Мировые центры капитала: происхождение и взаимное влияние
В настоящее время в мире сложились и функционируют три центра капитала – Америка, Европа и Азия. Однако все они генетически и органически связаны с главным центром – США, а потому рассматривать их как альтернативные неправомерно.
В настоящее время мы наблюдаем войну двух мировых валют – доллара и евро. Медленно, но верно дело движется к возникновению еще одного глобального валютного союза – азиатского. Такие события инициируют бесконечные споры и гадания относительно будущего доллара и самой Америки с ее огромными капиталами и поразительной экономической мощью. Чья валюта победит? Какой регион станет главным поставщиком мирового капитала? Где будут формироваться новые правила мировой инвестиционной системы?
Но можно ли противопоставлять три новых центра капитала – Северную Америку (США и Канаду), Объединенную Европу и Азию?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое и понять то, как формировались эти три центра.
Наиболее емко и объективно этот процесс описал крупнейший специалист по геополитике Збигнев Бжезинский. Он совершенно верно подметил, что Европейского Союза с его общей валютой, отсутствием пограничного контроля внутри союза (Шенгенские соглашения) и единой оборонной политикой без Соединенных Штатов попросту не было бы. Евросоюз в своем нынешнем виде был бы невозможен, если бы Западная и Восточная Европа оставались в разных военных блоках. Объединенная европейская экономика требовала в качестве своей основы объединенного европейского военного союза. Именно для экономического объединения Европы и создания на этой основе трансатлантического диалога между Европой и Америкой началось продвижение НАТО на восток к границам России. При этом никаких агрессивных замыслов в отношении самой России никто не вынашивал; просто, как справедливо замечает Зб.Бжезинский, это было логичным шагом при построении новой политической реальности Европы. Североатлантический военный альянс, объединяющий 25 европейских стран, создал основу для интеграции 25 европейских стран в Евросоюз. Без этого объединения Европа так и продолжала бы копошиться в своих франках, марках, лирах, драхмах и песетах. Проще говоря, без США с его главенствующей ролью в НАТО не было бы ни Евросоюза, ни евро.
Однако еще в 1990 г., задолго до образования собственно Евросоюза, Соединенные Штаты сделали великий предварительный шаг в этом направлении. США в лице администрации Дж.Буша продавили историческое решение о воссоединении Западной и Восточной Германии, что заложило прочные основы для дальнейшего продвижения в направлении формирования Евросоюза. Позднее, в 1995 г., войска НАТО во главе с США осуществляли военные действия в Боснии, стараясь предотвратить начавшуюся посреди Европы войну, ставшей результатом распада Социалистической Югославии. Можно с уверенностью сказать, что без вмешательства США никакое объединение Европы просто не смогло бы начаться. Более того, если бы не США, то могла бы возобладать обратная тенденция – к дезинтеграции европейского экономического пространства.
Таким образом, можно смело утверждать, что евро как мировая валюта и Евросоюз как один из современных центров мирового капитала были порождены Соединенными Штатами Америки. Разумеется, такие действия были продиктованы не каким-то абстрактным альтруизмом, а желанием американской администрации получить стратегического партнера, с которым можно было бы решать все ключевые геополитические и экономические проблемы.
В усилении азиатского экономического блока США также приняли непосредственное участие. Например, в период кризиса в Юго-Восточной Азии 1997-1999 гг. экономические ведомства США осуществляли операции, способствующие стабилизации положения в регионе. Однако их действия были несколько запоздалыми, что дало повод к формированию ошибочного мнения относительно истинной роли США. В странах Восточной Азии возобладало мнение, что вина в развитии кризиса лежит не на самих странах, где он вызревал в течение многих лет, а на Международном валютном фонде и стоящими за ним Соединенными Штатами. Непосредственным результатом данного политического курьеза стало объединение стран Азии вокруг своих региональных лидеров – Китая и Японии. Следовательно, даже не желая того, США выступили в качестве силы, консолидирующей страны Азии в виде мощного регионального блока.
Однако позже США сделали еще один шаг для формирования экономического центра будущего азиатского блока. Этим событием стало принятие в 2001 г. Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое состоялось после длительных переговоров США с Евросоюзом. Данное событие подтолкнуло образование так называемой «Большой двадцатки» – блока развивающихся государств, руководимого Китаем, Индией, Южной Африкой и Бразилией. Однако еще до этого, в 1999 г., стремясь помочь китайской экономике интегрироваться в мировую экономическую систему, Штаты предоставили Китаю режим наибольшего благоприятствования, заложив тем самым основу глобализации азиатских стран.
Таким образом, можно утверждать, что нарождающаяся единая азиатская валюта и союз азиатских государств как один из современных центров мирового капитала были также порождены Соединенными Штатами Америки. Разумеется, и здесь просматривается американский прагматизм, заключающийся в распространении тенденции глобализации на все сегменты мировой экономики.
В связи с этим возникает вопрос: насколько правомерно противопоставлять три мировых центра капитала (США, Европу и Азию), если два из них были созданы благодаря усилиям третьего? Фактически имеет место ситуация, когда два дополнительных центра действуют в интересах третьего. И, разумеется, в своих собственных интересах.
Неправомерность противопоставления трех центров детерминируется еще и тем фактом, что все они переплетены взаимными инвестиционным связями. Хорошо известно, что в Европе аккумулированы огромные американские капиталы, а американский Голливуд, купленный японскими дельцами, стал уже хрестоматийным примером того, как азиатский капитал внедрился в американскую экономику. Что касается современного Китая, то он просто-напросто вырос на американских инвестициях. По имеющимся сведениям, половина всего китайского экспорта (примерно 1/6 часть китайского ВВП) производится на предприятиях, построенных иностранными компаниями. Постоянно усиливаются и «обратные» потоки капитала. Сейчас около 75% иностранных инвестиций в экономику США поступают из Европы. Внедряются на американский рынок и государственные корпорации из Китая, среди которых первой была «China Life».
Таким образом, Европа, Азия и Америка пронизывают друг друга взаимными инвестиционными вложениями. В этой связи падение одного из них, особенно США, будет означать крах остальных. Поэтому в долгосрочной перспективе все три центра так или иначе будут поддерживать друг друга, в связи с чем доллар будет все-таки укрепляться. И инвесторам следует учесть этот факт.
Написать комментарий
Хорошая статья. Автор подошёл к данному вопросу основательно и показал всю суть проблемы!! Действительно, Соединённые Штаты Америки на данный момент являются локомотивом сегоднешней мировой экономики, и в условиях мирового экономического кризиса тормозят экономику не только Евросоюза и Азии, но и большей половины экономики всего Земного шара, где есть в ходу доллары. Ими не пользуются пожалуй только в Антарктиде и малограмотные племена где нибуть в джунглях Африки. Кризис показал, что зависимые от экономики США страны, валятся под откос, вслед за главным локомотивом, то есть Америкой. Да, действительно Америка сделала многое, для образования Евросоюза, НАТО, и других альянсов, но на самом деле, ни Европа, со своей денежной валютой Евро, ни Азия, не могут противостоять сильному экономическому и техническому гиганту, США. Не пора ли нам обособиться от её экономической зависимости, объединиться и создать большой Евроазиатский союз, со своей денежной единицей, способной заменить доллар хотя бы на територии Европейского материка!