Личное лидерство – как быть себе начальником
Возможно, вам случалось говорить себе что-нибудь, вроде: «за работу, безвольная лентяйка!», «быстро на тренировку, толстуха!», «а ну ещё десять отжиманий, тряпка!», «снова не получилось – да ты просто неудачник, пытайся дальше!» Но вряд ли подобная неумеренная самокритика добавляла вам энтузиазма для дальнейших стараний. А может быть вам, наоборот, доводилось бросать какие-то интересные занятия, поддавшись неуверенности, лени и хандре. Проблема в том, что даже столь полезное нам саморазвитие можно загубить неправильным подходом к делу – «принудиловкой» или попустительством самому себе. Чтобы выработать самодисциплину, действовать и развиваться эффективно, мотивируя и поддерживая себя на пути к цели, нужно научиться быть себе грамотным и заботливым руководителем. Так как же можно этого достичь?
Первое, что нужно помнить – саморазвитие – не гонка за пресловутым «успешным успехом» и признанием, не самонасилие с принудительным посещением каких-нибудь распиаренных «курсов личной эффективности», не модный стандартный набор из йоги, медитации и утренних пробежек. Прежде всего, саморазвитие – это стремление узнать себя, раскрыть свой потенциал, постоянно расти над собой, развивать свои компетенции, навыки и качества, получать новые знания, расширять кругозор, повышать осознанность и мотивацию. Личностный рост способен помочь нам ощутить свою ценность и значимость, укрепить уверенность в себе.
Чтобы ваше саморазвитие стало осознанным и продуктивным, а не принудительным, и приносило вам пользу, а не тревожность, подавленность и недовольство собой, вы должны постараться стать себе не беспощадным жёстким диктатором, а настоящим лидером, организатором, вдохновителем.
Задумайтесь: какой руководитель был бы идеален лично для вас? И скорее всего, вам на ум придут какие-то из следующих умений и качеств:
– стратегическое мышление, чёткое определение целей и постановка задач для команды;
– грамотное распределение нагрузки и обязанностей, учёт сильных и слабых сторон каждого подчинённого;
– умение разбить глобальную задачу на отдельные этапы, отслеживать процесс их выполнения и, при необходимости, корректировать планы;
– способность корректно высказать конструктивную критику, а не ругать и унижать исполнителя;
– умение вдохновить и поддержать людей.
То есть, грамотный руководитель – это тот, кто заинтересован в успехе своей команды, умеет привести её к цели и в процессе позаботиться о комфорте каждого подчинённого. Так почему же мы иногда отказываем сами себе в этой поддержке, стремимся взвалить на себя непосильные или неприятные задачи, нещадно ругаем себя, не утруждаемся целеполаганием и планированием, относясь к жизни попустительски? Чтобы стать для себя эффективным и заботливым руководителем, нам стоит научиться тому, что специалисты называют «личным лидерством». Для этого:
– Представьте, каким лидером вы хотели бы стать. Запишите все нужные руководителю качества и выделите те, над которыми вам стоит поработать. Кстати, самопознание поможет и в выработке самодисциплины – ведь вы сможете понимать своё состояние и предсказывать собственные реакции, а значит – и контролировать своё поведение, снижать стресс.
– Распишите свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные жизненные цели – чего вы хотите и к чему стремитесь. Если вам сложно с этим определиться, то составьте три списка, каждый примерно из десяти пунктов. В списке долгосрочных целей может быть что-то вроде: «я хочу, чтобы у меня было трое детей», «хочу жить в своём доме», «хочу издать роман» и т.п. В списке среднесрочных: «хочу съездить в отпуск на море», «хочу завести собаку». В списке краткосрочных: «хочу увидеться в выходные с подругой», «хочу сходить в кино» и так далее. А теперь вычеркивайте менее важные для вас пункты, пока в каждом списке не останется по три самых значимых цели. Это поможет вам расставить приоритеты и решить, где вам нужна строгая самодисциплина, а где можно быть с собой помягче. Например, если вы выбираете, на что потратить свободное время, то задумайтесь, какая цель для вас сейчас приоритетнее. Если «получить повышение» – стоит потратить время на профессиональный рост, самообразование или курсы, если «накопить на квартиру» – можно взять подработку, а если «больше общаться с друзьями» – это отличный повод позвонить им и отдохнуть вместе. Только не забывайте регулярно пересматривать и корректировать свои цели и планы. Сохранять гибкость очень важно, ведь наш мир изменчив, и мы меняемся вместе с ним.
Кстати, так же письменно можно ранжировать и занятия, которым вы хотели бы уделить внимание в вашем процессе саморазвития, ведь практиковаться сразу во всём просто невозможно. Запишите всё, что придёт в голову: «хочу научиться кататься на коньках, плавать, танцевать, рисовать…» Вычеркните менее значимые пункты, пока не останется три или даже одно занятие – вот и определилось, что для вас в самом деле желанно и важно. Можно поступить и проще – представьте, что никому ничего не должны и совершенно свободны – чему бы вы посвятили своё время?
– Признайте свои сильные и слабые стороны, стремитесь на полную использовать свои преимущества и компенсировать недостатки. Конечно, неуёмному коммуникабельному экстраверту полезно тренировать усидчивость, но стоит ли ему принудительно приковывать себя к бухгалтерскому столу, компьютеру аналитика или программиста? Это не только не принесёт ему радости, но и наверняка будет не слишком эффективным, ведь, например, в работе с клиентами он смог бы раскрыть свои таланты куда полнее. Станьте себе хорошим руководителем и старайтесь выбирать подходящие вам задачи, а неподходящие делегировать или «обменивать». «Я обговорю всё с риелтором, а ты внимательно прочитаешь договор», «я схожу на родительское собрание, а ты сделаешь с ребёнком математику». И, конечно, зная о своих слабых сторонах, проще понять, в каком направлении работать над собой.
– Относитесь к себе с уважением. Разве ваш воображаемый «идеальный руководитель» стал бы обзывать подчинённых неудачниками, лентяями и тупицами? Так и вы постарайтесь не ругать себя, не винить и не обесценивать, растрачивая собственную энергию, а лучше разберитесь в возникающих проблемах. Почему в этот раз вас постигла неудача? Что может упростить вам следующую попытку? Как вы можете повысить свою эффективность, мотивировать и подбодрить себя, побудить приложить больше усилий? Старайтесь отключать жестокого «внутреннего критика» и относиться к промахам не эмоционально, а конструктивно, как к полезному опыту.
Кроме того, как «руководитель своей жизни» вы должны уметь:
– видеть перспективы для своего развития;
– эффективно использовать ресурсы;
– своевременно адаптироваться к изменению ситуации;
– проявлять критическое мышление, креативность и настойчивость;
– действовать без чужих указаний и подсказок;
– принимать ответственность за собственные решения.
Чтобы научиться всему этому, можно обратиться к опыту лидеров, которых вы уважаете, пройти специальные курсы, почитать литературу или пообщаться с психологом, чтобы лучше понять себя, укрепить свою уверенность и встать на бесконечный путь гармоничного, позитивного, осознанного саморазвития.
Умение понимать себя и эффективно управлять собой способно помочь вам стать хорошим лидером и для других, ведь вы сможете послужить им примером, вдохновлять и вести за собой, поддерживать стремления людей и помогать им на пути к вашей общей цели.
Написать комментарий
Так стало приятно и гармонично на душе после прочтения этой статьи! В наши дни всем знакома концепция «успешного успеха» и все вытекающие издевательства над собой. Автор очень понятно объясняет, почему это провальная стратегия, и как лучше руководить самим собой. Беру на заметку!