25 ДЕК, 01:40 МСК
USD (ЦБ)    78.5850
EUR (ЦБ)    92.8137


Китайский дракон – новый владыка морей 4. Американский орел возвращается к протекционизму: иные меры

25 Декабря 2025 25 0 Экономика
Китайский дракон – новый владыка морей 4. Американский орел возвращается к протекционизму: иные меры

В предыдущих статьях мы показали, что американское судостроение и морские грузоперевозки действительно «приплыли», уступив мировое лидерство Китаю. Обсуждаемый в недрах Конгресса Билль «Закона о судоходстве для Америки 2025 года» (SHIPS), призван восстановить судостроительную промышленность и морские грузоперевозки. Но проблема требует еще больших организационных усилий протекционистского характера, к которым приступают США.

Расширение законов о грузовых преференциях

Помимо Закона Ships, правила грузовых преференций играют отдельную и дополнительную роль в поддержке судостроения США. Законы о грузовых преференциях требуют, чтобы часть грузов правительства (например, военные грузы, продовольственная помощь и стратегические товары) перевозилась на судах под флагом США. Сторонники возрождения американского морского флота рекомендуют рассмотреть возможность расширения этих требований, например, обязав часть американского экспорта также перевозиться на судах под флагом США. Недавно Офис Торгового представительства США (USTR)* предложил поэтапное введение требования к экспортерам использовать суда под флагом США (и, в конечном итоге, построенные в США) для осуществления до 15% поставок к 2032 году. Эти меры гарантируют расширение клиентской базы для американских верфей и рабочей силы в судоходстве, одновременно укрепляя экономические интересы и интересы национальной безопасности США. Такое расширение гарантировало бы устойчивый спрос на новые суда, создало бы тысячи рабочих мест в морской отрасли и обеспечило бы судостроительным верфям объём, необходимый для модернизации и конкурентоспособности на мировом рынке. Такие стимулы, как льготные тарифы или приоритетный доступ в порты для судов под флагом США, могли бы усилить эту защиту. В сочетании со строительными субсидиями и эксплуатационной поддержкой в рамках таких программ, как Программа морской безопасности, эти шаги не только защитили бы морской суверенитет Америки, но и обеспечили бы долгосрочные инвестиции в судостроительные мощности США.

* — Офис торгового представителя США (USTR) отвечает за разработку и координацию политики США в области международной торговли, сырьевых товаров и прямых инвестиций, а также за контроль над переговорами с другими странами. Главой USTR является торговый представитель США, член кабинета министров, который является главным советником президента по вопросам торговли, переговорщиком и представителем президента по торговым вопросам.

Введение стратегических сборов и ограничений на импорт китайских морских товаров

Чтобы противостоять «хищнической», по мнению американцев, практике Китая, торговые власти США предпринимают откровенно протекционистские и дискриминационные шаги по введению санкций за зависимость от китайских судов и оборудования. Меры USTR в ответ на доминирование Китая в судостроении, включают в себя высокие сборы за заход в порт для судов, принадлежащих Китаю или построенных в Китае, направленные на то, чтобы отговорить грузоотправителей от использования таких судов для грузов, направляющихся в США. Например, любое судно, эксплуатируемое компанией, связанной с КНР, или даже иностранное судно, построенное в Китае, должно будет платить дополнительные сборы по прибытии в порты США, причем эти сборы будут ежегодно расти.

Параллельно с этим USTR предложило ввести пошлины до 100% на важнейшее портовое оборудование китайского производства, такое как портальные краны, интермодальные шасси и морские контейнеры, чтобы стимулировать поставки из других стран.

Другое новаторское правило потребует, чтобы всё большая доля экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из США перевозилась на СПГ-танкерах, построенных в США, а не на иностранных. В совокупности эти торговые меры «уравнивают правила игры», повышая стоимость субсидируемых Китаем перевозок и снижая зависимость США от китайских морских грузов. Они также посылают сигнал промышленности о том, что инвестиции в американское судостроение (и судостроение союзных стран) будут вознаграждены, в то время как опора на китайские цепочки поставок будет сопряжена с финансовыми рисками.

Укрепление сотрудничества союзников и расширение их возможностей в Арктике

Поскольку вызов со стороны Китая носит глобальный характер, США предлагается усилить совместную работу с союзниками, сосредоточившись на стратегических нишах, таких как арктическое судоходство. На международном фронте США должны возглавить усилия по возрождению системы субсидирования судостроения и торговли, «основанной на правилах», в противовес «хищнической» китайской системы субсидий, привлекая такие крупные судостроительные державы, как Южная Корея, Япония и европейские страны, к коллективному противодействию недобросовестной практике Китая.

Это может означать новое соглашение, устанавливающее ограничения на субсидии, или скоординированный отказ от использования судов китайской постройки для государственных чартеров и т. д. Кроме того, обмен технологиями и совместная разработка новых проектов судов или ледоколов может помочь всем участникам улучшить экономию за счет масштаба за пределами орбиты Китая.

Уже есть многообещающие примеры того, как такое сотрудничество может работать. Южнокорейская компания Hanwha Ocean выделила 5 миллиардов долларов на расширение судоремонтной верфи Hanwha Philly Shipyard, увеличив производительность с менее двух судов в год до 20. Наряду с модернизацией инфраструктуры и автоматизацией, Hanwha разместила заказ на строительство 10 танкеров на верфи, а численность персонала, по прогнозам, увеличится примерно до 5000 человек. Такие совместные инвестиции не только приносят капитал и технические знания, но и обеспечивают гарантированный портфель заказов, стабилизирующий производственные линии США — модель партнерства, которую Америка должна перенять с другими союзниками.

Итак, американские индустриалисты, осознав всю глубину деградации еще одной важной промышленной отрасли, стремятся мобилизовать не только финансовые и технологические, но и политические ресурсы для разработки стратегии спасения судостроения. Эта отрасль стратегического значения, обеспечивающая контроль за глобальными морскими торговыми потоками и разработку богатств мирового океана и прибрежных территорий, была бездарно разрушена в ходе либерально-глобалистской политики под убаюкивающие фальшивые мелодии постиндустриализма. Еще одна «ошибка» либерал-глобализма, которая действительно хуже, чем «предательство». Остается надеяться, что данный американский урок хорошо усвоен руководителями российского судостроения, которое в последние годы действительно обретает стратегические контуры развития.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Сергей Толкачёв
Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
  8. В поле «Представьтесь» допускается указывать только имя или псевдоним. Использование лозунгов, фраз или других выражений может привести к отклонению комментария автоматической модерацией.
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more