24 НОЯ, 16:16 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Перевооружение армии: проблемы и перспективы

22 Марта 2013 9662 1 Наука и технологии
Перевооружение армии: проблемы и перспективы

На перевооружение армии государство планирует выделить около 20 триллионов рублей. К 2020 году количество новой техники в войсках должно превысить 70%. Какие проблемы необходимо решить, чтобы достичь заявленной цели? Об этом шла речь на военно-промышленной конференции, состоявшейся в Москве 20 марта 2013 года.

Программно-целевое планирование

Необходимо вернуться к принципу программно-целевого планирования, который использовался в советское время при разработке и производстве вооружения, считает вице-премьер Дмитрий Рогозин. Долгосрочная программа создания вооружения должна опираться как на прогноз развития вооружений потенциального противника, так и на реальные научно-технические и производственные возможности отечественной промышленности и сопровождаться перечнем необходимых НИР (научно-исследовательских работ) и ОКР (опытно-констукторских работ).

С 1963 по 1990 год в Советском Союзе действовала чёткая система организации взаимодействия между Министерством обороны и промышленностью по концептуальным вопросам создания вооружения. Долгосрочное планирование «выполнялась совместными усилиями – предприятиями промышленности под руководством головных НИИ и институтов Министерства обороны. При этом промышленность в большей мере акцентировала внимание на научно-техническом и промышленном потенциале, тогда как институты Минобороны развивали стратегию и тактику предотвращения угроз со стороны вероятного противника. Информация обеих сторон процесса интегрировалась на верхних этажах государства, где и принималось окончательное решение.

После 1991 года решение концептуальных вопросов прогнозирования, создания вооружения и военной техники было полностью передано военному ведомству - итогом стало распыление средств, дублирование и отсутствие серийного производства. Правильные решения в выборе основных систем оружия могут быть приняты только исходя из стратегических целей в области национальной безопасности, но никак не задач развития отдельного вида Вооружённых сил.

_3939_01

Универсальность и роботизация

У нас огромная страна с протяжёнными границами и при этом очень сложная демографическая ситуация, поэтому необходимо сосредоточиться на создании автоматизированной и роботизированной техники, универсально применимой при всех возможных сценариях, подчеркнул Дмитрий Рогозин. «Речь идёт о беспилотных воздушных, наземных, надводных и подводных комплексах вооружения. Они должны создаваться с опорой на автоматизированные средства разведки и целеуказания – радиолокационные, радиотехнические, оптически активные и пассивные всех диапазонов – и быть увязанными в единые комплексы. Что касается группы предприятий, которые специализируются на создании средств стратегического сдерживания, то им предстоит сосредоточиться на отработке принципиально новых, оригинальных идей, которые в корне изменят наше представление о боевых действиях в глобальной войне. Эти идеи ещё нужно сформулировать и воплотить в металл в виде демонстрационных образцов. Это позволит сформировать научно обоснованный взгляд на формы и методы вооружённой борьбы с более сильным противником».

 

От исследований – к серийному производству

«Надо немедленно восстановить методологию создания образцов вооружения и военной техники, при которой ход разработки конкретного образца можно проследить от проведения фундаментальных исследований через прикладные и опытно-конструкторские работы до серийного производства. Первым этапом на пути решения этой проблемы могла бы стать реализация подготовленной Российской академией наук и научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии программы фундаментальных и поисковых работ в интересах обороны и безопасности. Организационно данную программу мы планируем реализовать в рамках ФЦП ОПК, с тем чтобы её заказчиками от промышленности были генеральные конструкторы, а научные институты обеспечивали бы её реализацию, создавая задел на будущее», - заявил вице-премьер.

 

Кадры решают всё

Главной в ОПК остается кадровая проблема, именно от ее решения зависит реализация всей нашей политики по развитию ОПК, считает Дмитрий Рогозин. По его мнению, уже появились поводы для осторожного оптимизма. Заканчивается работа над проектом программы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров на период 2013–2020 годы. «Её реализация предусматривает софинансирование при подготовке кадров со стороны ведущих организаций оборонно-промышленного комплекса.

На особом контроле Правительства и его ВПК находится вопрос создания системы дополнительного профессионального образования, она позволит нам в течение семи лет осуществить переподготовку и повысить квалификацию около 200 тыс. инженерно-технических работников оборонно-промышленного комплекса.

По итогам 2012 года, в исследовательских и инжиниринговых центрах России уже прошли стажировку по специально отобранным программам 1255 участников, за рубежом – 472 человека. В 2013 году число стажёров планируется удвоить. По итогам реализации всей программы, планируется обеспечить стажировку не менее 4,5 тыс. специалистов в России и не менее 2 тыс. – за рубежом». Перед руководителями оборонно-промышленных предприятий и генеральными конструкторами ставится задача наладить теснейшие связи с техническими вузами, помогать им с учебно-производственной базой, возглавлять и организовывать работу профильных кафедр.

Кроме того, необходимо постоянное повышение уровня жизни работников в оборонном секторе. «Здесь следует отметить тесную взаимосвязь между объёмами гособоронзаказа в организациях ОПК и ростом доходов их работников. В частности, благодаря осуществляемым мерам по росту государственного оборонного заказа и господдержке системообразующих, стратегических организаций ОПК заработная плата работников ОПК за последние три года возросла почти в 1,4 раза. При условии сохранения объёмов закупок вооружения и военной техники к 2015 году в военно-промышленном комплексе прогнозируется повышение заработной платы в 1,5 раза, а к 2018 году – в 2 раза по сравнению с 2011 годом».

«В настоящее время организации оборонно-промышленного комплекса испытывают потребность в специалистах различного профиля. Большинству организаций требуются инженеры различных специальностей, преимущественно инженеры-конструкторы – недобор их 22%, и инженеры-технологи – дефицит их 17%. Также имеется потребность в работниках рабочих профессий, среди которых острая нехватка токарей, слесарей и наладчиков станков. Здесь потребность у нас 40%. Эти кадры нужно готовить в России, но также и искать за рубежом, прежде всего в странах ближнего зарубежья среди наших соотечественников. Ещё раз говорю: мы не будем покупать за рубежом готовую продукцию военного назначения – самую нужную, современную нам всё равно никто не продаст, – но мы готовы покупать технологии и их носителей, светлые головы и золотые руки, организуя их переезд в нашу страну. В решении вопроса импорта мозгов мы готовы предоставлять высококвалифицированным специалистам вид на жительство, право на работу. Нам нужна именно такая полезная трудовая миграция, а не полчища нелегалов».

 

Инженерно-конструкторские центры

Весьма перспективным для ВПК является создание инженерно-конструкторских центров с хорошей обучающей базой и подготовкой молодых специалистов, отметил Дмитрий Рогозин. На сегодняшний день все планы в этом направлении связаны с работой в рамках программ Фонда перспективных исследований. Позиция гендиректора ФПИ Андрея Григорьева именно такая – создание подобного рода центров, которые будут размещаться в основном в потоковых аудиториях крупных технических университетов. Нам крайне важно, чтобы гибкие лаборатории, работающие по каким-то уникальным высокорискованным исследованиям, были основаны на большом количестве людей, проходящих через эти аудитории, с живыми мозгами. Это прежде всего студенчество, молодые учёные, поэтому такие инженерно-конструкторские центры, в том числе временные центры, работающие в течение пяти лет, когда доказывается техническая реализуемость того или иного изделия, гипотетического изделия, с тем чтобы потом уже открыть НИР по нему, потом ОКР – вот это работа Фонда перспективных исследований. Вплотную приступить к организации таких центров планируется с июля 2013 года.

_3835 _3935

Гарантии, субсидии, кредиты

«Правительством оперативно реализуются меры государственной поддержки тех организаций оборонки, которые осуществляют инвестиционные проекты. Федеральным бюджетом предусмотрены госгарантии в 2013 году на реализацию проекта ФЦП ОПК с использованием кредитов на сумму 31,5 млрд рублей и субсидий в размере 441,6 млн рублей. Дополнительно в соответствии с решением Правительства Российской Федерации организациям ОПК предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции».

«На реализацию государственной программы вооружения до 2020 года выделено не только 20 трлн рублей на госзаказ, но и более 3 трлн рублей на перевооружение предприятий ОПК, - напомнил министр по взаимодействию с открытым правительством Михаил Абызов. - Председатель Правительства и вице-премьер поставили перед нами очень амбициозную задачу: к 3 трлн рублей на модернизацию ОПК, которые выделяет государство, привлечь ещё 3 трлн рублей негосударственных инвестиций, состоящих из прямых инвестиций частного сектора и из инвестиций за счёт заёмного капитала. Это крайне амбициозная задача с учётом того, что инвестиции необходимо реализовать до истечения самой программы ГПВ, которая предусмотрена до 2020 года. Таким образом, их освоение предполагается – и очевидно необходимо – в срок максимум в 2017 году. Тогда можно будет рассчитывать, что на этих лёгких, современно оснащённых производствах мы и произведём бо́льшую часть государственного оборонного заказа. То есть времени у нас осталось слишком мало, и в этом отношении стоит говорить, скорее, не о доступности капитала, а о его сегодня если не полной, то масштабной недоступности для переоснащения предприятий ОПК. Связано это и с не короткими сроками предоставления средств банковского кредитования, и с высокой ставкой такового».

 

Военно-промышленная комиссия

Сроки поджимают, и необходимо параллельно решать сразу несколько вопросов, подчеркнул вице-премьер. «Заканчиваются научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, начинают работать стабильно, в больших объёмах, предприятия. И это тоже проблема, потому что раньше все были голодные и не было никаких государственных заказов, а теперь заказов очень много, а промышленность к ним в основном не готова ни по техническим своим возможностям, ни по человеческому потенциалу.

В рамках Военно-промышленной комиссии действует сразу несколько советов:

научно-технический совет – это, своего рода, научно-технический фильтр;

совет по государственно-частному партнёрству;

общественный совет;

целая серия советов по оснащению родов и видов Вооружённых сил (совет по кораблестроению, совет по авиастроению, совет по техническому обеспечению сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты, спецназа и так далее, совет по автоматизированным системам управления, связи и разведке, по космосу).

В состав каждого совета входит примерно 40–50 человек: это ведущие конструкторы, работающие в этой отрасли, ведущие предприятия (они входят туда через директоров), государственные заказчики, то есть от Министерства обороны, ФСБ, МВД и так далее - то есть будущие покупатели - 

и эксперты. Работу каждого совета возглавляет штатный сотрудник Военно-промышленной комиссии. Таким образом, восстанавливается профессиональный диалог по конкретным направлениям работы.

 

Государственно-частное партнёрство

«В интересах создания производства нового поколения вооружения и военной техники мы будем разжигать конкуренцию в конструкторской мысли и технологическом исполнении заказа, активно завлекая в реализацию гособоронзаказа частный национальный капитал, - заявил вице-премьер. - Необходимо вовлекать частный бизнес в оборонную сферу через предоставление необходимой информации, через создание правил игры, которые могут устроить частника. Эти четкие и долгосрочные правила должно установить Правительство РФ. Частный бизнес готов рисковать своими деньгами на первом этапе – этапе изготовления демонстрационного образца, – «но он должен понимать, что если он выполнил техническое задание Министерства обороны, что если его образец устраивает Министерство обороны, то он потом компенсирует свои издержки за счёт того, что получит деньги через серийное производство». «Сегодня мы уже имеем пример успешных частных компаний, осуществляющих свою деятельность в разработке и производстве военной техники и техники двойного назначения. Группа «АФК “Система”» активно инвестирует в развитие оборонно-промышленного комплекса», - отметил Михаил Абызов.

Он рассказал об основных направлениях работы Совета по государственно-частному партнёрству, созданного ВПК в августе 2012 года. В его состав вошли более 100 представителей бизнеса, а также государственных структур. Работа построена и разделена на 10 групп по направлениям. По каждой из групп приняты детальные программы работы на 2013 год. Самые важные из них:

- подготовка новой современной нормативно-правовой базы, регламентирующей применение механизмов государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе, в частности, распространение сферы применения проекта федерального закона «О государственно-частном партнёрстве в Российской Федерации». Правительство две недели тому назад приняло проект этого закона.

- это анализ регулирующих и контрольно-надзорных функций органов государственной власти по отношению к разработчикам и производителям продукции ОПК.

– вопрос доступности информации в её открытой части, в том числе в формате открытых данных, об имеющихся потребностях ОПК в новой продукции и государственном заказе на длительную перспективу. В этом отношении и с Министерством обороны наша работа строится, и с Военно-промышленной комиссией.

обеспечение контроля за эффективностью расходования средств на реализацию государственного оборонного заказа. Советом одобрена концепция применения механизмов ГЧП в ОПК, которая нами была разработана совместно с Министерством промышленности и торговли.

Среди основных проблем по развитию государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Михаил Абызов отметил следующие:

- Лицензирование по ряду направлений работы в оборонке занимает очень много времени и ресурсов. Налицо заколдованный круг: невозможно получить лицензию без контракта и контракт невозможно заключить без соответствующей лицензии.

- Доступ для использования НИР и ОКР компаниями с частным капиталом. На сегодняшний день очевидно, что у нас НИР и ОКР связаны в одну цепь. НИР специальным образом формируются под конкретного производителя, где в последующем делаются опытно-конструкторские разработки и зачастую производства. Развернуть эту цепь и сделать доступность НИР или ОКР для иного и нового производителя зачастую не представляется возможным.

- Доступность полигонов для отработки испытаний новой техники.

– Доступность капитала для создания новых производств. Речь идет не просто о том, чтобы снизить ставку с 10% до 4% или 5%, необходимо пересмотреть всю систему финансового обеспечения модернизации оборонно-промышленного комплекса. Нужны кредиты на 15 лет, нужен госзаказ на 10 лет и соответствующее гарантированное бюджетное обеспечение и нужны процентные ставки 3,5–4%, потому что в противном случае создать действительно новое эффективное производство не представляется возможным, и привлечь сюда масштабного инвестора… Необходимо решение вопроса прав на интеллектуальную собственность и разработки.

 

Новое серийное производство к 2015 году

«В 2013 году должны быть подготовлены всевозможные подзаконные акты, то есть нормативно-правовая база: по ценообразованию, по работе по интегрированным структурам, потому что новый закон, который мы приняли в конце прошлого года, в реальность ещё не вошёл, он начнёт работу только с 2014 года, но надо эту работу провести до конца, ежемесячно принимая очень важные решения Правительства, которые этот закон «приземлят», посадят его на реальную почву в нашей практической жизни.

Этот и последующий за ним год уйдут на создание новой системы организации российской оборонной промышленности. Надо изучить сегодняшнюю ситуацию, объехать все предприятия, сформировать системный подход. А вот уже с 2015 года начнется серийное производство новых образцов вооружения.

_3840

Разгрузить Минобороны

«В Минобороны важно решить две важные задачи, - заявил глава ведомства Сергей Шойгу. - Задача номер один - освободите нас от несвойственных нам функций, через контракты жизненного цикла, через взятие на себя ремонта всей техники, которая стоит на вооружении. Заберите 300 заводов, 37 тысяч слесарей и токарей, заберите вместе с ремонтом и вместе с деньгами. Это реформа, настоящая реформа.

«Когда мы говорим – «возьмите на себя функцию ценообразования», то кто должен этим заниматься? – задал Шойгу вопрос участникам конференции. - У нас есть министерство экономики, министерство промышленности и торговли, другие структуры. Вы говорите нам – «занимайтесь ценообразованием», понимая, что мы этим заниматься качественно не в состоянии, а, с другой стороны, во всех газетах вы говорите – «вот они затягивают». Хотя, отметил министр, когда министерство обороны «не затягивает», то цена не устраивает ни одну, ни другую сторону.

Шойгу напомнил, что Минобороны предложило освободить его от строительства жилья и «перевести все это в денежную форму с достойной выплатой после того, как человек отслужил». «Не должны мы проводить конкурс на проектно- изыскательские работы, не должны заниматься геологоразведкой по прокладке коммуникаций: не наша это задача», - подчеркнул глава военного ведомства.

«Дайте нам оружие, на котором мы будем воевать, на котором будем учить наших молодых офицеров воевать в будущем», - подытожил министр.

Делегирование полномочий Минобороны – это сложный вопрос, отметил Дмитрий Рогозин, «потому что дело не только в полномочиях, дело и в деньгах. Если Министерство обороны от себя как бы отталкивает тему ценообразования и не хочет ею заниматься, то тогда оно должно оттолкнуть и те средства, которые находятся на счетах Министерства обороны. Значит, кто-то другой должен принимать эти средства – так называемый ГРБС (распределитель государственных средств). Кто должен быть в такой ситуации?

Поэтому нам предстоит (я думаю, что эта работа завершится к июлю этого года) принятие постановления по новой системе ценообразования на продукцию военного назначения – постановления, которое вытекает из принятого закона о государственном оборонном заказе. В рамках совета по ценообразованию в Военно-промышленной комиссии я уже дал поручение своему первому заместителю Ивану Харченко. Он должен будет привлечь руководство Министерства обороны, Минфин, Минэкономразвития, Федеральную тарифную службу, всех остальных активных участников этого процесса, конечно, Минпромторг, потому что его предприятия создают конечную продукцию, – привлечь их для диалога о том, как построить работу по ценообразованию».

 

Комментарий Президента Фонда содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI», Генерального директора военно-патриотического проекта «Армия и общество» Рафаэля Тимошев.

Должно ли Министерство обороны формировать технологический уклад будущего или с этим успешнее справятся частные предприятия?

Технологический уклад будущего будет формировать и Министерство обороны Российской Федерации, и частные предприятия, точнее военно-промышленный комплекс, исходя из представлений о характере будущей войны, а ВПК – оказывая влияние на технические параметры этой войны.

Может ли военно-промышленный комплекс быть двигателем всей промышленности в стране и, самое главное, должен ли он быть таковым? Нужно ли России в современном мире сменить эту модель на другую?

В российских условиях, приоритеты в экономике «нефтегазовой иглы», в связи с этим преимущественно  ВПК является двигателем промышленности в стране. Все остальные структуры идут по наиболее легкому пути – покупка современного и необходимого на «нефтедоллары».

Военно-промышленный комплекс делает ставку на разработку новых технологий и одновременно на отечественное производство. Верен ли этот расчет в условиях принципиальной неконкурентоспособности отечественного производства на фоне дешевой китайской промышленности?

Ставка верна, необходимо лишь отечественное производство сделать конкурентоспособным, для этого требуется реальная модернизация современной экономики и промышленности, а точнее - новая индустриализация страны.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
О
22.03.2013 0 0
Олег Высочанский:

Рогозин - за развал блока "Родина" тебе никто не простит!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more