентоспособными российские предприятия и фактически убивает отечественную экономику. Насколько эффективны предложенные правительством меры по обузданию этого роста? Как сдерживание тарифов повлияет на деятельность самих монополий?
Тарифы, несовместимые с жизнью
Тарифы естественных монополий ежегодно растут на 15-20%. Последнее повышение на 15% произошло совсем недавно – с 1 июля 2013 года. С 2000 по 2012 год цены на электроэнергию в России выросли в 9 раз, на газ – в 8 раз, на ЖКХ – в 15 раз, связь – в 7,5 раз, грузоперевозки стали дороже в 7-8 раз. Сегодня в Нижегородской области, например, тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий в 1,5 раза больше, чем в США. А ведь при российских расстояниях и климате энергопотребности и транспортные расходы предприятий гораздо выше, чем в более щадящих условиях США или Европы.
Произвол монополий привел к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику – об этом прямо завил глава «Русала» Олег Дерипаска в статье «Снижение тарифов, или Новая парадигма развития экономики», опубликованной изданием «Коммерсант Деньги». Обеспокоенность олигарха понятна: производство алюминия – дело весьма энергоемкое, затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла. Это одна из отраслей, для которых рост тарифов наиболее вреден. Но и в остальных отраслях положение ничуть не лучше. Доля затрат на услуги по передаче электроэнергии в конечной цене для промышленных потребителей в России достигает 40%, тогда как в странах ЕС этот показатель не превышает 15-20%. Помимо этого, рост тарифов провоцирует инфляцию. По мнению уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова, в сумме инфляции до двух третей составляет рост тарифов естественных монополий, которые, таким образом, влияют на процентные ставки по кредитам, и без того слишком высокие для бизнеса.
О необходимости ограничить рост тарифов говорят сегодня не только рядовые граждане и предприниматели всех рангов, но представители власти. Так, президент страны обещает на ближайшие 5 лет ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции, а Минэкономразвития предлагает в 2014-2015 годах снизить темпы роста тарифов для промышленных потребителей на газ до 5% с запланированных ранее 15%, а на электроэнергию – до 6% с запланированных ранее 10%.
Почему растут тарифы?
Конечно, самой очевидной причиной роста тарифов является произвол и естественных монополий и отсутствие контроля со стороны государства. Но, на самом деле, рост тарифов был фактически санкционирован самим правительством. В частности, одним из условий вступления России в ВТО являлось повышение тарифов на газ для внутренних потребителей до мирового уровня. Очевидно, что при росте цен на газ автоматически поднимаются и цены на электричество и транспорт. Таким образом, втягивая Россию в ВТО, правительство сознательно уменьшало конкурентоспособность отечественной промышленности. При этом рост тарифов преподносился даже как нечто прогрессивное и способствующее модернизации: чем дороже топливо, тем сильнее стимул к энергосбережению, объясняли экономисты. Однако чтобы внедрить энергосберегающие технологии, нужно вложить достаточно большие инвестиции. У большинства же предприятий на это просто нет средств. Как рассказал в одном из выступлений доктор экономических наук Михаил Делягин, результаты исследования, которое было проведено по заказу правительства еще в 2003 году, однозначно показывали, что повышение тарифов до такого уровня, который заставил бы экономить, просто убьет промышленность, поскольку у предприятий не окажется средств для внедрения энергосберегающих технологий. Но результаты этого исследования были проигнорированы.
Второй причиной роста тарифов является инициированная правительством реформа естественных монополий – крайне неудачная, с точки зрения экономики, и чрезвычайно полезная, с точки зрения отдельных видов бизнеса, отмечает Михаил Делягин. В ходе этой реформы единые технологические комплексы, доставшиеся в наследство от СССР и вполне успешно работавшие, дробятся на множество отдельных сфер, делятся территориально и по видам деятельности, затем все мало-мальски прибыльное приватизируется, а все убытки остаются у государства и, в итоге, вешаются на потребителя. Так, например, когда электроэнергетика представляла собой единый комплекс, то убытки в сфере передачи и распределения (электросети) компенсировались доходами от энергогенерации и сбыта. Сегодня все иначе: прибыли достаются одним, за убытки расплачиваются потребители. Ровно по такой же схеме проводится сегодня реформа РЖД. Теперь на очереди «Газпром». Все это делается под благовидным предлогом борьбы за равноправие и конкуренцию, но подлинные цели реформ – отнюдь не забота о росте экономики и благе потребителей, а обеспечение гарантированных сверхприбылей определенному кругу лиц.
Смертоносные прибыли
Намерение превратить естественные монополии в прибыльные предприятия – затея для экономики крайне вредная, подчеркивает Михаил Делягин. Ведь естественные монополии – это не субъекты рынка, не игроки, которые бегают по полю. Это само поле. Естественные монополии миллионами разных способов, просто по факту своего существования, задают условия рынка. И не только тарифами, но и возможностью доступа к мощностям, степенью жесткости контроля за своими сетями и т.д. Проверено, что каждая денежная единица прибыли естественной монополии дает для экономики в целом 3-6 денежных единиц убытка. Естественные монополии в силу своего инфраструктурного и квазирыночного характера должны быть бесприбыльными. Они не могут стремиться к прибыли от основной деятельности, потому что тем самым они подрывают конъюнктуру для всей экономики в целом. Поэтому превращение их в акционерные общества, которые по природе своей работают ради прибыли, уже контрпродуктивно, заявляет экономист.
Инвестпрограммы и национальная безопасность
Естественные монополии уже успели проблематизировать приостановку роста тарифов. По словам руководителей компаний, искусственное ограничение помешает реализации инвестиционных программ. Тем не менее в 2013-2015 годах РЖД вложит до 250 млрд руб. в реконструкцию железнодорожных путей. Кроме этого, деньги пойдут на закупку новых локомотивов и вагонов. Запланированное обновление подвижного состава, которое предполагает покупку 700 локомотивов ежегодно, позволит поддержать тяжелую промышленность и загрузит ее мощности, в частности речь идет об «Уралвагонзаводе» и «Трансмашхолдинге». Однако, по оценке Минтранса, 492,1 млрд руб. в 2013 году не хватит чтобы уменьшить износ инфраструктуры. В «Газпроме» инвестиции в текущем году и вовсе сократились на 27,7% по сравнению с 2012 годом и составили 705,41 млрд руб. Основные капиталовложения пойдут на строительство в области добычи и транспортировки сырья. В том числе на прокладку «Южного потока».
Рост тарифов позволяет больше вкладывать в развитие госмонополий, но уменьшает маржинальность основных предприятий и частного бизнеса. С падением доходов снижаются и поступления в бюджеты – как региональные, так и федеральный. В первом полугодии 2013-го, по данным ФНС, сборы упали на 0,5% – до 5,433 трлн руб. И это притом что сборы должны соответствовать уровню инфляции. Стремительно сокращается налог на прибыль, а это 30% поступлений в региональные бюджеты, которые будут вынуждены наращивать внешний долг. Поэтому тарифы это палка о двух концах, но начинать нужно с коррупции в госкомпаниях. Известно, например, что «инвестиционный тариф» включает в себя коррупционную ренту, которая составляет треть, а в отдельных случаях – половину всех затрат. В результате колоссальные средства инвестиционных программ не доходят до цели, а оседают на офшорных счетах топ-менеджеров, в фиктивных фирмах и у подрядчиков. Из-за такой «ренты» российские трубопроводы, автомагистрали и железные дороги выходят слишком дорогими и фактически не окупаемыми. Чтобы оправдать их и угнаться за инфляцией, монополии поднимают тарифы.
Нельзя недооценивать и лоббистские усилия глав монополий. Выкладки главы РЖД Владимира Якунина о том, что со снижением погрузки в 2013 году монополия потеряет 49 млрд руб., а к 2015 году на осуществление инвестиций у РЖД закончатся заемные средства убедили президента Владимира Путина. С целью придать импульс железным дорогам было решено потратить 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на строительство новых железнодорожных путей. В ФНБ на сегодняшний день хранится 2,7 трлн руб. на покрытие дефицита Пенсионного фонда и прочие антикризисные меры для сохранения стабильности. Но государство по корпоративному принципу готово поддерживать этими деньгами госмонополии.
В условиях ограниченных финансовых возможностей также продвигается идея привлечения инвестиций из иностранных суверенных фондов. И вот тут уже может возникнуть прямая угроза национальной безопасности. Можно привлекать иностранные фонды для модернизации инфраструктуры в отдельно взятых секторах, в отдельно взятых проектах – но ограничится ли этим правительство, столь ратующее за иностранные инвестиции и стремящееся избавиться от любых финансовых обременений?
Между тем, пускать иностранных инвесторов в централизованную инфраструктуру, которая касается всей страны, просто нельзя. Если они получат возможность даже не контролировать, а всего лишь влиять на ее функционирование, то фактически «смогут держать страну за горло», за вентиль – так же, как Россия держит Украину и Белоруссию – захотел, отключил, он инвестор, собственник и имеет право», – отмечает Михаил Делягин.
Далее читайте:
Голосуя за ВТО, единороссы подписывают приговор России
Написать комментарий
Мы поддержим госмонополии, и мы опять будем повышать тарифы. Всех монополистов нужно посадить на 7-8 тысяч рублей в месяц вот и посмотрим как они запоют.
Нормальная статья. Особенно, если сравнить её со статьёй в opec.ru. Там два деятеля из ВШЭ обсуждают эту же проблему. Они, как Петровы из анекдота: один говорит: "Хорошо", другой: "Нехорошо". И оба ничего не понимают в экономике. Потому что один сравнивает официозный паритиет покупательной способности в России (17 рублей за доллар) и пересчитывает по такому "курсу" цены на бензин, получается дорого; другой сравнивает долю расходов на топливо и жильё для семей в развитых зарубежных странах - и говорит, что в России всё очень дёшево. И это - уровень лучшего экономического (по Балацкому) вуза России. Так ст0ит ли удивляться тому, что Россия за эти 20 лет отстала по душевому ВВП больше, чем отставала царская Россия: царская Россия со всеми своими окраинакми отставала в 3,9 раза в 1913 году, ныне Россия отстаёт более, чем в 4 раза), Кстати, в 1990 году РСФСР отставала по душевому ВВП от США в 1,6 раза. Нет другой страны на свете, которая могда так провалиться всего за 20 лет. И кое-что другое... Если сравнивать количество научных публикаций в США и России, то соотношение 15:1. Если же сравнивать тематические направления, то в России тематика такая же, как была в ней в конце 19 века, США уверенно находятся в 21 веке. Так что российским русофобам типа Рябинина есть чем гордиться - они добились своего. ТО ЛИ ЕЩЁ БУДЕТ!!! Оксанов.
А может быть лучше было бы прекратить А.А.Зимину ослословить. А то он как-то сильно напоминает Оксанова. Митрофанушка и ослослов у нас уже есть.Опоздал.
Да-а-а, у-у-ж... Страшней Газпрома зверя нет. Эт если верить М. Деляжкину -- всероссийскому флюгерку с пёрышком в нужном месте. Разогнать вдребезги Газпром и РЖД по примеру РАО ЕЭС? Опять щастя нету. Может, ищут не там? Может, поправить наконец консерваторию?