Почему Путину не нравятся украинские конфеты
В ноябре Украина может подписать соглашение о торговой ассоциации с Евросоюзом. В этом случае Россия будет защищаться от нежелательных европейских товаров ввозными пошлинами. Как украинская политика разрушает планы Владимира Путина по созданию Евразийского союза?
Европейская политика «Восточного партнерства», как ее формулируют в шенгенской зоне, вторглась в традиционное поле влияния Москвы со словами о праве каждого на выбор. На сей раз речь не шла о представителях нетрадиционной ориентации и раздавленном в авторитарных тисках достоинстве человека. Безликие и серые европарламентарии, имена которых забываются сразу после прочтения или выпуска новостей, сами того не заметив, насолили прямо в тарелку президенту Владимиру Путину.
С благими намерениями Европарламент поставил под вопрос вхождение Украины не только в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, но и в Евразийский союз, который призван объединить бывшие советские республики на новых экономических принципах. Но за европейскую часть союза, безусловно, должна отвечать Украина, без нее и 45-ти миллионов потенциальных потребителей в структуре объединения чувствуется азиатский крен.
Безразличные к этому реформистские власти Украины до сих пор исправно выполняют предписание американского политолога Збигнева Бжезинского по максимальному разведению Киева и Москвы в стороны. Правда, предписание относилось к курсу внешней политики США. Но иногда случается, что приоритеты мирового жандарма и, например, Виктора Януковича совпадают.
Пан катастрофа
Еще недавно Владимир Путин разрядил напряжение вокруг Сирии, предотвратив военное вмешательство США в виде ракет. Но на Украине, в ближайшем зарубежье, где все козыри обычно на руках у Кремля, он рискует не продавить отказ властей от торговой ассоциации с Европейским союзом. Документ соглашения пишется и методично согласовывается в Брюсселе. Урочный час подписания должен пробить в ноябре на Вильнюсском саммите, но последствия возможного развода уже вовсю тестируются. Несколько месяцев назад Россия начала большую кампанию по перетягиванию каната у европейских коллег. На украинско-российской границе показательно был ужесточен таможенный контроль, и делалось это с прозрачным намеком – чтобы партнеры заглянули в недалекое будущее, в котором братские узы разорваны.
Нашлось и трезвое объяснение: во избежание беспошлинного ввоза европейских товаров на рынки стран Таможенного союза и для защиты внутренних товаропроизводителей Россия и дальше будет сужать таможенный коридор. Как передает Росстат, с января по июль объем взаимной торговли между странами уменьшился на 19,8%. Темпы товарооборота падают из-за слабой конъюнктуры – Россия второй квартал подряд находится в рецессии, там же, где и украинская экономика, рост которой в 2013 году едва перевалит за 1% ВВП. Но, по словам украинского премьер-министра Николая Азарова, в правительстве отдают себе отчет в том, что 38% экспорта Украины приходится на страны Таможенного союза. И терять примерно 2,3 млрд долларов от снижения экспорта в одну лишь Россию украинские производители естественно не хотят. Хотя находятся и радикально настроенные предприниматели.
Одним из пострадавших от учебных маневров Кремля оказался украинский миллиардер, владелец кондитерской фабрики «Рошен» и по совместительству депутат Петр Порошенко. После искусственных тромбов на российской таможне он записал себя в сторонники евроинтеграции. На юбилейной конференции в Ялте Yalta European Strategy 23 сентября на вопрос советника президента России Сергея Глазьева, видел ли бизнесмен документ соглашения об ассоциации с ЕС, Порошенко лаконично ответил: «Я его написал».
Чтобы не советовал Бжезинский, а про Украину в США действительно почти ничего не знают. В наилучшем из возможных вариантов будущего Украина будет ассоциироваться с шоколадом и сланцевым газом. На той же конференции бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон отметила «прекрасный украинский шоколад» и с позиции большого брата одобрила интеграцию с Евросоюзом. Порошенко еще долго пользовался эмоциональным эффектом похвалы, отбиваясь от устрашающих, но вполне реальных прогнозов «агента Путина» Глазьева.
По словам российского чиновника родом из Запорожья, соглашение с ЕС приведет украинскую экономику к дефолту, на преодоление последствий которого потребуется 25-35 млрд евро. Не выйдет ли из Украины новой Греции или Кипра, как бы подталкивает к очевидной мысли советник президента. Вполне может быть – из-за ухудшения отношений с Россией аналитическое агентство Moody's Investors Service в прошлую пятницу снизило кредитный рейтинг гособлигаций Украины с «мусорного» уровня «В3» до «Саа1», близкого к дефолту.
Финансовые аналитики советуют украинским властям продолжить переговоры с Международным валютным фондом по предоставлению кредита и соглашаться на самые жесткие условия кредитора. На этом фоне Сергей Глазьев анонсировал выдачу Украине со стороны российских коммерческих банков кредита в размере 750 млн долларов. Но противники Кремля тут же обратили внимание на «ручное управление» – коммерческие структуры выполняют распоряжения властей и рефинансируют собственные же дочерние структуры на Украине под видом помощи государству. После такого украинские оппозиционеры сомневаются в отсутствие политической составляющей в Таможенном союзе и говорят об этом прямо.
Сергей Глазьев, которого модератор секции в Ялте назвал «Пан катастрофа», умеет считать и просчитывать, но здравые аргументы в данном случае не действуют. Запрет на ввоз в Россию продукции «Рошен» поднял дух патриотизма на Украине точно так же, как неизменно растут антироссийские настроения при неопределенности с поставками газа – когда верхи не могут договориться с Москвой.
Подчеркивая в который раз свою независимость, Киев подписал контракты с Exxon и Shell на разведку газовых месторождений на своей территории. Но, по словам Глазьева, добывать сланцевый газ в Луганске с агломерацией, в радиусе которой проживают 15 миллионов человек, это как заниматься добычей между Франкфуртом и Кельном. Однако энергетическая независимость от России дороже экологии, которую Украина берет под «суверенную ответственность», хотя последствия добычи могут распространиться на Ростовскую область, Краснодарский край и в целом юг России.
Украина – не Россия
Украинский оппозиционер Арсений Яценюк на том же мероприятии в Ялте заявил: «Мы говорим три "нет" – нет военному блоку с Россией, нет российскому языку как второму государственному и нет Таможенному союзу». Боксер, а ныне оппозиционный политик Виталий Кличко поддержал общее направление на категорическое отмежевание от России и напомнил, что президент Янукович (изрядно лоббирующий соглашение с ЕС и даже встречающийся для этого лично с несогласными депутатами, хотя этим должен заниматься помощник премьер-министра) должен уйти в отставку после судьбоносного подписания.
Заступничество России за самостийную Украину перед Евросоюзом, который умеет считать каждую копейку, полученную от торговли, в Киеве и правда никому не нужно. В торговой ассоциации у страны не будет права вето и голоса, но парламент суверенной страны по указке президента должен в спешном порядке принять 20 законов, в том числе переписать семь статей Конституции. Такова дипломатическая действительность. Российские власти уже согласились уважать любой выбор Украины, хотя народного референдума о торговой ассоциации с ЕС там никто так и не проводил. Однако, как сказал российский премьер-министр Дмитрий Медведев, на двух стульях усидеть не получится.
После субботней поездки в Москву премьер-министра Украины Николая Азарова, в ходе которой он убеждал, что в торговой ассоциации с ЕС нет ничего опасного для России, Медведев на встрече с российскими сенаторами предметно высказался на этот счет. «Не нужно обманывать людей. Нужно честно сказать: "Это наш стратегический выбор". Но тогда не нужно обижаться на последствия, а они будут. Эти все последствия должны быть просчитаны нашими партнерами, а также те проблемы, которые могут наступить для предприятий, расположенных на территории Украины, особенно в восточной ее части. Пусть продают свою продукцию в Европу, надеюсь, ее там ждут», – сказал Медведев.
Таким образом, Россия – в мире, где протекционизм в торговле год от года нарастает, что признают в ВТО, – имеет полное право на симметричный ответ и заградительные меры для европейских товаров, если рост украинской экономики будет держаться на ослаблении российской. «Если их [украинская] экономика окрепнет, это будет плюс, но только если этого достигнут не за счет нашего ослабления», – сказал на форуме Reuters Russia Investment Summit российский вице-премьер Игорь Шувалов. Несправедливость в том, что в Евросоюзе решения Кремля не в пользу условного Брюсселя считываются как однозначно враждебные.
Тем временем на Украине идет борьба. Пока Высший административный суд Украины лишает мандатов несогласных парламентариев от Партии Регионов, опасающихся потерять конкурентоспособность собственного бизнеса перед наплывом европейских товаров, Европарламент принял 12 сентября резолюцию, в которой осудил действия российской стороны, препятствующие суверенному выбору Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Азербайджана и Армении глубже интегрироваться в европейское торговое и политическое пространство.
Пафос резолюции сильно натянут, потому что даже в Грузии премьер-министр Бидзина Иванишвили, в прошлом успешный российский предприниматель, заявил о возможном вступлении в Таможенный союз. «На данном этапе у нас нет четкой позиции. Если мы увидим, что это будет интересно для стратегии нашей страны, почему бы и нет», – сказал он на пресс-конференции. Армения, к слову говоря, уже предпочла ассоциативному соглашению с Евросоюзом вступление в Таможенный союз. Брюссель потерпел фиаско на Кавказе, расстроился и не на шутку забеспокоился, не дрогнет ли рука у Януковича?
При этом всем Евросоюз сколько угодно может распространять информацию о давлении России на соседние страны и принуждение к экономической интеграции. Но пока демократическую риторику о ценностях свободы самоопределения государства сопровождает требование внести изменения в законодательство страны, а соглашение о торговой ассоциации с Евросоюзом противоречит Конституции Украины и грозит ей экономическим крахом в ближайшие полгода, слова европейских политиков ничем не лучше манипуляций с таможенными тарифами и ценами на природный газ. Они более лукавые, елейные и оттого противнее.
В конце концов, аргументы с российской, украинской и европейской стороны настолько разные, что связного разговора получиться просто не может. Российский посланник Сергей Глазьев оперирует цифрами, тогда как его украинские оппоненты экзальтированны идеологическими вещами. «Европейский выбор – это не выбор экономики и колбасы, а цивилизованный выбор», – говорит депутат Рады Ирина Геращенко.
Украинские оппозиционеры отворачиваются от России, но и про ее союзников высказываются нелестно, называя Казахстан, страну-участницу Таможенного союза, «среднеазиатской автократией». Несмотря на это казахская экономика вырастет на 5% ВВП в 2013 году, а уровень жизни 15-миллионного населения страны несопоставим с бедностью и нищетой восточной Украины, которые только усугубятся во время реформы. Арсений Яценюк, говорящий «нет» России, признает это, но, как и всякий политик, обещает все лучшее потом.
Владимиру Путину явно не по вкусу происходящее. Евразийский союз, который станет геополитической реальностью уже 1 января 2015 года, сформировавшись на базе Таможенного союза, по-хорошему должен объединить в себе то, что Путин думает о сути России и Украины – «Мы один народ». Но украинские оппозиционеры, они же националисты, в связи с этим вспоминают один из апокрифов поиска и определения украинской государственности и идентичности 90-х годов – книгу Леонида Кучмы «Украина – не Россия». Может быть, оно и так, но в 2015 году Януковичу предстоят перевыборы и Москва на них не упустит шанса.
Написать комментарий
Украинскому оппозиционеру Арсению Яценюку - замучишься надкусывать яблоки
serj.nickolscky2012. Дальновидность это умение видеть вдаль во времени, а не в расстоянии, то что сегодня перед самым носом.Дальновидность в расстоянии называется дальнозоркость. Относительно ЕС, Ураины и России перед самым носом реализация принципа "разделяй и властвуй"Властвовать над Украиной будет легче без России. А над Россией не повластвуешь. Больно строптива. В Армении это поняли. А Ураина может поддасться уговорам ЕС.Пострадает украинский народ, а не те кто примет за него такое решение.Это тоже перед носом. Результат виден только вдалеке по времени.Я так понимаю сложившуюся ситуацию.
Почему нельзя ввести нормальные пошлины на ввоз товаров из Украины?Ну не хотят они войти в ТС.Обе стороны останутся в проигрыше.Неужели не ясно?Недальновидно.