На смену индустриальной экономике идет "экономика клубов"
Что станет главным рычагом постиндустриальной экономики? Есть ли связь между экономическим развитием и человеческим счастьем? Чем определяется качество жизни? Как связаны между собой талант, успех и "звездность"? Об этом рассказывает новая книга Александра Долгина "Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка", презентация которой состоялась 15 сентября 2010 года в РИА Новости.
Экономическая наука теряет почву
По мнению автора книги, профессора, заведующего кафедрой Прагматика культуры ГУ ВШЭ, Александра Долгина, "у экономистов нет сейчас хорошей, полноценной теории. Значительные пласты человеческого существования сместились в ту сферу, где экономика теряет почву". Бурное развитие IT-технологий повлекло за собой смену приоритетов. Все более важную роль в экономике стала играть не только информация, но и коммуникация, общение и взаимодействие отдельных людей и различных социальных групп.
"Традиционная экономика в качестве человеческого ресурса рассматривала труд, - отмечает Александр Долгин. - А сегодня ресурсом стал отдых: наблюдается растущий дефицит глаз, ушей, носов для того, чтобы воспринимать все то, что мы научились воспроизводить. Дефицитный ресурс переместился в наши головы.
"При этом традиционная экономика справедливо увязывает ценность с редкостью. Но в электронном мире редкость как таковая улетучивается". "Если в традиционной экономике главной проблемой была ограниченность ресурсов (хлеба на всех не хватает), то теперь все большей и большей проблемой становится ограниченность способности воспринимать - в сравнении с огромным объемом Интернет-ресурсов", соглашается с автором Лев Якобсон.
Даже самые грамотные и взвешенные рекомендации экономистов на деле почти всегда приводят совершенно не к тому результату, поскольку реализация любого экономического сценария в значительной степени зависит от поведения людей, отмечает Александр Долгин. "Нобелевский лауреат Даглас Норт как мантру повторяет свою главную идею: рецепты, которые отлично работают в западном укладе, никак не прикладываются и не дают результатов в развивающихся странах. Потому что семена падают на разную почву, поясняет он. Почва эта - это система неформальных правил, представлений, убеждений, которые есть в головах у людей. И имея разные представления и убеждения, они совершенно по-разному представляют себе реальность и совершенно иначе реагируют на стимулы".
Поэтому при построении экономических сценариев очень важно учитывать витающие в обществе настроения, подчеркивает автор книги. "Действия человека очень сильно зависят от того, что он знает про намерения других людей: ему в одиночку предстоит что-то делать или все так хотят, набирается ли достаточное количество единомышленников, чтобы это получилось". Между тем, "экономическая наука не принимает во внимание информированность субъекта, которому предстоит участвовать вместе с другими людьми в деятельности". Необходимо понять, "какими путями движется информация, как она перекочевывает из головы в голову". Сегодня IT-технологии позволяют учесть мнения множества частных, отдельных людей. Эти "распределенные информационные ресурсы общества - являются колоссальным рычагом. Это как руль у лодки: конечно, он меньше всей лодки, но курс лодки зависит именно от руля", - считает автор книги.
Экономика клубов
По мнению Александра Долгина, новая экономика - это, в первую очередь, "экономика клубов, т. е. различных объединений людей по интересам". Клуб рассматривается им как "совершенно экономический объект: это способ произвести коллективное благо с разумными издержками. В качестве примера автор проводит аналогию с бассейном: одному содержать качественный бассейн слишком дорого, гораздо легче сделать это с разумным количеством вменяемых партнеров - так чтобы было не тесно, и вода всегда была чистой.
В постиндустриальной экономике все более важную роль играет не соперничество, а "интеграция, даже без альтруистической составляющей", единодушно подчеркнули участники презентации. "Причина проста, - поясняет Лев Якобсон, материальные блага не поделишь, коммуникация же включает людей в некое общение. Из-за того, что в ней участвует много людей, а не один, здесь возникает некое приращение полезности для каждого. Тут нет альтруизма: просто вместе выгоднее". На основе партнерства, а не вытеснения, могут решать свои инфраструктурные и прочие проблемы частные компании и даже корпорации - например, производить выгодные коллективные закупки.
По мнению автора книги, именно клубы являются выражением идеи прогресса, понимаемого как свобода и самореализация. "Прогресс наблюдается и состоит в преумножении сценариев жизни, преумножении человеческих возможностей". Феномен клубов рассматривается в книге с двух позиций. "На уровне индивида: нужно уметь обнаруживать людей, которые заинтересованы в том же, в чем и ты, уметь объединяться с ними и сообща действовать в коллективных интересах. На уровне общества: очень важно разных людей собирать в разные группы, и чтобы эти группы не мешали друг другу. Чем лучше в обществе развиты инструменты, позволяющие человеку найти свой клуб и войти в него, тем лучше само это общество", - считает Александр Долгин.
При этом, по его мнению, не стоит бояться возможного ухода отдельных людей и сообществ из реального мира в виртуальный. Как ни цинично это звучит, но при сегодняшнем уровне производства и технологий есть переизбыток людей. "Сейчас проблема не в том, чтобы произвести, а в том, чем же занять людей, чтобы они делали что-то полезное. Культура, с одной стороны, предоставляет людям некоторые сладкие возможности наркотического, привыкательного типа, а с другой - предоставляет человеку возможность остановиться на том уровне, на котором ему комфортно. Она делает это и в материальном плане (отсюда, напр., американский стандарт: футбол, чипсы, хот-доги и т.д.), и в виртуальном. Однако честность и справедливость системы в том, что она представляет собой лестницу. Каждый выбирает этаж по вкусу, но у него остается возможность при желании двигаться дальше", - подчеркивает автор книги.
Вторая невидимая рука рынка
Одним из следствий все возрастающей роли клубов и сообществ стало появление "второй невидимой руки", регулирующей рынок. О первой "невидимой руке рынка" еще в конце XVIII века писал Адам Смит, объясняя, как рынки регулируются через цены и баланс спроса и предложения. Александр Долгин отмечает, что благодаря развитию средств коммуникации, на формирование рынка сегодня все большее влияние оказывают вкусы и предпочтения социальных сообществ. Таким образом, в дополнение к адамсмитовской руке заработала вторая невидимая рука, следящая не за выгодой и дешевизной, а за тем, кто какие товары покупает и с каким эффектом.
Автор признает, что вторая рука существовала всегда, так как система статусных различий управляла людьми всегда. Но в новых условиях она стала претендовать на роль ведущей, так как интересы, которыми она дирижирует, затрагивают и деловую, и личностную сферы жизни. Вторая рука диктует продуктовое разнообразие и темп его обновления, с помощью которого люди маркируют статус, вкус, принадлежность к группе или страте. Люди покупают вещи по вкусу и карману и, благодаря сигналам, которые подают вещи, объединяются или дистанцируются, соперничают с другими людьми.
Таким образом, согласно теории Александра Долгина, первая рука действует через производителей, которые реагируют на спрос, а вторая - через потребителей, которые формируют спрос на товары, необходимые им для обозначения различий.
Постоплатные платежи
Другим феноменом клубной экономики становится система пост-фактумной оплаты: кто сколько может и считает нужным, тот столько и заплатит, причем не заранее, а уже после того, как воспользовался каким-то продуктом. Такой подход приобретает все большую значимость, особенно в условиях, когда трудно или даже практически невозможно обеспечить собственность на тот или иной продукт.
"В книге найден правильный механизм, объясняющий, почему эта пост-фактумная оплата работает. Человек сам оценивает ценность того, что он получил - не по издержкам, а по другим параметрам. Человек платит там, где люди объединены в какие-нибудь клубы, сообщества. И эти сообщества принуждают человека к тому, чтобы он вел себя по правилам игры", отмечает Александр Аузан.
Пост-фактумные платежи - это дальнейшее развитие дарительных практик, имеющих очень глубокие корни, поясняет Александр Долгин. Традиции жертвы, демонстративного потребления существовали практически всегда и "имели под собой совершенно рациональную, строгую экономическую основу - доверие, вклад в репутацию, предсказуемость поведения того или иного человека. Можно ли с ним иметь дело. Другой вопрос, насколько эти практики альтруистичны - там очень тонкая грань - а насколько они подкреплены мотивами, а иногда и санкциями: если не будешь так себя вести, люди про тебя плохо подумают".
Экономика счастья
В 70-х годах прошлого века экономисты обратили внимание на парадоксальную зависимость: самые благополучные по всем рейтингам страны характеризуются самым высоким процентом суицидов. Этот феномен стал предметом исследования особой дисциплины - экономики счастья.
Сегодня уже очевидно, что материальный прогресс не ведет напрямую к счастью. "Очевидно, что счастье находится не в плоскости материальных ценностей, которые безусловно тоже необходимы. Это все предпосылки, без которых плохо. Но при их наличии еще не хорошо, еще просто никак, - поясняет Александр Долгин. - О том, откуда берется "хорошо" и говорит новая экономика. Она вовсе не утверждает, что все материальное и фундаментальное заменится высоким и символическим. Тяжелые индустрии, конечно, никуда не денутся. Но пирамида ценностей постоянно надстраивается. Ценность и смысл человеческому существованию придает именно вершина этой пирамиды.
Прошлый пласт этой ценности, когда надо было создать просто приемлемые биофизиологические условия для жизни, во многом исчерпан. Сегодня счастье ощущается из приращения, из положительных перемен. Однако чем выше уже достигнутый уровень, тем сложнее добиваться дальнейшего улучшения. А добиваться улучшения все-таки хочется. Поэтому люди начинают работать на износ, использовать психостимуляторы, происходит эмоциональное выгорание и интеллектуальное истощение. Каждая ступенька приращения обходится все дороже - за счет личностных ресурсов. Как уйти от этого, как управлять качеством своего времени, не втягиваясь в "гонку вооружений" и истощений - об этом тоже сказано в книге", - отмечает Александр Долгин.
Манифест для ученых и любознательных
У этой книги есть одна особенность, по сравнению с уже имеющимися работами по новой экономике. Это, с одной стороны, действительно вклад в науку, а с другой - это манифест, адресованный самым разным обычным людям, который им будет интересно прочесть, считает Лев Якобсон. С академической точки зрения, в книге много недодуманного, не хватает четких определений и ссылок. Однако, все эти "недостатки" оправданы ее заявленным жанром. Как и полагается манифесту, книга очень легко читается и наводит на разные мысли. Она убедительна, ссылки ее бы перегрузили.
По мнению Льва Якобсона, книга интересна не только с точки зрения высказываемых в ней теорий, но и сточки зрения приводимых практических данных. "Когда рождается какой-то феномен, то нормально осмыслить его, можно лишь участвуя в процессе", - считает ученый. Александр Долгин в процессе участвует. Он создал Имхонет -мультикультурный рекомендательный сервис. Эта система помогает пользователю оптимизировать свой выбор в разных культурных и околокультурных областях (литературе, кино, компьютерных играх, винах и так далее), повышая тем самым качество личностного времени человека. В то же время это социальная сеть нового поколения: сообщества по вкусам и интересам формируются здесь в автоматизированном режиме. Эмпирические данные в книге взяты из живого опыта, накопленного автором.
Книга вводит в мир изменений, которые мы переживаем и которые для будущего очень важны. Интернет-среда становится все более значимой в современном мире. "Реальная политическая и общественная жизнь, а не управляемая декорация все больше разворачивается именно в этом пространстве", отмечает Лев Якобсон. Поэтому "экономическое осмысление сюжетов коммуникации и солидарности очень значимо для определения перспектив развития не только экономики - хотя экономика наверняка будет все больше строиться вокруг этих сюжетов - но и общества в целом", - считает ученый. По мнению Александра Аузана, в приложении книги, где приводится множество эмпирических данных, внимательный читатель может увидеть множество весьма причудливых схем и технологий, открывающих выходы на самые разные стороны общественной жизни - в том числе, например, на вопросы демократии. Так что книга будет интересна не только экономистам, но и социологам, политологам и просто обычным любознательным гражданам, считают участники презентации.
По мнению автора книги, профессора, заведующего кафедрой Прагматика культуры ГУ ВШЭ, Александра Долгина, "у экономистов нет сейчас хорошей, полноценной теории. Значительные пласты человеческого существования сместились в ту сферу, где экономика теряет почву". Бурное развитие IT-технологий повлекло за собой смену приоритетов. Все более важную роль в экономике стала играть не только информация, но и коммуникация, общение и взаимодействие отдельных людей и различных социальных групп.
"Традиционная экономика в качестве человеческого ресурса рассматривала труд, - отмечает Александр Долгин. - А сегодня ресурсом стал отдых: наблюдается растущий дефицит глаз, ушей, носов для того, чтобы воспринимать все то, что мы научились воспроизводить. Дефицитный ресурс переместился в наши головы.
"При этом традиционная экономика справедливо увязывает ценность с редкостью. Но в электронном мире редкость как таковая улетучивается". "Если в традиционной экономике главной проблемой была ограниченность ресурсов (хлеба на всех не хватает), то теперь все большей и большей проблемой становится ограниченность способности воспринимать - в сравнении с огромным объемом Интернет-ресурсов", соглашается с автором Лев Якобсон.
Даже самые грамотные и взвешенные рекомендации экономистов на деле почти всегда приводят совершенно не к тому результату, поскольку реализация любого экономического сценария в значительной степени зависит от поведения людей, отмечает Александр Долгин. "Нобелевский лауреат Даглас Норт как мантру повторяет свою главную идею: рецепты, которые отлично работают в западном укладе, никак не прикладываются и не дают результатов в развивающихся странах. Потому что семена падают на разную почву, поясняет он. Почва эта - это система неформальных правил, представлений, убеждений, которые есть в головах у людей. И имея разные представления и убеждения, они совершенно по-разному представляют себе реальность и совершенно иначе реагируют на стимулы".
Поэтому при построении экономических сценариев очень важно учитывать витающие в обществе настроения, подчеркивает автор книги. "Действия человека очень сильно зависят от того, что он знает про намерения других людей: ему в одиночку предстоит что-то делать или все так хотят, набирается ли достаточное количество единомышленников, чтобы это получилось". Между тем, "экономическая наука не принимает во внимание информированность субъекта, которому предстоит участвовать вместе с другими людьми в деятельности". Необходимо понять, "какими путями движется информация, как она перекочевывает из головы в голову". Сегодня IT-технологии позволяют учесть мнения множества частных, отдельных людей. Эти "распределенные информационные ресурсы общества - являются колоссальным рычагом. Это как руль у лодки: конечно, он меньше всей лодки, но курс лодки зависит именно от руля", - считает автор книги.
Экономика клубов
По мнению Александра Долгина, новая экономика - это, в первую очередь, "экономика клубов, т. е. различных объединений людей по интересам". Клуб рассматривается им как "совершенно экономический объект: это способ произвести коллективное благо с разумными издержками. В качестве примера автор проводит аналогию с бассейном: одному содержать качественный бассейн слишком дорого, гораздо легче сделать это с разумным количеством вменяемых партнеров - так чтобы было не тесно, и вода всегда была чистой.
В постиндустриальной экономике все более важную роль играет не соперничество, а "интеграция, даже без альтруистической составляющей", единодушно подчеркнули участники презентации. "Причина проста, - поясняет Лев Якобсон, материальные блага не поделишь, коммуникация же включает людей в некое общение. Из-за того, что в ней участвует много людей, а не один, здесь возникает некое приращение полезности для каждого. Тут нет альтруизма: просто вместе выгоднее". На основе партнерства, а не вытеснения, могут решать свои инфраструктурные и прочие проблемы частные компании и даже корпорации - например, производить выгодные коллективные закупки.
По мнению автора книги, именно клубы являются выражением идеи прогресса, понимаемого как свобода и самореализация. "Прогресс наблюдается и состоит в преумножении сценариев жизни, преумножении человеческих возможностей". Феномен клубов рассматривается в книге с двух позиций. "На уровне индивида: нужно уметь обнаруживать людей, которые заинтересованы в том же, в чем и ты, уметь объединяться с ними и сообща действовать в коллективных интересах. На уровне общества: очень важно разных людей собирать в разные группы, и чтобы эти группы не мешали друг другу. Чем лучше в обществе развиты инструменты, позволяющие человеку найти свой клуб и войти в него, тем лучше само это общество", - считает Александр Долгин.
При этом, по его мнению, не стоит бояться возможного ухода отдельных людей и сообществ из реального мира в виртуальный. Как ни цинично это звучит, но при сегодняшнем уровне производства и технологий есть переизбыток людей. "Сейчас проблема не в том, чтобы произвести, а в том, чем же занять людей, чтобы они делали что-то полезное. Культура, с одной стороны, предоставляет людям некоторые сладкие возможности наркотического, привыкательного типа, а с другой - предоставляет человеку возможность остановиться на том уровне, на котором ему комфортно. Она делает это и в материальном плане (отсюда, напр., американский стандарт: футбол, чипсы, хот-доги и т.д.), и в виртуальном. Однако честность и справедливость системы в том, что она представляет собой лестницу. Каждый выбирает этаж по вкусу, но у него остается возможность при желании двигаться дальше", - подчеркивает автор книги.
Вторая невидимая рука рынка
Одним из следствий все возрастающей роли клубов и сообществ стало появление "второй невидимой руки", регулирующей рынок. О первой "невидимой руке рынка" еще в конце XVIII века писал Адам Смит, объясняя, как рынки регулируются через цены и баланс спроса и предложения. Александр Долгин отмечает, что благодаря развитию средств коммуникации, на формирование рынка сегодня все большее влияние оказывают вкусы и предпочтения социальных сообществ. Таким образом, в дополнение к адамсмитовской руке заработала вторая невидимая рука, следящая не за выгодой и дешевизной, а за тем, кто какие товары покупает и с каким эффектом.
Автор признает, что вторая рука существовала всегда, так как система статусных различий управляла людьми всегда. Но в новых условиях она стала претендовать на роль ведущей, так как интересы, которыми она дирижирует, затрагивают и деловую, и личностную сферы жизни. Вторая рука диктует продуктовое разнообразие и темп его обновления, с помощью которого люди маркируют статус, вкус, принадлежность к группе или страте. Люди покупают вещи по вкусу и карману и, благодаря сигналам, которые подают вещи, объединяются или дистанцируются, соперничают с другими людьми.
Таким образом, согласно теории Александра Долгина, первая рука действует через производителей, которые реагируют на спрос, а вторая - через потребителей, которые формируют спрос на товары, необходимые им для обозначения различий.
Постоплатные платежи
Другим феноменом клубной экономики становится система пост-фактумной оплаты: кто сколько может и считает нужным, тот столько и заплатит, причем не заранее, а уже после того, как воспользовался каким-то продуктом. Такой подход приобретает все большую значимость, особенно в условиях, когда трудно или даже практически невозможно обеспечить собственность на тот или иной продукт.
"В книге найден правильный механизм, объясняющий, почему эта пост-фактумная оплата работает. Человек сам оценивает ценность того, что он получил - не по издержкам, а по другим параметрам. Человек платит там, где люди объединены в какие-нибудь клубы, сообщества. И эти сообщества принуждают человека к тому, чтобы он вел себя по правилам игры", отмечает Александр Аузан.
Пост-фактумные платежи - это дальнейшее развитие дарительных практик, имеющих очень глубокие корни, поясняет Александр Долгин. Традиции жертвы, демонстративного потребления существовали практически всегда и "имели под собой совершенно рациональную, строгую экономическую основу - доверие, вклад в репутацию, предсказуемость поведения того или иного человека. Можно ли с ним иметь дело. Другой вопрос, насколько эти практики альтруистичны - там очень тонкая грань - а насколько они подкреплены мотивами, а иногда и санкциями: если не будешь так себя вести, люди про тебя плохо подумают".
Экономика счастья
В 70-х годах прошлого века экономисты обратили внимание на парадоксальную зависимость: самые благополучные по всем рейтингам страны характеризуются самым высоким процентом суицидов. Этот феномен стал предметом исследования особой дисциплины - экономики счастья.
Сегодня уже очевидно, что материальный прогресс не ведет напрямую к счастью. "Очевидно, что счастье находится не в плоскости материальных ценностей, которые безусловно тоже необходимы. Это все предпосылки, без которых плохо. Но при их наличии еще не хорошо, еще просто никак, - поясняет Александр Долгин. - О том, откуда берется "хорошо" и говорит новая экономика. Она вовсе не утверждает, что все материальное и фундаментальное заменится высоким и символическим. Тяжелые индустрии, конечно, никуда не денутся. Но пирамида ценностей постоянно надстраивается. Ценность и смысл человеческому существованию придает именно вершина этой пирамиды.
Прошлый пласт этой ценности, когда надо было создать просто приемлемые биофизиологические условия для жизни, во многом исчерпан. Сегодня счастье ощущается из приращения, из положительных перемен. Однако чем выше уже достигнутый уровень, тем сложнее добиваться дальнейшего улучшения. А добиваться улучшения все-таки хочется. Поэтому люди начинают работать на износ, использовать психостимуляторы, происходит эмоциональное выгорание и интеллектуальное истощение. Каждая ступенька приращения обходится все дороже - за счет личностных ресурсов. Как уйти от этого, как управлять качеством своего времени, не втягиваясь в "гонку вооружений" и истощений - об этом тоже сказано в книге", - отмечает Александр Долгин.
Манифест для ученых и любознательных
У этой книги есть одна особенность, по сравнению с уже имеющимися работами по новой экономике. Это, с одной стороны, действительно вклад в науку, а с другой - это манифест, адресованный самым разным обычным людям, который им будет интересно прочесть, считает Лев Якобсон. С академической точки зрения, в книге много недодуманного, не хватает четких определений и ссылок. Однако, все эти "недостатки" оправданы ее заявленным жанром. Как и полагается манифесту, книга очень легко читается и наводит на разные мысли. Она убедительна, ссылки ее бы перегрузили.
По мнению Льва Якобсона, книга интересна не только с точки зрения высказываемых в ней теорий, но и сточки зрения приводимых практических данных. "Когда рождается какой-то феномен, то нормально осмыслить его, можно лишь участвуя в процессе", - считает ученый. Александр Долгин в процессе участвует. Он создал Имхонет -мультикультурный рекомендательный сервис. Эта система помогает пользователю оптимизировать свой выбор в разных культурных и околокультурных областях (литературе, кино, компьютерных играх, винах и так далее), повышая тем самым качество личностного времени человека. В то же время это социальная сеть нового поколения: сообщества по вкусам и интересам формируются здесь в автоматизированном режиме. Эмпирические данные в книге взяты из живого опыта, накопленного автором.
Книга вводит в мир изменений, которые мы переживаем и которые для будущего очень важны. Интернет-среда становится все более значимой в современном мире. "Реальная политическая и общественная жизнь, а не управляемая декорация все больше разворачивается именно в этом пространстве", отмечает Лев Якобсон. Поэтому "экономическое осмысление сюжетов коммуникации и солидарности очень значимо для определения перспектив развития не только экономики - хотя экономика наверняка будет все больше строиться вокруг этих сюжетов - но и общества в целом", - считает ученый. По мнению Александра Аузана, в приложении книги, где приводится множество эмпирических данных, внимательный читатель может увидеть множество весьма причудливых схем и технологий, открывающих выходы на самые разные стороны общественной жизни - в том числе, например, на вопросы демократии. Так что книга будет интересна не только экономистам, но и социологам, политологам и просто обычным любознательным гражданам, считают участники презентации.
Написать комментарий
Подиумы вершат свое дело. Следствия роботизации общества и изучение вариаций его поведения - теперь новые запахи в экономических исследованиях. Так называемые пост-фактумные оплаты назвать дарительными не поворачивается язык. Дарение под давлением навязанных убеждений, что же это за дарение? Буквально вчера беседовал с Викторией Ш. - главным бухгалтером одной столичной производственной компании. В обеденный перерыв Виктория стала посещать другое, вновь открывшееся кафе в одном из московских бизнес-центров. Ранее в ее обеденный рацион входили 1-2 салата и чай (сама она весьма стройная женщина). Теперь, в новом кафе она "вынуждена" покупать первое блюдо, второе и десерт, чтобы не слышать шепот сотрудниц за своей спиной. Вся эта "шелуха" неизбежно отвалится. Я не знаю при каких условиях это произойдет и когда, но уверен, что человек придет к действительно глубокому переосмыслению своего нахождения на планете Земля, к иному мышлению с более глобальными установками. Он перестанет быть заложником «современных чудес», станет настоящим и заботливым хозяином окружающей его среды, поистине проницательным венцом творения матери-Природы. А дарить он будет действительно искренне. P.S. Уважаемые экономисты, пожалуйста, учитывайте то, что у Природы, как и любого другого живого организма, есть также свои интересы и планы, свое долготерпение и выносливость, которые небезграничны.