Продовольственная безопасность России под вопросом?
Экономические санкции Запада и ответные шаги российского правительства вновь привлекли внимание к проблеме продовольственной безопасности. Что важнее сегодня: развитое собственное производство и независимость от импорта или налаженная логистика и высокая конкуренция импортных поставщиков?
Ставка на импорт
Дискуссии о том, как обеспечить продовольственную безопасность страны, ведутся с начала 1990-х годов. Для решения этой задачи предлагается два разных подхода. Если понимать безопасность как независимость от Запада, быстро и прочно захватившего российский продовольственный рынок, то очевидна необходимость восстановления и развития отечественного сельхозпроизводства, чтобы обеспечить независимость от импорта. Однако это требует значительной поддержки со стороны государства – не только финансовой, но и организационной.
Возможно, поэтому до недавнего времени преобладал противоположный подход, когда главной целью продовольственной политики считалась ценовая доступность продовольствия, что достигалось за счет наращивания импорта. Европейские и американские сельхозпроизводители благодаря хорошо отлаженной системе господдержки с легкостью выигрывали ценовую конкуренцию у российских аграриев. Демпинговые цены фактически убивали отечественных производителей. Под мантры о превосходстве свободного рынка и необходимости отказа от протекционизма Запад осваивал российский рынок, используя, в том числе и механизм связанных и целевых кредитов, которые предоставлялись России на закупку продовольствия, причем нередко – по завышенным ценам. При этом российские либералы в полном согласии с западными экспертами объясняли народонаселению все удобства международного разделения труда: мы продаем нефть и газ и покупаем мясо и молоко.
Итоги фактического самоустранения государства из сферы агробизнеса говорят сами за себя. Согласно данным, которые приводит академик РАСХН И.Г. Ушачев, производство молока в стране в 2008 году по объему было сопоставимо с уровнем 1958 года, мяса в целом – с уровнем 1970 года, яиц – с 1977 годом. Поголовье КРС сократилось до размеров того, которое насчитывалось после коллективизации в 1933-1934 гг. Если в 1990-м году на Россию приходилось около 6% мирового производства мяса, то в 2006 г. – уже менее 2%.
Помимо этого фактически утраченными оказались достижения в области селекции растений и племенного производства скота. И семена, и племенных животных мы сегодня тоже, в основном, импортируем, и в последние полтора десятилетия доля импорта постоянно растет. Если в 2007 году импорт семян превосходил экспорт в ценовом выражении в 21 раз, то в 2011 году – уже в 40 раз, отмечает доктор с.-х. наук, директор ФГБУ «Россельхозцентр» Александр Малько. Сильная зависимость от импорта семян отмечается практически во всех секторах сельского хозяйства, кроме зерновых культур, – заявил в начале 2014 года заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков. Подсолнечник, свекла и другие овощи «более чем на 60% имеют иностранное происхождение».
Что касается импорта продовольствия, то, по данным Института комплексных стратегических исследований, с 2000 года он вырос в 6 раз – до 43 млрд долларов. Для сравнения: в СССР, население которого вдвое превышало нынешнее российское, ежегодные поставки из-за рубежа не превышали 20 млрд долларов. По итогам 2013 года, доля импорта на российском продовольственном рынке составила 40%.
При этом по качеству импортируемое продовольствие довольно часто уступает отечественному, причем европейское производство гарантией качества отнюдь не является. Норвежскую семгу, например, в 2005 году уличили в содержании кадмия и свинца, а в 2013 году – в наличии возбудителей сальмонеллеза, листериоза и даже живых личинок нематоды Anisakis simplex. В знаменитых польских яблоках были обнаружены пестициды, в частности, высокотоксичное вещество диметоат.
Политика в отношении импорта
Первые значительные попытки ограничить импорт продовольствия, не считая квот на сахар-сырец, были предприняты в 2003 году, когда были введены квоты на импорт мяса. В пределах этих квот мясо ввозили по одним тарифным пошлинам, а сверх квот – по другим, более высоким. При этом квоты распределялись по странам с точки зрения не экономической, а политической выгоды, так что импортерам приходилось покупать мясо не там, где дешевле, а там, где предписано. Квоты были приняты в пакете документов, подготовленных в рамках перспективы вступления России в ВТО, и размеры квот должны были задобрить наиболее влиятельных членов ВТО, определяющих решение о вступлении России в эту организацию. На тот период решающая доля импорта мяса, особенно мяса птицы, должна была сохраняться за США – это было зафиксировано в протоколе о намерениях вступления в ВТО. Доля европейских поставщиков также сохранялась, даже после значительного повышения цен в Европе. Однако более дешевое мясо из Бразилии все же нашло дорогу на российский рынок – после визита президента РФ в эту страну и достижения договоренности о покупке наших самолетов. На сегодня Бразилия в структуре импорта мяса в Россию занимает второе место после США.
С 2009 года мясные квоты начали сокращаться, а пошлины на сверхквотный импорт повышаться, однако политическая составляющая «страновой разверстки» продолжает сохраняться. Нынешняя приостановка импорта продовольствия из ряда стран означает, прежде всего, переориентацию России с западноевропейского и североамериканского рынков на рынок БРИКС, поясняет экономист Андрей Паршев.
Произойдет ли переход от импорта к его замещению
Безусловно, диверсификация импорта может способствовать продовольственной безопасности России. Логистика и транспортные расходы при этом вовсе не служат серьезным препятствием. Фактически сегодня речь идет просто об увеличении объемов импорта из ряда стран, которые и так поставляют продовольствие в Россию. Так, например, Чили готова заменить Норвегию на российском рынке, увеличив поставки рыбы. Транспортировать продовольствие морем – в целом достаточно недорого, отмечает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, а маршруты из той же Латинской Америки уже отработаны, поскольку оттуда поставляется сегодня, например, порядка 85% говядины. Что же касается качества, то здесь дело за Роспотребнадзором, который должен проследить за соблюдением всех санитарных норм со стороны импортеров.
Тем не менее, задач продовольственной независимости смена импортеров никоим образом не решает. Во-первых, ограничения затронут товары, которые составляют лишь 19,5% российского импорта продовольствия. Во-вторых, даже для этой группы товаров ищутся альтернативные импортеры. Расширение китайского продовольственного коридора и экспорта китайских овощей и фруктов на российский Дальний Восток отнюдь не способствует возрождению отечественного сельского хозяйства. Этим придется заниматься отдельно. По-прежнему все зависит от того, чье лобби окажется сильнее: производителей или импортеров. В числе тех, кто заинтересован в импорте – большинство ритейлеров и переработчиков, так что борьба будет нелегкой.
Правда, правительство уже заявило о намерении увеличить финансирование сельского хозяйства. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего развитие АПК, основное внимание планируется уделить проектам по выращиванию крупного рогатого скота и индейки, производству молока и тепличному производству. На решение проблем импортозамещения, по оценке вице-премьера, потребуется порядка 5 лет и 40-50 млрд руб. ежегодной господдержки. При этом пока не упоминается о весьма немаловажном человеческом факторе: кто будет осваивать все эти миллиарды? Российские села вымирают ускоренными темпами: за последние пару десятилетий исчезло более 20 тыс. сельских населенных пунктов. В половине же из тех, что еще сохранились, число жителей не превышает 100 человек, отмечает председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова. Проводимая в последние годы политика по закрытию сельских школ, оптимизации больниц и здравпунктов в совокупности с удорожанием транспортных расходов возрождению села отнюдь не способствует.
Написать комментарий
Я дед Борис.согласен с этой тётинькой.Правильно говорит старая. Молодец! Вот её-то речи да правительству в уши. Но её вряд ли кто услышит и уразумеет. Тупости у нас шибко много а дурости ещё больше.вот так и живём. Кто что то вразумительное хочет сказать и не дай бог сделать-боже упаси,не дадут ходу.пресекут на месте. Вот так и живём...
в начале 90-х правительство РФ закупило сухое молоко в Польше, а молокозаводам было просто запрещено покупать молоко у колхозов и совхозов. Даже когда они пытались продавать молоко на рынках, их просто выгоняли- вот вам и вся конкуренция. В результате обогатились те, кто был у кормушки, молоко дешевле не стало даже при низком качестве. И сейчас то же самое действие производят торговые сети, и лобби в правительстве, связанные с западными поставщиками. Попробуйте-ка кто-нибудь из своих производителей продать продукцию в городе - вас просто не пустят на порог. А при Советской власти на всех центральных рынках были специально отведены целые площади где торговали с машин крупные производители и садоводы излишки овощей и фруктов. Сейчас же у нас в Липецке вся площадь перед центральным рынком застроена кибитками, там не то что машине встать, человеку трудно пройти и стоимость аренды соответствующая - так куда бедному крестьянину деться? А садоводов этих бедных гонят ото всюду. Правители наши чужим странам долги по 100 млр.дол. прощают а людям в своей стране ведро огурцов продать просто так, без мзды нельзя. Почему нельзя законом закрепить, что местная власть обязана отвести в городе несколько площадок для торговли местных производителей бесплатно и на постоянной основе, а не эти ярмарки выходного дня, где больше мороки чем торговли. Так что все это бла-бла-бла от г.Медведева. Брежнев не бла-блакал а платил за сданное мясо 3 руля, хотя оно в магазинах было 2 рубля. А у наших властей деньги никогда до производителя не дойдут, потому что они этого и не хотят. В этом вся проблема.