Китайская экономика: страхи вокруг жесткой посадки
Китай в феврале 2012 года пережил большой торговый дефицит. Это можно считать беспрецедентным явлением для китайской экономики последних десятилетий. Как надо относиться к этому явлению? Что это говорит о китайской экономике? Не является ли это симптомом будущего резкого замедления роста азиатского гиганта?
Обычно Китай обвиняют в том, что он экспортирует слишком много. Его доходы от продажи за рубеж превышают иностранные закупки и часто с высокой прибылью. Этот ставший традиционным излишек многим досаждает. На прошлой неделе президент Барак Обама подписал законопроект, который подразумевает административное право облагать тарифами продукцию из Китая и Вьетнама, если она потребует субсидирования или наводнит американский рынок. Законопроект быстро прошел через обе палаты Конгресса. Когда пришло время дать отпор китайскому импорту, капризная законодательная власть США пришла к консенсусу в отношении Китая.
Но в этом месяце рутину нарушили две интригующие новости. 13 марта 2012 года три самых крупных торговых партнера Китая – Япония, Европейский Союз и США – выразили недовольство тем, что Китай недостаточно экспортирует. Они обратились к данным Всемирной торговой организации, утверждающей, что Китай принудительно ограничивает экспорт вольфрама, молибдена и 17 редкоземельных ископаемых, таких элементов как тербий и европий, которые используются в производстве многих высокотехнологичных товаров, включая флуоресцентные лампы. Китайская сторона отреагировала вспыльчиво, заявив, что претензии безосновательны.
Другая новость пришла несколько дней ранее, когда китайское Министерство таможни объявило нечто встречающееся реже, чем европий: торговый дефицит Китая. Он составил $31,5 млрд. в феврале и дисбаланс оказался больше, чем когда-либо при случавшемся дефиците – он превысил все ежемесячные прибыли от экспорта. Обычно китайский торговый баланс нарушается в преддверии китайского Нового года, потому что экспортные фабрики закрываются перед фестивалем. В этом году праздник наступил раньше, чем в прошлом из-за переноса даты. Но если даже сложить вместе доход от экспорта за январь и февраль, Китай получает дефицит около $4 млрд. Экспорт и импорт привычно оживятся за счет шелка, как только Китай вернется к работе. В этом году импорт восстановится в отрыве от экспорта.
Дефицит питает одно опасение и одну надежду. Опасение заключается в том, что китайская экономика преждевременно замедлится, хромая из-за снижающегося экспорта в переживающую кризис Европу и растущих цен на товары потребления, например, на топливо. Надежда же в том, что Китай сбалансирует торговое сальдо и уйдет от экономической модели, опирающейся на зарубежный спрос. Но ни опасения, ни надежды полностью не подтвердились в этом месяце.
Это правда, что ослабевшему китайскому экспорту способствует спад крупнейшей экономики. Китайская промышленность выросла на 11,4% за январь и февраль. В сравнении с тем же периодом в 2010 году рост происходит значительно медленнее, чем нормальные темпы примерно в 15%. Но надежда на глобальный рост не угасает, даже если предположить, что китайский экспорт будет находиться на самом низком уровне. Замедление китайской экономики было приостановлено спасительным падением инфляции. Это дало китайскому правительству некоторые возможности, чтобы стимулировать спрос.
Что же до восстановления баланса? Февральский торговый дефицит может быть аномальным, но он обозначает широкий тренд: быстрое снижение в китайском внешнем балансе. Профицит текущего счета Китая – результат обширных мер по государственным внешним расчетам и доходам от товаров и услуг – упал до 2,8% ВВП в прошлом году с пиковых 10% ВВП до финансового кризиса. На Гонконгских финансовых биржах больше не делают ставки, что юань будет только крепнуть. Это намекает на то, что юань близок к своему «равновесному» уровню, – говорит китайский премьер-министр Вэнь Цзябао.
К сожалению, Китай восстанавливает внешний торговый баланс без внутреннего равновесия. Текущее положительное сальдо сузилось в последнее время потому, что возросли внутренние инвестиции, но не потребление. Некоторые экономисты, тем не менее, беспокоятся, что китайский торговый профицит скоро снова проявится. Согласно Джонатану Андерсону, в прошлом представителю швейцарской финансовой компании UBS, во время инвестиционного бума 2001-2004 гг., к примеру, была подготовлена почва для раздувания профицита 2004-2007 гг. Эти инвестиции пошли в тяжелую промышленность, такую как алюминий, станки, цемент, химия и сталь. Внутреннее производство и потребление исключили импорт похожих продуктов. И когда замедление китайской строительной промышленности отразилось на внутреннем спросе на эти товары, Китай стал продавать за границу все, что он не мог продать на внутреннем рынке. Как результат – высокие доходы.
В последние три года Китай также переживает потрясающий инвестиционный бум. И с ослаблением рынка недвижимости строительная промышленность имеет все шансы замедлиться. Является ли это начальной стадией повторения профицита 2004-2007 гг.?
Сегодняшнее отличие в природе китайского инвестиционного бума, который сконцентрировался на дорогах, железнодорожных путях и жилье, но не на фабриках. В 2009 году, к примеру, займы под инвестиции в основные фонды впечатляюще росли. Но только 10% были направлены в промышленность, – говорит Николас Ларди из Института Петерсона. Около 50% пошло на инфраструктурные проекты. В его ежегодном обзоре правительственной работы, вышедшем в этом месяце, мистер Вэн отметил, что Китай закрыл устаревшие заводы с объемом производства в 150 млн. тонн цемента и 31,2 млн. тонн железа.
Усилия по рационализации тяжелой промышленности и исключению избыточной производственной мощности должны предотвратить повторение высокого внешнего профицита в торговле предыдущих лет. Это в свою очередь должно умиротворить несдержанных торговых партнеров Китая. Но это может быть не так просто. Возьмите хотя бы особенно фрагментированное и грязное производство. По убеждениям правительства, одна из крупных фирм купила больше дюжины других, восемь из которых были позже закрыты. Это подстегнуло объемы производства к тому, чтобы наводнить мир своей продукцией. Проблема? Эти продукты реже природных ископаемых.
Написать комментарий