Почему российские компании не спешат сменить западные биржи на московскую?
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, сославшись на перспективу экономических санкций со стороны США и Евросоюза, призвал российские компании поменять адрес регистрации своих ценных бумаг с Лондона и Нью-Йорка на Москву. Почему компании не пойдут на это?
Вероятность санкций Запада остается ключевым инструментом российского правительства для решения многих важных задач, в том числе и финансово-экономических. Например, переориентации приватизационных сделок с западных фондовых рынков на российский, а также перевода ценных бумаг в Россию. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов порекомендовал российским компаниям подумать о безопасности и перерегистрироваться с бирж Нью-Йорка и Лондона на Московской бирже. Торговать на западных площадках официально не запрещается, но, следуя логике заявления Шувалова, так компании будут чувствовать себя более защищенными в случае экономических санкций.
Подумать о целесообразности обращения ценных бумаг на зарубежных рынках от лица правительства Шувалов посоветовал руководству более 70 российских компаний и их советам директоров, из которых 38 представлены исключительно за границей. Возвращение ликвидности на российский рынок должно способствовать развитию международного финансового центра в Москве, давней идеи правительства. В 2012 году на пути к его созданию было принято решение об объединении двух бирж – ММВБ и РТС, а в феврале 2013 года состоялось IPO (первичное публичное размещение акций) Московской биржи на ее же площадке. В результате биржа привлекла 450 млн долларов и доказала, что в России можно проводить крупные сделки с акциями. Председатель правления ОАО «Московская биржа» Андрей Шеметов отмечал удобство для иностранных инвесторов в реализации подобных сделок в России, главным образом делая упор на международных стандартах инфраструктуры. Но также он говорил о большей привлекательности акций, нежели депозитарных расписок, которые сегодня составляют 57% ценных бумаг российских компаний на иностранных биржах.
Расписки выпускаются иностранными банками, в основном американскими, на акции российских компаний, которые, если компания зарегистрирована в России, не покидают депозитарий. От общего объема бумаг локальные акции на зарубежных площадках составляют 43%, уступая распискам. По словам Шеметова, такая схема повышает транзакционные издержки, а сами расписки, как производный инструмент, защищают права их владельцев в меньшей степени, чем непосредственно сами акции. Тем не менее иногда они торгуются по более высокой цене. К примеру, ценные бумаги МТС на иностранных биржах стоят на 17% дороже, а бумаги АФК «Система» – на 8%. «Мечел» и «Магнит» выпускают исключительно депозитарные расписки. При попадании под санкции физического или юридического лица арест будет наложен только на принадлежащие ему расписки. Но финансовый регулятор теоретически может запретить листинг определенной компании. В любом случае неликвидный актив останется в руках у западного инвестора, однако российская компания потеряет львиную долю своей капитализации в результате бросовой распродажи. Однако держателями расписок часто выступают пенсионные фонды, рассчитывающие на длительный срок вложений с минимальным риском. Поэтому при переводе расписок в локальные акции они не смогут вкладываться в последние, так как это запрещено по закону.
Для российских компаний на Лондонской фондовой бирже, где размещается большая часть отечественных эмитентов, это было бы негативным знаком, так как большинство российских IPO проходит в Лондоне. Также на лондонской площадке проводятся крупные сделки по слиянию и поглощению. Именно на ней «Роснефть» за 55 млрд долларов поглотила ТНК-ВР, а структура миллиардера Михаила Фридмана приобрела за 7,1 млрд долларов немецкую нефтедобывающую компанию Dea. С 2009 года 13% привлеченных Лондонской биржей средств были вложены в российские активы, что в денежном выражении равняется примерно 8 млрд долларов.
Всего же, по данным Bloomberg, за два года компании из России заключили за рубежом сделок на 181 млрд долларов. Претендуя на часть этой суммы, Московская биржа прилагает большие усилия, улучшает условия и инфраструктуру, чтобы репатриировать российские компании. В 2013 году, после IPO самой биржи, размещения в Москве провели банк ВТБ, «Фосагро» и группа компаний «ПИК». Особым успехом отметилась АЛРОСА, которая привлекла в октябре прошлого года 1,3 млрд долларов. Также на Московскую биржу вернулись QIWI, Polymetal и разместил свои акции петербургский ритейлер «Лента». Компании получили двойной листинг – в России и на зарубежных площадках.
Но руководство Московской биржи не ставит себе цель формального размещения. В первую очередь важно привлечение инвесторов к российским активам, говорит управляющий директор биржи по развитию первичного рынка и клиентской поддержке Анна Василенко. Глобальная конкуренция биржевых площадок, где размещаются российские активы, довольно высока, поэтому компаниям нужно предложить главное – инвесторов. Двойной листинг – размещение на нескольких площадках одновременно, которое предпочитает большинство российский компаний, происходит из-за того, что в России просто напросто отсутствуют внутренние инвесторы. Спрос на Московской бирже на 50-70% обеспечивают инвесторы из-за рубежа. Поэтому обороты на западных площадках превышают те же показатели в России, а отказ от них приведет к потере 40% инвестиций в ценные бумаги. «Без долгосрочных российских инвестиций в рыночные активы мы никогда не построим развитого и устойчивого финансового рынка и не добьемся справедливой оценки российских компаний», – отмечал ранее Андрей Шеметов.
Более того, Московская биржа собирается еще больше открыться для западных инвесторов: в 2015 году международные расчетные депозитарии Euroclear и Clearstream получат прямой доступ на российский рынок акций, хотя его планировалось предоставить еще в 2014 году, но позднее сроки были сдвинуты. Это позволит сделать акции российских компаний такими же доступными для иностранных инвесторов, как депозитарные расписки. Руководство Московской биржи видит в этом риск, так как часть объема торгов перейдет с площадки биржи к иностранным операторам, но допуск международных расчетно-депозитарных систем на российский рынок должен привлечь новых инвесторов в российские акции, полагает Шеметов. В ситуации низкого доверия к отечественному фондовому рынку и многих ограничений для западных инвесторов это может улучшить его положение.
Наравне с этим биржа работает на повышение финансовой грамотности населения относительно фондового рынка и вносит свои предложения по изменению законодательства таким образом, чтобы налоговые льготы стимулировали физических лиц инвестировать в ценные бумаги, а пенсионные и другие фонды могли бы вкладывать свои средства в рынок акций. Однако на фоне украинского кризиса и ситуации вокруг Крыма в первом квартале 2014 года российский фондовый рынок выглядит слабо. Если в 2013 году индекс РТС упал на 5,5%, то за первые три месяца текущего года падение составило 15%, что вернуло индекс к показателям 2009 года. ММВБ за тот же период снизился на 9%. Вывод ценных бумаг российских компаний с западных рынков не поможет российскому, но приведет к снижению котировок и падению ликвидности бумаг. По данным Bloomberg, на текущий момент цена бумаг десяти крупнейших российских компаний на Лондонской бирже на 46% выше, чем на Московской. Причем, до нарастания геополитических рисков этот разрыв был почти сглажен.
Между тем компании с листингом только на зарубежных площадках после рекомендации Шувалова отказались сворачивать торги на иностранных биржах, но согласились подумать над дополнительным листингом на Московской бирже. В частности, такую возможность рассматривают в материнской компании ТКС Банка TCS Group Holding PLC, X5 Retail Group, а саму идею поддерживают, в том числе, высокотехнологичные Яндекс, Mail.ru и Vimpelcom Ltd. В ВТБ, дочке РЖД «Трансконтейнере» и в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» отметили, что компании уже имеют листинг на Московской бирже и продолжат на ней работать, но об уходе из Лондона и Нью-Йорка речь не идет. Металлургическая компания Evraz Plc не увидела для себя серьезных рисков на иностранных биржах, сообщил президент компании Александр Фролов.
Таким образом, правительство воспользовалось политической ситуацией и сыграло на теме санкций, чтобы указать будущее направление российским компаниям – ценные бумаги должны иметь как минимум двойной листинг. Также возможно, что Шувалов послал сигнал государственным компаниям, готовящимся к приватизации: для увеличения доли Московской биржи в объеме торгов российскими акциями ей как раз необходимы приватизационные размещения. Однако даже при получении таких сделок российским фондовым рынком их успех будет зависеть от уверенности и доверия иностранных инвесторов, а также от их возможностей и готовности торговать в России.
Написать комментарий
Согласен, но есть спорные моменты - это тема отдельной статьи