Как Таможенный союз влияет на приграничные регионы России?
После образования Таможенного союза прошло уже несколько лет, и можно подвести первые итоги. Чего больше – плюсов или минусов? Как повлияло создание Таможенного союза на российскую экономику и экономику регионов, граничащих с Казахстаном и Белоруссией?
Восстановление нарушенных связей
Распад Советского Союза вовсе не был ни закономерным итогом, ни благом для страны в целом или отдельных ее республик – с этим сегодня соглашаются все больше экспертов и аналитиков. Разрушение единого хозяйственного комплекса и прочных экономических связей привело к падению производства во всех республиках бывшего Союза. Поэтому идея возрождения единого экономического пространства – создания Таможенного союза и формирования Евразийского экономического союза (ЕАС) – стала вполне закономерной.
Объединение рынков и создание Таможенного союза уже дало положительные результаты: за первые два года объем взаимной торговли почти удвоился, ожидается, что в 10-летней перспективе на 15% увеличится ВВП. Однако рост взаимной торговли – вовсе не главный показатель и не единственная цель экономической интеграции бывших республик. Члены будущего Евразийского экономического союза, который планируется создать к 1 января 2015 года, будут «выступать единым фронтом», формировать общую стратегию развития, проводить совместную промышленную, сельскохозяйственную и научно-техническую политику. Созданный в ходе интеграции общий рынок большой емкости может стать основой для более устойчивого к мировым кризисам экономического развития, и, следовательно, для укрепления суверенитета России и стран-участниц.
По расчетам экспертов, создание Евразийского экономического пространства может дать к 2030 году совокупный эффект для России, Белоруссии и Казахстана в размере до 900 млрд долларов. Рост ВВП при этом будет наиболее ощутимым для Белоруссии – порядка 14%, в Казахстане он составит около 3,5%, в России – 2%.
Однако все эти эффекты достижимы лишь в долгосрочной перспективе, и лишь при условии, что логика работы предприятий будет изменена с учетом новых правил игры. До этого предстоит огромная работа по устранению различий в тех сферах законодательства, от которых зависит совместная деятельность, по выравниванию размеров и объемов экономики стран-членов ЕАС.
Таможенный союз и приграничные регионы
Пока же «быстрые» эффекты, основанные на ликвидации таможенных барьеров, довольно скромные. Тем не менее, они уже есть, и особенно заметны в приграничных регионах, правда, там же острее всего проявляются и проблемы, которые неизбежно возникают при отладке любого нового механизма.
Так, в Оренбургской области, граничащей с Казахстаном, товарооборот с этой республикой за 2012 год увеличился в два раза, с Белоруссией – в 0,5 раза. Однако разница в налоговых режимах двух соседних государств – не в пользу России, и потому предприниматели в массовом порядке переносят свой бизнес к соседям, уходят под выгодный налоговый казахский режим и юрисдикцию. Все больше появляется и мошеннических схем, когда товары российского происхождения оформляются за пределами России, что, конечно же, не лучшим образом отражается на экономике области. Довольно распространенной является и другая схема, когда российский бизнес организует производство сельхозпродукции в Казахстане, а затем продает ее на территории этой республики как российский импорт. Чтобы препятствовать махинациям, эксперты предлагают на 1-2% понизить налоги в России, и настолько же повысить их в Казахстане, кроме того, упростить оформление товаров, ввести единую форму сертификатов, унифицировать страховые полисы для транспортных средств. Все эти вопросы пока обсуждаются и ждут своего решения.
В Брянской области, граничащей с Белоруссией, товарооборот с этой республикой за 2012 год увеличился в полтора раза. При этом доля импорта (621,8 млн долларов) более чем в 2,5 раза превышает долю экспорта (252,4 млн долларов). Помимо традиционного партнерства с белорусскими молокоперерабатывающими предприятиями, расширяется сотрудничество в сфере машиностроения. Реализуется ряд проектов с привлечением белорусских инвестиций, в частности на совместном российско-белорусском предприятие «Брянсксельмаш» идет сборка шести модификаций сельхозтехники. Реализация продукции ведется ЗАО СП «Брянсксельмаш» через сеть дилерских центров, расположенных почти в 50 регионах Российской Федерации. Поставки техники осуществляются и в страны ближнего зарубежья. На территории Брянской области создано предприятие «Амкодор-Брянск» по производству дорожно-строительной техники. Оно ориентировано на внутренний российский рынок и выпускает весь модельный ряд продукции белорусского предприятия «Амкодор» (Минск). В настоящее время реализуется инвестпроект на сумму свыше 290 млн рублей по открытию сборочного производства спецтехники с последующим строительством завода по выпуску спецтехники мощностью 800 машин в год. На базе ООО «Агромашсервис» создан дилерский центр ЗАО «Торговый дом Минского тракторного завода» по продаже, сервисному и гарантийному обслуживанию тракторов марки МТЗ. Ведется дальнейшая работа по организации дилерских центров по продаже, сервисному и гарантийному обслуживанию сельскохозяйственной, дорожно-строительной, автомобильной техники белорусского производства.
Целый ряд предприятий области работают в сотрудничестве с белорусскими партнерами: ЗАО «Жуковский завод технологического оборудования», ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод», ФГУП «Брянский электромеханический завод», ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР», ОАО «Клинцовский завод поршневых колец», ЗАО «Дизель-Ремонт», ОАО «Сантехлит», ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор», ООО «ТФК Ирмаш», ЗАО «Группа Кремний Эл», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ОАО «192 Центральный завод железнодорожной техники», «Ивотстекло».
При всем том, здесь существуют те же проблемы, что и в Оренбургской области – перенос бизнеса к соседям и рост объема контрафактной продукции. Так, например, довольно стандартной стала схема, когда фирма работает в Белоруссии, а регистрируется в Смоленске или Брянске. Тогда поставка продукции в Россию производится со стороны формально российских компаний.
Что еще предстоит решить
Чтобы свести к минимуму всевозможные бизнес-махинации, необходимо уравнять условия для развития бизнеса в странах-членах Таможенного союза и создать единую систему правоприменения, которая должна включать унифицированную систему налогообложения, единое техническое регулирование качества и безопасности товаров, единую систему государственной поддержки и госдотаций.
Отсутствие достоверного учета импорта и разница в условиях для развития бизнеса приводит к росту объемов контрафактной продукции, от которого российские производители страдают в большей степени, нежели казахстанские или белорусские. Так, например, сегодня растет поток контрабандной водки из Казахстана и сигарет из Белоруссии – поскольку акцизы на табак и алкоголь в России и у партнеров по Таможенному союзу отличаются в 6 – 7 раз. Еще острее эта проблема грозит стать после 2015 года, когда в России ожидается кратное повышение акцизов.
Интеграция и снятие таможенной границы привели к усилению миграции и, как следствие, к росту преступности и межнациональной напряженности. В Белоруссии, например, отмечен рост криминальной активности выходцев из республик Кавказа. Другой проблемой стало увеличение наркотрафика. Как отмечает глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов, через российско-казахстанскую границу, например, сегодня поступает до 95% афганского героина. Особенно острой ситуация является в Сибири и на Урале.
Создание единого таможенного пространства принесло неожиданные проблемы в самых разных сферах, но это говорит не о порочности самой идеи Таможенного союза, а о том, что придется немало потрудиться над ее грамотной реализацией. Задача эта приобретает особую важность в свете курса на расширение Таможенного союза и возможное присоединение к нему стран Средней Азии.
Далее читайте:
Написать комментарий