Недетские игры с детским сознанием
«Глобализация» и «мультикультурность» - в западном понимании термины оборачиваются лицемерным клише, которое скрывает двойные стандарты как норму западной цивилизации, а сфера охвата её идеологии затрагивает не только политику, но регламентирует семейные отношения и – что самое страшное – определяет формы воспитания и образования детей.
Сказки играют ключевую роль в развитии ребёнка, ведь они помогают ему понимать внешний мир и углублять свои отношения с ним, причём в каждой стране сказочные персонажи являются неотъемлемой частью национальной культуры, воплощая её моральные принципы и поведенческие установки. Но всё чаще место сказок занимают образы и понятия, создаваемые глобальной индустрией потребления. Этот эффект усиливается тем, что современные дети, ещё даже не умея читать, бесконтрольно смотрят по телевизору и в интернете мультфильмы, шоу и другую развлекательную продукцию транснациональных медиагигантов, становясь, по сути, жертвами насилия – идеологического и маркетингового.
От кукол к оружию
Многие фильмы и компьютерные игры являются формой рекламы и средством продвижения игрушек, кукол, одежды и бытовых товаров для юной аудитории. В Соединённых Штатах расходы на телерекламу, рассчитанную на детскую аудиторию, со $100 млн в 1983 году выросли за семнадцать лет до $13 млрд. Франшиза Disney Princess имеет розничный оборот в $56,2 млрд, являясь настоящей империей взаимосвязанных продаж: в любом из магазинов, который рассчитан на возрастную категорию девочек-дошкольниц, можно найти массу товаров с розовой атрибутикой. Дети ищут популярные товары диснеевского бренда, и родители подчиняются их желаниям. А вышедший только что фильм «Барби», на премьеру которого зрители во всех странах идут в розовой одежде, вдохнул новую жизнь в образ надоевшей культовой куклы, окутав её облаком таинственности и сакральности. Уже ясно, что после проката дети во всём мире потянут родителей в магазины за куклой Барби, обогащая её производителей.
Мощный идеологический посыл транслируется постоянно: транснациональные корпорации вытесняют на обочину местное производство книг и телепрограмм для детей, что ведёт к растущему доминированию английского языка в мире, а единичные случаи, как французские сказки об Астериксе и Обеликсе, которые разошлись на 77 языках, или российский мультсериал «Маша и медведь» (а его смотрят ребятишки более чем в ста странах), являются, скорее, исключением из общего правила.
Гораздо опасней то, что глобализация влияет на образ мышления детей, часто приводя их к реальной зависимости, ведь информацию, суждения, убеждения, ценности, модели отношений и поведения неокрепшие детские умы получают именно из развлекательной продукции. Стремление стать худыми, как кукла Барби или диснеевские принцессы, спровоцировало множество случаев низкой самооценки, ненависти к своему телу и расстройства пищевого поведения. Но, к сожалению, это - лишь верхушка айсберга.
Сегодня дети - ведущий объект информационной войны.
Так, на Украине издана сказка «Непобедимые муравьи», предназначенная для детей в возрасте от пяти лет. Она рассказывает о муравьином народце, который жил, работал и не знал горя, пока не напали на него злые соседи, клявшиеся до этого в братской любви (читай – Россия), разрушили муравейник и счастливую жизнь. Но муравьиный народец сплотился под своим жовто-блакитным флагом, победил захватчиков и изгнал их со своей земли. Детям постарше предлагается букварь «Повстанческая азбука», каждая из букв в котором проиллюстрирована словом, связанным с историей и идеологией Украинской повстанческой армии (УПА), и «Приключения Алярмика» – целая серия книг о мальчике Алярмике, маленьком бандеровце, который уничтожает всех врагов украинского народа.
В 2018 году был выпущен и распространён по школам и библиотекам Украины комикс «Приключения Никитки», герой которого приезжает к своей бабушке в прифронтовой посёлок. Бойцы ЛНР разрушают бабушкин дом и крадут сестру Никитки, но тот бежит за помощью к украинским военным, которые берут в плен врагов, воссоединяют семью и обещают отремонтировать дом. Русские в комиксе грубы, некрасивы и неряшливы, они ведут себя как подлецы и трусы, бомбящие мирные сёла, в то время как украинцы представлены благородными защитниками, мужественными и спортивными. Как заверяют авторы, комикс призван воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма, вот только украинский патриотизм предлагается выращивать из ненависти, а литература подобного рода является частью системной и продуманной работы, призванной манипулировать сознанием и убеждениями украинских детей. Какие же плоды способны вырасти из этого? – легко спрогнозировать.
Культивирование ненависти
В нацистской Германии действовал закон, согласно которому каждый ребёнок, достигший десяти лет, был обязан вступить в военизированную молодёжную организацию «Гитлерюгенд». Из оболваненных детей получаются хорошие солдаты, ведь они ещё не понимают, что такое смерть. Бронетанковая дивизия СС «Гитлерюгенд», состоявшая из взрослых-офицеров и детей-солдат, отметилась на Западном фронте шлейфом военных преступлений. Воспитанные так в детстве и не знавшие другой жизни, даже сегодня «ветераны» гитлерюгенда оставляют впечатление искалеченных морально людей: они до сих пор свято убеждены, что всё делали правильно и могли бы повторить это ещё раз.
Телеканал NBC Left Field показал документальный фильм о детском лагере «Азовец», где ежегодно проходят военную и идеологическую подготовку 850 воспитанников со всей Украины. Они занимаются спортивными тренировками, реконструкциями боев и отрабатывают армейские тактические приёмы, а также учатся ненавидеть русских, крича речёвки: «Мы – дети Украины! Пусть Москва лежит в руинах, нам на это начхать! Смерть москалям!». Ненависть к вражеской стране и культуре насаждается государством. В своё время арабских евреев после переселения в Израиль вынуждали отринуть и даже ненавидеть свою собственную культуру. Их лишили арабских сказок и колыбельных, на которых они выросли, заставив учить сказки, переложенные на иврит, которые привезли с собой первые переселенцы-сионисты, сделав их частью насаждаемой «культуры нового общества». Такие дети выбрасывали приготовленные дома завтраки, чтобы запах арабской еды не превращал их в школе в изгоев.
Ответственность детей, впитавших в себя новомодные гендерные стереотипы, культуру бесконтрольного потребления или нацистские лозунги, несравнима с грузом ответственности, которая лежит на тех, кто растлевает целые поколения.
Написать комментарий