Основные перспективные направления экономического взаимодействия России и Индии

В предыдущей статье мы охарактеризовали изменение модели экономического сотрудничества России и Индии, обусловлены во многом геополитическими изменениями в мировом ландшафте. Рассмотрим конкретные задачи и направления этого сотрудничества.
В контексте обострения глобальных геоэкономических диспозиций и трансформации архитектуры мировой экономики, обусловленной экстраординарным санкционным давлением со стороны консолидированного Запада на Российскую Федерацию, наблюдается тенденция к институциональному и концептуальному сближению внешнеполитических и экономических парадигм Российской Федерации и Республики Индия, в том числе в рамках восприятия феномена многополярности как системообразующего начала современного международного порядка. Иронично, но именно парадоксальные эффекты санкционного шока актуализировали и ускорили вектор активизации российско-индийского торгово-инвестиционного взаимодействия, предопределив необходимость стратегического переосмысления приоритетов в сфере двусторонней экономической кооперации.
Наиболее показательные с точки зрения стратегической направленности и мультипликативного эффекта проекты российской стороны включают:
- организацию производственной сборочной линии по выпуску автотранспортных средств марки КАМАЗ индийской компанией "КамАЗ Моторз Лимитед" КамАЗ начал завоевание глобального рынка с Индии / Текст : электронный // Вечерняя Казань. – 2011. – URL: https://www.evening-kazan.ru/... (дата обращения: 20.02.2025).;
- продвижение на внутренний рынок Индии авиационной продукции, включая региональный лайнер Sukhoi Superjet 100, производимые ОАО «ОАК» Первый опытный экземпляр импортозамещённого самолёта Sukhoi Superjet 100 достиг практического потолка полёта / Текст : электронный // Военное Обозрение. – 2025. – URL: https://topwar.ru/... (дата обращения: 20.04.2025).;
- совместную разработку минерально-сырьевых ресурсов Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (Талицкий участок, Пермский край) в партнёрстве с ОАО «Акрон» Группа "Акрон" заключила с индийской IPL договор на поставку сложных удобрений NPK объемом 200 тыс. т до конца 2010г. / Текст : электронный // РБК. – 2010. – URL: https://www.rbc.ru/... (дата обращения: 20.04.2025).;
- освоение апатит-нефелинового месторождения Партомчорр в Мурманской области, также в рамках кооперации с «Акроном» РФ и Индия окажут поддержку калийному проекту "Акрона" и "умному городу" от АФК "Система" / Текст : электронный // ТАСС. – 2014. – URL: https://tass.ru/... (дата обращения: 20.04.2025).;
- проектирование и последующую реализацию концепции «умного города» (smart city) на индийской территории в соответствии с разработками и инвестициями со стороны АФК «Система» Владельцы МТС ушли из Индии, потеряв $4,5 млрд инвестиций / Текст : электронный // СNews. – 2018. – URL: https://www.cnews.ru/.... (дата обращения: 20.02.2025)..
Согласно инициативам индийской стороны, вектор интереса был направлен на интеграцию в федеральную целевую программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на долгосрочную перспективу». Кроме того, представителями химико-промышленного комплекса Индии предлагается создание СП с целью устойчивого производства и поставок фосфорных удобрений и карбамида (мочевины), а также запуск технологической линии по выпуску тетраоксида диазота (N₂O₄) на мощностях Hindustan Organic Chemicals Ltd. в интересах космической программы Индии Станкевич Л. В. Исторический аспект развития российско-индийского экономического сотрудничества / Л.В. Станкевич. – Текст : электронный // Новый университет. – Серия «Экономика и право». – 2015. – №12 (58). – URL: https://cyberleninka.ru/... (дата обращения: 16.03.2025)..
Сейчас также обозначен вектор углубления кооперации в биофармацевтическом и медико-технологическом сегментах, с приоритетным акцентом на локализацию производственного цикла и разработку инновационных фармакологических решений.
В частности, в преддверии визита главы индийского кабинета министров в Москву, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), действующий в качестве суверенного институционального инвестора, верифицировал заключение стратегического соглашения с индийским индустриальным оператором Poly Medicure Limited (Polymed), специализирующимся на производстве высокотехнологичных медицинских изделий. Предметная область данного соглашения охватывает реализацию инвестиционного проекта по институционализации и промышленной адаптации производственной инфраструктуры, ориентированной на выпуск медицинской продукции для процедур экстракорпоральной детоксикации (гемодиализа), на территории Российской Федерации, с общим объёмом капиталовложений, эквивалентным 3 млрд руб. Индия и Россия намерены развивать сотрудничество в разработке лекарств / Текст : электронный // Фармацевтический вестник. – 2024. – URL: https://pharmvestnik.ru/... (дата обращения: 16.03.2025).
Одновременно с этим, в рамках программного документа о стратегическом российско-индийском экономическом партнёрстве с горизонтом планирования до 2030 года, одним из приоритетных направлений артикулируется развитие кооперационных механизмов в области фармацевтической разработки, что свидетельствует о трансформации двусторонней повестки в сторону наукоёмких и технологически насыщенных форм взаимодействия.
С точки зрения пространственно-логистического измерения, стратегическое значение приобретает реализация и масштабирование Международного транспортного коридора «Север – Юг» Международный транспортный коридор «Север – Юг» / Текст : электронный // РЖД : официальный сайт. – 2023. – URL: https://cargo.rzd.ru/... (дата обращения: 20.03.2025). (INSTC), представляющего собой мультимодальную транспортную артерию протяжённостью свыше 7200 км, обеспечивающую снижение логистических издержек на ~30% и двукратное сокращение времени транзита по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Заключённое в 2020 году соглашение между ОАО «РЖД» и индийской CONCOR заложило основу для институционализации логистического взаимодействия. Предметом анализа остаются направления поставок продукции агропромышленного комплекса, нефтехимии, фармацевтики, минеральных удобрений и текстиля.
В дополнение к наземной инфраструктуре логистики рассматривается перспективность реновации морского транспортного маршрута Владивосток – Ченнаи, эксплуатировавшегося в ограниченном формате в конце 1960-х годов. Современные расчёты свидетельствуют о потенциале сокращения времени доставки до 24 суток. Данный маршрут может служить альтернативным каналом транспортировки углеводородов, особенно в условиях ограниченной перерабатывающей инфраструктуры на восточном побережье Индии. Тем не менее, сезонная доступность арктических акваторий и ограниченность восточных терминалов СПГ требуют дополнительного технико-экономического обоснования.
Таким образом, на фоне текущей многовекторной геополитической реорганизации и необходимости адаптации национальных экономик к новым конфигурациям глобальных цепочек добавленной стоимости, взаимодействие между Россией и Индией приобретает не только прагматически обусловленную экономическую значимость, но и выступает краеугольным элементом долгосрочной стратегии устойчивого развития и укрепления системной стабильности на евразийском пространстве.
Написать комментарий