Мелкорозничная торговля: дело табак!
В новом законопроекте Министерство здравоохранения и социального развития РФ предложило ограничить оборот алкоголя и табачной продукции. Малый и средний бизнес не на шутку обеспокоила инициатива министерства. Но действительно ли над бизнесом нависла угроза исчезновения? Что об этом думают сами представители малого бизнеса?
В борьбе с курением Минздравсоцразвития, похоже, дошло до притеснения розничной торговли, предлагая запретить продажу табачной продукции в городских ларьках. Об этом озабочено заявляют представители малого и среднего предпринимательства. Поскольку от 40 до 60 процентов дохода торговых точек приходится на категорию табачных продуктов, стоит ожидать, что предлагаемая мера приведет к переходу ларька в историческую категорию. В свое время запрет на продажу крепких алкогольных напитков в городских ларьках отразился на производителях алкоголя и на рынке возник бум слабоалкогольных коктейлей, приравненных к пиву, то есть крепостью не более 6%, но на самом деле в среднем до 15% и выше. Так как в связи с табаком трудно представить похожий эффект (ведь запрет распространится на все виды товара), табачники - как себя называют предприниматели, занимающиеся розничной продажей табака, бьют тревогу и ищут защиты у президента.
«Из сферы торговли малого и среднего бизнеса выдергиваются сегменты», - говорит вице-президент НП «ОПОРА» Владлен Максимов. «Прибыль схлопывается до таких пределов, что магазины закрывают». Логика у предпринимателей следующая: при постоянных разговорах на государственном уровне о защите уязвимого малого и среднего бизнеса, тем не менее, самый доступный вид предпринимательской деятельности бесконечно становится все более сложной и экономически не оправданной затеей. Генеральный директор ГК «Табачный капитал» Антон Воронов говорит, что в Москве находится более 140 киосков, принадлежащих его компании, но это количество постоянно уменьшается из-за принимаемых инициатив московского и российского правительства. «Абсолютно не понимаю, как площадь объекта соотносится с борьбой против курения», - недоумевает Воронов и напоминает «киоск - исторически сложившийся тип торгового помещения».
Сам по себе табак является предметом эластичного спроса и чаще всего служит катализатором дополнительных покупок. С помощью табака небольшие магазины и ларьки привлекают покупателей, продавая им гораздо больше, чем пачку сигарет. Но странным образом на этот раз минздрав предлагает не поднять акциз или снизить содержание смол в продукте и тем самым отсечь часть особо вредных марок, а обозначить пункты распространения - сети ритейл групп. Конечно, преимущество приобретут крупные супермаркеты, хотя, по словам Максимова, «не сети были инициаторами, но они радостно подключились». «При Лужкове существовало секретное соглашение - рассказывает он об одном большом магазине, чтобы лучше объяснить мотив властей - ближе определенного расстояния от него не будет никакой конкуренции».
Когда во всем мире, на опыт которого многие любят ссылаться, за счет ограничения сетей поднимают малый и средний бизнес, у нас все обстоит с точностью да наоборот. Максимов предлагает развить все последствия из принятия закона и находит с этической стороны оскорбление курящего меньшинства: «это означает, что я буду покупать их (сигареты - прим. ред.) в супермаркетах не пачками, а блоками. Здесь мы копируем худший американский опыт». Принятие законопроекта должен осложнять и однобокий подход: «этим мы запрещаем торговать, а до этих мы доберемся, спуска не дадим», что выглядит как целенаправленное уничтожение малого и среднего предпринимательства в интересах конкурентов.
«Выдергивание ассортиментных групп приводит к тому, что сигареты не могу купить, пиво не могу, то есть я не буду там брать ни овощи и хлеб», - говорит о будущем ларьков Максимов. Так наносятся удары по мелкому бизнесу, и устраняется конкуренция ритейлу. К тому же, когда сети останутся одни на рынке, предприниматели обещают поднятие цен. Относительно всех последних действий правительства Москвы Максимов говорит: «я не считаю, что та реформа мелкорозничной торговли, которая проводится - такая уж плохая. Важно, чтобы все меры были для всех». Но признается: «я не понимаю схему до конца, почему Минздравсоцразвития появилось?». «Под эгидой борьбы с курением устраняются ларьки. Идет борьба с цивилизованным, прозрачным бизнесом, защита которого на государственном уровне постоянно декларируется, но на деле все наоборот», - заключает Антон Воронов.
«Из сферы торговли малого и среднего бизнеса выдергиваются сегменты», - говорит вице-президент НП «ОПОРА» Владлен Максимов. «Прибыль схлопывается до таких пределов, что магазины закрывают». Логика у предпринимателей следующая: при постоянных разговорах на государственном уровне о защите уязвимого малого и среднего бизнеса, тем не менее, самый доступный вид предпринимательской деятельности бесконечно становится все более сложной и экономически не оправданной затеей. Генеральный директор ГК «Табачный капитал» Антон Воронов говорит, что в Москве находится более 140 киосков, принадлежащих его компании, но это количество постоянно уменьшается из-за принимаемых инициатив московского и российского правительства. «Абсолютно не понимаю, как площадь объекта соотносится с борьбой против курения», - недоумевает Воронов и напоминает «киоск - исторически сложившийся тип торгового помещения».
Сам по себе табак является предметом эластичного спроса и чаще всего служит катализатором дополнительных покупок. С помощью табака небольшие магазины и ларьки привлекают покупателей, продавая им гораздо больше, чем пачку сигарет. Но странным образом на этот раз минздрав предлагает не поднять акциз или снизить содержание смол в продукте и тем самым отсечь часть особо вредных марок, а обозначить пункты распространения - сети ритейл групп. Конечно, преимущество приобретут крупные супермаркеты, хотя, по словам Максимова, «не сети были инициаторами, но они радостно подключились». «При Лужкове существовало секретное соглашение - рассказывает он об одном большом магазине, чтобы лучше объяснить мотив властей - ближе определенного расстояния от него не будет никакой конкуренции».
Когда во всем мире, на опыт которого многие любят ссылаться, за счет ограничения сетей поднимают малый и средний бизнес, у нас все обстоит с точностью да наоборот. Максимов предлагает развить все последствия из принятия закона и находит с этической стороны оскорбление курящего меньшинства: «это означает, что я буду покупать их (сигареты - прим. ред.) в супермаркетах не пачками, а блоками. Здесь мы копируем худший американский опыт». Принятие законопроекта должен осложнять и однобокий подход: «этим мы запрещаем торговать, а до этих мы доберемся, спуска не дадим», что выглядит как целенаправленное уничтожение малого и среднего предпринимательства в интересах конкурентов.
«Выдергивание ассортиментных групп приводит к тому, что сигареты не могу купить, пиво не могу, то есть я не буду там брать ни овощи и хлеб», - говорит о будущем ларьков Максимов. Так наносятся удары по мелкому бизнесу, и устраняется конкуренция ритейлу. К тому же, когда сети останутся одни на рынке, предприниматели обещают поднятие цен. Относительно всех последних действий правительства Москвы Максимов говорит: «я не считаю, что та реформа мелкорозничной торговли, которая проводится - такая уж плохая. Важно, чтобы все меры были для всех». Но признается: «я не понимаю схему до конца, почему Минздравсоцразвития появилось?». «Под эгидой борьбы с курением устраняются ларьки. Идет борьба с цивилизованным, прозрачным бизнесом, защита которого на государственном уровне постоянно декларируется, но на деле все наоборот», - заключает Антон Воронов.
Написать комментарий