«Престиж»: успех ценою в жизнь
Какова цена успеха? Чем приходится жертвовать, чтобы доказать свое превосходство над соперником? В фильме «Престиж» ставкой становится жизнь. О чем же рассказывает этот новый фильм, снятый по знаменитому роману Кристофера Приста? Какие глубинные тайны скрывает профессия иллюзиониста? Насколько удачна экранизация романа?
1. Престиж: обратная сторона магических трюков. Слово «престиж», давшее название фильму, используется здесь в специфическом значении – как третья, заключительная, часть фокуса, когда перед глазами публики появляется исчезнувший предмет. Между прочим, латинское слово praestigium и означает иллюзию или обман чувств. Лишь самые проницательные зрители способны разглядеть настоящую цену престижа, ведь вместо магии здесь используется в лучшем случае ловкость рук, а в худшем – чужая жизнь.
Главные герои фильма – ариистократ Руперт Энджер и выходец из рабочего класса Альфред Борден – соперничают за право считаться лучшим иллюзионистом. Настоящего мастерства можно достичь, лишь когда этой цели подчинена вся твоя жизнь, считает Борден. Для Энджера магия фокусов поначалу лишь увлечение. Однако все меняется после того, как по вине Бордена при выполнении опасного трюка погибает жена Энджера.
2. Жизнь за успех. Фильм снят по одноименному роману британского писателя Кристофера Приста, вдохновленного судьбой американского иллюзиониста Уильяма Элсворта Робинсона (1861−1918). Первоначально Робинсон выступал под именем «Человека-тайны» (англ. Man of Mystery). Решив составить конкуренцию популярному китайскому иллюзионисту и огнеглотателю Чин-Линг-Фу, он сумел воспроизвести некоторые его трюки (обезглавливание мальчика перед его выходом за кулисы) и потребовал обещанное вознаграждение в 1000 долларов. Когда китаец отказался исполнить обещание, Робинсон принял китайское имя – Чанг-Линг-Су – и стал основным конкурентом Чин-Линг-Фу в области экзотических иллюзий. Он настолько вжился в роль китайца, что никогда не говорил по-английски на сцене и во время интервью с журналистами пользовался услугами переводчика. Он погиб на сцене – из-за несчастного случая во время исполнения трюка с ловлей пули. В фильме эпизод с китайским фокусником и аквариумом посвящен именно Робинсону.
Герои фильма в отличие от Робинсона приносят на алтарь успеха не только свои жизни. Стремление отомстить за смерть жены и уязвить соперника перерастает у Энджера в желание превзойти его любой ценой. Это становится главной целью его жизни и служит внутренним оправданием все более жестоких поступков.
Впрочем, Борден тоже платит за свой триумф страшную цену. Символично, что невольно спровоцированная им трагедия происходит среди клеток с канарейками, жизнь которых очень часто служит иллюзионисту ценой успеха.
3. Мистика, фантастика, психология, зрелищность. Сюжет романа в фильме существенно изменен. Вместо мистической направленности акцент сделан на психологию и квазинаучную фантастику. Свой главный трюк с исчезновением Энджер выполняет с помощью оборудования, которое изготовил по его заказу американский ученый Никола Тесла, чье имя и открытия до сих пор окружает ореол таинственности.
В фильме этого гениального изобретателя сыграл Дэвид Боуи, а его помощника – Энди Сёркис (исполнивший роль Голлума в трилогии «Властелин колец»). Кстати, своим успехом картина во многом обязана и хорошей игре актеров – таких как Скарлетт Йоханссон, Хью Джекмен, Кристиан Бэйл и Майкл Кейн.
Фильм снят в 2006 году режиссером Кристофером Ноланом – тем самым, который в августе 2010-го порадовал зрителей фильмом "Начало" с Ди Каприо в главной роли. Именно Нолану доверил Кристофер Прист экранизацию своего романа. И режиссер оправдал его ожидания. Фильм получился зрелищным и динамичным, чему способствует не только колоритная атмосфера начала XX века, но и построение сюжета. История не рассказывается последовательно, а подается в виде нескольких слоев «флешбэков» (возвращений в прошлое) главных героев. Благодаря этому интрига и загадка сохраняются до последних кадров – как и положено в хорошем фокусе.
Написать комментарий