О проекте законодательного акта о частных службах занятости и трудоустройства
По просьбе читателей «Капитал страны» продолжает рассматривать роль и значение ЕврАзЭС в формировании миграционной политики на территории государств-участников этого содружества. Каков же следующий шаг руководящих органов ЕврАзЭС?
1. Что такое типовой проект законодательного акта ЕврАзЭС? Прежде всего, давайте ответим на вопрос: что такое типовой проект законодательного акта Евразийского экономического сообщества?
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 2 ноября 2002 г. № 3-9, подписанного в г.Душанбе, утверждено положение «О правовых актах Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества». Согласно статье 4 этого положения Типовой проект является модельным нормативным правовым актом, предназначенным для разработки конкретного национального закона, который имплементируется в национальные законодательства в соответствии с установленными в государствах-членах ЕврАзЭС процедурами.Типовой проект разрабатывается и принимается, как правило, в случаях, когда возникает необходимость правовой регламентации отношений, не урегулированных национальными законодательствами, а также в сферах, которые считаются достаточно регламентированными, но их правовая регуляция базируется на нормах, противоречащих или не полностью соответствующих международным договорам, заключенным в рамках Сообщества. Таким образом, Типовой проект законодательного акта - это рекомендательный модельный нормативный правовой акт, предназначенный для использования при разработке конкретных национальных законов, имплементирующихся в национальные законодательства по установленным в государствах-членах ЕврАзЭС законотворческим процедурам.
Одно из приоритетных направлений развития ЕврАзЭС занимает сотрудничество в области миграционной политики, предусматривающее, в частности, совместное регулирование трудовой миграции и свободного перемещения граждан на основе простых, ясных и понятных мер контроля за миграцией населения. Одним из таких правовых актов, регулирующим миграционные процессы, является Типовой проект законодательного акта «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», принятый постановлением МПА ЕврАзЭС №10-11 от 13.05.09.
2. Зачем нужен типовой проект законодательного акта ЕврАзЭС? В Евразийском экономическом сообществе трудовая миграция в последние годы стала массовым явлением. Иммиграция из государств Сообщества в основном представляет собой временную трудовую миграцию. В соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, подписанного в соответствии с Заявлением глав государств-членов ЕврАзЭС «О десяти простых шагах навстречу простым людям», выезд, транзит и пребывание граждан государств-членов ЕврАзЭС на их территории осуществляется без виз, в упрощенном порядке при наличии документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств-членов ЕврАзЭС.
По экспертным оценкам, в настоящее время в соответствии с Соглашением о взаимных безвизовых поездках граждан только в России находится более миллиона трудовых мигрантов из государств Сообщества.
Трудовая миграция позволяет заполнить рабочие вакансии, а в странах-экспортерах рабочей силы сглаживает остроту социально-экономических проблем, уменьшая давление избыточной рабочей силы на рынок труда. По мнению известных исследователей и специалистов В.А.Моденова и Е.В.Лобановой, «приток в страну квалифицированной рабочей силы способствует развитию рынка труда, малого бизнеса, стабилизации системы социального обеспечения. Поэтому крайне необходимо создание гибкой и управляемой системы трудовой миграции, учитывающей изменения в спросе и предложении на рынке труда» [1].
Во многих регионах, испытывающих дефицит, не только администрациям и работодателям, но и населению становится понятно, что труд иностранных работников жизненно необходим. Уже сложилась устойчивая система разделения труда, выгодная всем. Растет и понимание того, что мигранты не «грабят» страну, а вполне законно переводят на родину заработанные деньги, ежегодно внося в рост российского ВВП ощутимую долю (по экспертным оценкам 7-9%). В целях создания условий для осуществления иностранцами легальной трудовой деятельности российские парламентарии внести в законодательство с 15 января 2007 года ряд изменений. Процедура регистрации по месту пребывания и процедура получения разрешений на работу были упрощены, но одновременно с этим были ужесточены требования к работодателям. Положительные результаты новой миграционной политики стали ощущаться практически сразу. В предыдущих моих публикациях уже отмечалось, что значительно увеличилась легальная составляющая потока трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и доля официальных трудовых отношений с работодателями, появилась возможность определения реальной величины общего числа иностранных трудовых мигрантов и, как следствие, разработки современных конкретных механизмов регулирования процессов трудовой миграции.
Однако вопросы легального привлечения и использования трудовых мигрантов на территории Содружества урегулированы не в полной мере. Законодательством каждого из государств устанавливаются свои правила, а также сроки соответствующих процедур. Развитию легальной трудовой миграции препятствует и отсутствие свободного рынка жилья в государствах-членах ЕврАзЭС. Отсюда нелегальная миграция и криминализация в сфере миграционных процессов. Определенная часть мигрантов-граждан государств Сообщества вообще не имеет какого-либо статуса.
К сожалению, по-прежнему не найдено решения проблемы рационального распределения привлекаемых иностранных трудовых ресурсов по территории Российской Федерации. В интересах России, чтобы трудовые мигранты приезжали работать не только в центральные области России и крупные города, но и в те регионы, в которых ощущается дефицит рабочих рук, необходимых для реализации национальных и инвестиционных проектов, обеспечения нормального функционирования отраслей экономики.
К формированию и реализации такой миграционной политики необходимо, на наш взгляд, помимо подразделений государственной службы занятости и территориальных органов ФМС России, привлекать кадровые агентства, негосударственные информационно-консультационные центры в государствах выезда трудовых мигрантов и в субъектах Российской Федерации, объединения работодателей и частных агентств занятости, другие заинтересованные органы и организации.
По-прежнему отсутствуют подходящие для практического применения механизмы поиска и подбора (отбора) востребованных работодателями трудовых мигрантов, а также содействия их трудоустройству у соответствующего работодателя.
В результате подавляющая часть трудовых мигрантов приезжает «самотеком», ориентируясь на советы и информацию соотечественников, родственников и случайных знакомых, либо с помощью различного рода посреднических структур, в том числе через многочисленные этнические объединения, которые нередко наживаются на трудностях неискушенного мигранта в чужой стране.
Безусловно, неуправляемый въезд в страну трудовых мигрантов не позволяет специализированным частным и государственным кадровым структурам осуществлять в полной мере их селекцию по востребованным рынком труда параметрам, проверять на соответствие реальности заявленных ими профессионально-квалификационных качеств, отслеживать оформление трудовых отношений должным образом и осуществлять надзор за их соблюдением в дальнейшем.
В связи с этим было необходимо ввести этот стихийный процесс в сфере трудовой миграции в русло организованной и профессиональной работы специализированных государственных и негосударственных структур по поиску, подбору и содействию найму иностранных трудящихся мигрантов. Остро ощущалось и отсутствие профильного закона, придающего внешней трудовой миграции организованный характер, а также регулирующего деятельность негосударственных структур на этом рынке услуг. Без него справиться с мошенничеством и непрофессионализмом в этой важной сфере услуг вряд ли возможно.
В этой связи рабочей группой был разработан и 13 мая 2009 г. принят Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС Типовой проект законодательного акта «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства».
Предлагаем читателям познакомиться в подлиннике с этим законодательным актом (см. ниже).
Реализация этого проекта будет способствовать созданию необходимых условий для деятельности государственных и частных служб (агентств) занятости и трудоустройства на рынке труда в Евразийском экономическом сообществе, стабильному функционированию системы трудоустройства граждан в его рамках, легализации трудовых мигрантов, координации деятельности органов управления миграционными потоками, совершенствованию иммиграционного контроля и учета иностранных граждан.
Литература
1. Лобанова Е.В., Моденов В.А. Приоритетные направления развития ЕврАзЭС и вопросы миграционной политики// «Проблемы современной экономики», №3(19), 2008.
Принято
постановлением
МПА ЕврАзЭС
от 13.05.09 №10-11
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА
О ЧАСТНЫХ СЛУЖБАХ (АГЕНТСТВАХ)
ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Настоящий типовой проект законодательного акта определяет правовые основы деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства, их взаимодействие с государственными службами занятости, обеспечение защиты интересов граждан, пользующихся их услугами в целях создания условий для реализации права каждого гражданина Сообщества на достойный труд.
Статья 1. Правовая основа деятельности частных служб агентств) занятости и трудоустройства
Деятельность частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется в соответствии с национальным законодательством, международными договорами в сфере трудовых и социальных отношений, а также учредительными документами частных служб (агентств) занятости и трудоустройства.
Статья 2. Основные понятия
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства - это юридические лица, предоставляющие услуги по трудоустройству на рынке труда государств Сообщества в порядке, установленном национальным законодательством.
Соискатель рабочего места - это физическое лицо, заявившее о намерении получить работу.
Работодатель (наниматель) - юридическое или физическое лицо, предоставляющее работу на условиях и в порядке предусмотренным национальным законодательством государства трудоустройства.
Трудовая миграция - временное перемещение физических лиц из одной страны в другую, а также внутри государства с целью осуществления трудовой деятельности.
Трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный правовой статус и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другого государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
Государство трудоустройства - государство, на территории которого трудящийся мигрант осуществляет оплачиваемую трудовую деятельность.
Обработка персональных данных о работнике - это сбор, хранение, подборка, распространение или любое иное использование информации, касающейся работника, личность которого установлена, в соответствии с национальным законодательством.
Статья 3. Основные принципы деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Основными принципами деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства являются:
- соблюдение равенства прав трудящегося-мигранта и гражданина государства местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении равных условий оплаты труда, режима работы, обеспечение безопасных условий труда, социальной защиты;
- обеспечение открытости процесса трудоустройства для соискателей с предоставлением достоверной информации об условиях труда, быта и социального обеспечения, требованиях работодателя и национального законодательства государства трудоустройства;
- обеспечение устойчивой сети информирования населения стран Сообщества по вопросам трудоустройства;
- обеспечение конфиденциальности полученных персональных данных о работнике и ограничении их сферой опыта и квалификации и иной информации имеющей к трудоустройству прямое отношение;
- содействие в установлении межгосударственных связей, обеспечивающих легальные формы трудоустройства граждан государств Сообщества;
- предоставление наиболее полных услуг, связанных с зарубежным трудоустройством.
Статья 4. Основные направления деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства осуществляют деятельность, направленную на реализацию интересов соискателей и работодателей в сфере занятости и трудоустройства.
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства предоставляют одну или более из следующих услуг на рынке труда:
- услуги, связанные с согласованием предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;
- услуги, связанные с получением разрешительных документов и информационно-консультационными услугами, прохождением медицинских, профессионально-квалификационных и иных тестов, содействием в переездах, подборе жилья, денежных переводах, страхованием и другими востребованными сервисами;
- оказание услуг по правовому сопровождению;
- другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся.
Статья 5. Основные права и обязанности частных служб агентств) занятости и трудоустройства, соискателей рабочих мест и работодателей
5.1. Права частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства имеют право:
1) оказывать услуги на рынке труда, включая:
- содействие соискателям рабочих мест в подборе достойной работы по соответствующим специальностям и профессиям, с учетом профессиональной квалификации, опыта и пожеланий соискателя;
- содействие гражданам государства местонахождения частного агентства занятости в трудоустройстве за рубежом (экспорт трудовых ресурсов);
- консультирование, предоставление информации и услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению соискателей рабочих мест;
- профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, а также психологическую поддержку соискателей рабочего места в соответствии с национальным законодательством;
- направление, по согласованию с государственной службой по труду и занятости и ее территориальными отделениями, соискателей рабочего места на общественные работы;
- поиск, отбор, содействие в привлечении трудящихся-мигрантов в государство местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства (импорт трудовых ресурсов) в соответствии с заявками работодателей в порядке, установленном национальным законодательством;
- другие услуги, не противоречащие национальному законодательству, выполняемые в сфере занятости и трудоустройства;
2) взаимодействовать с государственными органами, регулирующими вопросы трудоустройства включая:
- участие в реализации программ различных уровней власти в сфере занятости и трудоустройства населения;
- участие в реализации иных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости;
- сотрудничество с органами государственной власти государства местонахождения частной службы (агентства) занятости и трудоустройства, а также иностранного государства и международными организациями в сфере занятости и трудоустройства в установленном национальным законодательством порядке.
5.2. Обязанности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства обязаны:
- предоставлять соискателю рабочего места и работодателю достоверную информацию о вакансиях и предложениях в сфере занятости и трудоустройства;
- обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от соискателей рабочих мест, касающейся квалификации и профессионального опыта и любой иной информации, имеющей к этому прямое отношение;
- не допускать дискриминации в отношении соискателей рабочих мест по признаку расы, пола, религии, политических убеждений, национальности, а также по признаку возраста или наличия инвалидности;
- не допускать использования детского труда, вербовки людей для сексуальной и /или иной эксплуатации;
- предоставлять информацию уполномоченному органу государственной власти в случаях и в порядке, установленном национальным законодательством;
- заключать договоры в письменной форме.
Привлечение иностранной рабочей силы государствами Сообщества, а также вывоз рабочей силы из государств Сообщества частными службами (агентствами) занятости осуществляются в порядке и соответствии с национальным законодательством.
5.3 Права и обязанности соискателя рабочего места
Соискатель рабочего места имеют право:
- на бесплатные консультации в сфере занятости и трудоустройства;
- на получение бесплатной достоверной информации в сфере занятости и трудоустройства;
- на трудоустройство с обязательным заключением трудового договора с работодателем (нанимателем);
- на обжалование действия частных служб (агентств) занятости и трудоустройства или их должностных лиц в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством;
- на получение других услуг предоставляемых частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством.
Соискатель обязан:
- предоставлять достоверную информацию, имеющую прямое отношение к трудоустройству;
- соблюдать требования законодательства государства трудоустройства.
5.4. Права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право на получение достоверной информации от частных служб (агентств) занятости и трудоустройства в отношении соискателей.
Работодатель обязан заключать с соискателем трудовой договор в соответствии с национальным законодательством и нести ответственность в отношении:
-минимальной заработной платы;
-продолжительности рабочего времени и других условий труда;
-установленных пособий по социальному обеспечению;
-доступа к профессиональной подготовке;
-безопасности и гигиены труда;
-возмещения ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- и других услуг, предусмотренных национальным законодательством.
Статья 6. Создание союзов, ассоциаций и других объединений частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих работников и осуществления совместных программ в сфере занятости и трудоустройства, в том числе в рамках Сообщества, если их создание и деятельность не противоречит требованиям национального законодательства.
Статья 7. Договоры, заключаемые частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства
7.1. Отношения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства с соискателем
Договор на безвозмездной основе заключается между соискателем и частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства на услуги по трудоустройству в соответствии с национальным законодательством.
7.2. Отношения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства с работодателем
Договоры, заключаемые частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства, являются договорами об оказании услуг в подборе персонала работодателю заключенными в письменной форме, зарегистрированными в порядке установленном национальным законодательством и учредительными документами частной службы (агентства) занятости и трудоустройства.
Порядок и размер оплаты службам (агентствам) занятости за оказание услуг работодателю в сфере занятости и трудоустройства регулируется и устанавливается договором.
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством и в рамках своей уставной деятельности вправе заключать с юридическими лицами и с предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, договоры:
- на публикацию в средствах массовой информации о наличии вакантных рабочих мест в сфере занятости и трудоустройства;
- на получение информации о профессиональных данных соискателей рабочих мест (с их согласия), в соответствии с национальным законодательством.
Статья 8. Учреждение, реорганизация и ликвидация частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Перечень и содержание учредительных документов частных служб (агентств) занятости и трудоустройства определяется в соответствии с национальным законодательством.
Порядок получения, выдачи и отзыва лицензии на осуществление деятельности в сфере трудовой миграции, а также его форма устанавливаются национальным законодательством.
Учреждение, реорганизация и ликвидация частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
Статья 9. Порядок оказания частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства услуг
Порядок оказания услуг в сфере занятости и трудоустройства предусматривает:
- перечень оказываемых услуг;
- тарифы на предоставляемые работодателям услуги;
- меры по обеспечению законности совершаемых сделок на оказываемые услуги в сфере занятости и трудоустройства:
- частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут предоставлять указанные сведения по требованию уполномоченного органа исполнительной власти государства Сообщества по месту нахождения;
- частные службы (агентства) занятости и трудоустройства ведут учет совершаемых сделок на оказание услуг в сфере занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством;
- меры, обеспечивающие исполнение участниками сделок, решений органов государственной власти и управления по вопросам занятости и трудоустройства, учредительных документов служб (агентств) занятости и трудоустройства, а также соблюдение правил оказания услуг в сфере занятости и трудоустройства.
Статья 10. Разрешение споров, вытекающих из договорных обязательств на оказание услуг в сфере занятостии трудоустройства
Споры с участием частных служб (агентств) занятости и трудоустройства рассматриваются в судебном порядке:
между частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства и работодателями - в соответствии с условиями договора, если иное не предусмотрено международными соглашениями, заключенными в рамках Сообщества;
между частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства и соискателем - в соответствии с национальным законодательством места пребывания частных служб (агентств) занятости и трудоустройства;
между соискателем и работодателем - в соответствии с национальным законодательством государства трудоустройства.
Статья 11. Деятельность частных служб (агентств) занятости и трудоустройства в государствах Сообщества
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства вправе:
- заключать соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам использования трудовых ресурсов в рамках действующего национального законодательства;
- способствовать разработке международных соглашений по вопросам использования трудовых ресурсов;
- производить обмен информацией относительно обеспеченности трудовыми ресурсами, возможностей получения работы, профессий, требуемых для выполнения определенных видов работ, изменений в требованиях, предъявляемых к профессиям в пределах различных отраслей хозяйства;
- создавать свои филиалы и представительства в государствах Сообщества в соответствии с законодательством государства, в котором службы (агентства) занятости трудоустройства зарегистрированы, и в соответствии с законодательством государства Сообщества, в котором эти филиалы и представительства создаются;
- проводить работу с гражданами государства местонахождения филиалов и представительств по подготовке их к трудоустройству в государствах Сообщества.
Статья 12. Государственный контроль за деятельностью частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Государственный контроль за деятельностью частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти государства.
Уполномоченный орган исполнительной власти, в соответствии с национальным законодательством осуществляет контроль посредством:
- лицензирования деятельности;
- установления финансовых гарантий;
- требований предоставления отчетности;
- нормативно-правового обеспечения;
- иных мер воздействия, установленных национальным законодательством.
Статья 13. Взаимодействие между частными службами (агентствами)занятости и трудоустройства и государственными органами стран Сообщества
В целях эффективности деятельности на рынке труда частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут взаимодействовать с уполномоченными государственными органами стран Сообщества. Это сотрудничество может осуществляться путем:
- обмена информацией о вакантных местах;
- проведения совместных мероприятий (проектов) в области профессиональной подготовки (переподготовки);
- заключения соглашений между государственной службой занятости и частной службой (агентством) занятости по определенным направлениям деятельности;
- согласования программ обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- консультирования с целью совершенствования профессиональной практики;
- взаимодействия в сфере оказания услуг уязвимой категории трудящихся (молодежь, инвалиды, лица длительное время находящиеся без работы).
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства
В случае нарушения частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства национального законодательства государственными органами отзывается лицензия на ведение деятельности в сфере занятости и трудоустройства.
В случае отсутствия лицензирования данного вида деятельности - в соответствии с национальным законодательством.
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 2 ноября 2002 г. № 3-9, подписанного в г.Душанбе, утверждено положение «О правовых актах Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества». Согласно статье 4 этого положения Типовой проект является модельным нормативным правовым актом, предназначенным для разработки конкретного национального закона, который имплементируется в национальные законодательства в соответствии с установленными в государствах-членах ЕврАзЭС процедурами.Типовой проект разрабатывается и принимается, как правило, в случаях, когда возникает необходимость правовой регламентации отношений, не урегулированных национальными законодательствами, а также в сферах, которые считаются достаточно регламентированными, но их правовая регуляция базируется на нормах, противоречащих или не полностью соответствующих международным договорам, заключенным в рамках Сообщества. Таким образом, Типовой проект законодательного акта - это рекомендательный модельный нормативный правовой акт, предназначенный для использования при разработке конкретных национальных законов, имплементирующихся в национальные законодательства по установленным в государствах-членах ЕврАзЭС законотворческим процедурам.
Одно из приоритетных направлений развития ЕврАзЭС занимает сотрудничество в области миграционной политики, предусматривающее, в частности, совместное регулирование трудовой миграции и свободного перемещения граждан на основе простых, ясных и понятных мер контроля за миграцией населения. Одним из таких правовых актов, регулирующим миграционные процессы, является Типовой проект законодательного акта «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», принятый постановлением МПА ЕврАзЭС №10-11 от 13.05.09.
2. Зачем нужен типовой проект законодательного акта ЕврАзЭС? В Евразийском экономическом сообществе трудовая миграция в последние годы стала массовым явлением. Иммиграция из государств Сообщества в основном представляет собой временную трудовую миграцию. В соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года, подписанного в соответствии с Заявлением глав государств-членов ЕврАзЭС «О десяти простых шагах навстречу простым людям», выезд, транзит и пребывание граждан государств-членов ЕврАзЭС на их территории осуществляется без виз, в упрощенном порядке при наличии документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств-членов ЕврАзЭС.
По экспертным оценкам, в настоящее время в соответствии с Соглашением о взаимных безвизовых поездках граждан только в России находится более миллиона трудовых мигрантов из государств Сообщества.
Трудовая миграция позволяет заполнить рабочие вакансии, а в странах-экспортерах рабочей силы сглаживает остроту социально-экономических проблем, уменьшая давление избыточной рабочей силы на рынок труда. По мнению известных исследователей и специалистов В.А.Моденова и Е.В.Лобановой, «приток в страну квалифицированной рабочей силы способствует развитию рынка труда, малого бизнеса, стабилизации системы социального обеспечения. Поэтому крайне необходимо создание гибкой и управляемой системы трудовой миграции, учитывающей изменения в спросе и предложении на рынке труда» [1].
Во многих регионах, испытывающих дефицит, не только администрациям и работодателям, но и населению становится понятно, что труд иностранных работников жизненно необходим. Уже сложилась устойчивая система разделения труда, выгодная всем. Растет и понимание того, что мигранты не «грабят» страну, а вполне законно переводят на родину заработанные деньги, ежегодно внося в рост российского ВВП ощутимую долю (по экспертным оценкам 7-9%). В целях создания условий для осуществления иностранцами легальной трудовой деятельности российские парламентарии внести в законодательство с 15 января 2007 года ряд изменений. Процедура регистрации по месту пребывания и процедура получения разрешений на работу были упрощены, но одновременно с этим были ужесточены требования к работодателям. Положительные результаты новой миграционной политики стали ощущаться практически сразу. В предыдущих моих публикациях уже отмечалось, что значительно увеличилась легальная составляющая потока трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и доля официальных трудовых отношений с работодателями, появилась возможность определения реальной величины общего числа иностранных трудовых мигрантов и, как следствие, разработки современных конкретных механизмов регулирования процессов трудовой миграции.
Однако вопросы легального привлечения и использования трудовых мигрантов на территории Содружества урегулированы не в полной мере. Законодательством каждого из государств устанавливаются свои правила, а также сроки соответствующих процедур. Развитию легальной трудовой миграции препятствует и отсутствие свободного рынка жилья в государствах-членах ЕврАзЭС. Отсюда нелегальная миграция и криминализация в сфере миграционных процессов. Определенная часть мигрантов-граждан государств Сообщества вообще не имеет какого-либо статуса.
К сожалению, по-прежнему не найдено решения проблемы рационального распределения привлекаемых иностранных трудовых ресурсов по территории Российской Федерации. В интересах России, чтобы трудовые мигранты приезжали работать не только в центральные области России и крупные города, но и в те регионы, в которых ощущается дефицит рабочих рук, необходимых для реализации национальных и инвестиционных проектов, обеспечения нормального функционирования отраслей экономики.
К формированию и реализации такой миграционной политики необходимо, на наш взгляд, помимо подразделений государственной службы занятости и территориальных органов ФМС России, привлекать кадровые агентства, негосударственные информационно-консультационные центры в государствах выезда трудовых мигрантов и в субъектах Российской Федерации, объединения работодателей и частных агентств занятости, другие заинтересованные органы и организации.
По-прежнему отсутствуют подходящие для практического применения механизмы поиска и подбора (отбора) востребованных работодателями трудовых мигрантов, а также содействия их трудоустройству у соответствующего работодателя.
В результате подавляющая часть трудовых мигрантов приезжает «самотеком», ориентируясь на советы и информацию соотечественников, родственников и случайных знакомых, либо с помощью различного рода посреднических структур, в том числе через многочисленные этнические объединения, которые нередко наживаются на трудностях неискушенного мигранта в чужой стране.
Безусловно, неуправляемый въезд в страну трудовых мигрантов не позволяет специализированным частным и государственным кадровым структурам осуществлять в полной мере их селекцию по востребованным рынком труда параметрам, проверять на соответствие реальности заявленных ими профессионально-квалификационных качеств, отслеживать оформление трудовых отношений должным образом и осуществлять надзор за их соблюдением в дальнейшем.
В связи с этим было необходимо ввести этот стихийный процесс в сфере трудовой миграции в русло организованной и профессиональной работы специализированных государственных и негосударственных структур по поиску, подбору и содействию найму иностранных трудящихся мигрантов. Остро ощущалось и отсутствие профильного закона, придающего внешней трудовой миграции организованный характер, а также регулирующего деятельность негосударственных структур на этом рынке услуг. Без него справиться с мошенничеством и непрофессионализмом в этой важной сфере услуг вряд ли возможно.
В этой связи рабочей группой был разработан и 13 мая 2009 г. принят Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС Типовой проект законодательного акта «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства».
Предлагаем читателям познакомиться в подлиннике с этим законодательным актом (см. ниже).
Реализация этого проекта будет способствовать созданию необходимых условий для деятельности государственных и частных служб (агентств) занятости и трудоустройства на рынке труда в Евразийском экономическом сообществе, стабильному функционированию системы трудоустройства граждан в его рамках, легализации трудовых мигрантов, координации деятельности органов управления миграционными потоками, совершенствованию иммиграционного контроля и учета иностранных граждан.
Литература
1. Лобанова Е.В., Моденов В.А. Приоритетные направления развития ЕврАзЭС и вопросы миграционной политики// «Проблемы современной экономики», №3(19), 2008.
Принято
постановлением
МПА ЕврАзЭС
от 13.05.09 №10-11
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО АКТА
О ЧАСТНЫХ СЛУЖБАХ (АГЕНТСТВАХ)
ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Настоящий типовой проект законодательного акта определяет правовые основы деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства, их взаимодействие с государственными службами занятости, обеспечение защиты интересов граждан, пользующихся их услугами в целях создания условий для реализации права каждого гражданина Сообщества на достойный труд.
Статья 1. Правовая основа деятельности частных служб агентств) занятости и трудоустройства
Деятельность частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется в соответствии с национальным законодательством, международными договорами в сфере трудовых и социальных отношений, а также учредительными документами частных служб (агентств) занятости и трудоустройства.
Статья 2. Основные понятия
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства - это юридические лица, предоставляющие услуги по трудоустройству на рынке труда государств Сообщества в порядке, установленном национальным законодательством.
Соискатель рабочего места - это физическое лицо, заявившее о намерении получить работу.
Работодатель (наниматель) - юридическое или физическое лицо, предоставляющее работу на условиях и в порядке предусмотренным национальным законодательством государства трудоустройства.
Трудовая миграция - временное перемещение физических лиц из одной страны в другую, а также внутри государства с целью осуществления трудовой деятельности.
Трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный правовой статус и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории другого государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
Государство трудоустройства - государство, на территории которого трудящийся мигрант осуществляет оплачиваемую трудовую деятельность.
Обработка персональных данных о работнике - это сбор, хранение, подборка, распространение или любое иное использование информации, касающейся работника, личность которого установлена, в соответствии с национальным законодательством.
Статья 3. Основные принципы деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Основными принципами деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства являются:
- соблюдение равенства прав трудящегося-мигранта и гражданина государства местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении равных условий оплаты труда, режима работы, обеспечение безопасных условий труда, социальной защиты;
- обеспечение открытости процесса трудоустройства для соискателей с предоставлением достоверной информации об условиях труда, быта и социального обеспечения, требованиях работодателя и национального законодательства государства трудоустройства;
- обеспечение устойчивой сети информирования населения стран Сообщества по вопросам трудоустройства;
- обеспечение конфиденциальности полученных персональных данных о работнике и ограничении их сферой опыта и квалификации и иной информации имеющей к трудоустройству прямое отношение;
- содействие в установлении межгосударственных связей, обеспечивающих легальные формы трудоустройства граждан государств Сообщества;
- предоставление наиболее полных услуг, связанных с зарубежным трудоустройством.
Статья 4. Основные направления деятельности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства осуществляют деятельность, направленную на реализацию интересов соискателей и работодателей в сфере занятости и трудоустройства.
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства предоставляют одну или более из следующих услуг на рынке труда:
- услуги, связанные с согласованием предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;
- услуги, связанные с получением разрешительных документов и информационно-консультационными услугами, прохождением медицинских, профессионально-квалификационных и иных тестов, содействием в переездах, подборе жилья, денежных переводах, страхованием и другими востребованными сервисами;
- оказание услуг по правовому сопровождению;
- другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся.
Статья 5. Основные права и обязанности частных служб агентств) занятости и трудоустройства, соискателей рабочих мест и работодателей
5.1. Права частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства имеют право:
1) оказывать услуги на рынке труда, включая:
- содействие соискателям рабочих мест в подборе достойной работы по соответствующим специальностям и профессиям, с учетом профессиональной квалификации, опыта и пожеланий соискателя;
- содействие гражданам государства местонахождения частного агентства занятости в трудоустройстве за рубежом (экспорт трудовых ресурсов);
- консультирование, предоставление информации и услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению соискателей рабочих мест;
- профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, а также психологическую поддержку соискателей рабочего места в соответствии с национальным законодательством;
- направление, по согласованию с государственной службой по труду и занятости и ее территориальными отделениями, соискателей рабочего места на общественные работы;
- поиск, отбор, содействие в привлечении трудящихся-мигрантов в государство местонахождения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства (импорт трудовых ресурсов) в соответствии с заявками работодателей в порядке, установленном национальным законодательством;
- другие услуги, не противоречащие национальному законодательству, выполняемые в сфере занятости и трудоустройства;
2) взаимодействовать с государственными органами, регулирующими вопросы трудоустройства включая:
- участие в реализации программ различных уровней власти в сфере занятости и трудоустройства населения;
- участие в реализации иных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости;
- сотрудничество с органами государственной власти государства местонахождения частной службы (агентства) занятости и трудоустройства, а также иностранного государства и международными организациями в сфере занятости и трудоустройства в установленном национальным законодательством порядке.
5.2. Обязанности частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства обязаны:
- предоставлять соискателю рабочего места и работодателю достоверную информацию о вакансиях и предложениях в сфере занятости и трудоустройства;
- обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от соискателей рабочих мест, касающейся квалификации и профессионального опыта и любой иной информации, имеющей к этому прямое отношение;
- не допускать дискриминации в отношении соискателей рабочих мест по признаку расы, пола, религии, политических убеждений, национальности, а также по признаку возраста или наличия инвалидности;
- не допускать использования детского труда, вербовки людей для сексуальной и /или иной эксплуатации;
- предоставлять информацию уполномоченному органу государственной власти в случаях и в порядке, установленном национальным законодательством;
- заключать договоры в письменной форме.
Привлечение иностранной рабочей силы государствами Сообщества, а также вывоз рабочей силы из государств Сообщества частными службами (агентствами) занятости осуществляются в порядке и соответствии с национальным законодательством.
5.3 Права и обязанности соискателя рабочего места
Соискатель рабочего места имеют право:
- на бесплатные консультации в сфере занятости и трудоустройства;
- на получение бесплатной достоверной информации в сфере занятости и трудоустройства;
- на трудоустройство с обязательным заключением трудового договора с работодателем (нанимателем);
- на обжалование действия частных служб (агентств) занятости и трудоустройства или их должностных лиц в судебном порядке в соответствии с национальным законодательством;
- на получение других услуг предоставляемых частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством.
Соискатель обязан:
- предоставлять достоверную информацию, имеющую прямое отношение к трудоустройству;
- соблюдать требования законодательства государства трудоустройства.
5.4. Права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право на получение достоверной информации от частных служб (агентств) занятости и трудоустройства в отношении соискателей.
Работодатель обязан заключать с соискателем трудовой договор в соответствии с национальным законодательством и нести ответственность в отношении:
-минимальной заработной платы;
-продолжительности рабочего времени и других условий труда;
-установленных пособий по социальному обеспечению;
-доступа к профессиональной подготовке;
-безопасности и гигиены труда;
-возмещения ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- и других услуг, предусмотренных национальным законодательством.
Статья 6. Создание союзов, ассоциаций и других объединений частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих работников и осуществления совместных программ в сфере занятости и трудоустройства, в том числе в рамках Сообщества, если их создание и деятельность не противоречит требованиям национального законодательства.
Статья 7. Договоры, заключаемые частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства
7.1. Отношения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства с соискателем
Договор на безвозмездной основе заключается между соискателем и частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства на услуги по трудоустройству в соответствии с национальным законодательством.
7.2. Отношения частных служб (агентств) занятости и трудоустройства с работодателем
Договоры, заключаемые частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства, являются договорами об оказании услуг в подборе персонала работодателю заключенными в письменной форме, зарегистрированными в порядке установленном национальным законодательством и учредительными документами частной службы (агентства) занятости и трудоустройства.
Порядок и размер оплаты службам (агентствам) занятости за оказание услуг работодателю в сфере занятости и трудоустройства регулируется и устанавливается договором.
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством и в рамках своей уставной деятельности вправе заключать с юридическими лицами и с предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, договоры:
- на публикацию в средствах массовой информации о наличии вакантных рабочих мест в сфере занятости и трудоустройства;
- на получение информации о профессиональных данных соискателей рабочих мест (с их согласия), в соответствии с национальным законодательством.
Статья 8. Учреждение, реорганизация и ликвидация частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Перечень и содержание учредительных документов частных служб (агентств) занятости и трудоустройства определяется в соответствии с национальным законодательством.
Порядок получения, выдачи и отзыва лицензии на осуществление деятельности в сфере трудовой миграции, а также его форма устанавливаются национальным законодательством.
Учреждение, реорганизация и ликвидация частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
Статья 9. Порядок оказания частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства услуг
Порядок оказания услуг в сфере занятости и трудоустройства предусматривает:
- перечень оказываемых услуг;
- тарифы на предоставляемые работодателям услуги;
- меры по обеспечению законности совершаемых сделок на оказываемые услуги в сфере занятости и трудоустройства:
- частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут предоставлять указанные сведения по требованию уполномоченного органа исполнительной власти государства Сообщества по месту нахождения;
- частные службы (агентства) занятости и трудоустройства ведут учет совершаемых сделок на оказание услуг в сфере занятости и трудоустройства в соответствии с национальным законодательством;
- меры, обеспечивающие исполнение участниками сделок, решений органов государственной власти и управления по вопросам занятости и трудоустройства, учредительных документов служб (агентств) занятости и трудоустройства, а также соблюдение правил оказания услуг в сфере занятости и трудоустройства.
Статья 10. Разрешение споров, вытекающих из договорных обязательств на оказание услуг в сфере занятостии трудоустройства
Споры с участием частных служб (агентств) занятости и трудоустройства рассматриваются в судебном порядке:
между частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства и работодателями - в соответствии с условиями договора, если иное не предусмотрено международными соглашениями, заключенными в рамках Сообщества;
между частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства и соискателем - в соответствии с национальным законодательством места пребывания частных служб (агентств) занятости и трудоустройства;
между соискателем и работодателем - в соответствии с национальным законодательством государства трудоустройства.
Статья 11. Деятельность частных служб (агентств) занятости и трудоустройства в государствах Сообщества
Частные службы (агентства) занятости и трудоустройства вправе:
- заключать соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам использования трудовых ресурсов в рамках действующего национального законодательства;
- способствовать разработке международных соглашений по вопросам использования трудовых ресурсов;
- производить обмен информацией относительно обеспеченности трудовыми ресурсами, возможностей получения работы, профессий, требуемых для выполнения определенных видов работ, изменений в требованиях, предъявляемых к профессиям в пределах различных отраслей хозяйства;
- создавать свои филиалы и представительства в государствах Сообщества в соответствии с законодательством государства, в котором службы (агентства) занятости трудоустройства зарегистрированы, и в соответствии с законодательством государства Сообщества, в котором эти филиалы и представительства создаются;
- проводить работу с гражданами государства местонахождения филиалов и представительств по подготовке их к трудоустройству в государствах Сообщества.
Статья 12. Государственный контроль за деятельностью частных служб (агентств) занятости и трудоустройства
Государственный контроль за деятельностью частных служб (агентств) занятости и трудоустройства осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти государства.
Уполномоченный орган исполнительной власти, в соответствии с национальным законодательством осуществляет контроль посредством:
- лицензирования деятельности;
- установления финансовых гарантий;
- требований предоставления отчетности;
- нормативно-правового обеспечения;
- иных мер воздействия, установленных национальным законодательством.
Статья 13. Взаимодействие между частными службами (агентствами)занятости и трудоустройства и государственными органами стран Сообщества
В целях эффективности деятельности на рынке труда частные службы (агентства) занятости и трудоустройства могут взаимодействовать с уполномоченными государственными органами стран Сообщества. Это сотрудничество может осуществляться путем:
- обмена информацией о вакантных местах;
- проведения совместных мероприятий (проектов) в области профессиональной подготовки (переподготовки);
- заключения соглашений между государственной службой занятости и частной службой (агентством) занятости по определенным направлениям деятельности;
- согласования программ обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- консультирования с целью совершенствования профессиональной практики;
- взаимодействия в сфере оказания услуг уязвимой категории трудящихся (молодежь, инвалиды, лица длительное время находящиеся без работы).
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства
В случае нарушения частными службами (агентствами) занятости и трудоустройства национального законодательства государственными органами отзывается лицензия на ведение деятельности в сфере занятости и трудоустройства.
В случае отсутствия лицензирования данного вида деятельности - в соответствии с национальным законодательством.
Написать комментарий
Из прочитанного проекта законодательного акта МПА ЕврАзЭС О ЧАСТНЫХ СЛУЖБАХ (АГЕНТСТВАХ)ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА я понял то, что те люди, которые его составляли или никогда не руководили частными кадровыми агентствами, или сидя на своих бюджетных должностях подделывали его под себя, на случай если их уволят с работы. Производительность работы частной кадровой службы состоящей из 3-5 чел. в разы превышает результативность государственных центров занятости населения в которых работает по несколько десятков человек. И это проверено практикой. Зачем стараться работать, если зарплату все равно тебе заплатят, да и другие платежи не из своего кармана платятся, а из государственного. О каких бесплатных услугах в частных агентствах может идти речь, нам, дай Бог налоги заплатить за свой вид деятельности и за работников, за аренду, за услуги телеф. связи, и т.д. Это чиновники могут бесплатные консультации проводить т.к. они у них включены в зарплату под разными видами надбавок за сложность и напряженность, особые условия работы, за работу с секретными документами, за выслугу лет и т.д., и т.п. Дайте гос.чиновнику свидетельство о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, пусть поработает и Вы увидите, какие проекты после этого он будет писать. Вывод: проект законодательного акта составлен не профессионалами в сфере кадровых услуг на рынке труда, он не способствует развитию частных кадровых служб, а наоборот ухудшает и осложняет их работу. Необходимо привлечь практиков (руководителей частных кадровых служб)для работы над проектом. А лучше поручить им составить такой проект и вы увидите, как резко он будет отличаться от Вашего проекта. С Уважением к Вам, КАСС.