09 ДЕК, 12:27 МСК
USD (ЦБ)    99.4215
EUR (ЦБ)    106.3040


Риски и возможности: какие тенденции складываются в транспортном машиностроении России в 2016 году?

12 Августа 2016 9680 0 Экономика
Риски и возможности: какие тенденции складываются в транспортном машиностроении России в 2016 году?

Как в условиях кризиса чувствует себя транспортное машиностроение России? Какие риски и возможности текущее положение в экономике создает для производителей? Как отрасль регулирует государство и какую поддержку оказывает?

В данной аналитической справке под транспортным машиностроением будут пониматься автомобилестроение и производство железнодорожного и подвижного состава. Исследование текущих тенденций и рисков будет проведен на основе анализа:

  • последних новостей крупных компаний отрасли;
  • статистических данных по отрасли в целом и крупных компаний в частности;
  • бухгалтерской отчетности компаний.

Для анализа были отобраны следующие компании:

  • автомобилестроение: АвтоВАЗ; Группа «Газ»; ПАО «Камаз».
  • производство железнодорожного и подвижного состава: ЗАО «Трансмашхолдинг» 1; АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» 2.
1 — Является лидером по производству электровозов, тепловозов и пассажирских вагонов, занимая свыше половины рынка, фактически монополистом по производству вагонов метро (источник: данные компании; данные Росстата
2 — Компания является лидером в производстве полувагонов: в 2013 г. компанией было произведено 13,8 тыс. ед. при общем объеме производства в Российской Федерации 27 тыс. ед. (51% общего объема производства). Источник: данные компании; данные Росстата

Общее состояние в отрасли

Автомобилестроение. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) производство легковых автомобилей в России за 1 квартал 2016 г. по отношению к 1 кварталу 2015 г. составило 73,7%. При этом производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с предыдущим годом на 15,2%3. При общем снижении экспорта грузовых автомобилей по сравнению с 2013 г. на 28%, в 2014 и 2015 гг. рос экспорт грузовых автомобилей массой от 5 до 20 т. (см. табл. 1). Например, экспорт «КамАЗов» вырос в два раза на фоне снижения продаж в России4. Отдельно следует отметить значительное увеличение экспорта подержанных грузовых автомобилей с массой до 5 т.

Таблица 1. Индексы объемов экспорта грузовых автомобилей по сравнению с 2013 г., млн. долл.

Экспорт грузовых автомобилей 2014 г. 2015 г.
Общий объем экспорта новых грузовых автомобилей 0,86 0,72
   в т.ч. экспорт грузовых автомобилей с массой транспортного средства от 5 до 20 т. 1,22 1,18
Экспорт подержанных грузовых автомобилей с массой транспортного средства до 5 т. 15,51 122,88
Источник: данные Федеральной таможенной службы России

Наблюдается снижение объемов продаж легковых автомобилей по итогам 2015 г. по сравнению с 2014 г.: импорт снизился почти в два раза (с 883 тыс. автомобилей в 2014 г. до 442 тыс. в 2015 г.), а продажи автомобилей, произведенных в России, снизились с 1,9 млн. ед. до 1,2 млн. ед. В компании «АвтоВАЗ» отмечают, что снижение продаж затронуло сегмент бюджетных легковых автомобилей, в то время как продажи в премиальном сегменте рынка выросли на 28,8%, а доля этого сегмента увеличилась на 3,8%5.

5 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2015 года, стр. 26

Производство железнодорожного и подвижного состава.

Производство грузовых вагонов снизилось, составив в 1 квартале 2016 г. 97,6% от уровня производства в 1 квартале 2015 г. При этом в 2015 г. было произведено только 54,4% от количества вагонов, произведенных в 2014 г.6 Эксперты отмечают, что спад производства связан не только с общим кризисом в российской экономике, но также и с активным обновлением парка вагонов за 2010-2012 гг.7, что снизило потребность в новом подвижном составе. Так, по данным РЖД, в 2010 г. общее количество полувагонов в России составляло 410 тыс. ед., а в 2014 г. - 560 тыс. ед. (рост на 35,6%)8.

В 1 квартале 2016 г. было произведено 34 тепловоза – на 54,5% больше, чем в 1 квартале 2015 г. За 2015 г. объем выпуска составил 170 тепловозов, что составило 86,3% от объема производства в 2014 г. Однако по производству электровозов ситуация противоположная: выпуск в 2015 г. составил 63 ед., что больше, чем в 2014 г. на 14,5%.9

Состояние в отрасли на примере отдельных компаний

АвтоВАЗ. По данным компании в 2015 г. по сравнению с 2014 г. падение продаж составило 30,5% (в целом по рынку снижение составило 36,1%). При этом на фоне падения продаж конкурентов рыночная доля компании выросла на 1,5%10. АвтоВАЗ в первом квартале 2016 г. получил убыток в 8,6 млрд. руб., что больше чем в 2014 г., составившего 308 млн. руб., в 27 раз11. С 15 февраля 2016 г. АвтоВАЗ переходит на четырехдневную рабочую неделю, что позволит избежать массовых увольнений12. За период с 2013 г. по 2015 г. наблюдается снижение степени покрытия долгов текущими доходами компании в связи с ростом краткосрочных обязательств компании. Так, долгосрочные заемные средства по итогам 3 квартала 2015 г. составили 82,02 млн. руб.13, в то время как в 3 квартале 2014 г. они составляли 69,9 млн. руб.14

10 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2015 года, стр. 26-27
13 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2015 года
14 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2014 года

Снижается экспортная выручка от продаж легковых автомобилей: в 2015 г. она составила 6,2% выручки15, в 2014 г. была на уровне 8,37%16.

15 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2015 года
16 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2014 года

Группа Газ. Убыток компании в 2015 г. составил 1,9 млрд. руб. (в 2014 г. 2,09 млрд. руб.)17.

ПАО «Камаз». Несмотря на кризис, в компании отмечают рост рыночной доли на российском рынке грузовых автомобилей с массой автомобиля от 14 до 40 т.: с 38,4% в докризисном 2011 г. до 57,6% в 2015 г. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. в два раза увеличился экспорт автомобилей и сборочных комплектов деталей в страны дальнего зарубежья18. Экспортная выручка при этом за 9 месяцев 2015 г. составила 15,7%19 всех доходов компании (8,2 млрд. руб.), в 2014 г. она составляла 10,1%20 (7,11 млрд. руб.).

Несмотря на позитивную динамику продаж автомобилей, в компании наблюдается снижение финансовых показателей: в 2015 г. убыток составил 2,9 млрд. руб. (в 2014 г. прибыль составила 211 млн. руб.)21.

ЗАО ««Трансмашхолдинг». Прибыль компании за 9 месяцев 2015 г. составила 1 млрд. руб.22. Экспортные поставки в 2015 г. не производились. По данным компании, являющейся фактически лидером на рынке производства подвижного состава для метрополитена, у нее имеется подписанный контракт с Московским метрополитеном на поставку 768 вагонов (при общем объеме производства в 2013 г. 549 шт.23) в 2017-2020 гг. Помимо этого имеются подписанные контракты с РЖД о поставке 47 специальных вагонов сопровождения24. Также в 2016 г. Начинается выполнение контракта на ремонт 222 вагонов будапештского метро25.

В 2016 г. Предполагается производство 35 электропоездов (по 6 вагонов в каждом) для Московской кольцевой железной дороги26. Кроме того, в 2015 г. РЖД объявило о закупке 68 магистральных тепловозов27.

В целом положение на рынке компании «Трансмашхолдинг» можно охарактеризовать как устойчивое, несмотря на кризис в экономике России.

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Помимо производства железнодорожного подвижного состава, компания производит также вооружение и военную технику, но в целях данной аналитической справки производство оборонной продукции рассмотрено не будет.

Доля компании на рынке СНГ постепенно увеличивается: на рынке вагонов с 23% в докризисном 2012 г. до 29% в 2014 г.; на рынке полувагонов с 27% до 43%. Убыток компании в 2015 г. составил 18,7 млрд. руб.28, в то время как в 2014 г. Он составлял 5,29 млрд. руб.29. Доля экспортных доходов в структуре доходов составила за 9 месяцев 2015 г. 43,47%30 (13,72 млрд. руб.), в 2014 г. она составляла 20,13%31 (10,37 млрд. руб.).

Риски отрасли, обозначенные компаниями

В компаниях-производителях отмечаются следующие риски, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции:

АвтоВАЗ. Выделяются риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые компанией в своей деятельности. Доля приобретаемых сырья и комплектующих в себестоимости продукции компании составляет 56%32. При этом доля импортных поставок в 2015 г. составила 32%33.

33 — Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ». Ежеквартальный отчет за 3 квартал 2015 года

ПАО «Камаз». Девальвация национальных валют стран-потребителей34.

Группа Газ. Компанией отмечаются в качестве основных риски, связанные с нестабильной политической и/или экономической ситуацией в отдельных странах СНГ, что ведет к возникновению трудностей с реализацией продукции и выполнением контрактов35.

ЗАО ««Трансмашхолдинг». Девальвация российского рубля и внешнеэкономические санкции могут привести к усилению экономического спада в стране и, как следствие, к увеличению валютных рисков 36.

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Отмечается отрицательное влияние кризиса ликвидности, обусловленное текущей ситуацией на мировом финансовом рынке; ужесточение требований к обеспеченности выдаваемых кредитов при перекредитовании; увеличение процентных ставок по возобновляемым кредитам37.

Изменения в нормативном правовом регулировании транспортного машиностроения

По итогам 1 квартала 2016 г. были приняты следующие нормативные правовые акты:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 71-р «Об утверждении программы поддержки автомобильной промышленности на 2016 год». В 2016 г. поддержка автомобильной отрасли будет выражаться в:

  • предоставлении льготных автокредитов на общую сумму 11,3 млрд. руб. Ожидается реализация 270 тыс. транспортных средств (справочно: в 2014 г. компания «Автоваз» продала 387 тыс. Автомобилей38 );
  • субсидировании закупки троллейбусов и трамвайных вагонов на общую сумму 1 млрд. рублей. Ожидается реализация 110 единиц наземного электротранспорта (80 троллейбусов и 30 трамваев);
  • субсидировании российских производителей колесных транспортных средств в целях компенсации части затрат на содержание рабочих мест на общую сумму 46,29 млрд. руб. (справочно: в 2015 г. расходы компании «Автоваз» на оплату труда составили 20,2 млрд руб.39);
  • субсидировании российских производителей колесных транспортных средств в целях компенсации части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4 и Евро-5, на общую сумму 30,21 млрд. руб.
  • субсидировании российских организаций автомобилестроения в целях компенсации части затрат на транспортировку продукции на внешние рынки, а также на доработку конструкции автомобилей для экспортных рынков, а также подготовки их производства и омологации на общую сумму 3,3 млрд. руб.

Таким образом, объем поддержки сопоставим с выручкой компании «Автоваз» за 1 квартал 2016 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 № 57-р «Об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год». Поддержка транспортного машиностроения будет выражаться в виде субсидирования:

  • предприятиям транспортного машиностроения части затрат, связанных с производством инновационного грузового железнодорожного подвижного состава с целью обеспечения повышения эффективности его продаж на общую сумму до 3 млрд. руб.;
  • покупателям продукции вагоностроения части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, с целью уменьшения риска роста ставки на услуги операторов железнодорожного подвижного состава в связи с необходимостью приобретения новых вагонов на общую сумму до 7 млрд. руб.

Объем поддержки сопоставим с расходами на закупку подвижного состава Центральной пригородной пассажирской компанией в 2014 г, составившими 9,5 млрд. руб.40

Приказ Минтранса России от 25.12.2015 № 382 «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286». Документом предусмотрен запрет включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения, груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы. Эксперты отмечают, что число таких вагонов может составить 50-60 тыс.41 (для сравнения, в 2015 г. было произведено 54 тыс. штук грузовых вагонов42).

В целях развития автомобильной промышленности в России Президент Российской Федерации подписал перечень поручений по результатам проверки эффективности мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, по ускорению процессов импортозамещения приоритетных и критических видов продукции и технологий в автомобильной промышленности43, включающей в том числе разработку стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 г., направленную на обеспечение импортозамещения продукции и технологий. На данный момент действует Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Приказом Минпромторга России от 23.04.2010 № 319 (ред. от 27.12.2013) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

Выводы

Проведенный анализ показал, что, несмотря на кризис, российские компании транспортного машиностроения укрепляют свои позиции на российском рынке и рынках стран СНГ. Для грузового автотранспорта на фоне снижения продаж на российском рынке, растет экспорт автомобилей, увеличивается экспортная выручка. Однако при этом ухудшается финансовое положение компаний, выражающееся в постепенном увеличении полученного компаниями убытка. Исключение составляет только компания ЗАО «Трансмашхолдинг», закончившая 2015 г. с прибылью.

Среди рисков компании выделяют девальвацию валют стран-потребителей продукции, увеличение стоимости комплектующих в силу падения курса рубля, а также кризисы (экономические и политические) в странах-потребителях продукции.

Общая поддержка транспортного машиностроения из федерального бюджета в 2016 г. предполагается в размере не менее 100 млрд. руб.

Алексей Ширяев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more