Кыргызстан: народ – это не толпа, состоящая из преступников…
Что опять случилось в Кыргызстане: гражданская война или геноцид этнических узбеков? Какое количество узбеков погибло и покинуло Кыргызстан, становясь беженцами? Кто виноват в случившемся и как можно оценить то, что случилось? Какие органы должны расследовать эти преступления и наказать виновных в их совершении?
1. Краткий анализ публикаций, посвященных кровавым событиям на Юге Кыргызстана. Как всегда, когда происходят подобные кровавые события, в СМИ на эту тему публикуются различные, порой противоречивые и тенденциозные, материалы. Среди сайтов, уделявших и уделяющих много времени событиям на Юге Кыргызстана, несомненным лидером является сайт «ЦентраАзия», но и сайт ИА «Regnum» уделяет немало внимания этому вопросу. Поэтому, если проанализировать материалы, опубликованные на этих и других сайтах, то изложив короткое их содержание, уже сейчас можно сделать некоторые предварительные обобщения и важные выводы.
Так, по сообщениям СМИ, в ночь с 10 на 11 июня 2010 года в административном центре Ошской области Кыргызстана в городе Ош начались беспорядки, которые носили межэтнический характер и впоследствии перекинулись и на соседнюю Джалал-Абадскую область республики. Эти «беспорядки» были организованы и направлены против этнических узбеков, проживающих в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана и являющихся гражданами этой республики. В результате этих «беспорядков» за очень короткий срок, т.е. где-то за семь дней, погибло, получило ранения, пострадало и стало беженцами большое число людей.
Мировые агентства СМИ со ссылкой на «Франс Пресс» 18 июня 2010 года распространили сообщение о том, что, по мнению ООН, в беспорядках на Юге Кыргызстана пострадало около одного миллиона человек. Из них около 300 тыс. в качестве беженцев перешли на территорию Узбекистана, а более 700 тыс. человек было вынуждено перемещаться внутри страны [1-2].
По официальным данным Минздрава Кыргызстана на 22 июня 2010 года в этих «беспорядках» погиб всего лишь 251 человек, а за помощью в медицинские учреждения обратилось около 2192 человек [3]. Однако, по словам беженцев и других пострадавших, а также самой Розы Атинбаевой – Президента Кыргызстан переходного периода, число погибших этнических узбеков в этих «беспорядках» в 10 раз больше, чем об этом говорят официальные данные [4]. При этом следует отметить, что сайт «24.kg» сообщил, что «в Кыргызстане во время беспорядков сожжено 70% города Оша».
Что касается беженцев, то на территории Узбекистана, как об этом сообщали официальные органы государственной власти, нашли временное убежище около 100 тыс. этнических узбеков, которых правительство Республики Узбекистан обеспечило палатками для проживания, медицинским обслуживанием, водой, трехразовым питанием и другим необходимым. С призывом оказать гуманитарную помощь беженцам и пострадавшим в ходе «массовых беспорядков» на Юге Кыргызстана к мировому сообществу обратилась ООН. В оказании такой помощи беженцам и пострадавшим принимали участие такие страны, как Россия, США, Казахстан, Грузия, Турция и др. [1-3].
Как сообщают «официальные органы власти», на 21 июня 2010 года в Кыргызстане было возбуждено 133 уголовных дела по фактам насилия во время кровавых событий на Юге Кыргызстана. По сообщениям узбекских СМИ, уголовное дело по этому вопросу возбуждено и Генеральной Прокуратурой Республики Узбекистан.
С 21 июня 2010 года начали появляться сообщения о том, что ситуация на Юге Кыргызстана начала стабилизироваться, а 25 июня по СМИ было распространено сообщение, что, по сведениям ООН, многие беженцы, перешедшие на территорию Узбекистана, вернулись обратно в Кыргызстан и в узбекских лагерях беженцев осталось всего лишь около 15 тыс. беженцев…
На мой взгляд, несмотря на очевидность произошедших событий, кем, какими людьми и зачем была устроена кровавая бойня на Юге Кыргызстана, многие авторы публикуемых материалов освещают их по-разному: правдиво и весьма неоднозначно, а порой тенденциозно и просто ошибочно. При этом «официальные» органы власти Кыргызстана события, которые произошли в Ошской и Джалал-Абадской областях называют «беспорядками» или «массовыми беспорядками», то авторы публикаций называют их этнической чисткой, геноцидом этнических узбеков, кровавой бойней, кровавыми событиями и т.д. А Спикер Госдумы РФ Б.Грызлов назвал эти кровавые события «гражданской войной».
Многие авторы статей в организации этих кровавых событий так или иначе обвиняют бывшего Президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, его братьев и особенно сына, Максима Бакиева, то другие авторы, а также некоторые лица, давшие интервью узбекской службе радиостанции «Свобода», видят в ней след не только наркомафии, международных террористов, армии и других силовых структур Кыргызстана, «Исламского движения Узбекистана», «Исламского союза джихада» и боевиков из Таджикистана, но почему-то России и США [5-8].
Число всех погибших на 22 июня 2010 года хотя и называют, как это приведено выше, в количестве 251 человека, но авторы опубликованных статей говорят о погибших этнических узбеках, число которых достигает значительно большего размера – не менее 2000-2500 человек [3].
Из анализа опубликованных материалов вытекает и такой обобщенный вывод, в соответствии с которым практически все авторы публикаций едины в одном вопросе, а именно, в вопросе о том, кто устроил кровавые события на Юге Кыргызстана – эта толпа. Эта позиция подтверждается и таким заголовком редакционной статьи влиятельной британской газеты «The Guardian»: «Киргизия: В Оше властвует толпа» (Kyrgyzstan: Mob rule in Osh).
Из опубликованных сообщений можно узнать и о том, что Совет ООН по правам человека принял Резолюцию, призывающую Кыргызстан провести всестороннее и транспарентное расследование фактов, связанных с гибелью людей во время Бишкекских событий начала апреля, и событий на юге этой республики во второй декаде июня 2010 года. Со стороны Международной неправительственной организации «Международная амнистия» Таджикистана и Помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка выдвинуты соответствующие предложения о необходимости проведения международного расследования кровавых событий, произошедших в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана. Но эти предложения не содержат конкретных правовых и организационных механизмов реализации.
Однако среди анализируемых публикаций встречаются статьи и другого содержания. Например, Асран Момоконов в своей статье заявил, что: «Люди надолго запомнят эти кровавые события. Даже спустя столетия наши дети, читая учебники по истории, будут содрогаться от геноцида узбеков в Кыргызстане. И им будет стыдно за нашу нацию, которая заразилась националистическим бредом. Стыдно за то, что их предки надругались над узбеками, насиловали их женщин, истребляли… И ничто не сможет залечить нанесенные раны и обиды» [9]. Елена Авдеева и Бактыбек Исманов назвали заголовок своей статьи так: «Я не виноват, что я кыргыз! Как нам возродить интернационализм?» [10 ], что говорит само за себя.
Завершая этот раздел статьи, хочу отметить следующее. Неоднозначность, порой тенденциозность и ошибочность освящения со стороны некоторых авторов публикаций в СМИ, в том числе в Интернете, тех кровавых событий, которые имели место в начале апреля в Бишкеке и во второй декаде июня 2010 года в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана, на мой взгляд, требует, во-первых, разработки со стороны ученых-специалистов и независимых экспертов предложений о единых оценочных критериях, во-вторых, раскрытия правды о лидерах, организаторах и исполнителях этих событий.
По этой причине я решил посвятить эту статью краткому анализу именно этого вопроса, а также своей точки зрения по ним в контексте тех вопросов, которые я затрагивал и раньше [11-13].
2. Какие вопросы затрагивались автором ранее по рассматриваемой теме? За последние годы в некоторых СМИ и особенно в Интернет-изданиях недостаточно обоснованно освещались вопросы о прошлом, настоящем и будущем узбекского народа, о его лидере и самом молодом Узбекском государстве, его социально-экономических, политических и других проблемах, примерно также, как освещаются сейчас события на Юге Кыргызстана. Поэтому я написал и опубликовал статью под заголовком: «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения», которая состоит из двух частей [11-12]. Эта статья была посвящена анализу опубликованных в Интернете материалов исторического, политического и экономического характера.
В первой части этой статьи, говоря о гражданской войне, которая имело место в Таджикистане в 1992-1997 годах и которая, по экспертным оценкам специалистов, унесла жизни около 150 тыс. чел. и сделала беженцами более 75 тыс. граждан этой республики, я отмечал следующее. Гражданская война несла угрозу не только таджикскому народу и самому существованию таджикской государственности, но и соседнему с ним узбекскому народу и молодому узбекскому государству, поскольку эта гражданская война могла переброситься на территорию Узбекистана и унести жизни значительно большого числа наших граждан, не говоря уж о возможности появления многих тысяч беженцев в силу того, что численность населения в Узбекистане была и остается до сих пор почти в 4 раза больше, чем все население Таджикистана. Я утверждал, что «при наличии межэтнической напряженности, все это могло привести к военному конфликту между соседними странами» (т.е. между Таджикистаном и Узбекистаном) и отмечал и то обстоятельство, что: «В тот период аналогичная угроза исходила и с территории Кыргызстана, поскольку там тоже существовала вероятность перерастания в гражданскую войну межэтнического конфликта между киргизами и узбеками, имевшего место в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана в начале 1990 годов, при котором погибло не менее 1200 человек. Такие события также могли перерасти в серьезный военный конфликт между Кыргызстаном и Узбекистаном» [11].
В дни, когда в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана происходили те кровавые события, направленные на массовое уничтожение этнических узбеков, эти мои слова начали принимать реальное значение. А если учесть, что в те дни как со стороны этнических узбеков, являющихся гражданами Кыргызской Республики, так и со стороны различных оппозиционно настроенных эмигрантских кругов и других сторон, звучали призывы о необходимости введения на Юг Кыргызстана Вооруженных сил Узбекистана для спасения этнических узбеков, казалось, что избежать такого межгосударственного военного конфликта не удастся. Однако, к нашему счастью, такой межгосударственный военный конфликт не произошел. Именно по этой причине бывший Госсекретарь Кыргызстана, профессор Осмонакун Ибраимов, анализируя эту ситуацию и разговоры вокруг нее, пришел к следующему заключению: «Будь Президент Узбекистана легковерным и подверженным эмоциям и переступи хоть один узбекский солдат через киргизскую границу, мы моментально оказались бы втянуты в полномасштабный не межэтнический, а межгосударственный конфликт. Он бы постепенно перерос в настоящую войну… Такой же конфликт вспыхнул бы между Узбекистаном и Таджикистаном, которые давно спорят по ряду очень важных вопросов, но пока еще не найдено взаимно приемлемых решений… Да, полномасштабный конфликт, если не война, в нашем крайне непростом регионе, возможно, предотвращен. И эту заслугу, повторюсь, должен записать себе, прежде всего, Ислам Абдуганиевич Каримов. Президент Узбекистана, о котором обычно любят говорить больше в критическом тоне, но который сумел вести себя в этой взрывоопасной ситуации кыргызско-узбекского конфликта совершенно достойно и мудро. Так, как подобает руководителю столь же достойной и уважаемой страны» [14].
Однако в данной статье я попытаюсь ответить на такие вопросы, как, например: кто виноват в кровавых событиях на Юге Кыргызстана? какие органы должны вести их расследование, а какие судебное преследование виновных?
Ответить на эти вопросы, на мой взгляд, очень важно. Во-первых, те пока еще не установленные силы, которые организовали бойню для этнических узбеков в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана, с помощью толпы этнических киргизов рассчитывали а) втянуть Узбекистан в серьезный межгосударственный военный конфликт и б) превратить Кыргызстан в очаг нестабильности или во второй Афганистан. Во-вторых, эти силы, не сумев осуществить свои зловещие замыслы против человечности, которые они сами же и совершили с помощью толпы этнических киргизов, начали вести теперь кампанию по введению в заблуждение не только граждан Кыргызстана и его соседей, но и все мировое сообщество, по поводу истинных намерений организаторов и виновников этих кровавых событий. В-третьих, существуют различные мнения и подозрения, а также и обвинения в причастности к организации этих кровавых деяний толпы не только бывшего Президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, его братьев и особенно его сына Максима Бакиева, а также наркомафии, международных террористов, национальной армии и других силовых структур Кыргызстана, бандитских формирований Таджикистана [4], «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ), «Исламского союза джихад», но и таких стран, как Россия и США [5-7].
Как я подчеркивал в своей статье, «такие города, как Ош и Джалал-Абад, являются для меня как родными не только потому, что там живет значительное число этнических узбеков, но и мои близкие родственники, и хорошие друзья…» [13]. Поэтому наша семья в те драматические дни поддерживала круглосуточную телефонную связь с небольшой частью из них. Надо отдать должное тем хорошим людям из числа этнических киргизов, которые спасли наших самых близких людей, спрятав их в своих собственных домах…
Но ясна и другая истина: в результате тех событий, о которых идет речь в данной статье, сильно пострадали другие наши родственники и друзья, также как и сотни тысяч других этнических узбеков, являющихся гражданами Кыргызской Республики. Поэтому мои оценки на эти события практически полностью совпадают с теми категоричными оценками очевидцев и свидетелей этих кровавых событий, которые публикуются в СМИ, в том числе в Интернете, и на таких сайтах, как, например, «ЦентраАзия». Тем не менее, я, сдерживая свои эмоции, в своём анализе и оценках этих кровавых событий, старался быть бесстрастным и политически корректным…
3. Толпа – это не народ, а скопление преступников; шайка бандитов, мародеров, погромщиков и убийц... Прекрасно зная именно такой характер толпы, на основе своего личного опыта наблюдения за деяниями подобного скопления людей, я во время «круглого стола», организованного узбекской службой радиостанции «Свобода» и посвященного событиям в Кыргызстане в канун той апрельской «революции», которая была осуществлена в этой республике с помощью толпы, говорил следующее: «Любые революции и перевороты в соседних странах не могут не оказать какого-то влияния и на Узбекистан. Во время предыдущей цветной революции, говоря русским языком, были мародёрства: хищения, кражи в магазинах и всякое другое – погромы. У народов Средней и Центральной Азии ёще не достаточен опыт в построении демократии. Во время советской власти говорили, что мы перешли в социализм, минуя капитализм. Так что могут возникнуть такие ситуации, когда толпа, будучи неуправляемой, способна нести в себе угрозу жизни людей. Поэтому будет хорошо, если там установят демократию парламентского типа... Но, на мой взгляд, если будет мир и все будет решаться путем переговоров, не перерастая в революцию, то это может дать хороший результат. Зачем нужна революция? При таких беспорядках могут погибнуть люди...» [13].
Однако с моими высказываниями тогда не согласились остальные участники «круглого стола» и, особенно, Нурулло Максудов – один из лидеров толпы, устроившей бунт или мятеж в городе Андижане 12-14 мая 2005 года. Он во время этого «круглого стола», организованного узбекской службой радиостанции «Свобода», чувствовал себя не виновником гибели людей, а неким «героем» этих событий, и призывал наших граждан не только брать пример, но и учиться быть народом у революционно настроенных кыргызов. Поэтому текст этого радио-форума на сайте указанной радиостанции и был озаглавлен «Эл булишни киргиздан урганайлик!», что в переводе на русский язык звучит не иначе, как: «Быть народом мы (т.е. узбеки – Автор) должны учиться у кыргызов!» [15].
В связи с существованием такого неуместного призыва одного из лидеров толпы, виновного в гибели людей во время Андижанских событий, с которым согласилась и узбекская служба радиостанции «Свобода», теперь, после кровавой апрельской «революции» и действий толпы этнических кыргызов на Юге Кыргызстана, направленных на уничтожение этнических узбеков, возникает резонный вопрос. Быть каким народом должны учиться узбеки у кыргызов – диким и варварским или все же лучше оставаться как сейчас – цивилизованным и просвещенным народом? Думается, что лучше будет, если узбеки, где бы они не находились и не жили, останутся, как они и на самом деле являются, цивилизованным и просвещенным народом, несущим людям только лишь добро. Поэтому узбекский народ и все другие народы мира должны извлечь полезный урок из тех кровавых событий, которые произошли на Юге Кыргызстана в июне 2010 года, для того, чтобы не допустить подобных кровавых событий впредь.
Чтобы анализировать и оценивать какие-либо явления природы, общества и конкретные события реальной жизни людей, в науке вообще и в таких ее отраслях, как политическая экономия, социология, правоведение и т.п., пользуются понятиями, имеющими свои конкретные определения. Поэтому для облегчения анализа, оценки и лучшего понимания причин и последствий тех кровавых событий в Кыргызстане (в апреле 2010 года, которые называют революцией, государственным переворотом или захватом власти оппозицией с помощью шайки бандитов и мародеров; в июне 2010 года, которые называют беспорядками, гражданской войной, этнической чисткой и т.д.) нам, ученым, специалистам и экспертам, следует глубже разобраться с такими понятиями как, например, толпа, гражданская война, этническая чистка и геноцид, а уже потом сделать соответствующие выводы и заключения.
Так вот, говоря о толпе, Ю.Нагибин отмечал: «Толпа не бывает весёлой, она всегда нацелена на убийство», а Ф.Грильпарцер говорил, что «людей можно терпеть только в одиночку, толпа слишком близка к животному миру». При этом Л.Толстой отмечал, что «толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными гнусными сторонами и, выражающая только слабость и жестокость человеческой природы».
Уверенность в безнаказанности и сознание своего могущества дают возможность толпе проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие – это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. Безответственность порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными [16].
Однако на основе изучения различных литературных источников я пришел к выводу, что понятию толпа, помимо того определения, которое выведено в заголовок этого раздела статьи, можно дать и следующее, более обобщенное, определение.
Толпа – это только лишь несознательная, обезумевшая или взбесившаяся часть народа, готовая совершить и совершающая любые особо тяжкие преступления, такие, например, как убийства, погромы, мародерства и т.д. Поэтому она, неся в себе угрозу обществу и будучи распространителем зла, не может быть и не является источником власти. Толпу можно сформировать в основном из числа несознательной части народа; она поддается влиянию отдельных своих лидеров-демагогов и провокаторов, а также специально распространяемым провокационным слухам, поэтому ею можно управлять и манипулировать, используя именно такие инструменты управления ею.
Но толпа состоит из отдельных дееспособных элементов, т.е. она является неким бесструктурным скоплением людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. По этим причинам толпа и является дееспособным скоплением людей, которых можно привлекать, наряду с их организаторами, лидерами и отдельными элементами, к уголовной ответственности за совершенные преступные деяния на основе как международного права, так и законодательства отдельных стран. При этом саму толпу можно отнести, на мой взгляд, к числу организованного преступного сообщества или организованной преступной группы.
Помимо всего этого я пришел к выводу, что существует как виртуальный образ реальной толпы, так и сама виртуальная толпа под различными вымышленными и анонимными именами, внешними образами, «никами» и т.д., орудующая в Интернете. Интернет-толпа со своей нецензурной бранью, хамскими выходками, огульными обвинениями и оскорбительными выпадами на авторов публикаций или других лиц вплоть до политических деятелей, хакерскими действиями, связанными с хищениями различных материальных и других ценностей, вредительством в виде распространения вирусов и т.п., несет конкретную угрозу всем его добросовестным и законопослушным пользователям, т.е. Интернет-сообществу.
Если в соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Республики Узбекистан «народ является единственным источником государственной власти», то в соответствии со статей 8 «народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности». Такие нормы и определения понятия народ, в той или иной форме отражены и в Конституциях других стран. Например, в части 3 статьи 5 новой Конституции Кыргызской Республики говорится о том, что: «Кыргызская Республика гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Поэтому, когда понятию толпы наряду с другими дается и такое определение, которое было изложено выше и в котором говорится, что она является не только неким «скоплением преступников», но и «несознательной, обезумевшей или взбесившейся частью народа», то тогда можно сделать вывод, что и толпа не имеет или не зависит от национальностей своих элементов, т.е. граждан или лиц, составляющих эту толпу.
Теперь с точки зрения сформулированного определения понятия толпы, если проанализировать не только два кровавых события, которые произошли в Кыргызстане в начале апреля и во второй декаде июня 2010 года, но и другие подобные злодеяния толпы, в т.ч. андижанский бунт 12-13 мая 2005 года, то нетрудно прийти к следующим выводам и заключениям.
1. В апреле 2010 года в Кыргызстане имела место не революция, а бунт толпы. Причем бунт, в результате которого толпа, устроившая в Бишкеке беспорядки, вначале лишь захватила официальную резиденцию Президента Кыргызстана, но потом привела к власти группу лиц, которые объединившись в неконституционный орган управления, назвали ее «Временным Правительством Республики Кыргызстан». И этот нелегитимный орган управления, за период, когда Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев скрывался на юге страны, успел не только захватить государственную власть, объявить его режим свергнутым, а его самого и ближайших его родственников – преступниками, виновными в гибели части этой толпы и в экономических преступлениях, но и распустить Парламент Кыргызстана. Поэтому те меры, предпринятые им самим и его сторонниками, которые были связаны с рассекречиванием места его пребывания, несколькими его интервью для СМИ, организацией митингов его сторонников и временным восстановлением его власти в Джалал-Абадской, Ошской и Баткентской областях, не могли возвратить ему президентскую власть. Это стало особенно очевидным после неудачной попытки организовать митинг его сторонников в городе Ош. Поэтому он, видимо, и был вынужден подать заявление о своей отставке, дать согласие на эвакуацию и найти политическое убежище в Белоруссии.
2. Кровавые события, произошедшие в июне 2010 года в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана, – дело рук толпы. Эта агрессивная толпа, действовавшая под руководством неких пока еще неизвестных сил националистического и иного толка, которых следует найти и наказать, не только устраивала погромы, мародерства, изнасилования, поджоги домов, автомобилей и другого имущества этнических узбеков. Она путем массовых убийств вынудила около 300 тыс. этнических узбеков стать беженцами [17].
Не исключено, что в этих кровавых событиях на самом деле принимали участие какие-то бандиты, диверсанты, международные террористы, представители преступного мира, сторонники и ближайшие родственники бывшего Президента Кыргызстана Курманбека Бакиева. Однако их виновность еще не доказана, поэтому на них распространяется принцип презумпции невиновности. Тот же факт, что была осуществлена этническая чистка южных территорий Кыргызстана от этнических узбеков с помощью толпы из числа этнических киргизов, опровергнуть, на мой взгляд, уже никак нельзя.
По этой причине никак нельзя согласиться и с мнением некоторых политиков, утверждающих будто бы на Юге Кыргызстана произошла не этническая чистка, а гражданская война. Чтобы убедиться в правильности такого вывода следует обратиться к определению понятия гражданской войны.
Гражданская война – это война между организованными группами людей внутри одного государства или между двумя нациями, осуществляемая с целью захвата власти в стране или в отдельном регионе, добиться независимости этого региона или изменить политику правительства. Признаками гражданской войны являются элементы государственной военно-политической машины у обеих воюющих сторон и общенациональный размах событий.
Но те кровавые события, которые имели место на юге Кыргызстана, не соответствуют ни этому определению, ни вышеуказанным признакам гражданской войны, а соответствуют только лишь понятию «этнической чистки». Но прежде чем перейти к разъяснению этого понятия, считаю необходимым коротко остановиться на Андижанских событиях…
3. Андижанские события 12-14 мая 2005 года тоже дело рук толпы. Считая это высказывание достаточным для оценки андижанских событий и рекомендуя тем читателям, которых этот вопрос интересует, самостоятельно найти в поисковых системах Интернета те многочисленные статьи, которые посвящены этой теме, хочу подчеркнуть лишь следующее обстоятельство.
Вооруженные силы Узбекистана подавляли бунт толпы, которая была повинна в андижанских событиях, повлекших за собой гибель людей. Бунт, если бы его вовремя не подавили, мог распространиться по всему Узбекистану перерасти в гражданскую войну. Оппозиционно настроенные эмигрантские круги и другие наши соотечественники, поддержав сам факт совершения этого бунта толпы, осуждали и осуждают силовые действия по его подавленю. Но при этом они умалчивает тот факт, что свой бунт эта толпа начинала путем совершения ряда тяжких и дерзких преступлений. Например, с захватов военного гарнизона и тюрьмы с целью овладения в первом случае стрелковым оружием, а во втором случае – освобождения из него не только тех 23 предпринимателей, ради которых и затевался сам бунт, но и освобождения более 2000 особо опасных преступников, осужденных на длительные сроки заключения в тюрьму, с целью их использования в военных действиях [18].
Особенно странным выглядит поведение наших оппозиционно настроенных людей, когда они, поддержав бунт аналогичной толпы в Кыргызстане в начале апреля 2010 года, в результате которого там произошла смене власти, восхищались действиями этой толпы. И это несмотря на то обстоятельство, что эта толпа учинила в Бишкеке крупные беспорядки, при которых гибли люди, совершались поджоги, мародерства и погромы. Но когда аналогичная толпа, подняв бунт, устроила на Юге Кыргызстана не только беспорядки, но и настоящий геноцид этнических узбеков, они теперь, осудив ее, призвали не только силовые структуры Кыргызстана, но и Вооруженные силы Узбекистана подавить этот бунт толпы…
5. Каково определение понятия «этническая чистка»? Оно имеет различные определения. Но я бы сформулировал следующий вариант этого понятия.
Этническая чистка – это действие, совершаемое со стороны одной этнической группы людей по насильственному изгнанию с определённой территории лиц иной этнической принадлежности. При этом следует иметь в виду, что «этнические чистки» могут принимать самые различные формы – от массового переселения этнических групп и принуждения к эмиграции до депортации и геноцида.
Теперь если с позиции такого определения проанализировать те кровавые события, которые произошли в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана во второй декаде 2010 года, то не трудно прейти к выводу, что там произошел самый худший вариант подобной чистки, а именно, геноцид этнических узбеков в Кыргызстане. Но в соответствии с «Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», утвержденной на основании Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 году, геноцид является международным преступлением. В соответствии с этой Конвенцией понятие геноцида имеет следующее определение.
Геноцид (от греч. γ?νος – род, племя и лат. caedo – убиваю) – это действия определенной группы лиц, которые совершаются с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо другую национальную, этническую, расовую или религиозную группу людей, путем:
а) убийства членов такой группы;
b) причинения серьезных телесных повреждений членам такой группы.
Поэтому в соответствии со статьёй IV этой Конвенции лица, совершающие геноцид, подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.
В соответствии со статьёй VI «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние или таким международным уголовным судом, который имеет юрисдикцию в отношении сторон этой Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда.
6. Какие органы должны вести расследование и наказать виновных в геноциде этнических узбеков в Кыргызстане? На предложениях по этому поводу я останавливался выше, в первом разделе этой статьи. Поэтому здесь, переходя к своим собственным предложениям по данному вопросу, хочу отметить, что в отличие от предложений Совета ООН по правам человека, Международной неправительственной организации «Международная амнистия» Таджикистана, Помощника Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка и других заинтересованных сторон я, ни в коем мере не отвергая правильность тех мер, которые предприняты соответствующими правоохранительными органами Кыргызстана и Узбекистана, придерживаюсь следующей позиции.
Во-первых, в этом вопросе следует руководствоваться нормами «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
Во-вторых, для того, чтобы установить не только исполнителей, но и настоящих виновников кровавой бойни на юге Кыргызстана, т.е. руководителей и лидеров толпы этнических киргизов, осуществивших геноцид этнических узбеков, и снять необоснованные подозрения в организации этого геноцида с таких стран, как Таджикистан, Россия и США, необходимо в срочном порядке создать на основе Резолюции Совбеза или Генеральной Ассамблеи ООН такие специальные подразделения или органы, как, например:
– Комиссия экспертов или следователей ООН по расследованию геноцида на территории Кыргызстана;
– Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид этнических узбеков, совершённый на территории Кыргызстана в июне 2010 года.
7. Заключение. Я, отвечая в этой статье на вопрос о том, кто виноват в кровавых событиях на Юге Кыргызстана, хотел доказать, что в них виноват не кыргызский народ и не узбекский народ, а виновата обезумевшая толпа, готовая совершить любые злодеяния и не имеющая никакой национальности.
Однако в ходе, если можно так сказать, собственного расследования этих кровавых событий на основе материалов, опубликованных в Интернете, мною было установлено, что преступной толпой были совершены многочисленные преступления, главным из которых является геноцид этнических узбеков – граждан Кыргызстана. Поэтому солидные международные организации и ответственные должностные лица, да и многие простые люди, в том числе представители пострадавшей стороны, предложили провести международное расследование указанных злодеяний толпы, которую я отнес к числу преступных сообществ и групп. Однако ими не были конкретизированы, в какой форме должно быть организовано и проведено такое расследование. По этой причине я предложил создать соответствующие органы для расследования факта совершения геноцида и наказания виновных в его совершении.
В связи с этим обстоятельством я полагаю, что было бы справедливым и целесообразным, если бы Кыргызстан сам проявил инициативу в этом вопросе, обратившись в ООН с просьбой создать указанные в разделе 6 данной статьи органы для независимого международного расследования геноцида этнических узбеков на своей территории и принятия соответствующих мер по результатам такого расследования.
Литература
1. ООН насчитывает более миллиона беженцев при беспорядках в Кыргызстане. КорреспонденТ.Net (http://korrespondent.net/world/1088003).
2. Киргизские беспорядки унесли жизни 214 чел. (http://news.rambler.ru/Kirgizstan/head/6746985/).
3. Число погибших от беспорядков в Киргизии достигло 251 (http://www.regnum.ru/news/polit/1296855.html).
4. Дубнов А. Слишком много недобитых сил… (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276831260).
5. Дубнов А. Чужая сила. В убийствах жителей Киргизии подозревают таджикских боевиков (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276664700).
6. Киргизистон жанубидаги хунрезликлар ортида ким турибди? (http://www.ozodlik.org/content/article/2075769.html).
7. Грузия вазири Россияни Киргизистондаги узбеклар киргинида айблади (http://www.ozodlik.org/content/article/2073735.html).
8. Перцев Д. Все смешалось в Кыргызстане... (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1277708400).
9. Момоконов А. В чьих руках узбеки явились разменной монетой (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1276848060).
10. Авдеева Е., Исманов Б. Я не виноват, что я кыргыз!" Как нам возродить интернационализм? (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1277633220).
11. Абдуллаев Р. Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения – I. Интернет-журнал «Капитал страны» (http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/176564/).
12. Абдуллаев Р. Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения – II. Интернет-журнал «Капитал страны» (http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/176565/).
13. Абдуллаев Р. Какая форма правления эффективнее в Кыргызстане и Центральной Азии: республика или монархия? Интернет-журнал «Капитал страны» (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177163/).
14. Полномасштабная война в Средней Азии, возможно, предотвращена. Это заслуга президента Каримова (http://www.paruskg.info/2010/06/23/27143#more-27143).
15. Эл булишни киргиздан урганайлик! (http://www.ozodlik.org/content/transcript/2005360.html).
16. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Психология толпы (http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm).
17. ООН: При беспорядках в Киргизии пострадали более миллиона человек. Деловая газета «Взгляд» (http://www.vz.ru/news/2010/6/20/411909.html).
18. Вооруженные «акрамисты» захватили город в Узбекистане и выпустили из тюрьмы тысячи заключенных (http://bdg.by/news/news.htm?71693,67).
Написать комментарий
Эти отморозки-убийцы узбеков досихпор на свабоде. Их прикрывают милиция , прокуроры и судьи.
Я как юрист полностью согласен с автором статьи Рустамжаном, он безпристрасно изложил в статье соытия опираясь на научные анализы и все вещи назвал своими именами. В Кыргызстане была совершена не революция а настоящий бунт кучки людей жаждущих власти,чего они и добились. На юге Кыргызстана были совершены не беспорядки а настоящий этнический геноцид. Во всех цивилизованных демократических странах государственные мужи в таких случаях сами по повелению совести (если таковая у них есть), они из за угрызения совести уходят в отставку. А руководители г.Ош и Джалал-Абада и области, руководители силовых структур и руководства правительства республики не собираются уходить в отставку а наоборот вводят в заблуждение весь мир и продолжают гнуть свое и задерживают только этнических узбеков, судят их на длительные сроки лишения свободы в основном на пожизненное. Не судят тех кто убивал, насиловал, грабил и поджигал. Даже для покозухи осудили двух этнических кыргызов к 3 годам лишения свободы условно. Кто ответит, как попали к поджигателям идуших впереди толпы автоматы, кто их снабдил? Ведь автоматы не картошка которую можно купить на базаре. В заключении я солидарен с автором статьи и надеюсь, что Роза Отунбаева как президент, женшина и просто мать сама попросить у междунардных организаций провести расследования и дать юридическу оценку событиям на Юге республики.
я думаю все что произошло на юге Кыргызстана это значит мы еще не забыли ту рану которую пережили. Это говорит отом что мы духовно не развиты, то есть и узбеки и кыргызы мусульмани но практический не умеем жить по исламу. Если мы полностью жили бы по исламу то забы ли бы ту рану, и не поддавались бы провакацию. как говорится надежда умирает последней мы надеемся, и молимся в АЛЛАХА чтоб ОН дал нам твердый ыйман, понимание, и сабыр(терпение). да благословит нам АЛЛАХ!!!