Газовая проблема Украины: почему Словакия не соглашается на реверсивные поставки?
Украина добивается от властей Словакии начать реверсивные поставки газа по существующей газотранспортной системе, которая снабжает всю Центральную Европу российским газом. Почему власти Словакии стараются притормозить процесс переговоров? Какое давление на них оказывает Брюссель и Вашингтон?
Украина и Словакия еще раз вернутся к обсуждению технических и правовых аспектов реверсных поставок газа, сообщило словацкое информагентство TASR по итогам встречи министров двух стран и представителей Еврокомиссии 15 апреля. Издание Deutsche Welle без дипломатических оговорок написало о провале первого раунда. Но могла ли Украина договориться со Словакией и что в ее газовой карте изменит это соглашение?
Министр экономики Словакии Томаш Малатинский поспешил отметить, что обсуждение вопроса не закончено и в ближайшие дни, если удастся найти согласие по техническим моментам, стороны могут подписать меморандум. Таким образом, Братислава создает неопределенность относительно окончательного решения, одновременно демонстрируя своим западным партнерам процесс как таковой. Глава украинского Минэнерго Юрий Продан, так же участвовавший в переговорах, в начале апреля уже обвинял Словакию в затягивании организации реверса. Однако власти страны настаивают на том, что ни Словакия, ни Евросоюз не должны поступаться своими интересами, помогая Украине, а об остальном можно договариваться.
В день переговоров «Укртрансгаз» поступил символично – послал заявку польскому газотранспортному оператору Gas-System на прокачку газа. Впервые с декабря 2013 года Украина намерена возобновить реверсные поставки из Польши по контракту с немецкой газовой компанией RWE, который был заключен в мае 2012 года между «Нафтогазом» и RWE Supply & Trading. Он предполагает максимальный годовой объем поставок не более 10 млрд кубометров по стоимости около 380 долларов за тыс. кубометров с учетом доставки. Однако Германия в силу ограниченной мощности газопровода может перепродать Украине не более 1,5 млрд кубометров в год. Так, например, в 2013 году объем поставок не превысил 1 млрд кубометров.
Между тем в 2013 году страна потребила 50,4 млрд кубометров, снизив показатель по сравнению с предыдущим годом на 15%. Собственная добыча составила около 20 млрд кубометров, а поставки «Газпрома», с которым у новых украинских властей возник конфликт из-за долгов и отмены скидок, – 28 млрд кубометров. Чтобы компенсировать выпадающий объем в случае «газовой войны» с Россией, Украине нужно хотя бы частично его восполнить реверсивными поставками из Европы и рассчитывать на собственную добычу.
Словакия, как ключевая страна на пути газового транзита в Центральную Европу, может решить эту проблему и поставлять Украине до 10 млрд кубометров газа в год. Тогда в совокупности с польскими и венгерскими реверсами, которые будут осуществлять немецкая RWE и французская Gaz de France, получится около 15 млрд кубометров. По словам украинского министра Продана, тогда в лучшем случае из России достаточно будет импортировать еще 15 млрд кубометров.
Вчерашние переговоры проходили в словацком городе Вельке-Капушаны, расположенном на границе с Украиной. В нем находится одноименная газовая станция, принимающая российский газ, который идет транзитом через Украину. Причем, только дойдя до этого пункта, российское топливо переходит в собственность европейских покупателей, и они могут им свободно распоряжаться. На территории Украины газ в трубе все еще принадлежит «Газпрому». Поэтому европейские страны не могут продавать газ Украине на ее территории, покупая его на российской границе. И именно по этой причине такое значение придается реверсу и попыткам договориться о нем.
Из Словакии, которая так же как Болгария и Венгрия зависит от российских поставок на 80%, газ отправляется в Чехию, Австрию, Италию, Германию и Францию. В 2013 году «Газпром» отправил 86 млрд кубометров транзита в этом направлении. Всего же, по данным ЦДУ ТЭК, экспорт в Европу составил 140 млрд кубометров (по оценке Wood Mackenzie, эта цифра выше – 155 млрд кубометров). При этом порядка 120 млрд кубометров отпускается по цене 416 долларов за тыс. кубометров и схеме «покупай или бери», которая предполагает закрепленный за потребителем объем. Но оптовые цены гораздо ниже и находятся на уровне 330 долларов за тыс. кубометров, а стоимость транспортировки колеблется от 35 до 50 долларов. При любом подсчете получается меньше чем выставленная Москвой цена без скидок по харьковским соглашениям 2010 года и договоренностям от декабря 2013 года – 485 долларов за тыс. кубометров.
Но Братислава внимательно прислушивается к реакции Москвы, считающей реверсивные поставки физически невозможными. Чтобы найти дополнительные источники влияния на политику, достаточно рассмотреть структуру владения газопроводом в Словакии. Кроме государства к нему имеют отношение и предприниматели, связанные с Россией. Главным образом это чешская бизнес-группа PPF, представленная в России банком Home Credit, «PPF Страхование жизни», розничной сетью по продаже электроники и бытовой техники «Эльдорадо», девелоперским бизнесом (PPF Real Estate), а также компанией «Полиметалл» по добыче полезных ископаемых.
В декабре PPF Group продало 4,4% своих акций компании Energetický a průmyslový holding (EPH), профилирующейся на продаже электричества и тепла в Германии и Чехии, а с января 2013 года владеющей 100% акций Slovak Gas Holding (SGH). В свою очередь SGH принадлежит 49% во всех компаниях газовой отрасли Словакии: газотранспортном операторе Eustream, операторах словацких газохранилищ Nafta и Pozgas, а также наиболее крупном поставщике нефти и газа Словацкой газовой компании (SPP). Поэтому политические риски PPF в России могут быть довольно высокими, а это в свою очередь может сказываться на позиции представителей всех перечисленных компаний.
Власти Словакии тоже ведут себя осторожно. Они услышали предупреждение в словах председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, поставившего под вопрос законность «виртуального» реверса, и предложили Украине построить независимую от существующей газотранспортной магистрали перемычку за 20 млн евро. Глава украинского Минэнерго Юрий Продан не принял такое техническое решение, также отказался от варианта получения топлива по газопроводу, который соединяет словацкие Вояны и украинский Ужгород. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо, пытаясь избежать конфликта с «Газпромом», заметил, что его страна хочет помочь Украине, но платить не собирается.
К этому времени Словакия оказалась в ситуации давления со стороны Брюсселя и США. Между Фицо и вице-президентом США Джо Байденом по инициативе последнего состоялся телефонный разговор, а министру иностранных дел Словакии Мирославу Лайчаку пришлось оправдываться на конференции по безопасности в Киеве, что техническая подготовка к реверсу активно проводится, поэтому оснований для обвинений Братиславы в препятствовании ему нет.
При этом словацкий премьер настаивал на том, чтобы Евросоюз или Еврокомиссия гарантировали платежеспособность Украины. Словакия, по его словам, должна получить оплату поставок газа на Украину. Также страна может действовать исключительно в правовом поле, а это предполагает соблюдение договоренности с «Газпромом», которая запрещает реэкспорт. Фицо привлекал к участию в переговорах третью сторону в лице Брюсселя и Москвы, но пока Россия не включена в число официальных переговорщиков, что напоминает ситуацию вокруг подписания соглашения Украины о вступлении в торговую ассоциацию с Евросоюзом.
И, тем не менее, на переговорах 15 апреля было озвучено, что словацкий газотранспортный оператор Eustream согласен оплатить постройку отдельного трубопровода, но при одном условии – Украина обязуется отбирать установленные объемы газа и платить за них. Долг страны перед «Газпромом» в 2,2 млрд долларов с начала 2014 года, безусловно, настораживает Словакию. Платежеспособность Киева беспокоит и президента России Владимира Путина, разославшего 10 апреля основным потребителям российского газа письмо с описанием критической ситуации и вариантов выхода из нее.
Текст обращения получил и премьер-министр Словакии Роберт Фицо. На сегодняшний день его задача наиболее сложная – не нарушить правила контракта с «Газпромом», не подвергнуть сомнению свою лояльность Брюсселю и европейскому энергетическому фронту, а также найти устраивающее Украину решение. Возобновив поставки газа на Украину, RWE в своем официальном пресс-релизе сообщила, что надеется на разрешение технических и политических вопросов касательно запретов на транспортировку газа через словацко-украинскую границу. «В ближайшие несколько недель или месяцев», – подчеркивается в сообщении. Так что у Фицо еще есть время лавировать между непримиримыми игроками.
Написать комментарий
А рассматривался ли вопрос покупки газа у Израиля?
Польша поддерживает Украину a Украина запускает embargo! Польские фермеры платят за поддержку изменений в Украине, но Киев не хочет открыть рынок для польских сельскохозяйственной продукции. Министр Марек Савицкий заявил, что семь лет не решили этот вопрос экспорта говядины. Кроме того начиная с февраля украинцы ввели эмбарго на польской свинины.!