Почему банки слабо участвуют в модернизации экономики?
Российская банковская система весьма слабо участвует в модернизации экономики. Как мотивировать и стимулировать банковскую поддержку отечественной промышленности? Этот вопрос обсудили участники заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации 7 июня 2011 г. Свои предложения высказали парламентарии, представители государственной власти, науки и деловых кругов.
Нужны инвестиции в основные фонды производства
Модернизация экономики предполагает, прежде всего, модернизацию производственных фондов российских предприятий. Однако никаких условий для этого не создано и роль банковского сектора здесь очень незначительна, отметил Председатель совета директоров Ассоциации региональных банков, Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Главными причинами этого он считает нехватку длинных ресурсов у банков и полное отсутствие государственной политики по вовлечению банковского сектора в модернизацию экономики.
По оценке Кудрина, инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 30% в год. У нас сейчас это 20%, доля банковского сектора в общем объеме инвестиций с учетом издержек не превышает 10% ВВП. Даже по сравнению с развивающимися странами это очень низкий показатель. В ближайшее время необходимо как минимум в полтора раза увеличить объем инвестиций в основной капитал и как минимум в два раза - долю банковского сектора в этих инвестициях. Чтобы это произошло, нужно решить много самых разных задач, которые совершенно не относятся к банковскому делу и которые являются проблемами на макроуровне: состояние самого глобального рынка, политические процессы, инфляционный процесс, риски, налоговый и прочий административный прессинг, который довлеет над всем - ничего из этих проблем не решается, хотя сони бумаг принимаются. Деловой климат снижен до такого уровня, которого еще не было до сих пор. И при всем этом - полное отсутствие стимуляции по вовлечению банковского сектора в этот хозяйственный оборот.
Кого сегодня кредитуют банки?
"За последние месяцы отмечен рост кредитования населения, однако при этом есть ориентация на сдерживание кредитования компаний, - отметил исполнительный вице-президент ассоциация российских банков Анатолий Милюков. - Между тем именно кредитование компаний должно быть активным фактором экономического роста и стимулирования производства. Население же на получаемые кредиты покупает, в основном, импортные товары - таким образом, можно сказать, что наши банки кредитуют иностранного производителя, перекачивая им деньги, выдаваемые в виде кредитов населению. Кредитование всегда чутко следует за производством. Если падает производство, то падают и кредиты. Пока не начнется рост производства, активного роста кредитования не будет".
Нужны четкие цели и четкая политика
Нет никаких целевых показателей модернизации, поэтому и роль банковского сектора в модернизации очень расплывчата, подчеркнул Александр Мурычев. Сегодня в обновлении нуждается не менее 50% производственных фондов. На это потребуется более 30 трлн. рублей. Эти деньги должны идти в т.ч. и из банковского сектора - по определенным каналам и программам, которые должны стимулироваться и мотивироваться. Для начала необходимо четко понять, из каких источников эти деньги должны происходить, как они должны направляться и перераспределяться в целом по экономике. Такого понимания ни у кого нет. Эти сущностные вопросы до сих пор не решаются.
В нынешних условиях должна быть усилена роль государства с точки зрения координации всех вопросов, связанных с инвестициями в основной капитал нашей промышленности. Александр Мурычев назвал три основных уровня, откуда могут поступать эти инвестиции:
Бюджет;
Институты развития;
Российские коммерческие банки, инвестиционные фонды.
Однако, по прогнозам Минэкономразвития, инвестиционные расходы бюджета будут сокращаться. Здесь необходима корректировка бюджета. Если бюджетные программы инвестиций будут сокращаться, то это означает, что нет локомотива. Роль государства при выполнении таких важнейших государственных программ как увеличение объемов инвестиций в основной капитал должна усилиться.
Работа национальных институтов развития в этом направлении практически не ощущается. Исключением является ВЭБ. Остальные институты развития очень слабы - но тем не менее, имеют 720 млрд. руб. капитала, и эти деньги используются недостаточно эффективно. Эти институты фактически не заточены на сотрудничество с коммерческими банками. Они сотрудничают лишь с очень элитной группой крупных государственных банков, с которыми выступают в качестве партнеров при реализации тех или иных программ. Здесь важна задача развития государственно-частного партнерства. Для этого нет еще надлежащей законодательной базы, нормативной базы Здесь очень важна роль государства на сфокусированное действие этих институтов развития. Критерием деятельности институтов и программ развития должен быть один четкий показатель: если та или иная программа приносит добавленную стоимость, значит, она соответствует требованиям сегодняшнего дня. Многие программы, которые утверждаются, не приносят никакой добавленной стоимости, госсредства расходуются в никуда, и никакого развития не происходит. Здесь необходим очень жесткий мониторинг работы институтов развития. Сегодня есть решение о создании новых институтов развития, при этом нет никакого понимания, что же сделали уже существующие институты - в которые вбухали уже 720 млрд. рублей.
Как стимулировать банки на поддержку производства
От имени Ассоциация российских банков исполнительный вице-президент ассоциации Анатолий Милюков отметил три основных условия, стимулирующих кредитование банками отечественных производств.
1. Развитие производства. Каждый банк, кредитуя предприятие, должен видеть перспективы его развития. Необходимы программы развития по разным отраслям.
2. Банковская система должна выработать свою программу по отношению к росту кредитования. Рост кредитов должен существенно опережать темпы роста номинального ВВП.
3. Должна быть консолидация и конкуренция на банковском рынке. Государство взяло линию на искусственное, административное укрупнение банков, на повышение требований к минимальному капиталу. Все это лишает банки уверенности в завтрашнем дне. Между тем, рынок и сам, безо всяких искусственных ограничений капитала, вымывает мелкие банки. Сегодня на рынке нет настоящей деловой конкуренции. Крупные банки с госучастием находятся в более выгодных условиях, поскольку имеют дешевые ресурсы.
Одной из причин слабого участия банков в кредитовании предприятий является нехватка длинных ресурсов. Как пояснил директор управления стратегией Сбербанка Дмитрий Тарасов, у банков есть четыре источника длинных денег:
1)население;
2) государственные деньги. Государство, отказываясь от антикризисных мер, должно сохранить доступ банковской системы к государственным деньгам, к разного рода резервным фондам - пусть они будут размещаться на конкурсной основе, на основе внятных и транспарентных правил, но свежие деньги в экономике должны поступать, и это уже не должно зависеть от притока или оттока валюты.
3)институциональные инвесторы. Надо развивать страховой рынок, государство проявлять в этом отношении силу и волю.
4) иностранные инвестиции - это всегда фактор риска, особенно когда 40% задолженности нефинансовых организаций в России составляет задолженность по трансграничным обязательствам.
Закон о национальной платежной системе
Особое внимание участники заседания уделили Закону о национальной платежной системе, который готовится к принятию. Многие его положения открывают простор для коррупции и бесконтактной торговли наркотиками, отметил председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павел Медведев.
Закон о национальной платежной системе превратился в законное стимулирование незаконных операций. На следующий день после своего введения фактически разрушит действующую платежную систему, - считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. Закон исключает платежных агентов из сферы надзора Центрального банка и тем самым фактически сохраняет систему, которая существует вне какого-либо контрнадзора, кроме надзора федеральных органов исполнительной власти, ответственных за контроль в сфере осуществления платежей. Кроме того, этот закон фактически рекомендует клиентам кредитных организаций после совершения транзакции предъявлять требования банку о возврате суммы совершенных транзакций без каких-либо объяснений - и банк будет обязан без каких-либо условий вернуть клиенту всю сумму совершенной операции.
Закон также создает возможность для нарушения принятого раньше закона об обязательном использовании контрольно-кассовой техники при совершении платежных операций.
Кроме того, он стимулирует банки к невыпуску электронных денег. При это он предоставляет юридическим лицам право больше не пользоваться услугами банков для произведения расчетов, а перевести все свои расчеты в электронную форму.
Банки, вместо того, чтобы заниматься защитой информации платежной системы, теперь будут обязаны обеспечивать защиту информации о средствах и методах обеспечения информационной безопасности - т.е. будут защищать информацию о защите информации. Правительство будет регулировать нормативными актами формы и методы защиты информации кредитными организациями.
Принимать закон в той форме, в которой он сейчас предлагается, категорически нельзя, - подчеркнули участники заседания.
Модернизация экономики предполагает, прежде всего, модернизацию производственных фондов российских предприятий. Однако никаких условий для этого не создано и роль банковского сектора здесь очень незначительна, отметил Председатель совета директоров Ассоциации региональных банков, Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Главными причинами этого он считает нехватку длинных ресурсов у банков и полное отсутствие государственной политики по вовлечению банковского сектора в модернизацию экономики.
По оценке Кудрина, инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 30% в год. У нас сейчас это 20%, доля банковского сектора в общем объеме инвестиций с учетом издержек не превышает 10% ВВП. Даже по сравнению с развивающимися странами это очень низкий показатель. В ближайшее время необходимо как минимум в полтора раза увеличить объем инвестиций в основной капитал и как минимум в два раза - долю банковского сектора в этих инвестициях. Чтобы это произошло, нужно решить много самых разных задач, которые совершенно не относятся к банковскому делу и которые являются проблемами на макроуровне: состояние самого глобального рынка, политические процессы, инфляционный процесс, риски, налоговый и прочий административный прессинг, который довлеет над всем - ничего из этих проблем не решается, хотя сони бумаг принимаются. Деловой климат снижен до такого уровня, которого еще не было до сих пор. И при всем этом - полное отсутствие стимуляции по вовлечению банковского сектора в этот хозяйственный оборот.
Кого сегодня кредитуют банки?
"За последние месяцы отмечен рост кредитования населения, однако при этом есть ориентация на сдерживание кредитования компаний, - отметил исполнительный вице-президент ассоциация российских банков Анатолий Милюков. - Между тем именно кредитование компаний должно быть активным фактором экономического роста и стимулирования производства. Население же на получаемые кредиты покупает, в основном, импортные товары - таким образом, можно сказать, что наши банки кредитуют иностранного производителя, перекачивая им деньги, выдаваемые в виде кредитов населению. Кредитование всегда чутко следует за производством. Если падает производство, то падают и кредиты. Пока не начнется рост производства, активного роста кредитования не будет".
Нужны четкие цели и четкая политика
Нет никаких целевых показателей модернизации, поэтому и роль банковского сектора в модернизации очень расплывчата, подчеркнул Александр Мурычев. Сегодня в обновлении нуждается не менее 50% производственных фондов. На это потребуется более 30 трлн. рублей. Эти деньги должны идти в т.ч. и из банковского сектора - по определенным каналам и программам, которые должны стимулироваться и мотивироваться. Для начала необходимо четко понять, из каких источников эти деньги должны происходить, как они должны направляться и перераспределяться в целом по экономике. Такого понимания ни у кого нет. Эти сущностные вопросы до сих пор не решаются.
В нынешних условиях должна быть усилена роль государства с точки зрения координации всех вопросов, связанных с инвестициями в основной капитал нашей промышленности. Александр Мурычев назвал три основных уровня, откуда могут поступать эти инвестиции:
Бюджет;
Институты развития;
Российские коммерческие банки, инвестиционные фонды.
Однако, по прогнозам Минэкономразвития, инвестиционные расходы бюджета будут сокращаться. Здесь необходима корректировка бюджета. Если бюджетные программы инвестиций будут сокращаться, то это означает, что нет локомотива. Роль государства при выполнении таких важнейших государственных программ как увеличение объемов инвестиций в основной капитал должна усилиться.
Работа национальных институтов развития в этом направлении практически не ощущается. Исключением является ВЭБ. Остальные институты развития очень слабы - но тем не менее, имеют 720 млрд. руб. капитала, и эти деньги используются недостаточно эффективно. Эти институты фактически не заточены на сотрудничество с коммерческими банками. Они сотрудничают лишь с очень элитной группой крупных государственных банков, с которыми выступают в качестве партнеров при реализации тех или иных программ. Здесь важна задача развития государственно-частного партнерства. Для этого нет еще надлежащей законодательной базы, нормативной базы Здесь очень важна роль государства на сфокусированное действие этих институтов развития. Критерием деятельности институтов и программ развития должен быть один четкий показатель: если та или иная программа приносит добавленную стоимость, значит, она соответствует требованиям сегодняшнего дня. Многие программы, которые утверждаются, не приносят никакой добавленной стоимости, госсредства расходуются в никуда, и никакого развития не происходит. Здесь необходим очень жесткий мониторинг работы институтов развития. Сегодня есть решение о создании новых институтов развития, при этом нет никакого понимания, что же сделали уже существующие институты - в которые вбухали уже 720 млрд. рублей.
Как стимулировать банки на поддержку производства
От имени Ассоциация российских банков исполнительный вице-президент ассоциации Анатолий Милюков отметил три основных условия, стимулирующих кредитование банками отечественных производств.
1. Развитие производства. Каждый банк, кредитуя предприятие, должен видеть перспективы его развития. Необходимы программы развития по разным отраслям.
2. Банковская система должна выработать свою программу по отношению к росту кредитования. Рост кредитов должен существенно опережать темпы роста номинального ВВП.
3. Должна быть консолидация и конкуренция на банковском рынке. Государство взяло линию на искусственное, административное укрупнение банков, на повышение требований к минимальному капиталу. Все это лишает банки уверенности в завтрашнем дне. Между тем, рынок и сам, безо всяких искусственных ограничений капитала, вымывает мелкие банки. Сегодня на рынке нет настоящей деловой конкуренции. Крупные банки с госучастием находятся в более выгодных условиях, поскольку имеют дешевые ресурсы.
Одной из причин слабого участия банков в кредитовании предприятий является нехватка длинных ресурсов. Как пояснил директор управления стратегией Сбербанка Дмитрий Тарасов, у банков есть четыре источника длинных денег:
1)население;
2) государственные деньги. Государство, отказываясь от антикризисных мер, должно сохранить доступ банковской системы к государственным деньгам, к разного рода резервным фондам - пусть они будут размещаться на конкурсной основе, на основе внятных и транспарентных правил, но свежие деньги в экономике должны поступать, и это уже не должно зависеть от притока или оттока валюты.
3)институциональные инвесторы. Надо развивать страховой рынок, государство проявлять в этом отношении силу и волю.
4) иностранные инвестиции - это всегда фактор риска, особенно когда 40% задолженности нефинансовых организаций в России составляет задолженность по трансграничным обязательствам.
Закон о национальной платежной системе
Особое внимание участники заседания уделили Закону о национальной платежной системе, который готовится к принятию. Многие его положения открывают простор для коррупции и бесконтактной торговли наркотиками, отметил председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павел Медведев.
Закон о национальной платежной системе превратился в законное стимулирование незаконных операций. На следующий день после своего введения фактически разрушит действующую платежную систему, - считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. Закон исключает платежных агентов из сферы надзора Центрального банка и тем самым фактически сохраняет систему, которая существует вне какого-либо контрнадзора, кроме надзора федеральных органов исполнительной власти, ответственных за контроль в сфере осуществления платежей. Кроме того, этот закон фактически рекомендует клиентам кредитных организаций после совершения транзакции предъявлять требования банку о возврате суммы совершенных транзакций без каких-либо объяснений - и банк будет обязан без каких-либо условий вернуть клиенту всю сумму совершенной операции.
Закон также создает возможность для нарушения принятого раньше закона об обязательном использовании контрольно-кассовой техники при совершении платежных операций.
Кроме того, он стимулирует банки к невыпуску электронных денег. При это он предоставляет юридическим лицам право больше не пользоваться услугами банков для произведения расчетов, а перевести все свои расчеты в электронную форму.
Банки, вместо того, чтобы заниматься защитой информации платежной системы, теперь будут обязаны обеспечивать защиту информации о средствах и методах обеспечения информационной безопасности - т.е. будут защищать информацию о защите информации. Правительство будет регулировать нормативными актами формы и методы защиты информации кредитными организациями.
Принимать закон в той форме, в которой он сейчас предлагается, категорически нельзя, - подчеркнули участники заседания.
Написать комментарий
Моисей водил народ по пустыне сорок лет, так что еще лет двадцать мозгоблудства России обепечено. Проблема не в банках, а в том, что к тому времени не останется людей, умеюих и желающих работать, а основные отрасли промышлености развалятся до полного маразма.
Основная проблема состоит в том, "нужно решить много самых разных задач, которые совершенно не относятся к банковскому делу и которые являются проблемами на макроуровне". Вот здесь бы надо поподробнее. Однако задача Кудрина, по воле правителей, сводится к задаче дебет-кредит при условиях, заданных первыми лицами. Все остальное ширма и обосновывание различных мифов для большинства населения.