Кто и зачем устраивает лазерное шоу вокруг самолетов?
В последнее время лазерное хулиганство стало одной из самых популярных тем в СМИ. Чем это вызвано: реальной угрозой для летчиков и авиапассажиров или желанием отвлечь народ от существующих проблем в авиации, да и вообще в стране? Насколько серьезна опасность со стороны «лазерных хулиганов»?
1. Нагнетание лазерной угрозы
О том, что лучи лазерных установок могут угрожать безопасности полетов, задумались с середины 1990-х гг. Первые прецеденты произошли в США. "19 ноября 1993 г., в 10 часов вечера по местному времени самолет В-737, вылетающий из Лас Вегаса (Невада, США), подвергся воздействию лазерного луча зеленого цвета на высоте 500 футов над землей. Луч попал в пилотскую кабину через боковое стекло правого летчика, в результате чего у обоих пилотов наступила кратковременная слепота, продолжавшаяся в течение 5–10 секунд. Второй пилот сообщил о проблемах с его правым глазом, и после завершения полета ему потребовалась медицинская помощь. Командир корабля высказал мнение, что если бы лазерный луч прошел через переднее стекло и осветил обоих пилотов под более острым углом к направлению полета, они бы полностью потеряли контроль над воздушным судном. Как сообщалось, источник лазерного излучения находился в одном из отелей недалеко от аэропорта. В течение последующих двух лет в районе аэропорта Лас Вегаса было зарегистрировано более 150 случаев облучения воздушных судов дальних и региональных авиалиний, военных самолетов и вертолетов местных служб, включая службы срочной медицинской помощи и правоохранения. 11 декабря 1995 г. в Лас Вегасе был введен запрет на любое использование лазерного излучения в открытом пространстве" [1].
Доклад о негативном воздействии лазеров на безопасность полетов был опубликован соответствующим правительственным агентством США еще в 2001 году [2]. В 2005 году появился еще один доклад. На сайте Росавиации этот вопрос освещается в "Руководстве по лазерным излучателям в спектре безопасности полетов", изданном в 2003 г. [1].
В этих документах речь идет в основном о достаточно мощных лазерных установках, владельцы которых должны зарегистрировать их и оформить на них соответствующую документацию. Однако с середины 2000-х всем желающим становятся все более доступны карманные лазерные указки, причем мощность их все время возрастает. Возможно, поэтому в последние годы количество "лазерных инцидентов" в авиации стремительно увеличивается. Так, в Великобритании в 2007 г. было зафиксировано 29 случаев, в 2008 г. – 206, а в 2009 г. – 461 [3].
Лазерный бум настиг и Россию. У нас, по данным Росавиации, первые пять случаев атак на самолеты лазерными лучами были зафиксированы в 2010 г., а за первые семь месяцев 2011 г. летчики сообщили уже о 67 лазерных инцидентах [4].
2. Лазерный меч дебилов?
Лазерная указка действительно вещь небезопасная. При желании можно измыслить массу ситуаций, когда она создает угрозу для жизни и здоровья. Об этом есть множество интересных заметок на соответствующих форумах. Производители же указок предупреждают, что нельзя светить лазером прямо в глаза: это приведет к полной или частичной потере зрения.
Однако возможно ли обычной лазерной указкой попасть пусть даже не в глаза летчику, а хотя бы в кабину самолета, заходящего на посадку? Приводимые в СМИ данные о хулиганах, пойманных с поличным, повергают в ступор. Так, например, задержанный в Ростове-на-Дону владелец указки, находился на расстоянии не менее 10 км до аэродрома. Учитывая курс самолета, с улицы, на которой "повязали" злоумышленника, практически невозможно под прямым углом попасть лучом в кабину – в лучшем случае можно попасть сзади под углом градусов в 30. Позже это признали и специалисты – именно поэтому "взятого с поличным" ростовчанина отпустили, а вовсе не из-за отсутствия нужного закона и трудностей с уликами.
Столь же нелепо выглядит и рассказ о незадачливом любителе лазерных шоу в Москве. Развлекая свою девушку на Воробьевых горах, он включил светомузыкальную установку в своем автомобиле. При этом лазерные лучи из открытого багажника иномарки ослепили пилотов самолета, садившегося в Домодедово. Нелегко приходится летчикам, заходящим на посадку в Домодедово: откуда их только не ослепляют, если верить СМИ – то из Люберец, то с Воробьевых гор [5]. Удивительно, что Красная Площадь и Парк культуры остались еще не задействованы.
Теоретически, предлагаемые сейчас в Интернете лазерные указки с точки зрения мощности и дальности действия вполне могут "добить" до заходящего на посадку самолета. Так, синяя лазерная указка мощностью 1000 милливатт (=1вт) имеет дальность луча 50 км, а зеленая мощностью 500 мВт – дальность 40 км. Стоят они, соответственно 12500 руб. и 6000 руб. Самые распространенные на сегодня и самые дешевые красные лазерные указки для сбивания самолетов пригодны меньше: у них меньше и мощность, и дальность. Кстати, поэтому сообщение об 11-летнем мальчике из поселка Жуково Уфимского района, который ослепил летчиков, заходивших на посадку в аэропорту Уфы, лазерной указкой, найденной на улице, тоже звучит странно [6].
Тем не менее, даже без учета траектории самолета и географического местоположения предполагаемого хулигана, насколько велика вероятность попасть крохотным пятнышком лазерной указки на расстоянии в несколько километров в кабину самолета, несущегося со скоростью более 200 км/ч? Желающие могут попробовать на неживых наземных целях. Для того чтобы на мгновение ослепить пилота, достаточно просто на секунду или даже долю секунды "мазнуть" лазерным лучом по стеклу кабины. Однако стоит иметь в виду, что когда указка в руках сдвинется всего на 1 см, то на расстоянии 500 м, узкий лазерный луч сдвинется примерно на 500 м. Легко ли, размахивая такой тоненькой "кисточкой", попасть по кабине? Нет, конечно, вероятность такого попадания не равна нулю, но все же она гораздо ниже, чем можно судить по сообщениям СМИ. Впрочем, стараниями все тех же СМИ лазерное хулиганство стало модным, так что лучей в небе прибавится, и вероятность повысится.
3. "Все на борьбу с указками!"
Возможно, злоумышленники использовали не обычные указки, а специализированные мощные лазеры на штативе с биноклем и прицелом. Но тогда к чему трубить о хулиганах и шпынять 11-летних подростков и безответственных любителей девушек и светомузыки? Есть ли у СМИ еще какие-то задачи, кроме повышения собственных рейтингов и тиражей? Чего они добиваются? Подбросить новые идеи отморозкам и террористам? Отвлечь внимание от катастрофического состояния российской авиации?
Эта задача весьма своевременна. Сегодня, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, необходимо заменить больше 2/3 авиафлота страны. Российские самолеты устарели морально и технически, но они еще могли бы сохранить запас надежности, если бы их осмотр и ремонт осуществлялся своевременно и в полном объеме. Очевидно, что при стремлении экономить на всем российские авиакомпании этого не делают [8]. Даже обновление техники производится весьма специфическим образом – например, за счет покупки бу-самолетов в Китае [7]. Участившиеся авиакатастрофы вызваны, в первую очередь, изношенностью авиапарка. Однако авиакомпании и государство продолжают препираться, за чей счет стоит обновлять технику, а встревоженных пассажиров отвлекают байками о лазерных указках. Интересно, получится ли списать на лазерных хулиганов катастрофы, если они произойдут в сравнительно безлюдной местности?
Лазерное хулиганство может послужить и отличным предлогом для внедрения в обязательном порядке специальных защитных очков и светоотражающего покрытия, а также оснащения аэродромов беспилотниками со специальной фотоаппаратурой для отслеживания злоумышленников.
Помимо этого, энергичная борьба с указками позволяет властям продемонстрировать свое неустанное радение о благе народа. Власти Чечни показательно отчитывают 17-летнего подростка и запрещают продажу указок. Госдума принимает соответствующий закон – уже для всей страны. Количество авиакатастроф от этого вряд ли уменьшится, но общественный резонанс налицо.
Литература
1. http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/ICAO_doc9815_0.pdf - официальный сайт Росавиации. "Руководство по лазерным излучателям в спектре безопасности полетов". Издание первое – 2003.
2. http://www.hf.faa.gov/docs/508/docs/cami/0107.pdf.
3. http://news.bbc.co.uk/cbbcnews/hi/newsid_8300000/newsid_8304800/8304810.stm.
4. http://www.1tv.ru/news/crime/181170.
5. http://www.newsmsk.com/article/28Jul2011/lazer_again.html.
6. http://www.rg.ru/2011/07/19/malchik.html.
7. http://www.km.ru/bez-kupyur/2011/07/14/rossiiskaya-ekonomika/novaya-ekonomika-i-trupy-na-volge.
8. http://www.fontanka.ru/2011/07/25/111/.
Написать комментарий
да уж, тупизм на лицо, сам закончил авиационный... и понимаю в экономике кое что, так что рыба гниет с головы... Всё дело в политике!